bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 16

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Часть 16. Бонус-трек. Об онтологии тайных обществ. (Начало).

Собственно говоря, пока писать не о чем (не сложилось пока понимание потребной структуры материала), а эта тема все равно потребуется в дальнейшем. Так что нынче мы все будем наслаждаться в преддверии будущих ужасов. Музыкальная пауза. За большими подробностями - добро пожаловать в "Маятник Фуко" Умберто Эко. Вот уж где кисть мастера, так кисть мастера...

И да, не нервничайте вы так, пока я отделяю козлов от плевел. Демонстрация прослушки с телефона с необслуживаемой карточкой - это прикольно, но совершенно монопенисуально, поверьте мне, дорогие товарищи граждане начальники...

Сегодняшняя наша тема - клубное поведение, клубы как социально-психологический феномен и клубная психология.

Все мы живем в обществе. В обществе нас много. Дворничиха с первого этажа, электрик из соседнего дома, водопроводчики, приезжающие в будке, господин президент, господин премьер, милые люди с аберрациями поведения в связи со служебной необходимостью - мы все части одного общества. Нас не просто много - нас очень много, мы все теряемся в этом многообразии. Психологически теряемся. Красивая теория "мы все равны" эпохи романтического коммунизма, красивая теория "у нас всех равные возможности" эпохи до 9/11, красивая теория "мы все боремся с терроризмом" современности - это все красивые теории. Вот вы, вот конкретно вы - вы со всеми равны, у вас равные возможности, вы боретесь с терроризмом?

В мире очень много социальных признаков аффилированности. Общество большое, и таких признаков - легион. И по каждому признаку требуется определенное соотнесение, а это невозможно. Ни одна психика не вынесет четкого, однозначного и определенного отношения ко всей массе вопросов, которые можно задать человеку, как социальному существу. Как вы участвуете в физических исследованиях, проводимых на Большом Адронном коллайдере? Как вы участвуете в будущей колонизации Марса? Как вы относитесь к проблеме ухода за дурно пахнущими пингвинами в Антарктике?

Человек не может относиться ко всему равно, не может иметь активной позиции по всем вопросам. Он это знает, он это подсознательно чувствует, он в этом живет. С психологической точки зрения это вызывает в человеке ощущение собственного бессилия, психологического бессилия. Нельзя объять необъятное.

Персонально переживаемое чувство психологической беспомощности приводит к тому, что самоидентичность человека, то самое грамматическое "Я", которое мы уже встречали в теме про психотронику, тот комплекс самоописания, с помощью которого человек сам себя описывает, состоит из сплошных междометий и знаков пунктуации. "Не был, не был, не был, не был, даже рядом не стоял" - вот что может сказать современный человек по большинству вопросов социальной аффилированности. И если человек вдруг в какой-то момент начинает отвечать на эти вопросы честно, получается довольно любопытная картинка. Что вы думаете о проблеме американского национального долга - мне насрать. Что вы думаете о войне с терроризмом - не задавайте глупых вопросов. Что вы думаете о вступлении в евросоюз - вступить можно только в дурно пахнущее. Что вы скажете о проблеме предсказания землетрясений - это где-то далеко. Что вы предложили бы борцам за права идиотов - заняться борьбой за права кретинов.

Получается, что равноправие, равновозможность, равноправонаслово приводят к тому, что сказать-то - нечего, и относиться ко всему - нельзя, слишком много, к чему надо относиться... И выходит, что вот это вот самоописание себя рассыпается, развевается пылью, человек психологически растворяется в нигде и никогда.

Самоописание человека - это такая штука, которая имеет крайне персональный, крайне важный, крайне значимый эмоционально характер. И вот получается, что вот в этом вот море вопросов - человек теряется и рассыпается. Перестает быть собой. Теряет крайне важное психоэмоциональное содержание жизни. Чтобы сохранить свое "Я", человеку нужно иметь некоторое количество крайне важных и значимых, крайне эмоционально насыщенных, очень близких и личных вещей.

Реальная аффилированность может быть только локализованной.

Вот вам пример аффилированности человека в крайне сложных психологически обстоятельствах (Антуан Де Сент-Экзюпери, "Военный летчик", выделение мое):

Словом, я занимаюсь своим ремеслом. Я не испытываю ничего, кроме физического удовольствия от насыщенных смыслом, самодовлеющих действий. У меня нет ни ощущения великой опасности (снаряжаясь в полет, я волновался куда сильнее), ни такого чувства, будто я исполняю великий долг. Битва между Западом и нацизмом сводится сейчас, в пределах моих действий, к управлению рукоятками, рычагами и краниками. Так и должно быть. Любовь ризничего к Богу сводится к любви зажигать свечи. Ризничий размеренным шагом ходит по церкви, которой он не замечает, и доволен, что канделябры у него расцветают один за другим. Когда все свечи зажжены, он потирает руки. Он гордится собой.

Я тоже великолепно отрегулировал шаг винтов и держу курс с точностью до одного градуса. Это должно восхищать Дютертра, если только он поглядывает на компас...


Антуан не думает о социально-политической подоплеке фашизма, не думает о мощи военной машины, которая ему противостоит, не думает об опасности, подстерегающей одинокий тихоходный самолет над одним из сильнейших районов ПВО противника. Это глобальные вопросы, и он в них распадется в пыль, рассыпается, теряет себя. Он думает о своем ремесле, он сконцентрирован на шаге винтов, режиме двигателей, кислородной трубке, курсе, высоте. Только это имеет значение, только это локально, только это является сущностью и формой бытия его "Я".

Чтобы не потерять себя, не распылить свое самоописание в современном сложном и многообразном мире, обычному человеку также необходимо что-то локальное, что-то значимое, что-то персональное. Так возникают клубы.

Главная особенность клуба - это локальная, недопустимая более нигде в обществе, форма проявлений личности человека, его "Я", выраженная в направлении деятельности, кодексе поведения и девиации самоописания. Еще раз повторяю - речь идет о девиации самоописания, фактически - расстройстве самоидентичности.

Сотрудник ГАИ вполне может быть членом клуба любителей космонавтики. И в клубе он будет с удовольствием рассуждать о Марсе, межорбитальных переходах и удельном импульсе. Не если он на работе своей начнет вести себя так, как в клубе... Поглянь, Гриня, по какой красивой кривой второго порядка полетело колесо этой импортной тачки, влетевшей под длинномер...

Чем больше социальная группа, членом которой вы являетесь - тем меньшее значение имеете лично вы. Тем меньше ощущаемая вами значимость, тем слабее эмоциональная подпитка собственного "Я". Клубы можно условно разделить на несколько категорий.

Самая "легкая" клубная девиация встречается в клубах ситуативных. Пример ситуативного клуба - компания, собирающаяся отдохнуть на природе или отмечающая какой-либо праздник. День рождения, там, или Новый год. Собрались люди, у них есть повод, общий для всех. У них есть замкнутая группа, посторонний с улицы вряд ли будет принят на ура. У них есть общий кодекс поведения, заключающийся к повышенной толерантности и доброжелательности друг к другу. Ну и вперед - алкоголь, танцы, анекдоты, подначки... Подобное поведение на работе, например, будет воспринято с трудом. Еще один пример ситуативного клуба - это коммерческие клубы, дискотеки. Ты пришел в клуб - ты оживленно общаешься, танцуешь, или там - в гольф играешь, или - в бридж. Вышел из клуба - ты опять серый гражданин.

Сильнее девиация в клубах по интересам. Клуб садоводов - это же настоящий рассадник психопатологии... Клубы библиофилов, феншуй (тот еще гадюшник), макраме, вышивки крестиком по диагонали, вязания... Здесь уже клубное поведение не является временным и ситуативным, здесь формируется социальный контакт, некая общность. Люди, ходившие вместе на дискотеку, при встрече в метро не начинают отплясывать, а вот садоводы могут вполне стать в центре платформы и громко обсуждать живительные свойства естественного гумуса... Клубы по интересам продолжаются и в жизни, в виде внеклубных (в смысле вне помещения клуба) контактов.

Жутко рвет крышу их участникам участие в элитарных клубах. Здесь очень жесткие входные условия, список членов крайне ограничен. Основное назначение таких клубов - подчеркнуть уникальность, значимость и элитарность друг друга, а еще - выпендриться самому. Ярчайший пример такого клуба - клуб "Диоген" из серии рассказов о Шерлоке Холмсе. Мы все такие умные, мы так устали от пустопорожнего общения, мы так много значим, что нам нужно место, чтобы помолчать, и вот мы собираемся и молчим... К числу элитарных клубов относятся общества выпускников учебных заведений. Это неважно, что школа номер хрен-запомнишь города Мухосранска класс "Ж" затертого года выпуска. Главное, что никто посторонний не может войти в число, маленький закрытый микросоциум со своими особыми отношениями приводит к сильнейшим относительно социальных норм девиациям в сфере отношений и поведения. Дружба - ярко выраженный пример клубного поведения. Сильнейшая аффилированность, сильнейшая значимость, и при том - очень трудный вход. Дружба - это классический пример элитарного клуба.

Участие в том или ином клубе образует в самоописании человека некий набор признаков, который отделяет его от остального общества. Я - библиофил, например. Я - велосипедист. Я - любитель музыки. Как только появляется такое самоописание, мы тут же, в рамках этого самоописания начинаем возвышаться в собственных глазах над "серой массой", над колоссальным морем общества. Именно этот признак нас выделяет, и именно этим признаком мы защищаем свою психику от того ощущения беззащитности, которое вызывает в нас необходимость аффилированности к многочисленным, но нам зачастую даже непонятным вопросам, по которым мы, как члены общества, должны иметь свои взгляды.

По сути своей каждый член общества имеет реактивное (конформное) поведение по большей части вопросов общественной жизни. И только в клубе, только в клубных отношениях мы имеем четкую, сильную, более-менее самостоятельную позицию. Так мы устроены, так устронеа наша психика.

Среди клубов особняком стоят такие, как армия, силовые структуры, прокуратура и милиция. Здесь уже не стоит речь о хобби или собственной значимости. Здесь собираются люди, которые в силу тех или иных причин должны особенным образом вести себя в особенных обстоятельствах. Как правило, речь идет об обстоятельствах, хреново соотносящихся с понятиями пользы для здоровья и радостями жизни. Люди в этих клубах имеют дело с кровищей, говнищем и всякими мерзостями, о которых каким-нибудь библиофилам лучше никогда ничего и не знать. Это особенные люди - в таких клубах.

Мы уже приводили пример из книги Сент-Экса. Это - мирный человек в особенных обстоятельствах. Так вот, так всю жизнь живет, например, ваш участковый миллиционер. Это очень сложный, тяжелый и травмирующий психологический материал. А еще это - очень строгий кодекс. Поэтому отношения между такими людьми - особенные. Впрочем, про кодекс в этом цикле мы уже упоминали...

Существуют и обратные по направленности клубы. Речь идет о ворах, которые в воровском законе. В отличие от беспредельщиков и фраеров по обстоятельствам, которые сами по себе - здесь очень все безобразно, но однообразно, как в армии. А еще есть всяческие тайные общества, в которые входит много чего по направленности своей... И если воры, в общем-то, более-менее известный соответствующим лицам материал, к тому же жестко привязанный к социальной среде и находящийся в постоянном взаимодействии с ней, то тайные общества как таковые, то есть совсем тайные - это квинтэссенция, это альфа и омега.

Членство в социально оформленных клубах, будь то милиция или воры, достаточно регламентированно социально, имеет социальную направленность и потому более-менее формализованно и предсказуемо. Другое дело - общества тайные. Особым качеством обществ тайных является внесоциальная направленность, некая экзистенция. Тот факт, что данная экзистенция в своих проявлениях может иметь социальные формы, вовсе не говорит о социальной направленности - просто все мы люди, и тайные общества как таковые вне отношений с другими людьми значения не имеют. С другой стороны, экзистенциальная направленность тайных обществ делает их социально непредсказуемыми, и это здорово напрягает. Вот есть у нас тайное общество люде, поклоняющихся богине Фиглимигли. Экзистенциально поклоняющихся. И хрен его знает, что им эта самая богиня в голову надует. Может, как уже упоминавшимся мной контактерам, отправит их в лес, летающие тарелки встречать. А может, как в случае Аум-Синрике - приведет к вполне конкретному теракту в токийском метро...

- Есть указание... что ее вынесли в вещмешках, понимаете, офицеры... - сообщил Алехин. - И увезли из города... А для чего - неизвестно! Нет указаний! - Он в недоумении развел руками. - Может, чтобы рыбу глушить, а может - мост взорвать!

Казалось бы, на этом тему клубного поведения и клубных отношений можно было бы считать исчерпанной, если бы не одно но. Существует огромная разница между клубами социальными, и клубами экзистенциальными, сиречь тайными обществами.

В социальных клубах мы имеем более-менее социально приемлемые и социально понятные, объяснимые интересы. Они могут быть неприятными для большинства людей (как в "клубе" воров), вызывать отторжение, но они понятны и объяснимы. Общества же тайные строятся вокруг интересов, которым аналогии найти с точки зрения социума если и можно, то только приблизительные. Потому членство в обществе ЛГБТ, например, вызывает неоднозначную реакцию у окружающих, но не вызывает страха и ужаса. Ну педераст - он и есть педераст. А вот занятия эзотерикой, даже когда они сопровождаются социально поощряемыми формами поведения (йоги, например - милейшие люди, добрые, интеллигентные, образованные), все-таки вызывают некоторую опаску, тем более, что в видах йоги у нас разбираются слабо и неохотно. Основоположник Интегральной йоги Шри Ауробиндо в молодости был революционером, как сейчас бы сказали - террористом. А недавно в Индии ашрам штурмовали - так ведь там тоже йоги сидели. Милые и интеллигентные люди...

Особенность тайных обществ заключается в том, что они строятся вокруг некоей парадигмы, которая в известном смысле изолированна от социума. Либо считается, что общество еще не доросло, либо - что истинное знание только для избранных, либо - что мнение общества вообще не имеет значения, ибо наше знание истинное, а общество заблуждается. Либо речь идет вообще не о знании, а о какой-то особенной социальной организации.

В общем случае тайного общества используемая парадигма не является всеобщей, и очень часто - не является социально приемлемой. Эта парадигма предназначена только для своих, и только для своих она тем или иным образом раскрывается в большей или меньшей полноте. Упоминается ли эта парадигма вовне тайного общества - большого значения не имеет, на самом деле. Дело в том, что сама парадигма, сама концепция, в силу своего изначально экзистенциального характера, не может быть адекватно передана посторонним. Поясним на примерах.

Была ли тайным обществом партия эсеров? На ранних этапах - возможно (мы этого еще коснемся), в зрелое свое время - это была банальная террористическая организация. Коммунистическая партия, точнее партии, тайными обществами вообще никогда не были, ибо изначально опирались на вполне себе манифестную идеологическую концепцию. Различные религиозные секты, в силу того, что религия - это ориентированная вовне система, также под тайные общества не попадают. Даже жрецы вуду не представляют из себя тайного общества, хотя казалось бы, куда уж больше... Исключение составляют некие тайные общества, маскирующиеся под религиозные объединения, но таковыми не являющиеся. К числу самых известных тайных обществ можно отнести иезуитов и Опус Деи. Формально это - монашеские ордена в католичестве. Однако поскольку они не имеют отличительных каких-то характеристик своего служения с точки зрения религиозной доктрины, а являются административными конгломерациями, чье назначение - служить Святому престолу, причем в вопросах, не подлежащих огласке - это однозначно выводит их из числа монашеских орденов в число тайных организаций Католической церкви.

В среде тайных обществ существуют разные способы сохранения тайны. Самый примитивный - это тайна как ззапрет сообщать кому-либо что-либо. Понятно, что о таких тайных обществах неизвестно ничего, впрочем, иногда можно встретить некие абсолютно неформализованные группы людей с какой-то странной парадигмой, общение которых строится на каких-то совершенно непонятных взаимных обязательствах. Но это - если очень сильно повезет, да... Следующий способ сохранения тайны - это тайный язык, тайные знаки и тайные обряды. Как правило, это масоны, илюминаты и прочие, про которых известно довольно много, но это многое - фигня совершенная, ими же и распространяемая. Берут к себе молодежь, пудрят мозги, долго-долго наблюдают, потом кто-то проходит в слудующие посвящения, и что там на самом деле - уже нет указаний. Может, рыбу глушить. А может, мост взорвать... Третий способ сохранения тайны - отказ от канона, и даже - от парадигмы. Таковы суфии. Есть прекрасная книжка Идрис Шаха - "Суфизм" ("Калышников, Комаров и Ко", Москва, 1994), рекомендую почитать. Сейчас слова "суфий" и "террорист" на Западе воспринимаются чуть ли не как синонимы, а зря. Дело в том, что суфии - очень популярны на Востоке, и вполне естественно, что злые дяди могут косплеить и косплеят традиционно авторитетный образ.

Теперь, когда у нас есть некая общая характеристика, мы можем переходить к собственно онтологии.

PS. Текста вышло много в один пост не влез, так что придется дробить. Пока - первая часть, вторая будет скоро...
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments