Часть 22. Фабрика кайфа.
В предыдущей части мы познакомились с понятиями "фокус" и "режим".
Фокус - это второе внимание, внимание высшего порядка, это предустановка внимания, это сверхзадача, которая опосредуется собственно вниманием. Внимание, которое в момент какой-либо деятельности носит служебный характер, при наличии фокуса - служит фокусу, преломляется через призму фокуса, опосредует его. Нетрудно видеть, что в состоянии фокуса первое внимание является как бы игрой. Ну то есть, вот у нас стоит некая сверхзадача - например, поймать шпиона - и мы вступаем в акт коммуникации с подозреваемым/проверяемым. Мы бутафорим, то есть - изображаем из себя что-то иное, косплеим, играем, выдаем образ. Образ может быть более или менее качественным, но наше пребывание в образе и наше восприятие реальности расщеплено. Одна часть косплеит, в то время, как вторая оценивает и воспринимает происходящее из совершенно других критериев, и они являются главными. Происходит то, что я называю "сдвигом", в народе называют "почудилось", а в клинических случаях называется дежа-вю. Только в народе говорят про спорадические состояния, а во время ловли шпионов - это состояние перманентное и имманентное...
Режим - это состояние, в котором подвижность ЭПМА искусственно ограничена (фокусом, обстоятельствами и так далее). Находясь на режиме, ЭПМА, в силу ограничений подвижности, не может организовать комфорт обычным способом (потому как шаг влево - шаг вправо) и потому, из-за возникающего психического напряжения, немедленно стартует в аффект. С однозначными и быстрыми последствиями для всех участников Марлезонского балета.
И вот тут начинается самое веселое и интересное...
Если режим создан фокусом, то у медиума проявляется полирепрезентация. Мы уже говорили в цикле про психотронику, и частично в этом цикле, что человек, человеческая психика так устроены, что в любом состоянии, в любой ситуации человек репрезентирует самого себя. Вот я пишу текст - кстати, заметьте, довольно сложный - это я репрезентирую себя. Вы читаете - вы репрезентируете себя, и если вас заснять на камеру, а потом вы посмотрите... Медиум на режиме репрезентирует содержание фокуса. Медиум на режиме - это единственное (кроме шизофрении) состояние человеческой психики, в котором человек репрезентирует нечто иное, чем он сам. Впрочем, насчет шизофрении - я не уверен...
Если есть фокус, и вы наблюдаете ЭПМА, то он будет делать обычные вещи, но делать их он будет так, чтобы соответствовать фокусу. Хотите, чтобы ЭПМА пукнул, как инженер - он пукнет как инженер, то есть - бестолково, стеснительно, но с облегчением. Хотите, чтобы ЭПМА пукнул, как балерина - он пустит красивого шептуна или свистуна, тихо и незаметно. Хотите, чтобы ЭПМА пукнул, как злодей - он пукнет зловеще и угрожающе. Причем самое интересное в том, что в момент пука вы будете находиться в состоянии аффекта, и ваше восприятие пука, мало того, что искаженное фокусом, так еще и будет деформированно аффектом...
Приведу два примера из собственного поведения под фокусом.
Первый относится к 10-му классу школы, когда мы готовились к КВН со студентами Карлового университета. Собрались мы тогда в классе машинописи, было нас человек пять, что ли... В общем, нужно было приготовить три номера - приветствие, мини-спектакль, целиком состоящий из названий фильмов, и завершающий номер. И вот сидят дети, эмоционируют, как же - соревнование в КВН со студентами, проиграть страшно, шансов вроде никаких, нужно выложиться... Начинаем пытаться придумывать спектакль, а я тогда кино почти не смотрел, мне сказать нечего, чувствую себя, как не пришей козе рукав, и тут у меня происходит сдвиг...
Я отхожу в сторонку, сажусь за пишущую машинку, заправляю бумагу и начинаю щелкать по клавишам...
Ребята спорят, фильмы вспоминают, на бумажку записывают, трудятся, не замечают, что меня нет. И тут вдруг Кирюша смотрит на меня и с криком - "а я не понял, шо ты тут делаешь, мы работаем, а чем ты тут занимаешься?" - бросается ко мне. Смотрит на то, что я напечатал. Из трех предварительно готовящихся номеров я сделал два.
Первое внимание - это спектакль, но фокус был на весь КВН, на все три номера. И, не имея возможности помочь со спектаклем (потому как кино тогда я смотрел мало и названий, соответственно - не знал много), и чувствуя от этого свою ненужность - то есть попав в ситуацию дискомфорта, о чем мы и говорили выше - я упал в аффект. Аффект сей был выражен в самоустранении от "общественной деятельности", имевшей место быть в тот самый момент, по принципу "а я с вами не играю", но фокус-то никто не отменял...
Второй пример... Впрочем, тут весь цикл - превосходный второй пример.
Если его рассматривать в контексте описываемых событий...
Отдельным качеством режима является феноменальное упрощение, ускорение и облегчение аффектации фокусирующей группы. И происходит это уже не только вследствии описанного ранее (для обычных ситуаций) процесса синхронизации состояния, но также в силу того, что фокус, в отличие от нормального, несфокусированного внимания, обладает особым эмоциональным значением, особым эмоциональным содержанием для носителя этого фокуса. Даже в тех ситуациях, когда фокус не осознается, когда он формируется методикой в процессе обучения, когда вы его не воспринимаете, как фокус - а именно это имеет место в случае сотрудников, например - он обладает особенным содержанием и особым отношением с вашей стороны. Вот вы всю жизнь собирались поймать суперманьяка, например, всю жизнь готовились - неужели встреча с суперманьяком, или с человеком, который ведет себя, как суперманьяк, не поднимет в вас весь этот эмоциональный заряд от долгих лет учебы и тренировок? Если обычное внимание ситуационно и контекстно зависимо, то фокус - это заряженная бомба.
И стоит только медиуму слегка нажать на взрыватель...
Я в своей жизни поменял пять школ. В предпоследней школе я встретил одноклассника, которого сам не помнил, но который помнил меня, узнал и сам поздоровался. Я ему сказал, что не помню его, на что он мне ответил, что зато он прекрасно помнит меня, потому что такое не забывается... Новый класс, все знакомятся, и нет никаких сомнений, что о моих более ранних подвигах одноклассники узнали быстро. Еще бы - ЭП-шный школьник в советской средней школе, да еще начитанный научпопа по самое не балуйся, и на уроках ему неинтересно... Везде учителя были в шоке, а одноклассники сходили с ума. Я до сих пор помню, как в этой (предпоследней) школе учитель математики на родительском собрании, побагровев и брызгая слюной, тряс на меня указательным пальцем - "вот он, он разлагает весь класс"... Тогда я думал, что он был дурак, сейчас знаю, что нет. Когда я заявился к директору школы, чтобы забрать документы, и сказал, что уезжаю за границу, нужно было видеть ее глаза. Не знаю, чо она думала - то ли, что я очередную жестокую шутку приготовил, как с преподавателем украинского и книжкой Брежнева, то ли молилась, чтобы это оказалось правдой, поскольку в ее понимании мне кроме как в колонии для несовершеннолетних, делать было нечего...
Зато в школе после моего отъезда закончились каждопеременные побоища "сицилийской" и "итальянской" "мафии" - ну это мы так развлекались, два года подряд, вы можете себе это представить, и это - физматкласс, "очкарики", "ботаны"?
Если фокус вызывает у медиума старт в аффект, но естественно - мягкий и незаметный, то старт в аффект группы, имеющей фокус - это нечто особенного. Надеюсь, вы уже почитали Симонова (или хотя бы пролистали), и знаете, что эмоции выполняют регулирующую функцию в деятельности мозга. И вот фокус - а это крайне эмоционально насыщенная штука - который, к тому же, не осознается, как фокус в большинстве случаев, получает от ЭПМА (ну поскольку тот естественным для себя способом организует "комфорт") подтверждение. Вот как вы думаете, будет ли при этом у ОЧ, носителя фокуса - хоть какая-то минимальная рефлексия?
У нас в 9-м классе люди головы себе разбивали, сотрясения мозга зарабатывали, играли в "обмороки", пережимая себе сонную артерию - и все абсолютно не замечали ничего особенного...
А Советскую среднюю школу при Посольстве СССР в ЧССР я не разнес только потому, что дети были из семей благополучных, по советским меркам, имели жизненные планы, серьезных родителей и девять лет нормальной школьной пахоты за плечами. Ну и сильные преподаватели, да... Хотя, когда я читал на выпускном стихотворное посвящение учителю математики - в зале стояли рыдания.
Чудом пронесло, просто чудом...
Фокус может быть разным по направленности. Фокус может быть направлен на деятельность, и тогда у ОЧ возникает и потоковое сознание, и все получается, и работа приносит радость, и есть результаты. В ситуациях подобного фокуса ЭПМА прекрасно работает с ОЧ, формируя легкую аффектацию на деятельность, эмоционально подпитывая и поддерживая коллектив. Но горе ОЧ, который сфокусирован на ЭПМА! И здесь все очень просто, никакой мистики. ЭПМА - это прежде всего ЭП, то есть человек с подвижной психикой, у которого нет эмоциональных тормозов. Более того, он лабилен невероятно, по сравнению с ОЧ, у него сейчас одно настроение, через минуту другое, и когда ОЧ, в силу фокуса, пытается успеть за ЭПМА - его просто разносит к едрене фене... Фокус на ЭПМА автоматически означает неконтролируемый характер течения аффекта у всей фокусирующей группы (как в предпоследней моей школе), и с этим ничего нельзя сделать, пока не изменится фокус... Причем сам ЭПМА из аффекта может выйти легко и спокойно, как только убирается фокус, каковой фокус, собственно говоря, и выводит медиума на режим...
Ну не сволочь, а?
Теперь вы понимаете, как происходят спиритические сеансы, почему они происходят, а также видите (из представленных мной воспоминаний), что такие сеансы в жизни встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы... Все очень просто. Люди пришли вертеть столик, у них есть медиум, и сейчас он начнет пускать эктоплазму. Группа сфокусировалась. Прощай, голова, здравствуй, эктоплазма! А теперь, чтобы вам окончательно стало весело, представим себе оперативника службы безопасности, который пытается психологическими методами (то есть - на присоединении) "пощупать" ЭПМА. Фокус у нашего оперативника уже есть. Причем - фокус на фигуранте, хороший фокус, наработанный, качественно поставленный. Дальше уже вы знаете... Эмоциональное присоединение к медиуму на режиме - это самый изощренный из известных мне способов самоубийства.
И скажите спасибо, что я держу группу...
Аффективные состояния по своей эмоциональной составляющей - состояния пиковые. Это крайний накал эмоций. Субъективно - это очень яркие, это незабываемые события. Это адреналин, это дофамин, это эндорфинчики-опиатики - и все это эндогенное, ни один наркоконтроль не подкопается... Де-факто я на сегодняшний день - крупнейший наркодилер, кормящий наркотой сотрудников служб как минимум нескольких европейских, нескольких азиатских и минимум одной американской страны. Причем вся эта дурь, вся эта наркота - она эндогенной природы, она не воспринимается, как наркомания. Просто хочется еще и еще...
Пикантная беседа при интересных обстоятельствах - люди получили дозу и отвалились. Хотя на самом деле разговор только начинался, там еще работы и работы было... Беседа с настоящим полковником. Все очень просто, человека можно взять в оборот, да через полиграф и так далее - но это ж некомфортно, верно? Потому что надо работать, а когда же кайф? Потому мы уже семь лет водим карусели, толку от которых - как об стенку горох, зато сколько адреналина, сколько кайфа, верно, товарищи из госбезопасности?
Самое страшное, что у некоторых людей, в силу структуры ситуации, начинается ломка. Ну они исключены из ситуации по той причине, что она не получает определенного развития. И люди не понимают, что это - нормальная постнаркотическая ломка, потому что факта принятия наркотика вроде бы не было, а что я и есть - ходячий наркотик, причем самый страшный из возможных - наркотик счастья, да еще и экологически чистый, эндогенный - люди не знают. У людей до психосоматики доходит, и никто, вот даже за последние семь лет - не замечает, хотя специалисты все с дипломами... Еще бы - наркота на шару и прямо в подкорку, праздник! И хрен с ним опера - у них там свое обслуживание, плюс люди тренированные, но сколько гражданских полегло...
И когда их начинает ломать, то они это воспринимают, не как наркотическую ломку, а как то, что это я, сволочь, их расстроил, это я гад. В принципе, ребята, это правильно, но гад я только потому, что не даю слишком много наркоты, не допускаю передоза, и вообще стараюсь этот цирк прекратить. Ребята, наркомания - зло. Занимайтесь аутотренингом - это гораздо лучше. А дозу мы будем понижать.
Фактор, который серьезно затрудняет диагностику ситуации - мое настроение. Люди умелые, люди могут. Так могут, что и по стенкам бегать начнешь, и на потолке ночевать будешь. Люди дают стране угля - раньше давали по-стахановски, сейчас - значительно меньше. Но вчера, например, цепануло малехо. Но неважно. Люди пыжатся, тужатся, напрягаются. А ваш покорный - спокоен, весел и жизнерадостен. Все уже в коме от непонятки...
Потому как для них спокойствие в подобной ситуации - признак профессиональной подготовки.
Ребята, все просто. Медиум синхронизирует группу, но он не часть группы. По большому счету, мне положено по уставу уже много лет как лежать на белой коечке в уютной палаточке, и через капельничку галаперидольчик круглосуточно и пускать эктоплазму ведрами. Я вообще веду крайне нехарактерный для медиума образ жизни. Но тут извините - не срослось. У меня семья конфликтная, я всю жизнь на переносе от родственников, а вы представьте, такое чудо иметь в семье, их тоже понять можно, у меня мать индуктор, у нее такой фокус - отдыхают все сразу. Я просто вырос в этом, и как в раннем детстве приспособился - так оно, в общем, и идет. Да, бывает и такое.
Что делать, как снять фокус, как расформировать группу?
Спокойно, ребята, все под контролем. Расформируем. Мягко и спокойно посадим всех в тело, мне трупов не нужно. Давайте опять вспомним разговор с настоящим полковником. Помните мои слова - "я понимаю только честные отношения"? Фокус есть проявление задней мысли, вариант лжи. Правда, открытость, откровенность - вот то, что расформировывает фокус. То, что я сейчас делаю - это потихонечку разбираю фокус. А то люди ведь головой не думают совершенно. Вот, один уважаемый мной человек мне прямо в лицо сказал, что откажется от своих слов - а ведь и не сказал ничего, намекнул только... Ребята, мне по фигу, но для вас ваши намеки - дорога на тот свет.
Потому что для вас каждый намек сопровождается дозой.
Потому кто не захочет спасаться - так похоронят. И на могиле напишут - "он умер потому, что много врал".
Исходная фигня всей этой веселой петрушки заключается - я повторяю, в начале цикла это было - в нарушении правил оказания психологической помощи. То есть, небольшая коррекция, которая была нужна в детстве, и которая заняла бы не больше месяца работы - превратилась вот в такое вот жуткое. Из-за нарушений правил проведения психотерапии. Далее. В силу совершенно кривой динамики развития ситуации к работе начали привлекать неспециалистов. Ребята, опер есть опер, какой он, к черту, психотерапевт? Его задача - подследственным мозги выкручивать, а выправлять потом, если нужно - будут совсем другие люди. Затем к работе начали привлекать вообще левых людей. А тут еще я оказался большим оригиналом, все резко сели на иглу, и получилось у нас то, что получилось - толпа эмоционально мотивированных людей с психологической привязкой в поисках удовольствий...
На самом деле в случае ЭПМА служба безопасности однозначно не должна привлекаться, просто потому, что люди с секретами работают, и фокус у них крепкий. Ситуация однозначно неуправляемой становится. Люди не имеют права говорить правду, но им надо говорить правду. Красивенькая история, верно? Я бы рекомендовал - причем не только для ЭПМА, а вообще - чисто гражданскую службу психологической адаптации, дабы исключить всякие варианты. Естественно, под надзором МВД и тех же служб, но очень аккуратным надзором, и только по инициативе психологов. И если сб-шники привлекаются, да и ментов это касается, то они даже легендироваться не имеют права в принципе, потому что любая легенда - фокус. Грубо говоря, если они работают в такой вот структуре, то это должна быть именно другая работа, на всю катушку другая - с другим кодексом, системой ценностей, отношением и так далее.
Потому что профессиональные навыки СБ - они для другого контингента предназначены. И будучи применены не по адресу - могут вызвать массу спецэффектов.
Например, создать крупнейшую незарегистрированную фабрику дофамина...
Journal information