Часть 32. Вчитываясь в классиков...
Рассмотренные в прошлой части аспекты деятельности служб на производстве, хотя и носят специфический характер, вовсе не выглядят какими-то неприятными или опасными. Да, есть задача, да, она выполняется, да, это делается (по возможности) тихо и (в идеале) незаметно. Однако нас интересуют последствия, которые данная структура отношений служб и граждан оказывает на граждан. Давайте вернемся к "Объектам в зеркале заднего вида" и посмотрим на главного героя. На его структуру ценностей, мотивацию, действия и последствия описанных в книге событий.
Среди ценностей главного героя на первом месте стоит дружба. Она стоит на первом месте настолько, что тема дружбы даже вынесена в аннотацию книги. Есть несколько друзей с детства - двое наших, американец, и девчонка, тоже американка. И вот они настолько дружат между собой, что хотят дружить и дальше, несмотря на и вопреки всему. Эдакая романтическая история, при взгляде на которую самое суровое сердце переполняется слюнями и слезами. Поскольку слюни и сопли - это не наш метод, мы заглянем глубже. И увидим много-много всего интересного...
Прежде всего, компания друзей (любых) - это клуб, это микросоциум. Это крайне специфическая и очень эмоционально значимая, причем в положительном смысле значимая, через очень сильные положительные эмоции значимая, маленькая группа людей. Здесь, в группе, все друзья, всем хорошо, а вот за стенкой - там уже не друзья, там соседи, там уже не все хорошо и не так хорошо. А может быть, и совсем плохо. Обычно люди рассматривают дружбу как нечто объединяющее людей вместе. Однако при этом никто не рассматривает дружбу как нечто, разъединяющее людей. А ведь это, на самом деле - один из важнейших эффектов любой дружбы. Если у вас есть друзья, и вы сильно дружите, каждый день и подолгу - весь остальной социум будет восприниматься вами как чуждое, потенциально опасное и агрессивное окружение. Да, бывает и не так, но на самом деле наличие дружбы, то есть очень сильной эмоциональной привязанности, основанной на определенных социальных стереотипах, прежде всего означает отсутствие данной привязанности вне круга друзей. Рассмотренная в данном аспекте, дружба как форма социальной организации, приобретает уже не такой романтически-сопливый и безусловно положительный характер.
Будучи особенной формой отношений, ассоциированной с определенными взаимными обязательствами, кодексом определенным, степенью открытости и откровенности, дружба представляет из себя образование типа "элитарного клуба", изолирующего человека от всего остального социума.
Дружба героя и его компании - это дружба с детства. И здесь можно выделить несколько очень важных компонент.
Главный герой - это безотцовщина.
Теоретически отец у главного героя есть. Однако его влияние на жизнь не просто ограниченно - оно отсутствует. Более того - родители героя уезжают в другую страну. Отец в книге фигурирует всего несколько раз, и оценить его влияние можно одним словом - минимальное. Да, отец архитектор, представитель творческой профессии и сторонник широких взглядов на жизнь. Однако широта отнюдь не означает глубины...
Фактически, у главного героя отсутствовал главный защитник, воспитатель и судья (в этическом смысле). Роль отца для главного героя играли друзья. И здесь мы видим первую значительную проблему. Отношения с родителем - это отношения патернализма, отношения покровительства и требовательности, соединенные с защитой и пониманием, с ответственностью родителя за судьбу ребенка. В силу отсутствия подобных отношений некоторые эмоционально-психологические стереотипы у главного героя оказались несформированы, некоторые психологические аспекты оказались сублимированны через друзей, через микросоциум. Фактически группа друзей приобрела для главного героя черты коллективного отца. Те аспекты личности, которые в норме у нормального ребенка ассоциируются с отцом - оказались ассоциированны с группой. В частности, главный герой не получил образования потому, что компания друзей не требовала этого, не считала это императивом. Это естественно, ибо дружба по своей природе не предусматривает патернализма, нужно просто дружить, и все. В случае главного героя наличие или отсутствие образования не имело значения, ибо те компоненты психики, которые отвечают за социальный статус, и получаются от родителя путем воспитания - например, стремление получить образование, сделать карьеру и так далее - они не имели значения в "клубе".
Следующим моментом в отношениях родитель-ребенок является элемент подражания. Девочки подражают мамам, мальчики подражают папам - это нормально. Подчинение родителям в значительной степени является механизмом, призванным усилить и откорректировать это подражание. По мере взросления ребенка родитель, находящийся в эмоционально-психологическом резонансе с ребенком, последовательно взрослеет вместе с ним. Однако, если в детстве он проходил стадии взросления в качестве ребенка, защищаемого и оберегаемого, то в процессе воспитания ребенка он проходит эти же стадии в позиции защитника, в позиции воспитателя. Тот же самый психологический опыт, который был у него, он переживает под другим углом зрения, оценивает, что хорошо, а что плохо, пытается скорректировать. Безусловная сильнейшая эмоциональная связь между родителем и ребенком, помноженная на проведенное вместе время, дает мощнейший импринтинг, лежащий в основе личности сына.
Женщина никогда не сможет воспитать мужчину. Что бы там не трындели феминистки. Просто потому, что в силу природной сексуальности (разный пол все-таки дает о себе занть), в силу различных характеристик детского социального окружения у мальчиков и девочек, в силу различных поведенческих паттернов, различной роли папы и мамы в семье - у матерей просто нет необходимого объема для импринтинга. Мать, пытающаяся дать ребенку стереотипы, которые должен дать отец, не только не даст их - но еще и не даст тех стереотипов, которые должна дать мать. Потому что роли матери и отца в семье - разные, и стереотипы они дают ребенку - разные. И когда я смотрю на так называемых "сильных" женщин - у меня волосы встают дыбом даже на жопе. Потому что чисто физически, физиологически, психологически и эмоционально такая мать не может быть отцом. А матерью она тоже быть не может, потому что пытается быть отцом. Вот и получается - ни богу свечка, ни черту кочерга. Не зря в перечне факторо группы риска, то есть в реестре потенциально проблемных с точки зрения будущей судьбы детей причин, неполные и конфликтные семьи занимают почетное первое место.
Где ребенку искать отца? Ребенок неосознанно находит отца среди друзей. Просто потому, что с друзьями ему комфортно, он чувствует себя защищенным... Вот так получается, что одно глубинное, невербализуемое чувство, которое мы можем определить как чувство защищенности - производит подмену источника воспитательного воздействия.
Естественное для процесса развития психики человека стремление приобрести социальный статус в такой ситуации испытывает сильнейшее искажение. В нормальной семье патерналистический статус отца не вызывает сомнений. Потому в нормальной семье отец может быть эталоном и корректором. Он может задавать ценности, репрезентировать ценности свим поведением и отношением, он может даже наказывать ребенка - но от этого он не перестанет быть отцом. В нормальной семье нельзя самоутвердиться за счет родственников, поскольку такое самоутверждение разрушает саму семью. Происходящее в процессе взросления самоутверждение ребенка происходит в компании друзей и сверстников. Какие-то качества в компании ценятся выше, какие-то - ниже. Именно поэтому даже в самом тесном кругу друзей происходят статусные игры, конкуренция. Естественно, ограниченные рамками дружбы. В семье мы имеем кооперацию, в среде сверстников - конкуренцию. Дети сами по себе не способны на разумную кооперацию. В неполных и конфликтных семьях семейной кооперации нет, и потому дети из таких семей ищут кооперацию в компании друзей. Так возникают, например, жуткие конформисты и легенды о нездоровом окружении и плохой компании...
Черт возьми, даже во времена Макаренко, в том контингенте, с которым он работал - элемент патернализма присутствовал всегда. Воспитатель был всегда выше, он всегда играл роль отца. В самом захудалом интернате обстановка лучше, потому, что воспитатель всегда - отец. У воспитателя такая социальная роль просто. А друзья - это уже другое. Есть люди, с которыми происходит кооперация, и люди, с которыми мы играем за статус. Если одно смешать с другим - получится полная жопа...
Главный герой не только стопроцентно эмоционально зависим от своих друзей, он еще и гиперконформен. Закончив школу, он мог поступить в институт, но это означало покинуть компанию, в которой у него был статус, в которой у него был комфорт, на пять лет погрузиться в пахоту, да еще и в новом окружении, которое с детства подсознательно воспринимается им как безусловно чужое. Какие есть у главного героя инструменты, чтобы получить образование? У него есть представление о дружбе и гиперконформное отношение к друзьям, вытекающее из безотцовщины... Что делает главный герой? Он остается дома, работать на заводе. С друзьями. При том, что его друзья - Кен и Джейн - получают высшее образование - им дружба не мешает - наш герой остается с Михалычем простым сборщиком.
Несмотря на художественный талант. Несмотря на возможную помощь и протекцию со стороны друзей отца, входящих в администрацию завода.
Все очень просто. Кен и Джейн - американцы. Их родители работают на корпорацию, которая строит завод. То есть - они реализуют свою собственную программу, свою собственную линию поведения. Главный герой и Михалыч - местные. Их родители работают на американцев. То есть - демонстрируют ярко выраженный подчиненный характер поведения, и не являются носителями собственных императивов. Для Кена и Джейн дружба - это просто такая вот часть жизни. Но кроме этой части жизни существует еще карьера, например. Как личный индивидуальный жизненный сценарий. А у наших ребят такого сценария нет.
У них вообще нет ничего, кроме дружбы...
И главный герой такой не один. Весь отечественный контингент, начиная от работников правления и администрации, и включая рабочих - не имеет ничего, кроме дружбы. Кроме неформальных отношений, неформальных взаимных обязательств, неформальной ответственности в чужой, привнесенной извне формальной системе. Даже начкадрами, безопасник, курирующий предприятие - не имеет ничего, кроме одной сплошной неформальности.
Книга Дивова - это иллюстрация одной сплошной большой неформалности, и эта неформальность имеет свои корни. Есть небольшой провинциальный городок, в котором тупо нет работы. Нет предприятий, нет собственных каких-то программ развития, нет жизненных сценариев карьеры. Есть только дружба, то есть - совершенно неформальная такая штуковина. Те, кто отвечает за развитие, за рабочие места, за жизненные программы и сценарии молодого поколения - либо не справляются, либо не занимаются данными вопросами.
Вся книга - это история об одной большой глобальной безотцовщине.
И наш главный герой (безотцовщина) в компании своих друзей вот в этой вот глобальной безотцовщине купается. Причем - купается не просто так, а на предприятии, от имиджа которого зависит имидж страны, и которое опекается - что абсолютно естественно - тихими и незаметными людьми, по долгу службы купирующими и разруливающими всякие разные способные подпортить имидж кунштюки... И если бы мальчик был проблемный, с маргинальным уклоном - его бы быстренько закруглили, и проблем никаких. Но мальчик - лучший сборщик, эталон производственных результатов. Слегка двинутый, да - но добрый и хороший работник. А значит - закруглять его не надо, а надо окружать заботой, помощью и поддержкой...
В результате наш главный герой, и так инфантильный, попадает в искусственно созданное окружение. Кен и Джейн строят карьеру, реализуют свои собственные жизненные планы, но по старому долгу дружбы встречаются с героем, развлекаются, сыплют ему
И чтобы наш большой дитятя не влез куда не надо и не обломал себе рога вместе с зубами и прочими конечностями, наш КГБ-шник включает Михалыча...
Михалыч, наверное, самый неоднозначный и интересный персонаж книги. Даже интереснее главного героя. Большая физическая сила, нормальная этика, любовь к труду и спортивное желание быть первым - оттого и лучшая бригада на участке - сочетаются в нем с хорошей такой долей удали и бесшабашности. Михалыч - единственный стопроцентно русский персонаж в книге. На 100% верный, на 100% смелый, на 100% честный, и притом несколько недалекий. И наш КГБ-шник дает ему простое задание - следить, чтобы главному герою рога не отшибли и мослы в порошок не стерли. Потому Михалыч слегка бузит, слегка хулиганит - но без криминала - и старательно разгоняет все потенциально опасное от нашего героя. Ну и по ходу дела снабжает кадровика информацией...
Будучи воспитанным на идее, что стучать плохо, Михалыч со смущением воспринимает свою роль соглядатая. Однако будучи, несомненно, гораздо более адекватным в социальном плане, чем главный герой, понимает, что без этого не сможет оберегать последнего. Общение с кадровиком и другими участниками марлезонского балета делает его гораздо более информированным, и ему приходится скрывать от героя эту информированность под личиной своего, но недалекого парня. Вне всякого сомнения, Михалыч в книге - самая драматическая фигура. И кроме того, Михалыч - единственный человек, для которого дружба, как этическая интенция, совпала с той жизнью, с той жизненной ролью, которую он имеет.
На самом деле Михалыч - единственный, кто мог бы уговорить героя начать строить карьеру. Но для этого ему пришлось бы выйти из образа, пойти на перестройку отношений. А для главного героя это означало бы изменение контекста отношений, который он воспринимал как дружба. То есть - окончание дружбы...
Потом происходят известные события, и следуют известные последствия. В конце книги мы видим главного героя, работающим в небольшом гараже и расписывающим те самые автомобили, которые он - еще совсем недавно - собирал в составе лучшей смены сборщиков на лучшем заводе в мире. То есть - раньше он был лучшим, причем не просто лучшим - а лучшим в мире сборщиком. А теперь просто аэрографом машет, и по вечерам водку пьет. Это катастрофа. Это - крушение всех идеалов, мечты всей жизни. Почему все так погано закончилось?
Опека, защита есть форма проявления патернализма. Однако патернализм помимо опеки подразумевает еще и требовательность. Отец (в широком смысле этого слова) соединяет в себе оба качества. Есть такие понятия, как учитель, наставник, старший товарищ. Это - патерналистские фигуры. Они не равнозначны простому другу или товарищу. Отношения друзей, по большей части - это отношения двух детей или двух взрослых. Чтобы проявилась требовательность, один из них должен занять позицию родителя. Но чтобы требовательность проявилась и начала действовать - эта позиция должна быть явной и разделенной. Если родитель боится роли родителя, если он ее избегает, если эта позиция не обозначена или не разделена - никакой требовательности не получится. Героя опекали (защищали) и Михалыч, и кадровик, и Кен с Джейн, и даже Дон и уехавшие в Америку родители. Однако ни один из них не стал в позицию родителя. Кадровик попытался было, но - герой не разделил эту позицию. И это естественно, потому что требовательность без защиты - это доколупывание. А как реагируют обычные люди на защиту со стороны комитета, мы в прошлой части описали. Обычным людям сразу начинает мерещиться чертовщина... Михалыч имел возможность, но был внутренне не готов. Кен с Джейн попытались, но будучи американцами, и следовательно, выпадая из культурного образа патера в силу иной культурной принадлежности - шансов не имели.
И потому главный герой, как был дегенератом в социальном смысле, так им и остался...
Личность есть дискурс, она формируется на протяжении всей жизни. Формируется она словом, каковое слово подтверждается или опровергается событиями и обстоятельствами. Личность формируется (в норме) в патерналистических отношениях родитель-ребенок. И если родитель на каких-то этапах не смог, или не имел возможности - возникают проблемы. В Советском Союзе была традиция внесемейного патернализма, реализованного через пионерию и комсомол. К сожалению, в связи с тем, что призрак Ленина затмил реальность, что выразилось в подмене нормальных психологических и социально-психологических исследований простой декларацией идеологических штампов, на поздних этапах жизни СССР патерналистическое значение пионерии и комсомола свелось к нулю, а то и носило отрицательный характер. Вместо воспитательной работы, которой в 20-30 годах занимались специалисты, в 70-х - 80-х годах мы имели сюсюкание. За все время моего обучения в школе я помню ровно одного настоящего специалиста, знающего толк в дидактике и методике.
Да-да, это мой преподаватель русской литературы в 10-м классе, благодаря которому я сейчас способен писать, а вы читать...
В мире развитого социализма дети не могли иметь дефектов (отклонений, задержек) развития и социализации, потому как учение Ленина и руководящая роль Партии. Потому методы корректирующей педагогики и сама корректирующая педагогика были сосредоточены в основном вокруг случаев органической этиологии (спецшколы для умственно отсталых) и яркой асоциальности (закрытые спецшколы-интернаты). В массе своей, в большинстве обычные педагоги не имели методов построения правильных патерналистических отношений с учениками. Потому что либо сваливались в сюсюкание, либо не справлялись и срывались в агрессию. Я до сих пор помню кричащих классных руководителей, комсомольских вожаков и тому подобное... Отсутствие нормальной теории внесемейного патернализма, в отсутствии идеологической поддержки, которую раньше должна была обеспечивать Партия, и каковая реализовалась бы через комсомол и пионерию, привело к совершенно ужасным результатам в виде нигилизма молодого поколения, беспомощности руководства и так далее, что мы имели в позднем СССР и в 90-х годах.
Ребята, Макаренко был не простым пролетарием. Человек учился всю жизнь, а в 1917-м году закончил пединститут, защитив диплом по теме "Кризис современной педагогики" на золотую медаль. На стороне Макаренко была вся педагогическая наука Российской империи, каковая на тот момент была на крепком мировом уровне. На момент окончания института у него было более 10 лет педагогического стажа. Макаренко - это классический российский интеллигент, интеллектуал и практик. Из той же породы, что Сикорский. Крупская Надежда Константиновна - дворянка, великолепно образованная женщина, а Ленин Владимир Ильич - из семьи педагогов, причем не последних педагогов. На заре Советской власти вопросами воспитания подрастающего поколения занимались очень квалифицированные люди. Потому формирование системы внесемейного патернализма для них не представляло проблем. Более того - эти люди сами формировали идеологию. Пионерия и комсомол 70-х - 80-х годов - это нечто чудовищно жалкое, придавленное идеологическим отделом ЦК, с одной стороны, конкуренцией с Западом на ниве борьбы за молодые умы - с другой. Оскопленное, догматическое, косное, нежизнеспособное.
А потом вообще ничего не осталось.
После распада СССР такие понятия, как наставник и учитель, вообще покинули нашу жизнь. А жить стало лучше, жить стало веселее, жить стало любопытно. Книга Дивова не только о дружбе, книга Дивова не только о глобальной безотцовщине - она еще и о кризисе естественного, в том числе внесемейного, патернализма в нашей культурной среде.
Потому что у главного героя не было Наставника, который мог бы развивать его личность. Главный герой времен глубокого детства и главный герой в конце жизни - это личность одного и того же уровня. Немного более заматеревшая, обтершаяся и пожеванная жизнью, но - абсолютно того же уровня. Инфантильная личность. И это не проблема корпорации, и не проблема кураторов от КГБ. Это - совсем другого уровня проблема.
И пока эта проблема не решена, добрые верные мишки так и будут оставаться дегенератами...
Journal information