bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 74

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73.

Часть 74. Педагогическая поэма проблема - 1.

Сегодня у нас будет небольшая, но важная тема. Я уже писал, что являюсь эталонным индиго, и потому тема СДВГ не прозвучать у нас просто не может. И это хорошо, что она прозвучит. Обычно СДВГ проявлен в том возрасте, в котором пациенты не способны адекватно описать свое состояние, что затрудняет как диагностику, так и терапию. В данном же случае мы имеем достаточно уникальный случай длительного по времени самонаблюдения, причем с учетом обстоятельств этого самонаблюдения можно говорить о том, что было оно вполне квалифицированным. И в первую очередь для клиницистов данная тема интересна, ибо:

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Прежде всего, СДВГ, по крайней мере в моем случае, является ярко выраженной эмоциональной патологией. Эмоциональная природа СДВГ, как было показано в прошлой части, делает этот тип расстройств сложнейшим клиническим случаем, особенно учитывая возраст больного. В качестве источника эмоционального расстройства может служить физиология, например проблемы гормонального плана, или нарушения калий-натриевого обема, процессы, вызванные голодом либо неправильным питанием. В случае, если проблемы носят физиологический характер, они могут определяться лабораторными исследованиями, и для них существует консервативная, а в ряде случаев - и активная терапия. Поскольку физиологическая подоплека при проведении необходимых анализов ясна, психологические аспекты поведения человека не квалифицируются в качестве СДВГ, и мы имеем случай, не подпадающий под нашу категорию. Заметим однако, что нарушения гормонального баланса, особенно в сфере адреналино-норадреналиновой регуляции, или в части генерации организмом эндогенных дофаминов, каковые гормональные изменения влияют на динамику эмоционального состояния, с психологической точки зрения являются изоморфными "классическому" СДВГ, поскольку гормональная активность непосредственно связана с психологическими факторами. В любом случае, при подозрениях на СДВГ мне представляется крайне желательным исследование гормональной функции пациента, ибо физиологические нарушения необходимо лечить обязательно, и никакими психологическими методами системно скомпенсировать физиологическую патологию не получится.

В случае физиологических нарушений, приводящих к измененному поведению, независимо от соматического лечения необходимо и обязательно психологическое, ибо поскольку психологическая сфера также затрагивается, то она испытывает поражение и требует как минимум реабилитации, а то и полноценной терапии.

Что касается психологических причин возникновения СДВГ, то это тема обширная, и я вот сейчас прикинул и понял, что в одну серию мы не уложимся. Ну, дорогу осилит идущий, так что приступаем...

Первое, на что стоит обратить внимание - это различие в течении эмоций и в течении аффекта. Нормальное течение эмоций - это когда у нас нормальные эмоции, когда мы их осознаем, когда мы от одной эмоции естественно переходим к другой. В зависимости от нашей эмоциональной памяти, от усвоенных с самого раннего детства эмоциональных паттернов, наше нормальное течение эмоций может быть как "нормальным", так и "нарушенным". Это сложный вопрос, который от нас потребует внимательного рассмотрения чуть позже. Аффект же отличается от нормального течения эмоций тем, что это - закритическое состояние. В норме мы в аффект не попадаем, нужна какая-то такая психологическая ситуация, с которой мы не справляемся эмционально. И в этой ситуации наши эмоции "закорачивает", и мы говорим об аффективном поведении. Так вот - аффект тоже бывает "нормальным" и "ненормальным".

Нормальный аффект есть эмоциональный сброс. Психика человека, испытывая эмоциональную перегрузку, пытается найти такой образ действий, который позволит снизить эмоциональный накал до значений, при которых оказывается возможным возврат к нормальному течению эмоций. Поскольку уровень эмоциональной нагрузки, приводящий к аффекту, является закритическим, и следовательно - ненормальным, редко встречающимся и таким, при котором нормальное течение психологических процессов является невозможным - можно сказать, что аффект есть способ избегания эмоциональных перегрузок. Задача аффекта - перевести человеческую психику из состояния, в котором есть фактор, возбуждающий неконтролируемую эмоцию, в состояние, в котором такого фактора нет. Ребенок, плача, убегает от мамы, которая тащит его домой, не давая еще погулять. Один собутыльник мочит другого собутыльника. В первом случае - злая мама, когда все было так хорошо, делает ребенку плохо. Во втором случае все и так понятно. Знаменитая фраза "есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы", если заменить "человек" на "источник неконтролируемой эмоции" - абсолютно точно описывает аффективное поведение в его нормальном течении. В случае, когда источник аффекта не человек, а например, работа, которая не получается - начинается агрессиная ситуация пинания станка/машины, разрывание на клочки документов, выбрасывание рукописей в огонь и тому подобное...

Еще раз говорю - это нормальный аффект, такой, каким он и должен быть. Задача аффекта - спасти психику от перегрузки. Аффект - это последний, перед инфарктом или инсультом, предохранитель, который дала нам природа. Чтобы мы не умерли, когда нас друзья разыгрывают.

Однако тот факт, что психика желает сбросить эмоцию, вовсе не означает, что она это сделает. Поскольку аффект - это форс-мажор, поскольку для него нет готовых паттернов, в своем течении он может принимать формы, не приводящие к эмоциональному сбросу. Есть такая фраза - "если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе". Так вот, если аффект не исполняет своей функции, если эмоциональное напряжение никуда не девается, психика человека деформируется. Просто потому, что человек часто попадает в аффективные состояния, они для него становятся нормой жизни - его эмоциональная сфера претерпевает изменения, включая запредельные эмоциональные состояния в "нормальное" течение эмоций. Нарушение в течении аффекта может приводить к формированию маниакальной либо психопатической личности.

Еще раз повторяю - нарушение в течении аффекта может приводить к формированию маниакальной либо психопатической личности.

Это очень сильный, фундаментальный даже в какой-то степени вывод. Не проблемы с нормальным течением эмоций делают из человека Генри Ли Лукаса или Чикатило. А проблемы с нормальным течением аффекта. Такой человек может годами нормально жить рядом с нами, мы будем восхищаться его тонкой натурой, его вежливостью и мягкостью. И самое интересное - это будет абсолютно нормальная и естественная вежливость и мягкость. Ни одна психологическая экспертиза не сможет определить ненормальность этого человека. Пока он находится в тех эмоциональных паттернах, которые соответствуют нормальному течению эмоций нормального человека - он абсолютно никак и ничем от нас с вами не отличается...

Именно тогда воображению Рудольфа Сикорски впервые представился апокалиптический образ существа, которое ни анатомически, ни физиологически не отличается от человека, более того, ничем не отличается от человека психически — ни логикой, ни чувствами, ни мироощущением, — живет и работает в самой толще человечества, несет в себе неведомую грозную программу, и страшнее всего то, что оно само ничего не знает об этой программе и ничего не узнает о ней даже в тот неопределимый момент, когда программа эта включится наконец, взорвет в нем землянина и поведет его... Куда? К какой цели?

Если доступные человеку формы аффективного поведения отличаются от нормального непосредственного аффекта, он в состоянии аффекта может учудить что угодно...

Аффект может носить парадоксальную форму. Вместо того, чтобы начать крушить мебель, человек может неожиданно успокоиться, и даже успокоить других, он может перевести все в шутку. Он может испытать приступ голода или жажды. Нам с вами будет казаться, что это такой вот вежливый человек, культурный и с развитым самообладанием. Однако на самом деле мы можем иметь дело с нарушенным аффектом. Есть замечательный фильм "Управление гневом" с Джеком Николсом, в котором главный герой имеет чудовищные проблемы, и попадает на прием к психологу. Посмотрите этот фильм. В фильме психолог делает что? В фильме психолог заставляет героя перейти от ненормальной формы аффекта к нормальной, непосредственной. Фильм этот у нас непопулярен, его наш зритель не понимает, ибо считает, что фильм так себе - ни спецэффектов, ни драйва особого, ни смысла. На самом деле это прекрасный фильм о прекрасном психологе который прекрасно делает свое дело.

Учит человека нормальному аффективному поведению.

Я уже описал здесь феномен "мягкого аффекта". Это тоже такая интересная штука. Каждый, кто меня "достает", начинает ехать крышей. По-моему, прекрасная защитная реакция образовалась...

Так вот, товарищи психологи, психотерапевты и психиатры. Работая с СДВГ, необходимо определить, с чем мы имеем дело - с ненормальным течением эмоций или ненормальным аффектированием. Потому что это психологически разные процессы, вы меня понимаете? И терапия, и конечный результат - они тоже должны быть разными. СДВГ наблюдается и определяется в детстве, отрочестве, редко - юности. То есть тогда, когда можно разобраться и внести коррективы. Тем более, что ненормальное аффектирование, даже если с эмоциями пока все в порядке - оно обязательно изуродует человека со временем. А если ненормальное аффектирование вызвано ненормальным течением эмоций - это будет вообще системный фактор, оказывающий на жизнь человека прямое и непосредственное влияние.

Иными словами, при работе с СДВГ, если органическая природа не подтвердилась, следует в первую очередь определиться, имеем ли мы дело с проблемами нормального течения эмоций, или - с проблемами аффекта. И учитывая тот факт, что аффект есть предохранитель психики, его нужно восстанавливать в первую очередь.

Помимо того, что аффект есть предохранитель, он также является реализатором творческой функции. Любое самовыражение - оно аффективно по своей природе. Любая творческая эмоция, в силу природы творчества - это пиковое переживание. Нельзя творить не переставая, ни одна психика такого не выдержит. Момент творчества - это момент, когда психика находится на пике эмоционального накала. Вспомним "ай да Пушкин, ай да сукин сын", вспомним голого Архимеда, бегущего по городу с криком "эврика"... Творческая самореализация требует от человека всех его психических сил, и возможна только тогда, когда человек не ограничивает себя. В популярной методике "брейнсторминга" именно потому запрещено на этапе генерации идей анализировать и критиковать возникающие, чаще всего дурные, идеи, чтобы люди смогли выложиться. Так вот, ненормальное течение аффекта предполагает ненормальный способ реализации творческой активности человека. Если человек не способен раскрыться на пике эмоций - он никогда не сможет заниматься творчеством. А полное раскрытие на пике эмоций означает правильное аффектирование. Искусственное подавление аффекта приводит к тому, что творческие способности психики падают.

Это не значит, что общество должно состоять из экзальтированных идиотов, ребята, экзальтация не есть аффект, экзальтация есть следствие неправильного течения эмоций. Однако если мы имеем нормального, эмоционально развитого человека - нормальное непосредственное аффектирование является необходимым условием для того, чтобы он смог творчески раскрыться. Умудрился же я на вступительном по физике перепутать Гинзбурга с Гейзенбергом, в самом деле - и сразу все пошло как по нотам...

Неправильное течение аффекта может быть обусловлено целым рядом причин. Во-первых, учитывая подчиненное и зависимое положение ребенка в семье, возможен родительский деспотизм, запрещающий любые вольные проявления эмоций. Во-вторых, возможен травматический комплекс. Возможны отклонения в формировании эмоциональной сферы, препятствующие нормальному течению аффекта. Возможны биологические ограничения, например склонность к эпилептоидным проявлениям. Возможна крайне любопытная штука, которую я мог бы назвать синдромом нового окружения, не знаю, описана она в литературе или нет, и под каким названием, мы ее рассмотрим. В любом случае, сталкиваясь с нарушением аффекта, терапевт должен убедиться в физической, физиологической и психической способности пациента вынести нормальный аффект.

Если нормальный аффект для пациента означает большее психическое поражение, чем неканализированная эмоция - или аффект нормальным не станет, или пациент не выдержит.

Крайне важным в терапии аффекта является фактор адекватной нормально-эмоциональной обстановки. Пациент должен иметь эмоционально адекватную среду, в которой он сможет находиться, не испытывая напряжения, с одной стороны, и в которой его аффективные проявления не вызовут четкой и однозначной реакции отторжения. Нужно понимать, что все мы люди, и все можем испытать аффект, и если мы воспринимаем аффект именно как аффект, как ситуационное, и отношение у нас к аффекту именно такое, адекватное - ну случилось, разобрались, сделали выводы, постараемся больше не упарываться - то тогда ограничения аффекта снимаются, и можно настраивать канализацию эмоций. Это особенно важно в том смысле, что аффективная реакция неконтролируема, и потому некоторые вещи окружающим нужно просто терпеть... В случае же проблем в области нормально-эмоциональной обстановки пациент будет часто аффектировать, а тут еще обстановка ненормальная...

Еще раз повторяю - если ребенок аффектирует, значит тому есть причина, и не следует давить аффект, нужно разбираться с причиной и нормализовать аффективные проявления...

Отдельный цимес в случае с аффектом заключается в том, что существуют аффективные проявления, и существуют компенсаторные реакции. Гиперкомпенсаторные реакции. И еще есть опережающая компенсация. Ребенок может расплакаться потому, что ему больно, страшно или обидно. А может - чтобы получить конфетку. Оно еще маленькое, оно еще не соображает, но бессознательное - оно такая интересная штука, оно пробует, и находит новые шаблоны поведения. Ребенок, если аффект приносит в структуре отношений преимущества, может симулировать аффект, причем даже и не подозревая об этом. Это касается всех детей, не только с СДВГ. Вы видите - ребенок в аффекте. А вот аффект это или нет - вот в чем вопрос...

В детстве я очень много болел, я страшно болел, и таблетки не помогали. Откачивали меня чаями и прочими народными прибабахами, в домашней теплой ламповой обстановке. Я даже ловил себя на мысли, что лучше болеть, чем в школу ходить. И вот вопрос, учитывая что я индиго и ЭПМА - не были ли мои болячки психосоматической реакцией? Я не знаю, честно. Но в последние восемь уже лет, учитывая обстановку, пью и курю много - и ничего, пока шевелимся... Причем что интересно - я этим не управляю, психосоматику контролировать нельзя, и даже если это так - с этим ничего не сделать...

Нарушения аффекта, препятствующие нормальной канализации пиковых переживаний, потенциально способны порождать очень любопытные спецэффекты, вплоть до психосоматических, и поэтому тщательное исследование аффекта для детей с СДВГ является необходимым и обязательным.

Поскольку на формирование аффекта оказывает непосредственное влияние обстановка, при работе с СДВГ необходимо уделять ей очень много внимания. Даже гораздо больше, чем очень много. Ребенок с СДВГ от нормальных детей отличается тем, что к нему относятся иначе. Потому в плане отношения здесь можно указать и повышенное беспокойство родителей, перемежающееся с тревожностью, и настороженное отношение соседей, и проблемы со сверстниками. Условно говоря, ребенок с СДВГ живет в эмоциональном аду, и этот ад ему щедро устраивает окружение. Причем не потому устраивает, что хочет устроить, а потому что не знает, что надо делать, как правильно.

СДВГ - это эмоциональное расстройство. И эмоционально-искаженное окружение является фактором, который оказывает непосредственное влияние на это расстройство.

В следующей части мы будем говорить о формировании эмоций, и там коснемся этой темы подробно. Пока же скажем, что диагностика и терапия окружения должна играть в терапии СДВГ роль не меньшую, а возможно, и большую, чем собственно работа с ребенком. Мы должны четко понимать, что всякое функциональное расстройство является приспособительным, и в конечном счете нормальная психика - это такой способ адаптации нашего бессознательного к нашему миру. То есть, возможно, тоже расстройство.

Мы все те же обезьяны, только мы безумные обезьяны, понимаете?

На самом деле, если у ребенка с СДВГ отстутствуют физиологические проблемы, и если он демонстрирует нормальное течение эмоций, и его "шокирующие" действия являются на самом деле ненормальным течением аффекта - это как раз очень простой и легкий случай, самый простой и легкий. Потому что, скорее всего, нужно работать с окружением, то есть с людьми взрослыми, с которыми работать проще... Однако именно проблемы с аффектом являются тем указующим моментом, тем звоночком, тем индикатором, который указывает на проблемную область.
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments