Часть 8. Хороший, плохой и я.
Где-то так:
Фильм, кстати, рекомендую. Фильм хороший, веселый, бодрый и жизнеутверждающий.
На самом деле у нас тут планировалась немного другая тема, но поскольку народ во времена Очакова решил смешать все в кучу, а я, в ответ - подошел к вопросу комплексно, и длилось это "столько люди не живут", придется для логики изложения как-то одновременные события растягивать в логическую цепочку.
В общем, настало, значит, 20 апреля 2008-го года. Ну вы представьте себе, сидите вы, значит, за компьютером, и гамаете свою любимую гаму. Например, танчики. А покушали плотненько так, пивком залили, и все хорошо, и бои идут интересные, одна печаль - на клапан давит. И с каждым боем все сильнее давит, а оторваться - сил нет. И вот вы терпите-терпите, возбуждение накапливается, накапливается, и наконец понимаете - сейчас или никогда! И бросаетесь вы в свой любимый ватерклозет к своему любимому сральнику, открываете дверь, включаете свет, а там - злобный зверь тиранозавр рекс сидит, только у него еще рога, как у трицератопса, и хвостовой гребень, как у стеганозавра... И смотрит он на вас умиленным взором, и говорит человечьим голосом: "Что, милый, покакать пришел? Покакай, покакай..."
Ну вот где-то так это и выглядело, да...
В общем, протерев полы от следов калоизвержения, начал я чесать репу - откуда взялся тиранозавр, да еще в моем любимом ватерклозете. И понял, что тут требуется команда охотников за ватерклозетными тиранозаврами с рогами, как у трицератопса, и спинным гребнем, как у стеганозавра. Не буду рассказывать, как найти такую команду, мне просто сказали - "ждите вам позвонят". Ну типа, как в такси... Ну я и сел ждать... И тут началось. С совершенно разных сторон - "а не желаете ли вы съездить за границу". Ага, щазз... В общем, доблестно сижу, жду звонка, а звонка нет и нет. Зато вижу - что-то интересное вокруг происходит, некое шебуршение такое, любопытное...
В общем, что тут говорить? Жить стало веселей...
Еще раз поясняю - я тогда вообще ничего не понимал. Я только буквально пару-тройку лет, как окончательно из дурки вылез, себя из кусков собрал, залочил-заблокировал, чего не след иметь нормальному человеку... Собеседуясь на последнюю работу, я на вопрос, не занимался ли я психологией - ответил "нет", я тогда этой психологией сыт был по самые гланды, в гробу я ее видел, да видать - рановато. И вот сижу я, ничего не понимаю, а вокруг шебуршунчики бегают, шебуршат, и не просто так шебуршат - а миленько так, со вкусом...
В общем, сел одинокий сисадмин, чудом пролетевший мимо дурки, и начал чесать репу. И на коленке в пятнадцать минут просчитал некую динамику развития событий, и динамика мне эта, братцы - очень не понравилась. И вот что интересно. Почти семь лет прошло (в мае будет ровно), а никаких отклонений от рассчитанного тогда курса партии нет. Вот вы мне объясните, пожалуйста, товарищи спецслужбы, чему вас там такому учат, что одинокий сисадмин, чудом пролетевший мимо дурки, может на семь лет вперед вас просчитать, а? Мы еще коснемся этого моего прогноза, это очень интересный и поучительный прогноз.
И по всему получилось, что на самом деле я уже не просто сисадмин, а, как поется в одной известной песне - участник...
Можно было понять потерпельцев. Они попали, и они хотели знать, почему. Наших понять было сложно (там все потом здорово иначе оказалось), но их поведение вполне интерпретировалось в термин "ловля на живца". Ну а чо? Чувак светанулся, как Малыш над Хиросимой - ясно, что бабочки на свет полетят... И в общем, если сделать ассист вторым что-то меня еще обязывало, то уж в отношении первых - вы меня простите... На самом деле видимый контекст ситуации со стороны СБУ выглядел несколько иначе, а с учетом того, что выяснилось позже, и что мы тут рассматриваем - все было вообще не так. Но мне об этом, как всегда - не сказали...
В результате мы имели классическую ситуевину хороший полицейский - плохой полицейский. Ну и я, любимый. Прямо посередке. Такая ситуация вызывает просто офигительные ощущения, да... Дивов в "Как я был экстрасенсом" описывал, как его водили, и как ему это не понравилось. Посмотрел бы я на него в моей ситуации...
В общем, попав в такую вот транзакционную игру с неизвестной ставкой и непредсказуемым результатом, мне пришлось выработать некоторую линию поведения. Каковая линия поведения привела к прокачке и установке "якоря", закончившейся пьянкой в лесу и пикантной беседой при интересных обстоятельствах, упомянутой в прошлой теме цикла... И понятно, что после такой беседы наши доблестные несколько изменили наметившееся отношение к моей скромной персоне. А потом была беседа с настоящим полковником, и все стало совсем-совсем плохо...
Мы не поймем дальнейших событий, если немножко не отвлечемся на популярное изложение некоторых специфических случаев из теории и практики игр...
Первое, что нужно понимать, это то, что игра в хорошего и плохого полицейского - это игра двух игроков. Причем игроки эти не хороший и плохой полицейский, нет. Хороший и плохой полицейский - это один и тот же игрок, на самом деле. А второй игрок - подследственный (проверяемый, подозреваемый). Еще раз повторяю - плохой и хороший полицейский - это один и тот же игрок. Просто в двух ипостасях.
Приведем два примера.
В фильме "Семнадцать мгновений весны" есть эпизод допроса в подвалах гестапо какого-то бедолаги. Один дознаватель бьет, кричит, не дает спать, применяет всяческие другие методы. Подследственный уже плачет, его колотит, в общем - хорош уже, подследственный-то. Потом приходит второй дознаватель, орет на первого, выгоняет его, и участливо так подследственному - ой, а что это с вами? Далее следует душещипательная беседа с кучей обещаний райской жизни, подследственного уводят в камеру, а второй дознаватель, выходя из комнаты, говорит первому - дайте ему поспать минут пятнадцать (или сколько там в фильме?) и продолжайте...
В игре хороший полицейский - плохой полицейский оба полицейских действуют заодно. Но что самое главное - все решения по применению насилия, устрашения и прочих форм девиации принимает именно хороший полицейский. Плохой полицейский - это просто шестерка, функциональный элемент, человек, выполняющий приказы. Все гавно, которое вываливается на подследственного, идет от хорошего полицейского. Отсюда мораль - хороших полицейских не бывает, по крайней мере, не в этой игре точно.
Второй пример, я считаю, превосходен. Вторым примером у нас будет замечательный, удивительный, прекрасный сериал "Коломбо". Кто не смотрел - бегите мигом смотреть, оно того стоит. Так вот, в этом сериале действует один персонаж, один детектив - лейтенант Коломбо. И действует он просто блестяще. Он нервирует подозреваемых, раздражает их, причем специально, и это очень хорошо показано. С другой стороны, он выглядит, говорит, двигается, как дурачок. Как ретивый, но безобидный, и в общем - совершенно незлой служака, который хочет только дожить до пенсии. Очень милый и трогательный образ... И вместе с тем - вот эти вот постоянные возвраты, когда разговор уже закончен, подозреваемый расслабился, Коломбо было уходит, но вдруг хлопает себя ладонью по лицу и говорит - ой, знаете, я забыл, вот еще что мне скажите...
Коломбо играет сразу две роли - хорошего и плохого, причем одновременно. Хороший Коломбо - милый недалекий служака. Плохой Коломбо репрезентирован вот в этой вот судорожности поведения, которая раздергивает подследственного, и в совершенно, как бы, случайных, но очень каверзных вопросах. Посмотрите сериал с этой точки зрения - вы будете восхищены.
Что можно сказать об этой игре? Да, она опирается на определенные элементы бессознательного, на естественные физиологические процессы. Как было сказано в одном голливудском фильме про поиски Усамы Бин Ладена - "ты думаешь, что сможешь сопротивляться? это физиология, а с физиологией не поспоришь, ты мне сам все расскажешь"... Казалось бы - вот он, идеальный метод проведения следственных действий, да? А вот вам фигушки...
На самом деле все совсем не так кучеряво, и даже наоборот.
Представим себе игру хороший полицейский - плохой полицейский на тему "вы, товарищ подследственный, розовый слон". Глупость, правда? А ведь на эту глупость можно торбить человека долго, доводя до краешка торбить... И рано или поздно человек скажет - "да, я розовый слон, отъебитесь". То есть - будет самооговор. И нормальный прокурор таких полицейских, почитав материалы дела, отправит на службу в ГАИ, ибо даже в ППС им делать - нечего. Совсем нечего, там ведь с людьми работать надо, а не розовых слонов искать...
Почему так происходит? Потому что эта игра построена на фокусе, на версии, которая тем или иным методом проверяется. И по каждой версии нужно человека "пробить", довести, доплющить - пока он не начнет рассказывать сам... А если версия неверная, ошибочная, или вообще - человек не тот? Прежде, чем играть в эту игру, нужно быть к ней готовым. Вот я, например, абсолютно спокоен на предмет проверок на шпионаж в пользу Бетельгейзе. Все знают, что на планетах Бетельгейзе нет разумной жизни.
Пусть проверяют.
На самом деле есть много способов проведения дознания. Тут не нужно быть криминалистом или следователем, чтобы это знать - достаточно смотреть детективы, а еще лучше - читать детективы. Вот Шерлок Холмс, например, он знаменит дедуктивным методом. Но никто не обращает внимания на то, что за этим "методом" стоит наука криминалистика и постоянные экспертизы. Холмс проводит непрерывные опыты, ищет реагенты для определения крови, исследует сигаретный и сигарный пепел, исследует симптомы, вызываемые ядами. Он осматривает подошвы обуви, следы на трости и так далее. Холмс на самом деле ведет себя так, как ведет себя современный эксперт-криминалист. А когда у него уже собран некий запас совершенно точных, однозначных и объективных фактов - вот тогда уже действительно - все элементарно, Ватсон...
Если бы Шерлок Холмс не был криминалистом, его дедукция нафиг была бы никому не нужна.
А вот Пуаро действует иначе. Он разговаривает с людьми, он изучает взаимоотношения между ними, он ищет факты из биографии, он ищет мотивы. Сейчас есть так называемое профилирование, это когда по тем или иным следам создают психологический портрет преступника. Так вот - Пуаро этой фигней не страдает. Он работает с реальными людьми и реальными мотивами, опираясь на наблюдения и улики. Это еще один способ ведения дознания.
И в случае Холмса, и в случае Пуаро нужно работать. Нужно искать улики, анализировать их, строить логические цепочки, рассматривать конкурентные версии. Нужно задействовать мозг.
В игре хороший полицейский - плохой полицейский мозг задействовать не нужно от слова вообще...
Тут есть очень такая важная штука. И Холмс, и Пуаро могли одновременно отрабатывать несколько версий. В игре хороший-плохой можно отрабатывать только одну. Иначе игра рассыпается... Даже Коломбо, мастер и виртуоз (в сериале это очень красиво показано, там есть моменты просто исключительные) - опирался наданные экспертиз, и кого попало не бомбил. Холмс и Пуаро вступали в акты коммуникации (говоря человеческим языком - общения) со всеми, получая при этом массу полезной информации. В игре хороший-плохой акт коммуникации отсутствует, потому что такая игра всегда легендирована. Вот сколько я говорил ребятам - надо разговаривать, поговорите, нет, все как об стенку горох...
Наши доблестные безопасники сами откусили себе канал получения информации, ай молодцы!
Даже в той ситуации пьянки у меня дома, когда вроде уже и поговорить можно было бы - чувак включил легенду и решил отработать домашнюю заготовку. Ну кто вас только учит, идиотов таких, а?
Игра хороший полицейский - плохой полицейский обладает одним отвратительным качеством. Она линейна. Более того, она связана с пиковыми эмоциональными напряжениями. А это означает, что структура такой игры впечатывается на подкорку, тренинг-эффект возникает уже после первого раза. Это значит, что во второй раз человек уже будет готов к сценарию, у него уже сложится определенный стереотип действий. И если полицейские правильно подготовились, то уже со второго раза человек подсознательно выберет стратегию, которая не позволит довести игру до конца. Вспоминаем эпизод с мотоциклом... Вот она, подготовочка-то...
Более того, помимо тренинг-эффекта есть и еще один момент. Допустим, вы полицейский. За раз проверяется только одна версия. Это значит, что если версий три - то и игр надо три. А какому человеку это понравится? А если вы все три раза ошиблись? Вы себе представляете, какое отношение к вам сформируется у проверяемого? Правильно, он вас будет поносить, и будет прав - по той причине, что вы этого заслужили. Вы не подготовились.
У меня почти вся жизнь состояит из хороших и плохих полицейских. Я уже описал почему - начиная с эмоциональной неустойчивости, потом переносы и аффективные реакции, потом секта, потом реакция на социальную депривацию... И каждый раз, доблестный славный народ из этих самых гонял одну и ту же линейку. Лично я для себя установил одну простую вещь. Пока хороший полицейский не огребет, плохие полицейские не закончатся никогда. А нахрена мне плохие полицейские?
Плохой полицейский - это тупой исполнитель, таким даже в полиции не место, потому как полицейская работа от плохих полицейских - пострадает. Плохой - он и есть плохой, негодный, нафиг никому не нужный. А виноват в этом кто? Виноват в этом, ребята - хороший полицейский...
Игра в хорошего и плохого полицейского - это последнее средство. Крайнее. Если запускается игра хороший-плохой, значит, по всем остальным методам мы имеем полный и абсолютный ноль. Знаете, что для меня обиднее всего? Для меня обиднее всего то, что службы безопасности отнесли к так называемым силовым структурам. Это - неправильно. Службы безопасности должны быть в первую очередь умными структурами, интеллектуальными структурами. Безопасность - это такое место, где цена ошибки очень высока, и если люди элементарно отрезают себе источники информации, компрометируют собственных помощников или сотрудников, не учат своих членов работать системно... Ну, дурак с дубиной - это, конечно, неприятно, но дураком управлять легче...
Не будем про общее. Будем про конкретное.
Приглашали работать на фирму. В общем, нормальная работа. Но коллектив в лице некоторых представителей решил (не сам решил, попросили) поиграть в хороших полицейских. Понамекать. Пощупать. Ребята, вы чего, хрену объелись? Они ж гражданские, они ж тупые в этом смысле. Еще раз повторяю - тупым в игре хороший полицейский - плохой полицейский имеет право быть плохой. А хороший полицейский обязан быть умным, он обязан читать подследственного, управлять контекстом, он должен считать, как суперкомпьютер, и реагировать моментально. Иначе у него нихрена не получится. Вот вы мне скажите - сможет манагер так? Однозначно, нет. В данном случае манагер - не хороший полицейский, в данном случае манагер - тупой полицейский. А тот, кто это дело затеял - тот еще тупее, хоть и в погонах.
Пример номер два. Выхожу на лестницу покурить, там мальчик ошивается, представляется, мол, из прессы, разыскивает девочку, которую, возможно, похитили. Ну мы стоим, разговариваем, я интересуюсь, а обращался он к участковому, а есть ли у него еще фотографии, а пробовал ли он расклеивать объявления? Он говорит - так ведь если расклеить, то похититель узнает. Я ему говорю - а мы с вами встречались, знакомы, вы уверены, что не я похититель? Занавес.
Люди даже легенду абсолютно не в состоянии приготовить, я смотрю на это, и плачу...
Я вспоминаю Москву, ту молодежь - это же совсем другой уровень был. В цикле про психотронику я вставлял видео с Бобковым, это его ребята меня окучивали - я аж прослезился. На душе аж потеплело. Вот кто работать умел... Никаких хороший-плохой, все чисто, все красиво, рраз - и ты уже в армии, воздухом дышишь. И самое главное - никакого послевкусия не остается...
Игра в хорошего и плохого хороша тогда, когда она является заключительным актом долгой, кропотливой, добросовестной, глубокой проработки. Когда вы знаете точно, что таки да, и вам нужно просто закрыть случай. А когда вы используете ее на каждом шагу, не обращаясь к богатому арсеналу методов, доступных современным специалистам - она сама по себе становится граблями, на которые вы сами же и будете наступать. Включая эту игру, вы подрываете доверие подследственного к органам вообще.
Потребовалось мне как-то написать заяву в милицию. По бытовухе. Захожу я, значит, в кабинет, сидит опер. Нормальный такой опер, прожженный. И выкладываю я ему мою ситуацию. И тут этот опер начинает меня спрашивать - а вам никто не угрожает, вы не боитесь за свою жизнь... Блядь... Ну вот нахрена так? Уже понятно, что человек играет легенду, уже понятно, что о результатах пикантной беседы он в курсе (почему этими результатами можно подтереться - я уже писал), и уже понятно, что роль хорошего полицейского у него не получилась. Вот так вот - персонального доверия к родной милиции и не стало. Делают свое дело? Хорошо. И все, адиос...
Милые мои безопасники! Я понимаю, что инструкции к вашему препарату я не читал, но я думаю, что там должно быть написано примерно следующее. Препарат ослабляет волевой контроль. И все. Никакой гарантии, что препарат вам позволит узнать правду - нет в принципе. И если человек пьяный, или больной на голову (а в моем случае было и то, и другое), или находится в состоянии шока - вы получаете сферического коня в вакууме. Вон последняя химия, которую вы мне сосватали - вот это вещь была. Еще не приобщился, так сказать, таинств, только запах ощутил - у меня уже башню сорвало нафиг. Исключительная штучка была. И что? Расслабился, покайфовал, причем - на шару, что особенно радует... Вот у вас есть два разных результата, неужели так сложно найти общий знаменатель? Не могут, очевидно. А все почему? А потому, что логика линейная, мозг думает только по учебнику...
Я же вам постоянно говорю (поднимайте расшифровки) - думайте, включайте голову... Некоторое время вообще опфорил, чисто из спортивного интереса. Вот тут - говорю - интенсивность нужно поднять в два раза (вы расшифровочки-то поднимайте, поднимайте)... Кто-нибудь попробовал поднять интенсивность? Неа... Потому что - полнейшее недоверие и тупая отработка номера. Ну и - неумение читать инструкции к собственным спецсредствам...
В общем, в апреле 2008-го года я попал в жутко неприятную, но при этом - совершенно долбанутую ситуацию. А поскольку ситуация была долбанутая - значит, и методы должны были быть долбанутые. Вот такие:
И вы знаете? Помогло...
Journal information