Часть 73. Введение в психопатологию обыденной жизни - 2.
[Продолжение, начало в предыдущей части]
Во-первых, эмоциональные расстройства затрагивают более базовый уровень психики, осознание которого требует от окружения высокой психологической культуры, включая рефлексию собственных эмоций и навыки контроля за эмоциональной обстановкой. Современный человек, не приученный, в силу отсутствия в его жизни духовно-религиозной компоненты, подразумевающей определенную эмоциональную дисциплину, к эмоциональному самоконтролю, просто не имеет комплекса дифференцированных представлений для восприятия и оценки девиаций базовых, эмоциональных психологических процессов у себя, а что уж говорить об окружении... В качестве примера можно упомянуть крайне широко распространенные случаи (у меня таких - пачки и штабеля), когда психологическая агрессия и даже психологический садизм выдается за "справедливость" или "правоту", а желание эмоционально доминировать - за "заботу" и "опеку". Верно и обратное, банальное желание нравиться или избегать конфликта либо эмоционального дискомфорта приводит людей к прямому поощрению девиантных форм поведения, каковые формы люди объявляют "оригинальностью" и "правом на самовыражение" вместо терминологически корректного определения их "извращением".
Во-вторых, работа с эмоциями возможна только и исключительно как когнитивная деятельность. Работать с эмоциями можно только через осознавание. Через знания и навыки, через рефлексию, и через диалог. Поскольку эмоции являются базисом, работа с эмоциональным расстройством требует разговоров на тему эмоций. Причем разговоров с опорой на точные знания, каковые точные знания сегодня, в эпоху культа карго-психологии, обычным людям взять либо негде, либо трудно.
Сочетание недифференцируемого характера эмоций с отсутствием когнитивного навыка самоанализа и анализа эмоциональных процессов у оружающих приводят к непониманию либо недопониманию. А ничто не вызывает такого страха у человека, как вещи, которых он не понимает.
В случае эмоциональной патологии сочетание данных двух факторов носит катастрофический характер. Как человек, вплотную столкнувшийся с данной ситуацией, могу предметно описать динамику происходящего следующим образом. Как происходит, как проявлена, какова симптоматика эмоционального расстройства? Все выглядит очень просто на самом деле. Вот у вас все хорошо, вы с кем-то разговариваете, все прекрасно - и тут вас накрывает. То есть вот в какой-то момент у вас нормальная эмоциональная реакция на собеседника или на тему разговора, а в следующий - вас накрыло, ваша эмоция неконтролируемо и непредсказуемо меняется. Сочетание вербальной компоненты общения с неконгруэнтным ей (потому что патологическим) эмоциональным состоянием приводит к возникновению неадекватной поведенческой реакции. Только что вы нормально что-то обсуждали, и тут - бздыщ - и вы уже поплыли и начинаете уходить от разговора, или выражать какое-то агрессивное отношение к собеседнику, или еще что...
В случае когнитивных расстройств все просто, вы тупо чего-то не догоняете, и к вам такому недогоняющему легко привыкнуть и приспособиться. В случае ваших эмоциональных расстройств ваше недогоняние спорадично, непредсказуемо и неконтролируемо. Мы уже говорили, что комфорт для среднего человека - это когда его система ожиданий оправдывается. Реципиент с эмоциональной патологией в принципе неспособен оправдывать какие-либо ожидания. Его накрывает - и все... Если вы общаетесь с эмоционально неуравновешенным человеком, от вас требуются специальные знания, умение объективно оценивать эмоциональное состояние собеседника, готовность подстраивать процесс общения под конкретику эмоционального состояния, понимание специфики и так далее. Психотерапевты понимают, о чем я говорю. Общение доктора с пациентом есть вещь в значительной степени сконструированная, форма общения и его параметры, начиная от транзакционной модели и заканчивая уровнем доверительности и степенью сопереживания и психологической дистанцией - это все искусственно. Доктор видит перед собой человека с определенными особенностями, четко рефлексирует его состояние и использует свое общение с ним в строго функциональных рамках. Именно эта функциональность помогает доктору канализировать накрытия пациента в терапевтические какие-то процедуры. В общем случае среднесоциальное общение нефункционально.
Отношение доктора к пациенту происходит не из нормальной в нормальном социальном стандарте общения эмоциональной оценки собеседника, а из когнитивной оценки на базе развитой системы точных представлений о конкретной патологии. С друзьями или подругами вы разговариваете через эмоции, а доктор в момент работы всегда разговаривает через интеллект. Это не значит, что он не вызывает у вас или у окружения каких-то эмоций. Я уже писал про своего доктора - далеко не образец красоты, он мог буквально за пару минут молчаливого стояния рядом с вами влюбить вас в себя. Установление раппорта было идельным. Однако никакие ваши эмоции не имели значения вне того контекста конкретного акта коммуникации, который происходил в данный момент времени и вне той схемы, которую задал доктор. Это профессиональный навык такой у него, понимаете, а вовсе не свидетельство того, какой это замечательный человек. И именно благодаря такому совершенному контролю он мог в считанные минуты убирать фобии. Я до сих пор не знаю, какой он человек на самом деле был - но как специалист он был великолепен!
Для больного с эмоциональной проблематикой эмоциональный самоконтроль через осознавание является единственно возможным методом нормальной социализации. Не нужно невротику какому, если его невроз не носит клинического по проявлениям характера, создаваь специальную обстановку - если вы, конечно, не специалист в области клинической психотерапии и не лечите этого больного. Не нужно демонстрировать ему ваше отношение. Абсолютно пофигу, что вы там будете демонстрировать - свое понимание, сочувствие, комплекс вины или одобрение/неодобрение. Эмоциональная патология отрабатывается только и исключительно через когнитивную деятельность, через социально признанные, задекларированные и соблюдаемые формальные стандарты общения, к которым адаптируется больной. Ребята, больной сам не всегда понимает, почему у него те или иные эмоции возникают, и попытка его эмоционально стабилизировать через организацию эмоциональной обстановки - ни к чему хорошему не приведет. Потому что он как был эмоционально неконгруэнтен, так и останется, понимаете меня? Задача терапии эмоциональной патологии заключается в том, чтобы адаптировать больного к нормальному социальному окружению, а не в том, чтобы адаптировать это окружение к больному.
Потому что адаптированное к больному окружение - оно уже ненормально по своей сути.
Общение с эмоционально нездоровым человеком без осознавания его проблематики связано с отсутствием уверенности в человеке на эмоциональном уровне. Естественный метод компенсации эмоциональной недостаточности - через когнитивное. Компенсировать эмоциональную патологию через эмоциональное - это как тушить костер бензином. А выстраивать функциональную модель поведения на базе когнитивного взаимодействия сейчас даже психотерапевты умеют не все - начитались дурных американских книжек... Не читайте дурные американские книжки, читайте умные книжки.
Когнитивная дисфункция может быть скомпенсирована через формирование особенного окружения. Эмоциональная дисфункция требует очень большой интеллектуальной работы, и здесь имеет значение организация правильного раппорта. Если при когнитивных проблемах эмоциональная компенсация в качестве средства организации или реализации раппорта еще может применяться, то при эмоциональных проблемах все сильно-сильно не так. Это связано с ущербностью эмоциональной сферы больного, соответственно, чисто эмоциональный контакт уже является ущербным. Кроме того, в силу тотального характера эмоции, а эмоция носит регулирующую функцию в психике, сильное неконтролируемое эмоциональное переживание вполне может оказаться сильнее эмоционально организованного раппорта. Именно поэтому эмоциональная привязка не сработает. Более того, эмоционально реализуемый раппорт в определенных патологических переживаниях может породить инверсию самого себя, через ощущение у больного, что терапевт его предал или обманул. Собственно говоря, сложность организации терапевтических отношений в случае эмоциональных расстройств и является тем фактором, благодаря которому вместо адекватной терапии все больше и все чаще терапевты используют химию. Фактически применение антидепрессантов во многих случаях является не формой терапии, а способом, к которому прибегают врачи, чтобы скомпенсировать свою некомпетентность, или невозможность уделить данному пациенту достаточное количество времени.
Еще раз возвращаемся к неврозу Зощенко. Невроз Зощенко - ясный и четкий пример эмоционального расстройства. И в данном кейсе применялись как методы организации окружения (выезды в санатории), так и медикаментозные методы, и ни к чему хорошему это не привело. И пока Зощенко через осознавание (т.е. через когнитивное) не проработал сам себя - невроз устранен не был. А ведь в случае Зощенко мы говорим не о стационарном больном, это - вполне бытовая патология во все своей красе...
Да, в определенных ситуациях химия необходима, порой она просто решает, но - это крайний метод, который на самом деле не устраняет причину. Можно пить таблетки, надеясь, что со временем само рассосется, а если оно со временем не рассосется?
В лечении бытовых эмоциональных расстройств без привлечения когнитивного ни к чему хорошему прийти нельзя. Это связано как с природой эмоциональной патологии, которая чаще всего носит характер бессознательного комплекса невротического типа, так и с неминуемо порождаемой у окружения отрицательной эмоциональной оценки и реакции избегания и обструкции по отношению к "неуправляемому" "отморозку", что само по себе порождает обсессию и социальную девиацию, усугубляющую состояние пациента. Необходимость же задействовать рационализацию в качестве метода канализации патологического опыта, происходящего в реальных актах социальной коммуникации, выводит на первую роль в терапии даже не сколько наличие действительно качественного терапевта, сколько требование минимального психологического образования как минимум для ближнего круга общения. Грубо говоря, аутотренинг нужен не только больному, но в значительной - если не большей - степени его родным, близким и коллегам.
Течение эмоционального расстройства осложняется его воздествием на когнитивную сферу. Данное воздействие зависит от структуры и динамики расстройства, однако в целом оно характеризуется наличием у больного большего, чем в норме, количества логических пауз и ситуативных провалов памяти. Всем знаком "эффект экзамена", когда на экзамене мы забываем то, что без труда вспоминаем и используем в нормальной обстановке. Также известен эффект форсирования воспоминаний в специальной обстановке, приближенной к той, в которой человек узнал что-то или увидел, или в чем-то участвовал. Кстати следственный эксперимент с этой точки зрения несет двоякую функцию - он не только сопособен проверить память преступника о совершенном деянии, но также обнаружить поведенческие несоответствия в тех моментах, которые преступник желает скрыть. Данный эффект связан с эмоциональным кодированием логической информации. Если человек обладает нормальной психикой с устойчивой эмоциональной сферой, процесс изменения психоэмоционального состояния от одного воспоминания к другому происходит непрерывно. Соответственно различные логические (дискурсивные) блоки воспоминаний оказываются эмоционально связанными и могут быть воспроизведены, так как целостность эмоционального пространства не нарушена и не мешает течению потока ассоциаций. В стрессовой обстановке (экзамен) из-за эмоциональной фиксации течение ассоциативного потока нарушено, и возникают проблемы с вспоминанием информации.
На вступительном экзамене в МГУ по двум математикам - устной и письменной - я получил тройки, причем после экзамена я не понимал, как мог прошляпить такие очевидные вещи. Третьим экзаменом была физика, и я решил, что все равно вылечу, и потому на результат мне было насрать. В результате я получил пятерку, и мы с экзаменаторами еще сильно смеялись, рассказывая друг другу анекдоты... А экзамен по литературе (после выпускного образца работы по теме) я сделал, как гвоздь в стенку заколачивал - выбрал проходную тему и смастерил, что требовалось, на четверку. Вот оно - влияние эмоционального состояния на когнитивную деятельность. Наличие проблем в нормальном течении эмоций приводит к необходимости предварительной подготовки. Пишутся записочки, что купить в магазине - и вот ты уже ничего не забываешь купить. А на память - все время что-то вылетает из головы. При прокладке сетей я предварительно продумываю процедуру, представляя себе каждый участок работы, и записываю необходимый инструмент и материалы. В результате составления такой техкарты удается здорово оптимизировать и облегчить саму работу. В тех же случаях, когда предусмотреть все заранее не получается - из-за проблем с памятью всегда что-то будет забыто.
Таким образом, возможно преодоление когнитивных проблем, вызванных эмоциональной дисфункцией, с помощью предварительного планирования. Это происходит потому, что планирование осуществляется в нормальной обстановке, в зоне хорошо освоенных эмоциональных состояний, с максимальным включением когнитивного. В результате планирования и подготовки в реальной уже ситуации, когда эмоциональное состояние может отличаться от оптимального, наличие готового плана работ и всего необходимого под рукой, позволяет сфокусироваться на собственно деятельности. Излишне говорить, что нормальные результаты предварительно спланированной деятельности благотворно влияют на эмоциональное состояние.
Преодоление эмоциональных проблем для больного связано не только с осознанием конкретных эмоциональных и логических пауз, но и с наработкой "мостиков" между ними. Ну не знаю как сказать точнее - психологи поймут. Иными словами, эмоциональный больной в специальном состоянии, концентрируясь на задаче, должен прожить эмоциональные состояния от одного конца до другого. То есть, если у нас есть один психоэмоциональный изолированный комплекс, и другой - то все промежутки между ними должны быть заполнены. Осознанное заполнение этих промежутков связано с предельной внутренней концентрацией на переживаемом, что вызывает у окружающих впечатление отстраненности, иногда даже аутизма больного, который как бы выпадает из объективной реальности. На самом деле, в отличие от аутизма как эмоциональной фиксации, проработка эмоционального или ассоциативного спектра на целостность, при схожих внешних проявлениях - внутренне носит совершенно другую природу, являясь крайне напряженной эмоциональной и когнитивной деятельностью. Так, когда я лечил себя от заикания (напомню - мне было 9 лет) я осознанно менял темп речи от намеренно растянутого до максимально быстрого. И да, я представляю, как это выглядело...
Но ведь вылечил, заметьте...
Уже приведенный пример показывает, что даже при наличии эмоциональных расстройств, при условии активной позиции больного, нормальная деятельность в нормальном социальном окружении возможна, просто связана с определенными акцентуациями. К сожалению, я не знаю, как это могло бы выглядеть в случае совместной с психотерапевтом работы, мне пришлось все делать самому, но думается мне, что внятный доктор тут не помешал бы...
Один из применявшихся мной методов можно назвать (я не знаю, известен ли он, и если известен, то как называется) эмоциональной проекцией. Допустим, вы испытываете проблемы с каким-то действием, в силу эмоциональной либо когнитивной паузы. Вы берете что-то более простое, не вызывающее у вас затруднений, и повторяете это действие, каждый раз результативно, запоминая эмоциональное состояние. Затем вы пытаетесь сделать затрудняющее вас действие, проецируя на него уже заученное эмоциональное состояние. Получается что-то вроде эмоционального перекодирования когнитивного либо эмоционального ряда. Например, в качестве источника эмоции вы можете использовать простую игрушку, хотя бы и пасьянс Виндовс. А в качестве получателя - процедуру мытья посуды. После некоторого количества повторений мытье посуды не будет вызывать у вас никаких проблем.
И да, восприятие внешне бессмысленных действий. которые вы будете исполнять для наработки эмоции-донора, со стороны окружающих, в общем случае - далеко от поощрительного, ибо люди тупые, люди не понимают...
На самом деле эмоциональные проблемы встречаются в жизни на каждом шагу. Гораздо чаще, чем когнитивные. Например, в США втрое больше детей, чем в Европе, принимают психотропы. Антидепрессанты, препараты для улучшения памяти, повышения внимательности. Все это указывает именно на эмоциональные проблемы. Именно поэтому не стоит относиться к теме бытовой психопатологии вообще, и теме эмоциональной бытовой психопатологии, в частности, как к чему-то ужасному и редко встречающемуся. Ребята, на каждом шагу. И как человек, хорошо покупавшийся в этой речке, могу сказать - при условии нормального аналитического подхода нормализация эмоциональной сферы возможна, и даже не так сложна, как это кажется. И методов есть миллион, и кунштюков до едрени фени, и даже наука психология уже давно не считает это проблемой. Посему лично я считаю, что общение с нормальным специалистом, если у вас есть какая-либо эмоциональная проблема - абсолютно оправдано и даже должно быть социально поощряемо.
Потому что от болезни не надо бегать, с ней не надо бороться, ее нужно просто лечить - и вы будете здоровы!
Journal information