bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Похоже я не совсем идиот...

Ранее в этом журнале обсуждалась версия падения Боинга в Ростове. Суммируем ее, чтобы иметь интегральную картину.

1. Во время катастрофы температура в аэропорту Ростова была в районе нуля, влажность воздуха, поскольку шел дождь и мокрый снег, была 100%. Это - оптимальные параметры для обледенения. К слову сказать, в Киеве в это же время тоже шел мокрый снег, и мой балкон заледенел по самое не балуйся, что и подвигло меня на эту версию.

2. В сериале "Расследования авиакатастроф" рассматривались случаи с обледенением самолета на земле из-за переохлаждения планера. Коротко - самолет приходил с эшелона, где температура была порядка -40 - -70 градусов, и пока стоял на земле, в условиях низкой температуры и высокой влажности, на крыльях (где баки) наростал слой льда. При попытке взлета, из-за изменений в аэродинамике, самолет разбивался. Последний из примеров катастрофы на взлете из-за обледенения - посадка на Гудзон в 2009 году катастрофа на Потомаке. Пример катастрофы, возникшей из-за обледенения на эшелоне - история с А330 над Атлантическим океаном.

3. Изменение аэродинамики самолета в процессе обледенения, при котором самолет "затяжеляется", в силу уменьшения аэродинамического качества, может быть обнаружено пилотами. Однако это может быть обнаружено только в том случае, если изменение пилотажных свойств борта не ассоциируется с какой-либо более очевидной причиной. Например, пилотирование самолета в условиях переменного по силе и направлению ветра, когда самолет то и дело проваливается в воздушные ямы, может маскировать происходящий процесс обледенения от внимания пилота.

4. Интегрируем картину. Пришедший с эшелона переохлажденный борт попал в оптимальные для обледенения условия. При этом, в силу переменного по силе и направлению ветра, что оказывало непосредственное влияние на пилотирование самолета, пилоты не имели возможности распознать начавшееся обледенение, так как изменение поведения самолета маскировалось резкими изменениями подъемной силы и воздушной скорости судна из-за порывов ветра. Поскольку сила порывов препятствовала посадке с первой попытки, лайнер ушел на повторный заход, и находился в области опасной с точки зрения обледенения метеорологической обстановки два часа (!), совершив, по разным данным, еще минимум одну-две попытки приземления. В силу того, что изменение аэродинамического профиля, вызванное обледенением, проявляет себя в первую очередь на критических режимах - то есть на малых скоростях и больших углах атаки, что как раз и характеризует посадочный режим - а также в силу того, что как раз в этом режиме лайнер наиболее подвержен влиянию ветра, пилоты не смогли различить два сходных по проявлению, но различные по природе явления, влияющие на поведение воздушного судна. В результате при последнем заходе самолет свалился сперва в скольжение, а затем - хотя тут и одного скольжения было достаточно - возможно, и в сваливание. Попытка дать газ и задрать нос судна привела к потере скорости и падению.

Вывод - причиной катастрофы является психологическая ошибка экипажа, принявшего симптомы поведения самолета за результат одной только ветровой обстановки, в то время как на самолет действовали одновременно ветровая обстановка и обледенение.

Теперь почему я не идиот. Вот тут вот заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин рассказывает о схожем поведении самолетов именно из-за обледенения, и о специальном обучении, которому приходилось подвергать экипажи во избежание попадания в подобные ловушки:

Безусловно, решение пилота садиться в Ростове вызывает много вопросов. До аэропорта Краснодара было 30 минут лету. Это ошибка. Но непосредственно к трагедии могла привести совокупность двух факторов: неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов, которые не учли особенности посадки воздушного судна в условиях обледенения.



Самолет заходил на посадку в сильнейшей «болтанке» и при сдвиге ветра. Предполагаю, что «Боинг» нахватал обледенения в предземном слое. Это, естественно, ухудшило аэродинамику. При создании посадочной конфигурации (выпуске предкрылка и закрылка) ситуация еще более усугубилась, и самолет вышел на закритический режим, стал неуправляемым.

С похожим сталкивались отечественные машины Ил-18 и Ан-12 несколько десятилетий назад. При заходе на посадку в условиях обледенения во время запуска механизации (выпуске предкрылков и закрылков) происходил срыв потока. Это аэродинамическое явление, приводящее к сваливанию судна (резкое падение подъемной силы в результате нарушения нормального обтекания крыла воздушным потоком — прим. «Ленты.ру»), иногда перетекающее в штопор. У наших летчиков это называлось «клевок». При риске возникновения такой ситуации нельзя запускать механизацию крыла, нельзя снижать скорость ниже определенного значения. Мы отрабатывали методику борьбы с этой бедой, этому обучили наших летчиков.

В общем - все как обычно, методика обучения пилотов плюс опыт, опыт, опыт...
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • О новой войне на Донбассе

    Вот в принципе то, что можно сказать об. Практически вдогонку к прошлому материалу. Согласен со всем, что сказал Андрей. За исключением одного.…

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments