bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 26

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.

Часть 26. О психологической привлекательности...

Название данной части не случайно является аллюзией к известной работе Беттельгейма. Но на самом деле мы будем говорить здесь не о тоталитаризме (наиболее ярким представителем какового феномена являются Соединенные Штаты), а всего лишь о коллективном бессознательном. Тем более, что народ не расценивает свое состояние как аффективное, а наоборот, продолжает усердствовать...

В воскресенье та самая девочка 9-ти (примерно) лет, которая парила мне про "убивать москалей", нарисовала на асфальте перед домом стилизованный хуй. Потом подумала, и пририсовала к нему рожицу.



Проходившие мимо взрослые ничего не сказали. Причем цыпа стопудово не сама до этого додумалась, я за окрестными детьми таких штук не замечал, нормальные дети. Это ж, видать, кто-то из родителей надоумил. От большого служебного рвения. Что вырастет из этой несчастной девочки - я даже представить себе боюсь...

Так вот, если говорить о ее родителях - налицо либо аффект, либо прямые показания к срочной госпитализации...

Ну а недавнюю рекомендацию посмотреть фильм "Мой американский дядюшка" я даже не сильно упоминать буду. Долго-долго убеждали, а потом, через пару дней, еще и звонили, интересовались - посмотрел или нет, и буду ли смотреть... Ай, молодцы!

Глядя на подобные кунштюки - а их, поверьте мне, много - я чувствую себя Миклухо-Маклаем. Есть только одна разница. Маклаевские папуасы в дикости всю жизнь жили, и развивались, грубо говоря, по восходящей. А эти когда-то были нормальными людьми. А теперь - деграданты чистой воды. Да-да, в смысле "Года лемминга" Александра Громова.

И кстати, обаз лемминга, как существа, осуществляющего социально-мотивированный суицид, прекрасно коррелирует как с "разом нас багато", так и с коллективным бессознательным. Которое потому коллективное, что оно коллективное...

Итак, давайте представим себе группу аффектированных людей, бессознательное которых синхронизируется (в силу уже описанных процессов) медиумом, которые (в силу мягкого характера аффекта) не осознают, что уже находятся в трансе, и чьи механизмы психологической саморегуляции подавлены, с одной стороны, аффектом, а с другой - групповой суггестией. Вот что, какие именно, какие конкретно переживания будут испытывать эти люди?

В обычном, сознательном состоянии психологическое состояние человека модулируется (причем в значительной степени неосознанно) эмоционально-волевым комплексом, порождаемым его грамматическим "Я" (см. Ломброзо). Комплекс самоописаний, полученных человеком в процессе воспитания, понятия о добре и зле, представления о собственной личности (зачастую не вполне корректные) - все это ограничивает в той или иной мере как поведенческие, так и эмоциональные проявлния человека. Сталкиваясь с неизвестными состояниями, с неизвестным психологическим опытом, человек испытывает страх. Тут я вас отсылаю к Дивову, "Как я был экстрасенсом" - там очень хорошо описаны переживания реципиента, обнаружившего внетекстовые, внедискурсивные психологические состояния. Если верить Олегу, у него до визуализаций дошло... Страх, испытываемый человеком в данных состояниях, относится к категории охранительных страхов. Его назначение - заставить человека предпринять меры, чтобы избежать потенциально опасных событий или состояний. Это - абсолютно нормальная штука, сугубо функциональная, красная лампочка психики.

Поскольку подавляющее большинство людей не рефлексирует свое эмоциональное состояние и никак его не регулирует - что как бы очень сложно, поскольку эмоции сами по себе несут регулирующую функцию в деятельности психики - эти вот красные лампочки, эти сторожа, эти охранительные страхи действуют постоянно, непрерывно направляя человека в соответствии с теми нормами и теми самоописаниями, которыми он обладает. В самом деле, каждое слово означено, каждый символ имеет содержание, каждое представление о себе человека насыщено эмоциональным опытом. Незнакомые состояния - это в точности то место (если можно так говорить), где у нас нет психологического опыта, для которого у нас нет символа, слова, где мы не знаем, как себя вести, где для нас нет норм, и потому - нам там очень страшно, и мы оттуда бежим сломя голову. Чертовщина какая-то - говорим мы себе - и резко сваливаем в мир привычного, известного, означенного. В известном смысле, вся жизнь человека пропитана страхом, и это абсолютно естественная такая штука, это так работает грамматическое "Я".

Кстати, мы сейчас ответили на вопрос, почему говорят "страх божий" и "ты что, совсем страх потерял"...

Однако в силу того, что индивидуальный психологический опыт у каждого - свой, переживания и память о них - свои, самоописание - свое, и даже представления о добре и зле несколько отличаются, возникает один любопытный момент. Дело в том, что почувствовать другого человека, пережить его эмоционально мы не можем. Просто в силу того, что мы разные, у нас разные, отличающиеся психологическим содержанием. Потому, если нам в нормальной жизни удается непосредственно эмоционально (через эмпатию) воспринять другого, это крайне эмоционально насыщенное, но недолгое и порой травмирующее переживание. Если мы будем говорить о переживании такого чувства, как любовь, то эмпатическое слияние в данном состоянии возможно только по двум причинам. Во-первых, любовь сама по себе носит характер аффекта (просто с положительным эмоциональным знаком), характеризуется сильной гормональной подпиткой, что снижает болевую чувствительность. Во-вторых, данная эмпатия происходит не полностью, не тотально, а только в отношении узкого сегмента деятельности (как правило, секса). То есть мы не полностью воспринимаем человека, и не любого человека, а только вот этого, и только тогда, когда у нас к нему чувства, и у него к нам тоже чувства, и когда эти чувства примерно одинаковые и очень приятные, и только в очень узком смысле каком-то воспринимаем. И то, говорят, что добиться таких переживаний совместных - очень и очень трудно, многим они вообще неизвестны...

В известном смысле наше грамматическое "Я" нас подавляет и ограничивает. И да, не надо мне говорить, что я полез в мистику - мы говорим о совершенно нормальном психологическом механизме, регулирующем нашу деятельность. Говорим именно с точки зрения психологии. Хотя - вот мы расшифровали еще один эзотерический концепт-блок. Правда, интересно?

Я уже говорил, говорю и буду говорить дальше, что единственное качество ЭПМА, тем более - ЭПМА на режиме - это сообщать человеку чувство психологического комфорта. То есть - сообщать человеку чувство психологической защищенности и безопасности. То есть - отключать психологический механизм охранных страхов. Делается это с помощью эмоциональной подстройки к каждому реципиенту, получением от него эмоционального отклика и увлечением в некоторое общее для всей группы среднее эмоциональное состояние. В принципе - это вариант гипноза, однако в данном случае раппорт формируется не вербальным методом, а непосредственным эмпатическим восприятием эмоций. При этом каждый из участников сеанса, в силу того, что его эмоциональное состояние не соответствует (ибо нет двух одинаковых людей) его обычному состоянию, покидает пределы своего грамматического "Я". Ну вот просто среднее эмоциональное не соответствует в точности никому реальному - каждый находится не в своей тарелке. И все это - комфортно, безопасно, не пугает.

Главное, что характеризует психологическое состояние участников сеанса - это чувство колоссального облегчения. Охранительные страхи перестают давить, требования социальной согласованности перестают довлеть, и сам реальный мир, объективная реальность, перестает носить императивный характер. Нет, участники сеанса не превращаются в разнузданных неуправляемых типов, а сам сеанс не превращается в вакханалию. Мы-то знаем, что эмоциональное состояние синхронизируется медиумом, и пока реципиент находится "в струе", он будет социально согласован с другими участниками сеанса. Просто потому, что эмоции выполняют регулирующую роль в деятельности психики, а медиум синхронизирует эмоции, и у всех - одни и те же (плюс-минус) переживания. Однако подавление индивидуальных эмоциональных механизмов самоконтроля приводит к тому, что человек субъективно испытывает "легкость в членах необычайную"...

Бездна манит. Бездна обладает абсолютной привлекательностью, поскольку те психологические механизмы, которые, собственно говоря, и определяют привлекательность того или другого - например, комплекс само собой разумеющихся норм и ограничений, реализующийся через систему охранных страхов - отключен к едрене фене. Потому, ребятки, я и говорю, что мистика - она не для всех - и кстати, сами мистики об этом говорят. Из бездны невозможно вернуться, потому что те механизмы, которые должны возвращать - они выключены. Их нет.

Возвращать группу в тело, в реальный мир - это вторая обязанность медиума.

Нетрудно видеть, что подобные эффекты изоморфны действию наркотических препаратов, в частности, ЛСД. Если мы вернемся к американской концепции "наркодуховности", то поймем, что причина, по которой отцы психоделической культуры продвигали "легкий путь к Богу" - это именно тождественность мистического опыта, доступного некоторым после долгих лет духовных практик, наркотическому опыту, который доступен всем, нализавшимся марок. Только вот тождественность мистического опыта - это далеко не все, что нужно Богу, ребята...

В поздний период истории СССР в жутко секретных лабораториях КГБ (ну куда ж без него, любимого) кошмарные дяди в белых халатах мучили разнообразных, но одинаково несчастных адептов духовных практик своими человеконенавистническими экспериментами. И эти эксперименты показали удивительную вещь. Оказывается, что одна и та же медитация, проведенная с открытыми и с закрытыми глазами - порождает разные физиологические процессы. Еще раз повторяю. Медитация - одна. Физиологические процессы, регистрируемые энцефаллографом, анализами, замерами дыхания и пульса/давления - разные.

Тут вот в чем фишка. Традиционные методики оперируют умом. Вниманием. Сознанием. Достижение мистических состояний в таких методиках требует огромного труда и огромных усилий, и возможно только при определенном развитии механизмов саморегуляции сознания. Еще раз повторяю, правильные методики развивают сознание, сообщают адепту особую дисциплину ума - в каждом случае свою. Мистические переживания, достигаемые в процессе таких тренировок, особого смысла не имеют, максимум - несут индикаторную функцию. Чаще всего - это просто побочный эффект. Медитация с закрытыми глазами отрывает человека от окружающей реальности, снижает его возможности самоконтроля, погружает его в мир чувств и представлений. Медитация с открытыми глазами оставляет человека в объективном мире, в мире объективных физических стимулов, заставляя тренировать концентрацию внимания в условиях помех. С открытыми глазами достичь тех же переживаний гораздо труднее, чем с закрытыми. С закрытыми глазами крайне сложно получить ту же степень концентрации, что и с открытыми. Везде свои плюсы и минусы.

Европейская адаптация "восточной духовности" не имеет ничего общего с ее реальным содержанием. Потому что европейцы считают, что духовность - это когда тебя глючит. А в норме на самом деле, если делать все по уму, то вполне доступны высочайшие достижения при полном отсутствии "спецэффектов". Потому что "спецэффекты" не имеют вообще никакого значения, значение имеет только дисциплина ума, приобретаемая в процессе занятий...

Йог достигает своих состояний путем активной сознательной деятельности, а наркойога просто глючит реактивным образом, в ответ на наркотики или другие внешние стимулы...

И да, некоторые нобелевские лауреаты отмечали благоприятное влияние ЛСД на свои научные достижения. Однако если бы все, кто его принимает, действительно стали учеными... Суровая правда жизни заключается в том, что никакой наркотик, никакая таблетка не сделают из человека гения. Те же самые нобелевские лауреаты - это люди высочайшей дисциплины ума прежде всего. А любители расширить сознание - банальные наркоманы...

Вот мы и пришли к следующей характеристике психологического состояния участников спиритического сеанса. А именно - большинство из них (если не все) переживает эффект расширения сознания. Типа раздвигаются горизонты, небо становится высоким, травка зеленее, вода текучей... В чем заключается природа этого явления? Спрашивали - отвечаем. Эмоциональное состояние группы на сеансе является средним, усредненным, в точности не соответствующем доступному диапазону состояний ни одного из участников. Поэтому каждый из участников переживает какой-то новый для него психологический опыт, что-то такое, чего он раньше не чувствовал. Более того, поскольку полученное во время сеанса психологическое состояние сформировано не медиумом, а группой (медиум просто синхронизирует), возникает сильнейшая групповая суггестия, и каждый из участников ощущает себя чем-то большим, чем реальный Вася, Петя, Таня или Маша. И с точки зрения групповой суггестии, в отличие от факельных шествий нацистов или "разом нас багато", где таковая суггестия также присутствует, это происходит не просто на аффекте, но на отключении механизмов саморегуляции грамматического "Я", это происходит вне системы самоописаний человека. Человек реально ощущает себя чем-то большим, чем он есть на самом деле...

И вот он уже не глюкающий тип на засранной мухами кухне - а посвященный, которому Тутанхамон сообщает тайны древней цивилизации пришельцев, создавших Египет...

Здесь нет абсолютно ничего сложного. Чтобы поймать групповой резонанс, каждому из участников нужно стать немного "не-Я". А задача медиума в данном контексте - сообщить группе ощущение безопасности, возможности, комфорта. Только и всего... Ну вот в норме, если человек хочет почувствовать себя Наполеоном - его тут же отправляют пообщаться с другими Наполеонами. Так социум устроен. А здесь, на сеансе - можно...

Грубо говоря - это тот же BOO-эффект, только вместо BOO что-то другое.

Колоссальное психологическое облегчение, связанное с ослаблением или отключением механизмов саморегуляции сознания, расширение сознания как новый эмоционально насыщенный психологический опыт - одно это уже выглядит субъективно привлекательным. Ну в самом деле, никто же не откажется почувствовать облегчение и пережить что-то новенькое, верно? Следующим эффектом у нас является искаженное восприятие реальности.

То, что в состоянии аффекта восприятие реальности искажается - далеко не новость. Однако состояния аффекта никто не относит к приятным, это негативный, как правило, опыт. Потому из всех переживаний аффектных состояний люди охотно вспоминают, и считают совершенно реальными в основном такие, как любовь, душевная близость, успех.

Специфика спиритизма заключается в том, что в основном предметом сеанса является нечто ирреальное, зачастую - пугающее, связанное с "потусторонним миром" и прочими не совсем положительно-эмоциональными штуками. Если кому-нибудь из вас приснится умерший, и что-то вам скажет, вы не будете воспринимать это как реальность, вы в лучшем случае воспримите это, как сон. Если вам наяву послышится голос умершего - вы тут же побежите к врачу за таблетками. Поскольку совершенно естественно воспримите это, как галлюцинацию. Однако на спиритическом сеансе все не так. Так как есть группа, и переживания группы синхронизированы медиумом, все переживают что-то подобное. Посему, раз один и тот же опыт пережит несколькими людьми, он не может субъективно восприниматься, как банальное индивидуальное временное расстройство. Факт групповой согласованности переживаний придает ирреальному статус реально произошедшего события. Возвращаясь в реальный мир, реципиент "тащит" за собой произошедшую на сеансе чертовщинку...

Одной только групповой суггестии в плане пережитого на сеансе достаточно, чтобы в реальную картину мира привнести искажение, включить, вплести в нее иррациональный опыт с сеанса.

Не менее важен также тот фактор, что медиум делает переживание иррационального комфортным. Обычные индивидуальные глюки, которые в жизни происходят довольно часто, достаточно вспомнить ночные кошмары, сопровождаются острыми негативными переживаниями, которые быстро вытесняют их в бессознательное. Что-то послышалось, почудилось - и вот реципиент испугался, отмахнулся, психологически бежал, и спустя короткое время он уже начинает избегать самого воспоминания, связанного у него с отрицательными эмоциями. Это работают охранительные страхи. Воспринятое же на сеансе, в сило комфортности обстановки, не обладает безусловно отрицательной эмоциональной окраской. И даже если это - пугающее, оно все равно будет восприниматься как реальное, как часть окружающего мира, и не сможет быть вытеснено. Причина заключается в том, что с этим опытом ассоциировано состояние психологического комфорта, которое не дает такому переживанию быть полностью вытесненным. Даже пугающие переживания получают двоякую эмоциональную окраску. Страшно, но удивительно. Ужасно, но потрясающе. И если негативная компонента - страшно, ужасно - пытается вытеснить, то вторая компонента - удивительно, потрясающе - не дает вытеснению произойти.

Здесь очень существенное значение имеет "соус", под которым подается сеанс. Если мы имеем салонное развлечение, не связанное с представлениями об окружающем мире реципиентов (например, они не верят в духов, но им любопытно попробовать), то остаточный эффект имеет одну окраску. Люди получают эмоциональную встряску, люди вполне реально воспринимают ее именно как эмоциональную встряску, особо впечатлительные могут иметь последствия, вплоть до снов и галлюцинаций, но все это происходит как бы в параллельной реальности. Если же интерес является более оформленным с точки зрения смысла происходящего, например, реципиенты верят в духов, или в переселение душ, то полученные переживания накладываются у них на уже имеющуюся картину мира. В этом случае последующие "спецэффекты" воспринимаются ими как сигналы "с той стороны", как перст судьбы и так далее. Происходит интеграция содержания сеанса в реальную жизнь.

На самом деле интеграция мистического опыта в реальную жизнь происходит всегда, просто в силу того, что пережитый опыт окончательно вытеснить невозможно, а интегрировать можно по-разному.

Когда человек привносит в рациональную картину мира нечто иррациональное, она уже перестает быть такой рациональной, верно? Рациональная картина мира, в которую внедрено нечто иррациональное, становится уже иррациональной. Некоторое, пусть небольшое, иррациональное зерно в картине мира открывает дверь мистике...

Суровая правда жизни заключается не в том, что иногда они возвращаются, а в том, что они возвращаются всегда...

Следующим момент притягательности бездны заключается в том, что она деформирует восприятие реальности, допуская в нашу жизнь спорадические мистические переживания. Это могут быть совершенно спонтанные "пробои" бессознательного в осознавание. Человек может осознавать нереальность ощущений, впечатлений, чувств, но поскольку он уже имел мистический опыт, и поскольку этот опыт не является вытесненным, поскольку он интегрирован в картину мира - то охранительные страхи уже не работают в полную силу. Именно этим объясняются неожиданные проявления мистических способностей у людей, посетивших целителей, побывавших на сеансах, поучавствовавших в мистериях. По сути своей граница между сознанием и бессознательным истончается, и безусловный (насколько он в нашей жизни безусловный) рационализм отступает, уступая место миру грез и впечатлений.

Теперь мы возвращаемся к основам, к альфа и омега, к истокам современной психологии. Одна из фундаментальнейших книг, на которой базируется современная психологическая наука - это "Толкование сновидений" Зигмунда Фрейда. В этой книге всеми любимый отец современной психологической науки явно и недвусмысленно показывает, что символика сновидений никогда не бывает прямой. Каждый образ сновидения, даже если он происходит из реального персонального психологического опыта, репрезентирует не реальное воспоминание, а связанный с ним образно-чувственный блок. Какая-нибудь вилка на столе в сновидении может репрезентировать в семантике сновидения котенка, с которым мы игрались в детстве, например. Формируя визуальные образы во время сна, наш мозг подбирает схожие по определенным параметрам чувственные образы из активных и доступных ему в настоящем. Ровно точно то же самое происходит и со спорадическим мистическим опытом, который становится нам доступен после сеанса. С той только поправкой, что вместо образов из памяти мы получаем неожиданную интерпретацию окружающих нас вещей и событий.

Мы уже говорили, что мотивация, которая подвигает людей на участие в спиритическом сеансе, носит эмоциональный, иррациональный по своей природе характер. Здесь неважно, то ли мы идем на сеанс к практикующему медиуму, то ли упарываемся в ЭПМА по собственной глупости - результат всегда один. Всегда у нас будет подавлен механизм охранительных страхов, всегда наше бессознательное будет задето и поднимется, выйдет какой-то своей частью в осознаваемое, всегда мы будем переживать искажение восприятия. И всегда у нас будет происходить усиление эмпатических качеств, эмпатия у нас всегда будет выходить на первый план. И всегда те образы, в которые будет облекаться наш опыт, будут косвенными, и если по уму подходить - потребуют качественной интерпретации хорошим психоаналитиком.

Однако если мы все-таки напряжем наше рациональное, набычим наши когнитивные функции, осмыслим в вышеприведенном ключе все происходящее, то поймем, что за вот этой вот манящей безграничностью, таинственным океаном непознанного и так далее нет вообще ничего. Кроме трансового (считай - гипнотического) состояния, в котором мы имеем дело с некорректно проинтерпретированным вытесненным психологическим материалом, наложенным на акт коммуникации со своеобразным человеком.

Нету там ничего. Пусто там. Шаром покати...

А вот как это выглядит не со стороны посидельцев, а со стороны медиума - об этом мы поговорим в следующий раз.
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe
promo bigdrum february 17, 2019 22:31 4
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments