bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 39

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38.

Часть 39. Белое пушистое...

Все любят котиков. Потому что ми-ми-ми. Самые суровые воины, делающие вид, что не любят котиков - на самом деле тоже любят котиков. Просто скрывают это, чтобы не показаться слабыми и сентиментальными. Ну считается, что суровый не может быть сентиментальным. Но когда никто не видит - они тоже любят котиков. Вот таких вот:



Вот котиками мы и займемся. Точнее, не котиками, конечно, но - мягким аффектом. Который очень-очень-очнь похож на мягкие пушистые ласковые белые лапки котяшек-симпатяшек. Лапки, в которых скрываются острые-острые коготки...



Аффект мы будем рассматривать вот в каком ключе. Тут, как ни странно, юристы оказались круче психологов, в том смысле, что совсем уж широкий термин даже для юристов оказался непригоден, и они его обрезали. А нам этого достаточно. Мы читаем статью про аффект по ссылке и видим два ключевых момента - снижение волевого контроля за собственным поведением и значительный характер изменения сознания. И видим, что эти две ключевые характеристики, с одной стороны, связаны друг с другом, а с другой - являются двумя гранями одного блока функций.

Теперь мы делаем небольшое, но ловкое движение, и слегка поворачиваем картину в целом, чтобы угол зрения у нас перешел от описательной к функциональной модели. И пытаемся дать новое определение понятию "аффект". Аффект - это когнитивное расстройство временного характера, вызванное внешними факторами и затрагивающее эмоциональную сферу. Внимательно читаем другие определения аффекта тут (психология), тут (психиатрия) понимаем, что в общем - формулировка вполне удачная. Единственная проблема в нашем определении - это наличие внешнего проявления, внешнего эффекта эмоций при аффекте. Во всех трех определениях наличествует либо подразумевается (в юридическом аспекте) внешняя репрезентация аффективного состояния, проявленная в действиях, в деятельности. А теперь внимание вопрос.

Если мы говорим о временном ситуационном когнитивном расстройстве, затрагивающем эмоциональную сферу, означает ли для нас это, что обязательно должны быть внешние проявления в деятельности или двигательной активности?

Если такие внешние проявления наличествуют - то мы говорим о стопроцентно нормальном аффекте. Однако если таких внешних проявлений нет, то значит ли это, что испытывающий временное ситуационное когнитивное расстройство, сопровождающееся необычными переживаниями субъект не находится в состоянии аффекта? Нет, не значит. Проявленность в деятельности, в движениях - это всего лишь обозначение метода канализации затронутой когнитивным расстройством эмоции. А если метод канализации направлен не наружу, не на экспрессию, а внутрь человека, на импрессию? Ну вот то есть у нас есть когнитивное расстройство, есть эмоция, которая должна быть канализирована, но направлено это не вовне, а внутрь - это аффект или нет? Вот тут мы и подошли к пониманию того, что есть мягкий аффект.

Мягкий аффект - это временное ситуационное (вызванное внешними факторами) когнитивное расстройство, затрагивающее эмоциональную сферу и направленное внутрь человека, на самое себя.

Ку?

При мягком аффекте возможны также и внешние проявления. Однако в отличие от непосредственной канализации эмоций они имеют вторичный, опосредованный характер. Определить снаружи наличие мягкого аффекта можно лишь по отличиям в деятельности, каковые отличия порождены когнитивным расстройством, но не изменением энергетики, вызванным неконтролируемой эмоцией. Грубо говоря, если наличие нормального аффекта можно определить по размашистости, порывистости и нарушению координаций движений человека по сравнению с нормой, то для мягкого аффекта проявления будут совершенно иные, и связанные с иными компонентами поведенческих реакций. Так, мягкий аффект может вызывать повышенную плавность и точность движений, усиленную артикуляцию при дикции, более изощренную логику в рассуждениях, "отмороженную" эмоциональность и повышенную холодность, либо явно наигранную эмоциональность. Связано это с тем, что направленная внутрь эмоция действует иначе, чем направленная наружу.

Из школьного курса физиологии высшей нервной деятельности мы помним, что в центральной нервной системе существует два механизма - возбуждение и торможение. Кроме того мы помним (кто в школе хорошо учился), что слишком сильное возбуждение приводит к торможению. Об этом написано, например, тут:

Очаг возбуждения, возникший в коре головного мозга, воздействуя на соседние участки, вызывает там торможение. Может быть и так: возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение переходит затем в торможение.

Поскольку при мягком аффекте эмоция направлена вглубь, на самое себя человека, она имеет свойство быстро накапливаться. Возникает положительная обратная связь. Если при нормальном аффекте эмоция сбрасывается через деятельность, и человек быстро "разгружается", побив тарелки или поломав мебель, то в мягком аффекте этого не происходит. В мягком аффекте эмоциональный заряд, не находящий выхода, очень быстро набирает (при отсутствии очевидных внешних проявлений) пиковые значения интенсивности, что вызывает общее торможение ЦНС, резкую усталость вплоть до обмороков, физиологические расстройства и так далее. Помните, я говорил уже о том, что ВСД - мой постоянный спутник жизни?

Отсутствие внешней и очевидной аффектации при мягком аффекте часто сопровождается микроаффектными реакциями. Это проявляется в том, что обычная деятельность начинает сопровождаться эмоциональными микроразрядами. При мягком аффекте трудно, например, просто помыть посуду. Если у вас внутри бушует океан пламени, вам нужно и его усмирять, и параллельно еще и заниматься скучным делом с хрупкими предметами (тарелками). С другой стороны, каждый двигательный акт можно превратить в канал для сброса эмоции. Это будет выражаться в некоей акцентуации движений. Например, все движения будут плавными, точными и рациональными. Эмоция будет перекачиваться во внимание, что приведет к более акцентированным движениям. При этом темп движений будет определяться не внешними факторами - например, температурой воды или степенью грязности тарелки - а внутренней эмоциональной моделью. Каждое движение при такой микроаффектации должно сбросить определенную дозу эмоции, соответственно темп мытья посуды будет определяться не объективной потребностью быстро выполнить неприятную работу, а субъективной потребностью успокоиться в процессе такого мытья. При этом каждый эпизод такого мытья будет носить характер микроаффекта, что можно наблюдать. Если, конечно, вам есть, чем это наблюдать...

Среди мягкоаффективных людей большинство - перфекционисты.

Заметим, что сброс через микроаффект может наблюдаться и у нормальных людей в состоянии сильного аффекта. Так, в сериале "Следователи", мать, находясь у закопанного преступником тела дочери, выполняет совершенно неуместные действия. Говорит с дочерью, не подпускает следственную бригаду к могиле и так далее. И только тогда, когда удается убедить ее, что дочь будет перезахоронена, она падает в горе. В данном примере защитные действия матери по отношению к телу дочери являются микроаффективным сбросом эмоций через рутинные (разговор), но неуместные в данных обстоятельствах действия. Как только удалось создать канал для утилизации горя через плач на плече у опера, как только возникла возможность нормальной (для нормального аффекта) канализации - микроаффективные реакции ушли.

Для нормально аффектирующих людей сброс через микроаффект - чрезвычайно опасная штука.Поскольку сброс эмоций через микроаффект происходит буквально по капле, нормально аффектирующие люди испытывают сильные эмоциональные перегрузки, которые могут закончиться серьезными расстройствами психики. Так как нормально аффектирующие люди не имеют опыта длительного пребывания в интенсивных эмоциональных состояниях, это чревато. С другой стороны, для мягкоаффектирующих людей микроаффект - единственная возможность. Потому в искусстве микроаффекта МА достигают невиданных высот, становятся виртуозами просто невероятными. МА превращает в микроаффект все, к чему не прикоснется, при этом каждый микроаффект является подлинным произведением искусства. В жизни такие люди проявляют подлинный артистизм, все их действия пронизаны своеобразной, но инфернальной эстетикой со своим уникальным эмоциональным наполением. Они артистично движутся, артистично говорят, оригинально мыслят, даже напиваются они концептуально - до полного тетануса. В случае, если такое "манерничание" не поддерживается окружающими, МА испытывают эмоциональную перегрузку, и им приходится искать иные способы канализации эмоций.

Нормальный человек, выбрасывающий эмоции наружу, является по сути своей существом социальным. Он может много общаться со многими людьми, испытывая от этого эмоциональный подъем. МА быстро перегружается эмоциями, для него избыток общения утомителен. МА требуется отдельное личное пространство, безопасное и защищенное, которое он обустраивает в соответствии со своими какими-то принципами. Это пространство, как правило, достаточно аскетично с точки зрения красок каких-то, либо оно парадоксально устроено. Это необходимо для того, чтобы не вызывать у МА эмоций от пребывания в нем, давая возможность разгрузиться психике. Жилье МА зачастую выглядит нежилым либо заброшенным. Либо - чисто функциональным и утилитарным местом для сна. Рабочее место - либо откровенно бедно в плане эмоциональной обстановки, либо обладает сильно акцентуированной эстетикой, изолирующей - по своему эмоциональному наполнению - МА от окружающих людей. Если ОЧ повесит на стену картину, то сделает это, чтобы ей любоваться и показывать другим, чтобы испытывать эмоции. МА повесит на стену картину, чтобы ее не замечать, или чтобы другие отвлекались от него самого. ОЧ будет постоянно говорить на одну и ту же тему, если она дарит ему положительные эмоции. МА скажет один раз, и больше повторять не будет. ОЧ будет толочь воду в ступе, даже если ему нечего сказать. МА скажет мало, или минимально сколько нужно, но скажет смачно.

С точки зрения описанного может сложиться впечатление, что МА - социопат чистой воды. Это абсолютно не так.

Способ аффектирования не является постоянным, это навык. Поскольку аффект - временное проявление, вызванное внешними причинами, форма аффекта может меняться в зависимости от условий. При возможности изменения модели аффектирования МА с радостью перейдет в нормальный аффект. Однако, поскольку интенсивность переживаемых им эмоций значительно превышает "болевой порог" для обычного человека, нормальный аффект для МА будет длиться гораздо дольше, а его проявления будут гораздо одиознее, чем для нормального человека. Это связано с тем, что ОЧ в аффекте разгружает скудный эмоциональный запал, а МА - колоссальный. При этом колоссальный объем накопленного эмоционального заряда, вызывающий при разгрузке длительный аффект, вызывает у окружающих впечатление агрессивности, злобы, ненависти и так далее МА... Однако МА можно научить нормально разгружаться в аффекте, и притом достаточно просто.

Давайте сравним МА и социопата, чтобы увидеть, как разные штуки порождают одну и ту же симптоматику. Вот определение социопатии.

1. Отсутствие эмпатии. Социопат не способен к эмпатии. МА, в силу положительной обратной связи - гиперэмпат, он быстро перегружается и уходит в глубокое эмоциональное торможение. Если МА не перегружать эмоционально - у него будет просто потрясающая эмпатия.

2. Игнорирование социальных норм и обязанностей, безответственность. В тех случаях, когда нормы и обязанности не мешают МА мягко аффектировать, сбрасывая эмоции в микроаффектах, когда МА со своей гиперэмоциональностью может реально контролировать те процессы, за которые он отвечает - никаких проблем. Как только нормальное аффектирование нарушается - глубокое торможение, вплоть до "отмораживания", с соответствующими последствиями для норм, обязанностей и ответственности.

3. Высокая конфликтность. Господи, ребята, где вы нашли у МА - на моем примере - высокую конфликтность? Да любой ОЧ на моем месте уже устроил бы серию массовых убийств, на самом деле, а я тут сижу и долбоёбам сопли вытираю. МА по природе неконфликтен, поскольку это слишком быстро перегружает эмоции. А вот окружение, наоборот - любит конфликтовать с МА, потому что знает, что не получит сдачи. И - как в той истории в газете, когда на меня наехали, а потом еще и спросили, чего я на людей бросаюсь - списывает собственную конфликтность на МА. Другой вопрос заключается в том, что выводит МА из себя и приводит к аффектации - так для этого надо разговаривать с людьми, ребята. Вон, семь лет назад целая европейская спецслужба обосралась со мной честно поговорить, хотя все возможности для контроля возможного конфликта у них были (как впрочем, есть и сейчас). А говорить боятся до сих пор, говорят всем, какой я страшный...

4. Неспособность поддерживать длительные отношения. Бред чистой воды. Если отношения не связаны с эмоциональной перегрузкой - МА не просто поддерживает, а формирует исключительной чистоты и красоты длительные отношения.

5. Низкая толерантность к фрустрации. Э-э-э-э... Я последние семь лет потратил на то, чтобы объективно и корректно разобраться с ситуацией, в которой наши доблестные пытались вызвать у меня фрустрацию, и поверьте мне - они это делать умеют. В результате фрустрация орлов наших дона Рэбы достигла масштабов, несопоставимых с моими, и они ее уже не контролируют. А я свою по-прежнему контролирую. Причина в том, что некоторые блюди, прослушавшие крайне специфический и фрагментарный курс психологии, считают его универсальным, что совершенно неоправданно. В органах определяют психологические характеристики человека исходя из его аффектных реакций, ставя подозреваемого в ситуацию психологического давления и оценивая реакции. При этом разница в течении аффекта у социопата и у МА наблюдается только при высокой степени фрустрации, только при сильном давлении. МА уходит в глубокое торможение и угнетение, социопат взрывается. А сильное давление - это когда наши доблестные уже все для себя решили и начали заниматься профилактикой преступления. То есть - приняли гипотезу, основанную на предубеждении, вытекающем из общей неграмотности. Даже у опытных клиницистов анализ аффекта может вызвать трудности, при том, что они оперируют в заведомо более широкой парадигме и заведомо большим объемом знаний. Мой доктор начал с того, что просил меня быть поосторожней с людьми, а закончил тем, что практически доказал мне мою вменяемость и адекватность, в которых я тогда испытывал огромные сомнения.

6. Отсутствие чувства вины в любых ситуациях. На самом деле МА очень сильно переживает вину. Однако его операторные возможности реализовать это переживание сильно снижены. Поскольку ситуации, в которых он может быть виноват - в силу быстрого накопления эмоционального заряда и неконфликтности - могут быть им разрешены только путем избегания, складывается впечатление, что он не чувствует вины. На самом деле он просто виртуозно избегает тех ситуаций, в которых он может испытывать чувство вины - вот это факт.

Поскольку аффект МА направлен на него самого, и поскольку быстрое достижение им эмоциональной перегрузки требует определенной социальной самоизоляции, при низкой или средней интенсивности эмоционального воздействия МА демонстрирует поведение, практически идентичное поведению социопата. То есть - эмоциональную холодность, неадекватные текущей ситуации по интенсивности, длительности или способу выражения аффектные и микроаффектные реакции, стремление избегать длительного и интенсивного общения, в особенности - с экзальтированной (читай - ебанутой) публикой.

Сложность с МА и социопатией заключается в том, что в обеих случаях мы имеем эмоциональное расстройство психики. Но что-то мне подсказывает, что это разные эмоциональные по этиологии и динамике расстройства.

Исходя из того, что я вижу (не спрашивайте меня как) мягкий аффект может быть предпосылкой к развитию социопатии. Точнее - одной из предпосылок. Но не более. Я наблюдаю множество людей с мягким аффектом, которые социопатами не являются. В частности - себя самого, уж от этого-то кейса мне никуда не отвертеться. И кстати, МА гораздо сильнее провоцирует аутизм, чем социопатию. Как минимум потому, что социопатия - направлена вовне, а аутизм - внутрь.

Теперь настало время перейти к когнитивному нарушению при мягком аффекте. Когнитивное расстройство у МА сопровождается все теми же эффектами, что и у обычных людей. Искажение поля восприятия, вплоть до крайнего сужения, повышенная реакция на отдельные аспекты происходящего, неверная и преувеличенная оценка обстановки, фрагментарные стратегии поведения (ну типа сейчас дам в морду - а дальше хоть потоп). Однако в силу совершенно иной эмоциональной динамики развитие когнитивного искажения происходит иначе.

При общении людей коммуникация происходит на двух уровнях - вербальном и невербальном. За вербальный нет базару - слова мы все говорим, иногда осмысленные даже. А вот с невербальщиной хуже, потому что мы ее, как правило, не осознаем. Во время разговора с другим человеком невербальная компонента играет огромную, если не решающую роль. Именно невербально мы определяем, слышит нас человек или нет, насколько внимательно он относится к нашим словам, какую позицию к сказанному он занимает (то есть согласен он или нет), именно на невербальных признаках основывается наша оценка успешности акта коммуникации. Некоторые виды коммуникации, особенно в системах с патерналистическими отношениями (семья, армия), вообще завязаны на невербальщину жутким образом. Любой офицер знает, что сколько солдату не талдычь, он пойдет и все забудет или сделает так, что взвоешь. Дабы добиться точного исполнения приказа, солдата требуется держать в особом стимулированном, отмобилизованном состоянии психики. Чтобы солдат ясно понял, помнил сколько надо и исполнял в точности. Примерно то же и в семье, только коммуникационная модель сложнее. Так вот, невербальная оценка во время коммуникаци происходит исходя из интуитивного восприятия эмоциональных реакций собеседника.

А у нас - мягкий аффект, и эмоциональные реакции обладают редкой информативностью, то есть - нулевой.

Вступая в коммуникацию с МА, ОЧ видит перед собой глыбу льда с нулевыми эмоциональными реакциями. Поэтому он бессознательно начинает форсировать эмоциональную компоненту коммуникации, фактически - наезжать. Я сколько себя не вспоминаю, если бы кто-то вел видеозапись - там это ясно видно. Начинается разговор, вполне нормальный, потом ОЧ начинает повышать градус, экзальтируется, доходит едва не до истерики... Дорогой госбез, поднимите записи, посмотрите на себя со стороны.

Сборище экзальтированных идиотов - это крайне мягкое и корректное описание...

Не имея эмоционального подтверждения в процессе разговора, ОЧ, считая себя неуслышанным, пытается упростить высказываемые мысли. ОЧ думает, что его не понимают, и пытается перейти на более простой уровень, стараясь достичь понимания. А МА, каковой МА, к слову, скорее всего не дурак - видит, как его собесдник глупеет прямо на глазах. Что меня всю жизнь поражало - это как люди в разговоре со мной включают тормоза, доходя до степеней идиотизма крайних и исключительных... Финальным аккордом общения с МА для ОЧ является чувство глобального непонимания собеседником. Поговорили, называется...

Со стороны МА каждый акт коммуникации с ОЧ выглядит как агрессия последнего той или иной степени. Соответственно, мы имеем защитную реакцию психики, выражающуюся в определенной конфронтации к собеседнику. Грубо говоря, МА рефлекторно в процессе общения ищет не способ согласиться с собеседником, а оппонировать ему. И только если существует возможность выйти из коммуникационной схемы, основанной на эмоциональной оценке - у нас получается вдруг неожиданно внятный и интересный диалог. Пример такого диалога - это циклы в моем журнале. Вообще определить МА просто. Если в процессе общения с незнакомыми людьми мы видим дауна, а при переписке через почту или в блогах - глубоко интересного и умного собеседника - то скорее всего, у нас тут человек с мягким аффектом. Что, кстати, означает, что при личной встрече я разочарую любого, кто читает мой журнал...

А то и перепугаю.

Для того, чтобы преодолеть отрицательную динамику социальной коммуникации, МА может избрать несколько путей. Я, к примеру, начал заимствовать у других, дорабатывать и творчески развивать репрезентативные модели эмоциональных реакций в актах коммуникации. Грубо говоря, поскольку мои собственные эмоции доводят собеседников до безумия, я могу ассоциировать со средними какими-то групповыми эмоциями определенный стиль высказыаний, движений и так далее, и в разговоре использовать. Собеседник не бесится, поскольку получает необходимое ему подтверждение, мне хорошо, потому что на меня набрасываются реже... И все прекрасно, пока не появляется какой-нибудь безопасник и не видит (их учат такие вещи видеть) человека с явно искусственным поведением. Потому что такое поведение в госбезе называется "легенда"... А когда приходит госбез и все заимствованные модели отлетают, как шелуха, взглядам безопасности вдруг предстает нечто, что сводит их с ума. Я до сих пор вспоминаю с тихой радостью опера, бегущего в одних носочках по вонючей болотисой почве в лесу, держащего кроссовки в руках и смотрящего мне в глаза...

Мне в цирк ходить не нужно, у меня цирк вокруг, и персонал - изобретательный и веселый, только вот чувство юмора у них того, своеобразное у них чувство юмора...

Поскольку МА эмоционально накручивается моментально, и у него происходит характерное для любого аффекта искажение восприятия, из всей реальности он (в силу сужения поля восприятия) выделяет особым образом отдельные, как правило самые яркие, элементы, и фокусируется на них. При первом общении с МА ни в коем случае не следует его разыгрывать. Розыгрыш как таковой, шутка - это фальсификация собеседника, во-первых, и постановка его в роль дурака - во-вторых. Именно этот аспект становится определяющим в дальнейшей коммуникации с МА. МА всегда будет воспринимать человека, начавшего с ним общение с розыгрыша, как потенциально агрессивного типа, несущего опасность. Я, когда мы с настоящим полковником снюхивались перед разговором, очень старательно выстраивал репрезентативную модель, потому что начало всей этой истории было неудачным. Полковник тоже старался, даже очки раздавил (по-моему, зря, хорошие очки были). И все равно, когда мы от снюхивания перешли к беседе - он испугался. Потому что без вот этого вот наработанного тезауруса репрезентаций, если я что-то говорю честно и искренне, звучит это жутко - ровным безэмоциональным голосом, безупречно логично и неопровержимо, так, что кровь стынет в жилах и волосы на жопе седеют...

Слова "я тебя люблю" я могу сказать так, что придется вызывать реанимацию...

Даже в ситуации нормального дружеского общения МА, в силу перманентной эмоциональной перегрузки, имеет неправильный эмоциональный отклик. Залипнув на какой-нибудь мелочи, случайно проскочившей в разговоре, и вложив в нее весь эмоциональный заряд, он может невпопад засмеяться, или наоборот, расстроиться. Особенно это характерно для детей (это я на своем опыте говорю). С возрастом, научившись брать под контроль свои эмоциональные проявления, МА вместо непроизвольных реакций начинает выдавать осознанные. Поскольку осознавание требует времени, это выражается в задержке эмоционального отклика. А в силу того, что эмоциональная наполненность на порядки выше, чем у ОЧ, МА пытается осознанно контролировать интенсивность этого отклика, и вполне понятно - далеко не всегда попадает в яблочко. Задержка эмоционального отклика также приводит к тому, что ОЧ пытается эмоционально пробиться к МА, фактически доводя того до крайней интенсивности эмоций, что вполне может привести к крайне экзальтированным поведенческим реакциям. Если же мы вспомним, что приятные эмоции контролировать намного труднее, чем положительные - нам предстанет законченная картина...

В силу гиперэмпатии и неконфликтности МА обладает повышенной чувствительностью к чужому горю. До тех пор, естественно, пока он не перегружается эмоционально. В цикле про психотронику мы вспоминали случай в метро, когда я понял, что баба в беде. К сожалению, в силу преувеличенной реакции, проявления заботы к незнакомым людям со стороны МА выглядит неуместным. И даже к знакомым людям проявлять заботу приходится с очень большой оглядкой. Потому что человек еще не понимает, что вот-вот свалится... Будучи же перегруженным эмоционально, МА выказывает крайнюю степень холодности и отмороженности. Это совершенно нормально - если тебя перемкнуло, замкнуло накоротко, закоротило - не имеет значения, 220 вольт или 380 - искра уже шибает и дым уже тонкой струйкой вьется.

Я не встречал в более-менее популярной психологической литературе описания мягкого аффекта, и думаю, знаю, почему. В клинической практике, в системе отношений терапевт-доктор, аффективные проявления несут информационную роль. Даже если больной кинется на доктора перегрызть последнему горло - отношение врача к больному от этого не изменится. Соответственно, ровный эмоциональный фон и строгая формализованность отношений приводят к тому, что МА адаптируется, эмоциональная предсказуемость отношений приводят к торможению эмпатического восприятия и возрастанию роли вербальной компоненты в общении. Эмоциональная буря МА успокаивается, и клиент начинает демонстрировать нормальные аффективные динамики. В обычной же жизни таких людей быстренько записывают в психопаты, а дальше они попадают либо к тем же докторам, либо - в места не столь отдаленные. Так как клиническая обстановка не позволяет наблюдать процесс во всей красе, обычно МА списывают на недостаточную эмоциональную устойчивость и прописывают соответствующую химию, что - вполне ожидаемо - снижает симптоматику, но ничего не делает с динамикой. Вместе с тем недостаточная эмоциональная устойчивость и мягкий аффект - это две большие разницы. Недостаточная эмоциональная устойчивость связана с высокой, не поддающейся волевому контролю подвижностью психических процессов. Мягкий аффект же связан наоборот, с недостаточностью процессов торможения в определенных весьма специфических психологических ситуациях. Поясню разницу.

Я уже вспоминал моего преподавателя литературы, и как он за несколько минут сделал то, чего не сделала вся советская школа за девять лет до этого. То есть - научил меня изъясняться письменным языком. Мой учитель просто попросил меня писать то, что я думаю. Если бы причиной проблем была моя высокая эмоциональная подвижность, она выразилась бы в неспособности писать связно. Но мы получили выпускное сочинение, ставшее образцом работы по теме - а такими достижениями даже золотые медалисты не могут в массе своей похвастать.

А вот с точки зрения мягкого аффекта произошло замечательное.

Получив разрешение писать то, что думаю - я фактически получил возможность к нормальной аффективной реакции, направленной вовне, в текст. И да, написав первое же сочинение по теме образа Сатина из пьесы Горького "На дне" на материале "Хищных вещей века" Стругацких (каков стервец, каков аффект!) - я получил заслуженную пятерку за действительно хорошую работу.

Иными словами, мягкий аффект - ситуационная динамика, во всей своей красе. Это, в отличие от высокой эмоциональной подвижности, не имманентно присущее психике качество, а ситуационно проявленный способ аффектирования.

А значит, и этиология, и терапия тут должны быть разные.

Профилактика МА должна заключаться в расширении доступных реципиенту методов нормального аффектирования в различных ситуациях. Пациент должен нарабатывать методы нормальной, не направленной вовнутрь, канализации эмоций. При таком подходе мы снижаем положительную обратную эмоциональную связь, увеличиваем операторные возможности больного (с которыми у МА полный швах, надо сказать) в актах социальной коммуникации и снижаем риск тяжелых эмоциональных расстройств. То есть - ролевой аутотренинг, актуализация по Шострому, и в качестве защитного механизма психики - легкая акцентуация по Леонгарду, дающая возможность микроаффектирования в социально приемлемых рамках, приветствуются.

Ребята, я все это без помощи врачей сделал, пока госбез не заявился со своими фигушки воробьям показывать...

Попытка стабилизации эмоций МА путем ограничения на эмоциональные проявления приводит к усилению мягкого аффекта. Это не значит, что можно позволять все. Гиперэмпатия и гиперэмоциональность могут провоцировать жуткие поступки, на самом деле. Однако в силу того, что гиперэмпатия и гиперэмоциональность уже есть - нужно с ними что-то делать и как-то это канализировать. И в силу того, что мы тут имеем гипер- характеристики, нам требуются специфические условия. Во-первых, нам требуется повышенная честность в общении, особенно на неприятные темы, каковая честность позволяет вербализовать, то есть вывести вовне, накапливающийся эмоциональный заряд. Нам требуется взаимно-приемлемая конвенциональность в общении, то есть формальные правила, за которые мы будем цепляться зубами, когда эмоции станут неконтролируемыми. В-третьих, нам требуется повышенная осознанность в поведении, повышенная рефлексия. Гипер- нужно компенсировать, и компенсировать гипер- можно только через язык, через грамматическое "Я", через развитие личности. Антитезой эмоции может быть только экзистенция.

Грубо говоря, если тебе светит стать неуправляемым отморозком - есть повод серьезно заняться философией.

Однажды Роберт Кирхгоф сказал - "нет ничего практичнее хорошей теории". Золотые слова...

В заключение хочу сказать, что мягкий аффект можно посмотреть в искусстве. Я, к примеру, очень высоко ставлю Квентина Тарантино. Хоть и говорят, что человек он со странностями, но подкорка у него гениальная, и так изобразить мягкий аффект, как изобразил он, не сможет, наверное, никто:


Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

  • Кстати по поводу короны...

    Товарищи ученые. А проверьте-ка один рецепт. Моего имени. Всю жизнь жру не задумываясь. Луковый салат. Вот только сейчас употребил с…

  • Конаныхин и Корона...

    Превосходное видео. Замечательный анализ проблематики проекта. И да - опыт работ над Н1 с точки зрения газодинамики множественной струи требует…

  • Я понял...

    ...в чем мой криминал... Предложив вот здесь вот реализуемый исходя из наличного задела и возможностей вариант сверхлегкой ракетно-космической…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments