Часть 51. Наш Мэтод. Дыдактыка.
Предыдущая часть, судя по "фидбеку", привела к определенному осознаванию в узком кругу ограниченных людей. И это хорошо. Это мы продолжим. Есть такая притча про сороконожку, ее все знают, и вот появился человек, который смог показать сороконожке, как ходят ее ноги. Сороконожка в ахуе. Но то ли еще будет...
В общем и целом в описанном в двух предыдущих частях нет ничего абсолютно тайного, секретного, военного ("гы" - сказал я сам себе) и непонятного. Любой бихевиорист может на коленке слепить таких кунштюков - госбез обрыгается от ужаса, и все это будет работать. Вот только кто в наше время занимается бихевиоризмом, да? Вместе с тем многие положения не только криминологии, но и педагогики - имеют свои корни именно в бихевиоризме... Да, конечно, когнитивная пихология приятнее и щекочет Эго, но с когнитивкой большая беда. Если когнитивный психолог имеет дело с равным ему, адекватным и непротивостоящим человеком, как например мой школьный учитель литературы, научивший меня писать сочинения, то опер - с потенциально опасным субъектом, с которым не то, что информацией обмениваться - в контакт вступать нельзя. Тут остается только бихевиоризм, ребята...
А учение западное, гнилое, империалистическое, к тому же - даже на Западе устаревшее...
Чтобы перестать пугать товарищей офицеров, порекомендую им книжку. Бруно Беттельгейм - "Просвещенное сердце". Вот давайте, к примеру, посмотрим на вот такой отрывок оттуда:
Другой способ разрушить веру и надежду заключенных в то, что они могут повлиять на свою судьбу, лишить воли к жизни — резко менять условия их жизни.
В прошлой части мы как раз об этом и говорили, правда? Ломка привычек - вот о чем тут идет речь. Где же это происходит? Это происходит в одном замечательном исправительном заведении, ныне известном как "концлагерь". Книжка умная, добрая, написана хорошо, я бы даже сказал - приятно для чтения. Если не хватает времени на собственно бихевиоризм, с некоторыми моментами можно ознакомиться, почитав про исторический прецедент применения бихевиоризма на практике другими специалистами сходного профиля, благо уж у них-то времени на бихевиоризм было много...
Я чувствую, что вам стало интересно. Это хорошо. Сейчас вам станет еще интереснее...
Вот мне тут в последние несколько дней регулярно и с удовольствием говорят приватным образом - "ха-ха, в Крыму света нет". Оставим в стороне моральный аспект этой глупости, и экономический - тоже оставим (Укрэнерго осталось без прибыли, и похоже - навсегда). Давайте посмотрим на встречные продуктовые санкции России и Украины. Украина лишилась прибыли от внешней торговли с Россией, обратилась к Западу, и что сделал Запад? Запад вытер ноги об Украину. Единственный ли это прецедент? Нет, не единственный. Понять это сложно, пока мы не откроем книжку Бруно Беттельгейма, и не прочитаем следующее:
В одном лагере, например, группа чешских заключенных была полностью уничтожена следующим образом. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав в то же время пищевой рацион. Потом обратно — в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев — снова в карьер на мизерный паек, и т. д. Вскоре все они умерли.
Кто у нас сторонники "Майдана"? Правильно, они - "благородные". Более того, их используют для оказания давления на Россию (сказки про российскую агрессию). Но - как только они хотят как-то упрочить свое положение в Европе (вопрос о экспорте украинских продуктов) - их тут же ставят на место. В карьер отправляют. Какие новые прибыльные контракты заключило правительство Украины за последний год? Сотрудничество в авиационной сфере с Эйрбасом (если я ничего не путаю) и по танкостроению - с Турцией. Кто-то может сразу выложить гарантированные цифры дохода? Нет, не может. Одни только фьючерсы с абсолютно неясным монетарным выхлопом. Но - на фоне отношений с Россией - выглядит как привилегии.
А за эти привилегии надо - в карьер.
На самом деле, конечно, сравнение европейского политического бомонда с СС из фашистского концлагеря, конечно, вызывает внутренний протест у читателя. Я понимаю. Но здесь тоже можно помочь разобраться. Мы берем две книжки - "Великую шахматную доску" Бжезинского и "Просвещенное сердце" Бруно Беттельгейма. Мы читаем первую, чтобы определить для себя концептуальную базу американской политики в отношении восточноевропейских стран, в частности - республик бывшего СССР. Мы читаем вторую, чтобы увидеть, как манипуляция привычками меняет человека. А потом мы вспоминаем всю историю отношений между США и бывшими странами Варшавского договора, используя материал обеих книг. Да, Америка убер аллес явно не заявлена нигде, хотя стоп - неоднократные заявления ДБМ и Обамы об исключительности США - но схожесть методов потрясает...
Вы, главное, не пугайтесь только, когда сравнивать будете. Вы сперва разберитесь, а потом уже пугайтесь. Там такие аллюзии, такие аналогии, такие ассоциации... И самое главное - после такого анализа будущее перестанет быть неизвестным и пугающим, оно станет с легкостью предсказуемым и вполне себе мрачным. Потому что в ситуации, когда нет постоянных друзей, но есть постоянные интересы, именно знание данных интересов, неизменных во времени, дает возможность предсказывать будущее с высокой степенью точности...
А единство интересов порождает единство методов, что мы и наблюдаем...
Вот почему Польша так себя ведет в отношении Украины и России? Потому что у Бжезинского написано - если не получится в Украине, следующей будет Польша. Поляки смотрят на Украину и не хотят себе такого... Вот и все, теперь вы можете предсказывать политику Польши в течении следующего десятилетия легко и не напрягаясь. Правда, просто?
Вот сейчас Байден с Нуланд в Киев приехали, кадровые проблемы в украинском правительстве решать, "благородные" радуются...
Что такое, я стебаюсь? Ребята, давайте вспомним все политические решения, принятые нынешней властью, и сравним с вот каким отрывком из Беттельгейма (подчеркивание мое):
Как это свойственно большинству правящих классов и в особенности тем группам, которые недавно пришли к власти, элита (в том числе и коммунисты) теряла способность сочувствовать судьбе, страданиям заключенных более низких «классов» или ставить себя на их место. Она уже не понимала, что значит испытывать лагерную нищету, изнурительный труд в любую погоду без отдыха и без минимальной медицинской помощи Но главное, она не могла позволить себе это понимать, ибо любое смягчение отношения к простым заключенным было бы сразу замечено СС и привело бы к немедленному отстранению от власти. Так что собственное выживание зависело от того, в какой степени члены элиты приобретут и сохранят бесчувственность. Защищая себя, они искали и находили причины для того, чтобы отстраниться от рядовых заключенных. Они ругали их за неряшливость, которая грозила лагерю загрязнением и эпидемиями. Они презирали их, потому что те пили грязную воду, хотя следовало пользоваться только кипяченой.
Хотите знать будущее - перестаньте его бояться. Смотрите на него открытыми глазами. Даже когда неприятно, больно и страшно. Все равно другого будущего не будет, если вы его не построите сами, а чтобы строить будущее - надо его знать или хотя бы уметь просчитывать...
Вот такое вот у нас затянувшееся вступление получилось, заодно с домашним заданием и темой для коллоквиума. Рекомендую потратить время, очень способствует.
Не обрыгаетесь - так обхохочетесь...
Теперь мы вернемся с глобального уровня, на котором метод ломки привычек тоже, как мы видим, проявлен, и займемся гораздо меньшим по масштабу, но гораздо более точным по проявлениям, локальным случаем. Как мы видим, ломка привычек, помимо познавательной цели (поиск легенды), имеет и побочные эффекты. Эти эффекты, без сомнения, можно считать дидактическими, или даже - педагогическими в более широком смысле. Более того, эти эффекты активно используются в нормальной повседневной жизни, и мы их обучены не замечать. В лоб - пример из того же Бруно Беттельгейма:
От заключенных требовалось, чтобы соломенный матрас был взбит и выровнен так, чтобы в результате его бока стали прямоугольными, а поверхность ровной как стол. Подушка, если таковая имелась, должна была располагаться сверху матраса в виде идеального куба. Подушка вместе с матрасом покрывались бело-голубым клетчатым покрывалом. Клетки были довольно мелкими, но все равно требовалось расположить их в строгом соответствии с формой подушки и матраса. Для усложнения дела эти требования распространялись на весь ряд нар и матрасов. Некоторые эсэсовцы для проверки углов и прямых пользовались измерительными линейками и уровнями, другие стреляли поверх кроватей.
[...]
Подобный способ давления был еще одним средством заставить человека действовать с механической аккуратностью автомата, соревнуясь с другими в скорости и эффективности. Он не позволял человеку делать хоть что-то в соответствии со своим внутренним ритмом и желанием. Все регулировалось извне так, чтобы не допустить какой-либо самостоятельности со стороны заключенного.
Что нам это напомнило? Правильно, ребята, нам это напомнило (кто не был - тот будет, кто был - не забудет) волшебное место под названием армия... Да, ребята, в армии людям тоже ломают привычки, и делают это теми же методами, которыми в Бухенвальде и Дахау ломали привычки заключенным. Это абсолютно те же методы, с психологической точки зрения, с точки зрения динамики процессов. Так что же - армия это плохо?
Нет, ребята, армия - это не плохо. Армия - это особый период в жизни. В армии ты - солдат. Вот эти вот "комитеты солдатских матерей", они очень страшную штуку делают, на самом-то деле. Солдат - это человек, который обязан в какой-то промежуток времени Родину защищать, воевать, если война. А на войне, если ты жопой медленно шевелишь, или командира не понимаешь - тебя убивают. Быстро, качественно и навсегда. Потому у любого солдата автоматическое поведение - понятно, похвально, желанно и необходимо. Более того, выработка автоматического подчинения у солдата именно такими, "гестаповскими" методами - глубочайшим образом гуманна, на самом деле.
Почему?
Давайте посмотрим на офицера. Он собрался жить в этой профессии многие годы. От него требуется не только подчинение приказам, но и умение их отдавать, а также - принимать решения на своем уровне ответственности, то есть - он во всем этом должен еще и соображать головой. Для офицера вот эта вот обстановка, в которой его жизнь ему не принадлежит - она надолго, в идеале (кто ж из офицеров не мечтает стать генералом?) на всю жизнь, короткую или длинную. Приходя домой, офицер остается офицером, ему с этим жить, а кругом гражданские, расхристанные, неаккуратные и неорганизованные...
Солдат помещается в обстановку вялотекущего кошмара на очень ограниченное время. Возвращаясь из армии, он покидает этот кошмар. Если бы солдат, подобно офицеру, осознанно нарабатывал вот эту вот готовность подчиняться, собранность, внутреннюю мобилизацию - он не смог бы по возвращении домой чувствовать себя нормальным человеком, потому что жизнь - не армия, и не война. Пройдя через отбивку постелей, "взлетку", ПХД, завтрак-обед-ужин на скорость, построения, строевые смотры с песнями, наряды и все прочие радости бытия, солдат возвращается в нормальную мирную жизнь. Он может жить как нормальный человек, гражданский.
Несхожесть обстоятельств солдатского и домашнего быта способствует тому, что старые армейские привычки уходят, как раньше ушли еще более старые доармейские. Вот этот вот психологический прессинг в армии - он так устроен, чтобы слезать с человека, как со змеи кожа слезает во время линьки - одним большим куском. Если бы солдат готовили через осознанность, они бы трудно и долго возвращались в гражданскую жизнь.
Зато такими "гестаповскими" методами у солдата очень быстро вырабатываются необходимые ему, "если завтра война", качества. Умение подчиняться, работать быстро, отдыхать быстро, беспощадность к самому себе, когда это необходимо, сообразительность (или даже хитрость), извротливость, находчивость. Полгода учебки, или год в части, если карантин - и ты уже умеешь выжить в составе подразделения. Это бесценное на войне качество. А вернулся домой, пару месяцев ночных кошмаров "опять в армии", мальца водки и гулек - и ты уже огурчик. Свеженький огурчик в пупырышках...
Если это читают молодые пацаны, скажу так. Ребята, служите так, чтобы вам потом стыдно не было, потому что кошмар закончится, а память останется!
Важное отличие между ломкой привычек в армии и по жизни. Первая функциональна, вторая - навсегда. Именно это отличает оправданное применение от неоправданного. Но отличается именно применение, метод остается один и тот же.
На данном примере мы видим, что ломка привычек как обучающий метод, способный подавить нежелаемые реакции психики, вполне себе благотворно используется в армии в отношении военнослужащих срочной службы. Кстати, на эту же тему есть соображения и в "Оружии Возмездия" Дивова, каковую книгу всем рекомендую. Кто был в армии - смеется, кто не был - внутренне содрогается, но это нормально...
Еще одно место, где ломка привычек используется открыто, и это общеизвестный факт - пенитенциарная система. Строгий режим, стопроцентно контролируемый "сверху", очередные и внеочередные проверки (шмоны) - все это способствует снижению сопротивляемости психики. И когда обстановка достаточно подавляет сопротивляемость психики, тут уже администрация лагеря или тюрьмы, пусть и не самыми приятными методами, проводит курс воспитательной работы. Конечно, сравнивать современную тюрьму - помните, "хочу в тюрьму в Стране Советов!" (ц) Джон Поллак из "Дежа Вю" (1989) - с фашистским концлагерем несколько некорректно с точки зрения текущей морали, но по сути своей некоторые вещи тождественны на 100 процентов.
Два отличия. В современную тюрьму сажают за правонарушения, в нацистский лагерь - за взгляды, или даже за отсутствие совершенно определенных взглядов, а то и за национальность. В нацистском лагере, если ты умер - всем фиолетово, а у нас - происшествие с потенциальными карами нерадивому начальству. За исключением этих двух моментов система работает одинаково, это связано со спецификой контингента, точнее, со спецификой отношения контингента к остальному обществу и общества - к контингенту. Является зона исправительным учреждением или концлагерем - это вопрос к нормальному обществу, нормальным людям, либо к таковым, считающим себя нормальными.
Бессмысленные задания, почти полное отсутствие личного времени, невозможность что-либо планировать из-за постоянных и непредсказуемых перемен в лагерных порядках — все это действовало глубоко разлагающе.
Пропадала уверенность, что твои поступки имеют хоть какой-то смысл, поэтому многие заключенные просто переставали действовать. Но, переставая действовать, они вскоре переставали жить. По-видимому, имело принципиальное значение, допускала ли обстановка — при всей ее экстремальности — хотя бы малейший выбор, минимальную возможность как-то прореагировать, пусть объективно такая возможность и была незначительной по сравнению с огромными лишениями.
Давайте будем реалистами. Процесс ломки привычек всегда разрушает личность, хотим мы того или нет. Это объективный процесс, не зависящий от нашего желания. И потому, если мы имеем дело с чрезвычайными обстоятельствами (армия) или антисоциальным контингентом (зона) данный процесс применялся, применяется и будет применяться всегда. Просто в силу своей эффективности. Как сказал замполит, растянув лицо в широкой улыбке у Суворова - "губа будет всегда", только слово "губа" надо заменить на слово "зона" в данном случае. Ломка привычек эффективно разрушает личность, вызывая к жизни процесс формирования новых, и это используется для формирования тех или иных новых привычек, установок и стереотипов, которые являются необходимыми либо в новых обстоятельствах, либо для адаптации неправильно социализированных людей в нормальное общество. В силу тех или иных причин использование других методов может быть либо слишком дорогим, либо вообще невозможным.
Если вы любите сочные стейки, вам придется согласиться с существованием боен, ребятки...
Но есть еще одна область, в которой мы встречаем ломку привычек, не подозревая об этом. Давайте поговорим о воспитании детей.
Вот оно маленькое, еще само не соображает, за горячее-острое хватается, что попало в ротик сует. Объяснять что-то пока бесполезно. Нужно либо отвлекать (а как, у него же полевое поведение!), либо потенциально опасное прятать, либо - по попке шлепать. Лучше - все вместе и одновременно. Это еще не ломка привычек, привычек как таковых еще нет, просто хаотическое освоение окружающего мира. Потому - элементарное стимулирование. Подрастает - все становится намного намногей. Откуда ни возьмись у ребенка сформировались привычки, когда рядом нет взрослых, лезть туда, куда нельзя, отпирать закрытое и щедро разбрасывать по дому аккуратно уложенное. "Кто сделал? - Не я!" И чем дальше, там больше.
Я бы мог, конечно, спиздеть про то, что неизвестное манит, но это псевдогуманистические сопли. На самом деле привычка, еще с того младенческого состояния, к неконтролируемому освоению - осталась. И реализуется тогда, когда контроля (родителей) нет рядом. И теперь эту привычку надо ломать.
Как наказать ребенка? Можно отшлепать по попке. А можно - поставить в угол. Так вот, когда вы шлепаете ребенка - вы просто вымещаете на нем свои эмоции. А когда вы ставите его в угол, да еще и не в любой угол, а в один и тот же (в каждой молодой семье есть такой вот карцер) - вы ломаете ему привычку. Шлепок, который вы делаете - это вы делаете шлепок. Если вы не заметите или не узнаете, то все будет чики-пуки, чем маленькие проказники и пользуются. А вот если наказанием является пребывание в "карцере", в смысле в углу, то причиной является уже поступок. Не туда полез. Не то рассыпал. Вел себя плохо.
Стояние в углу однозначно ассоциируется с поведением, точнее, с одним его аспектом - с непослушанием. Стояние в углу ломает привычку к неконтролируемому хаотическому поведению.
Психика детей удивительно пластична, и вплоть до подросткового возраста сохраняет высочайшую способность к образованию новых привычек. Именно поэтому в раннем возрасте и шлепать приходится, и в угол ставить, и мороженное зажимать. Слишком много привычек формируется.
На самом деле вот этот вот момент мы совершенно не помним. Все проказничали, все получали, всем было обидно, но потом все быстро забывалось. Поплакали - успокоились - мама опять хорошая. На самом деле, если вы вспомните свои детские обиды, то таких тотальных переживаний вы в зрелом возрасте не испытывали. Детские эмоции тотальны, и боль от ломки привычки, выраженное через переживание страдания от наказания, носит вселенский характер. Именно поэтому детская истерика настолько угнетающа для окружающих. Причина, по которой мы все не изуродованы до потери человеческого облика этими детскими провинностями и наказаниями - хотя кто знает, может и изуродованы, но не замечаем - в том, что на детях, собаках и кошках все зарастает со страшной скоростью.
Психологические травмы, нормально переносимые детьми, для взрослого человека - реально неподъемный материал.
Я, конечно, тут не авторитет, но сходите к любому психотерапевту, работающему с клиническими случаями и поинтересуйтесь. Детские травмы - самые чудовищные по проявлениям, самые трудные для излечения в зрелом возрасте. Взрослый человек даже помыслить себе не может, что попадет в такую катастрофу, в какие регулярно попадал в детстве...
По мере взросления, по мере формирования личности психика теряет пластичность. Если вы проказник, то в три года вы могли постоять в углу и ничего страшного, но в девять лет это уже пытка, психика уже не справляется. Если мы узнаем про кого-то, что он поставил девятилетнего ребенка в угол - у нас закрадываются подозрения, что этот человек садист, верно? А постановка в угол ребенка 12-14 лет - это уже показатель серьезного конфликта в семье...
Подростковый кризис - крайне любопытное время. В этом возрасте личность уже сформирована настолько, что вместо базовых привычек - чистить зубы, или застилать постель - начинают формироваться привычки более высоких порядков. Эти привычки - это стратегии поведения. В подростковом возрасте ребенок начинает себя вести, начинает нарабатывать привычки совершенно иного уровня, это уже навыки социального поведения. Бесполезно от маленького ребенка требовать сформированных стратегий поведения, и так же бесполезно требовать от подростка новых простых привычек. Подросток скорее усвоит, что к цели надо стремиться (и многие, кстати, усваивают), чем что-то более простое, например, что нужно чистить обувь (если он раньше ее не чистил). Причина банальна. В подростковом возрасте и дальше, когда идет формирование стратегий, а не привычек, новые привычки могут быть сформированы только через призму их необходимости для реализации какой-то новой стратегии. Если в детстве привычка была сама по себе, и ее исполнение было событием, то в подростковом возрасте есть нечто более ценное.
Подростковые привычки гораздо более опосредованы, чем привычки детские, они формируются иначе, на ином уровне, и работать с ними надо совершенно по-другому. Многие ли родители это понимают? Теперь давайте представим, что наш подросток, перешедший к формированию стратегий, имеет несколько привычек, которые - в совершенно благих, конечно же, целях - собираются убрать его родители. Но они не понимают, как это сделать правильно, и действуют по-старому, так, как будто их ребенок - еще не подросток вовсе, а все то же неразумное дитя, что и раньше...
Вообще говоря, это называется родительский деспотизм.
Проблема подросткового возраста связана с тем, что у ребенка изменяется система описания мира. Понятийная система меняется. Раньше каждый поступок был отдельным поступком, изолированным от других. Теперь поступки увязываются в цепочки, и каждый поступок находится в контексте других. Если я помыл посуду после школы - могу забежать к соседу поиграть. Помыть посуду - это шаг, необходимый для реализации контекста (поиграть). Если я помыл посуду, а меня не пустили, если контекст нарушен, то что станет с мойкой посуды? Правильно, дети, она выпадет из контекста и потеряет смысл...
А вот родители смотрят и не нарадуются - ребенок посуду моет, может, нагрузить его еще пол подмести? А сосед - хрен с ним, с соседом, ему его родители тоже какую-нибудь каторгу придумают...
Попытка добавить или убрать привычку у подростка, оперируя вне контекстных цепочек, приводит к разрушению этих самых контекстных цепочек. Именно поэтому личность ребенка в подростковом возрасте испытывает чудовищную перегрузку. Происходит переоценка привычек, их ревизия, изменяются между ними взаимосвязи, и все это происходит в контекстах, которые редко кто из родителей наблюдает. В результате мы имеем то, что имеем - конфликты, непонимание, пока все это не утрясется естественным путем. Утрясается, правда, не всегда...
Вот на этой вот мажорной ноте мы сегодня и закончим. Тем более, что всем уже стало ясно - процесс ломки привычек встречается нам на каждом шагу, нужно только уметь подмечать такие штуки...
Journal information