Олег Дивов объявил о выходе из франшизы "Профессия: инквизитор". Хорошо это или плохо, прав Олег или нет, и вообще - куда пойти куда податься восторженному читателю? Особенно если учесть, что громкий выход громкого писателя из громкой франшизы, если посмотреть на читателей оной франшизы, вполне соответствует классическому:
Ужас из железа выжал стон. По большевикам прошло рыданье.
Начнем с читателя. Читатель делится на несколько категорий. Читатели первой категории, тонкие ценители и истинные знатоки, читают много, в основном хорошее (на их из
Касательно самой франшизы. Очень сложный, очень многоуровневый, очень структурированный мир с предысторией(ями), подтекстом(ами) и вариантами развития. На самом деле, сложность "Инквизитора" сопоставима, а возможно, и превышает сложность азимовского "Фонда" ("Академии", "Основания"). У Азимова - разнесенные по времени и пространству изолированные истории, нанизанные на фабулу общего, но анонимного действующего лица - Фонда Селдона - и потому такое писать можно, не особо заботясь о взаимных связях произведений, каковых связей немного и они слабые. В "Инквизиторе" все компактно, близко, сильно взаимодействует, и несмотря на меньший, чем у Азимова, масштаб происходящего - держать все вместе гораздо труднее.
С точки зрения структуры "Инквизитор" - уже событие в отечественной фантастике, нравится это кому-то или нет.
Следующее, что мне хочется сказать о цикле - это феноменальная проработка героев. Они живые. Они дышат. У них нормальные человеческие эмоции. Они устают. Они психуют. Они порой сдаются. У них очень сложные отношения друг с другом. Тем, кто читал "Стальную крысу", отличие понятно. Мир "Инквизитора" состоит из людей, в то время как мир "Стальной крысы" - из кич-шаблонов. И если цикл Гаррисона считается классикой фантастики, то тем более имеет право претендовать на это звание "Профессия: инквизитор". Особенно если учесть, что при всем этом количество экшена в "Инквизиторе" поболе будет на единицу текста, это так, к слову...
С точки зрения эмоционального воздействия, драйва, "Инквизитор", конечно, проигрывает, например, васильевской "Войне за мобильность". Но тут нужно учесть, что эмоция "Войны" - она однозначна и однополярна, и это та же эмоция, что в "Душе одиночки" Ливадного - то есть эмоция боя, поединка, сражения. "Смерть или слава". Эмоция же "Инквизитора" - она многослойна, многозначна, многопланова. В определенных моментах мы проигрываем Васильеву, в определенных - выигрываем. Драйва в "Инквизиторе" - гораздо меньше, возможности найти свой слой удовольствия - скорее всего, больше.
При написании цикла авторами достигнута одна из сложнейших задач каждого фантастического произведения - реализм описания. Реализм психологический, эмоциональный, бытовой. Да, главный герой - Делла Берг - женщина, и описания тонких (хотя какая к черту особая тонкость у "хоббита", да еще и в не совсем однозначной и безопасной обстановке) душевных движений занимает далеко не последнее место в тексте. Впервые за большое-большое время мы видим героиню, которая гармонично сочетает в себе черты человеческие и черты геройские (в смысле "герой литературного произведения"). Естественно, суровые брутальные мужики будут плеваться. В людных местах. Но они же - брутальные, верно? Но потом, по ночам на кухне будут перечитывать...
Читать "Инквизитора" сложно потому, что он очень похож на реальную жизнь - такой же бестолковый и неоднозначный с точки зрения логики развития, и такой же затягивающий. Самое главное - разные герои книги - они действительно разные. Они психологически отличаются друг от друга. Как и в жизни все люди - разные.
И вот такая замечательная франшиза, понимаете ли, такой автор - и бух дверями! Чозахня?
Предатель, подлец, низабудем-нипрастим, всеравноинквизиторфигня, такиминадовыскочкам... Разные мнения, разные оценки. Но есть одна вещь, на которую никто не обратил внимания.
Те люди, которые "ходят на Дивова" - они продолжат. И тут главное, чтобы ходили мимо, а не на голову. Те люди, которые любят и ценят результат - они насладятся результатом. А читатели третьей категории, которым полюбилась Делла Берг - они, конечно, будут страдать и мучиться - но все равно следующую книгу прочитают. Потому что там Делла Берг, понимаете меня?
И здесь возникает вопрос - не пострадает ли качество текста?
Я думаю - не пострадает, и вот почему.
Возможная "просадка" аудитории, из-за изменения (возможно) стиля и акцентов, вовсе не будет катастрофической. Это связано с тем, что "хлопок дверью" автоматически реабилитирует возможные перемены в глазах читателей. Им кажется, что Олег поступил непорядочно в какой-то мере, и они заранее готовы простить автору следующего произведения (рабочее название - "Жизнь за царя") какое-то количество трудностей и ляпов. То есть, если следующая книга выйдет под фамилией Прокопчик - она будет иметь успех уже в силу данного момента. Во-вторых, Светлана сама по себе - отнюдь не овца безголовая. "Русские ушли" я пока не прочитал, но "Корректировщики" были мной прочитаны на одном дыхании. И вот что я скажу. Света писать может, и может писать хорошо. И только то, что она женщина (баба) и супруга известного писателя, а значит находится в его тени - не ставит ее в один ряд с Олегом. Мне трудно судить, кто выше, а кто ниже, это субъективно, но если выбирать между Прокопчик и Ливадным - я резко становлюсь лесбияном, мне бабы больше нравятся в данном контексте.
Прекрасно раскрученная франшиза дает Светлане шанс на свое громкое имя в литературе. И у нее есть стиль. И Делла Берг - это новый с точки зрения структуры персонаж в фантастике. В конце концов, почему бы не иметь женских фантастических романов, что это за ебанутый мужской шовинизм?
Вполне возможно, что сейчас мы наблюдаем рождение нового литературного жанра.
Лично я куплю и прочитаю следующую книгу цикла. Мне интересно. И думается мне, что я не разочаруюсь. И да - это не помешает мне наслаждаться творчеством Олега там, где оно будет стоить моего наслаждения. Потому что мне важно качество текста.
Ибо я тонкий ценитель и истинный знаток.
Journal information