bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Вот уж учудили...

Вот тут вот наткнулся на интересный самолетик - LISA Akoya amphibious light sport aircraft. Говоря простым языком - легкомоторную амфибию. По ссылке одно видео, вот другое, более подробное:



Давайте попробуем посмотреть на эту конструкцию критическим взглядом, оценить все плюсы и минусы.

Авторы самолета представляют его как легкомоторное воздушное судно для отдыха. Пусть вас не смущает слово "спорт" в названии - у них спорт все, что не спирт, а у нас вообще и спирт - спорт... Шутка. Как самолет для отдыха, Акойя должна быть слабо зависима от качества и наличия ВПП, обладать дешевым топливом и обслуживанием, по возможности - быть экономичной. Давайте посмотрим, что получилось.

Благодаря отказу от реданной схемы, и созданию аэродинамически чистого корпуса удалось снизить сопротивление воздуха в полете, что позволило повысить максимальную и крейсерскую скорость и в силу этого - снизить расход топлива на километр пути. На сегоднящний день Акойя великолепна в этом плане - 5,6 литра на 100 км пути - лучше многих автомобилей. Максимальная скорость достигает 250 км/ч, крейсерская 210, бензин автомобильный. Дальность полета достигает 2000 км. По показателям экономичности - однозначный плюс.

Проборная доска (на видео видно) реализована одним многофункциональным дисплеем, комплект приборов один на два места, что делает кабину просторной. Однако при полете ночью или в тумане возникает потребность работать сразу с тремя приборами - GPS, высотометром и авиагоризонтом (как минимум), и вопрос совмещения этих трех приборов на одном экране вызывает сомнения. Конечно, частники в СМУ стараются не летать, однако данное приборное ограничение выглядит с точки зрения безопасности полетов несколько сомнительным. В конце концов - мало ли какие сюрпризы преподнесет погода, и нужно быть к этому готовым, верно?

Установка двигателя на хвостовое оперение в последнее время становится трендом. Как минимум несколько конструкций решены именно таким образом. Тут следует сказать, что при таком размещении потоком от винта обдуваются рули высоты и руль направления, причем увеличенный киль, играющий одновременно роль пилона, также снижает вихрь от пропеллера, спрямляя поток. Первое хорошо влияет на управляемость по курсу и тангажу, однако при изменении режима работы двигателя поперечные усилия на хвостовом оперении меняются, и требуется отработка рулями или перетриммирование рулей, что неприятно. Обычное для гидросамолетов расположение пропеллера - сверху корпуса над кабиной - также обдувает заднее оперение, однако влияние вихря на управляемость гораздо меньше. Характерное для обычных самолетов расположение пропеллера спереди с обдувом крыла, позволяющее увеличить подъемную силу, здесь невозможно в силу того, что у нас все-таки гидросамолет, однако в амфибиях НПО Аэроволга, или в конструкциях Чернова это решено, используется и позволяет получить все бонусы от нормальной схемы полностью.

С другой стороны, принятое в Акойя расположение винтомоторной группы позволяет спрятать двигатель - самый сильный источник шума - за диском винта. Таким образом, акустические нагрузки от винтомоторной группы во время полета гораздо ниже, чем при традиционной компоновке, что позволяет считать Акойя одним из самых комфортных гидросамолетов.

В общем, некоторое снижение взлетно-посадочных качеств тут некритично, я думаю, а дополнительный комфорт от полета - вполне себе хорошо.

Самолет обладает расширенной автоматизацией. Фонарь кабины, уборка крыльев на сточнке, шасси - все приводится механически, не в ручную. С одной стороны, это, конечно же, комфортно. С другой стороны, все эти механизмы требуют профессионального обслуживания. Если при ручной установке крыла на обычный легкий частный самолет вы своими пальчиками ощупаете каждую точку сопряжения, носом обнюхаете и глазками обсмотрите каждый болтик, и будете абслютно уверены, что все в порядке, и узел сопряжения крыла с фюзеляжем вас не подведет - то здесь мы имеем некую хитрую механику, которая в один прекрасный момент может отказать или отработать не до конца. Приятно, конечно, летать на самолете, механизированном не хуже Тандерболта - но меня это напрягало бы... Я считаю, что в обшивке стыка крыла следовало бы предусмотреть специальные окна, через которые можно визуально проверить замки, запирающие крыло, и каковые окна требовалось бы закрывать вручную после установки крыла в рабочее положение. Это выглядит не так технологично, но зато безопасней.

Излишне говорить, что поворотный шарнир крыла - это дорогая, сложная и ответственная часть конструкции, требующая профессионального и регулярного обслуживания.

Крыло хорошо механизировано и имеет закрылки. Это улучшает взлетно-посадочные качества. Однако закрылки сейчас не делают только совсем ленивые конструкторы совсем уж дешевых самолетов.

Гидросамолет имеет поплавки на концах крыльев. и очевидно - герметичную конструкцию консолей крыла. Поплавки реализованы так, чтобы выполнять одновременно роль винглетов. Это однозначно хорошее решение. Наличие же винглетов на хвостовом оперении выглядит скорее данью моде, чем необходимостью. В целом, скорости полета самолета таковы, что роль индуктивного сопротивления невелика, и даже винглеты на крыльях дают максимум один процент к снижению сопротивления. И если возможность совместить необязательный винглет с обязательным поплавком оправдана, то на хвостовом оперении это выглядит скорее комично.

Традиционные корпуса гидропланов выполняются по V-образной схеме. Обводы типа "глубокое V" отличаются тем свойством, что сочетают в относительно простой конструкции как высокую мореходность на волнении, так и способность к выходу на глиссирование. На волнении V-образный корпус мягко принимает волну, снижая ударные нагрузки, и кроме того, в силу наличия развитого киля, обеспечивает курсовую устойчивость. Это важно при взлете, особенно когда направление ветра и волнения не совпадают, и тем более важно при посадке.

Акойя имеет ложкообразный нос и полное отсутствие киля. Это говорит об отсутствии курсовой устойчивость, а также о сильных волновых ударных нагрузках на корпус. Грубо говоря, при взлете или посадке на волнении самолет будет, как сказал один из пиратов в мультике "Остров сокровищ", "вилять, как маркитантская лодка". В общем, мореходность у Акойи отвратительная, если не сказать - чудовищно отвратительная. А попытка посадки на волнении, не совпадающем с направлением ветра - может оказаться смертельно опасным номером. Взлет-то отменить можно, а вот посадку уже не получится...

Как гидросамолет, Акойя - это аппарат чистого неба и спокойного моря.

Использование вместо реданов подводных крыльев также есть красивое, но неудачное и опасное решение. При посадке обычного гидросамолета с V-образным корпусом под любым углом к волне, корпус сперва касается воды килем. Каковой киль находится в одной вертикальной плоскости с центром масс самолета. Таким образом, посадка даже на сильном волнении не вызывает у нормальных гидросамолетов переворачивающего момента, или такой момент невелик. Подводные крылья Акойи разнесены в стороны. При посадке на ровную воду это не страшно, но если мы садимся на волну, то крыло, вошедшее в воду первым, стремится перевернуть самолет в противоположную сторону. А поскольку волна - штука неровная, это может привести к опрокидыванию самолета и зацепом крылом за воду, что приведет к разрушению конструкции. Попросту говоря - все утонут.

В общем, красивые крылышки вовсе не так безопасны, как страшный и неэстетичный реданный корпус.

Кроме того, торчащие под водой крылья затрудняют подход к берегу, если грунт илистый и нельзя выкатить самолет на берег на шасси.

Шасси убирается в нишу, и закрывается створкой. Наличие ниши говорит о том, что самолет не должен эксплуатироваться с полос, которые могут сильно загрязнить шасси. В противном случае механизм уборки может быть поврежден. Кроме того, габариты пневматика шасси ограничены размерами ниши, а само колесико - довольно маленькое. Таким образом, Акойя может эксплуатироваться только с полос с твердым грунтом - асфальт, бетон, качественный газон на твердой сухой земле. Если же посмотреть на лыжи, которые предлагаются в комплекте, то возникает мысль о том, что конструктору надо съездить в Сибирь, посмотреть на снег. Такими "лыжами" разве что иней с лобовухи по утрам отскребать...

По взлетно-посадочным качествам Акойя крайне требовательная к полосе, либо к волнению водоема машина. Однозначно - не вездеход. Слетать на ней на рыбалку, или на необорудованную точку - нереально и опасно. Это самолет подготовленных площадок, оборудованных слипами или пирсами (если  речь идет о водоемах) или нормальной полосой (если речь идет о посадке на грунт) и спокойной погоды.

По комфорту - должна быть очень приятная машина.

По крейсерским качествам - прекрасный крейсер.

По примененным конструктивным решениям - сложная конструкция, требующая профессионального надзора.

В общем, не для Сибири эта лодочка, и даже не для Черного моря, с его непредсказуемым волнением и новороссийской борой...

Но как концептуальная конструкция, конечно же - очень красивая машина. Только, думается мне, убираемый редан на нормальном V-образном корпусе даст очень неплохую аэродинамику, возможно - не худшую, при сохранении всех качеств безопасности, надежности, вездеходности летательного аппарата.
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят
Subscribe

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…

  • Это конечно не изобретение...

    ...а так, рацуха... При просмотре вот этого вот видео: Вспомнил о стартапщике, который захотел запустить нна орбиту микроспутник с большим…

  • Ну вот...

    Нестареющая классика... Цифры конечно, невысокие. По сравнению с 90+% от результатов испытаний Модерн, Пфайзеров, Спутников и т.д. - кажутся…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments