bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 76

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75.

Часть 76. Педагогическая поэма проблема - 3.

Теперь мы поговорим о конкретных проблемах эмоциональной сферы и о том, как они решаются. Как мы помним, речь не идет о патологии с физиологической подоплекой. Речь идет о функциональных расстройствах. Вот с несколькими такими функциональными расстройствами мы и познакомимся поближе. Естественно, речь пойдет об эмоционально подвижных детях.

Первое расстройство, которое мы обсудим - это эмоциональная рассогласованность с окружением. Прежде всего, эмоциональная рассогласованность в той или иной степени присуща шизоидному типу личности. Нужно понимать, что примерно половина людей - шизоиды. Вторая половина - циклоиды, у них свои мухи. (Кстати интересно проверить, все ли дети с СДВГ являются шизоидами, а если не все - то какие изменения в процентном отношении в сравнении с обычными детьми). Шизоидность сама по себе не есть патология, это способ организации сознания. При этом способе организации сознания мир вообще и непосредственное окружение в частности не кажутся целостной и абсолютно линейной фиксированной структурой. Все, что мы видим и что происходит - вариативно и многозначно. Благодаря этому шизотим имеет не одну оценку, не одну картину, не один вариант - а множество, из которых можно выбирать, и способен так структурировать свою деятельность, чтобы достичь результата наиболее рациональным в данный момент образом.

Грубо говоря. Вот есть некая задача, которую нужно решить. И для решения этой задачи есть эталонный способ. Циклотим будет давить эталонным образом, в то время как шизотим посмотрит, можно ли решить задачу иначе. Во многих случаях шизотим способен раскрутить задачу "неправильно", не с того конца, и добиться результата. По сути своей шизотим - это человек, который все делает неправильно, но успешно, в отличие от циклотима, для которого правильность и каноничность подхода являются определяющими. С момента, когда ребенок начинает себя вести, а это происходит, как только он начинает ходить и приобретает мобильность, что на порядки повышает количество доступных ему альтернатив поведения, "неправильность" шизотима может привести к формированию эмоциональной рассогласованности.

Конечно, говорить о формировании типа личности уже в этом возрасте еще неправильно, но есть определяющие моменты, на которые можно обратить внимание. Прежде всего, это реакция ребенка на поощрение и наказание. Причем наказанием может служить не обязательно шлепок по попе, это может быть осуждающий тон, например. Так вот, будущие циклоиды, не обладающие альтернативой восприятия, расценивают наказание как императив. Шизоид же, получив эмоциональный минус, ищет альтернативу, ищет способ получить плюс. Если родители ему сделали выговор, он расстроится, конечно, но вместо слез и огорчений начнет искать другую деятельность, которая сможет сообщить ему положительную эмоцию. Так, если его поставить в угол, он не будет молча стоять и глотать сопли, а начнет ковырять обои, притоптывать ножкой (пританцовывать) или отвлечется еще на что-то, что в данной ситуации сможет скомпенсировать состояние дискомфорта. Как только контролирующее воздействие исчезнет (например родители выйдут из комнаты) он покинет угол и куда-нибудь залезет. И что-нибудь учудит... Возможность поиска альтернатив в любой ситуации приводит к тому, что "безальтернативные" методы не работают. В результате, если систематически использовать безальтернативщину, ребенок начинает "абстрагироваться" от окружающей обстановки, теряет эмоциональную связь с окружением.

Обладая массой возможностей, предоставляемой множественным восприятием, шизоид выбирает наиболее интересные для себя, наиболее эмоционально привлекательные. Ну вот вам пример - восемь лет каруселей превратились в любопытную исследовательскую программу... В случае, если окружение состоит из безальтернативных людей, из циклотимов в частности, возникает эмоциональное рассогласование шизотима и окружения. Это естественный и нормальный процесс, это физиология.

Необходимость постоянно выбирать из множества альтернатив приводит к тому, что шизоид развивает операторные качества. Он учится манипулировать большим количеством информации, не цепляясь ни за какой кусок. В результате шизоиды обладают - изначально - гиперразвитой когнитивной сферой. Не зря этот тип личности является творческим. Если же произошло эмоциональное рассогласование ребенка с окружением, и ребенок оказался в эмоциональной изоляции - каковую он даже еще и не воспринимает, как изоляцию, для него это просто жизнь - значение когнитивного для него становится определяющим.

Первое по времени осознанное воспоминание детства. Нет, у меня всплывали и более ранние случаи, в основном те, о которых мне рассказывали, и я не уверен, что это именно воспоминания - возможно, это сконструированное воспоминание, например, как я вылез из коляски ночью... Так вот. Первое осознанное воспоминание. Мне пять лет, сестре три, мы дома, на полу красный ковер, на сестре платьице, мы играемся. Я думаю - а смогу ли я вспомнить этот момент через много лет, или забуду? Ребята, ребенку пять лет, а он задумался о том, что будет в будущем, он уже знает, что многие вещи забываются...

Налицо гиперразвитие когнитивных функций.

И да, пластиковый Буратино с ручками и ножками на резинках от трусов в те времена переживал не лучшие дни...

Не помню где, но встречался с рекомендацией для детей с СДВГ применять усиленный контроль. В народной педагогике это называется "строгость, но справедливость", это как раз тот "глаз да глаз нужен". Фактически речь идет о расширенном и постоянном внимании взрослых, при расширенном влиянии и вмешательстве в деятельность ребенка. Ну с учетом того, что я во втором классе про диаграмму Герцшпрунга-Рассела одноклассникам рассказывал - ну вы поняли... Хорошая книга Воронцова-Вельяминова, толстая, увесистая и ведь обязательно проверят, прочитал ли и запомнил ли...

Понимаете, для циклоида, который напрямую копирует "правильные" паттерны, расширенный контроль - это замечательно. Действительно, это формирует усидчивость, концентрацию внимания, память, это дает ребенку навыки общения со взрослыми. Но с шизоидами все не так. Потому что общение с родителями или в присутствии родителей - это одна альтернатива, а когда родителей нет - другая. Вариативность мировосприятия приводит к тому, что "вбиваемые" в ребенка паттерны соответствуют только одной из альтернатив, одной из линий поведения. В обществе родителей такой ребенок может быть умницей, послушным, вежливым и вообще писец каким идеальным - но как только он оказывается вне области внимания родителей, мы имеем уже совершенно другую личность, и где, спрашивается, все это воспитание? Заметим, что речь не идет о шизофрении, нет. Речь о совершенно нормальном ребенке, просто у него восприятие мира многовариантно. Соответственно, и "прокачка" паттернов должна происходить в разных вариантах, в разных ситуациях, в разных вариантах окружения. Если окружить такого ребенка гиперопекой - он просто научится жить в гиперопеке, но как только он (о, мы вылечили ребенка!) выходит из нее - то превращается в маленькое чудовище, не обладающее базовыми навыками поведения... Излишне говорить, что такие проявления - совершенно нормальные с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности - вызывают определенное отношение. И это отношение проявляется в усилении родительского контроля, то есть - к сокращению числа ситуаций, в которых ребенок может развивать те паттерны, которые у него недоразвиты, и которые требуют развития.

Шутка заключается в том, что сформировать паттерны для тех ситуаций, в которых нет воспитательного влияния - это задача самого ребенка, и ребенок с ней справится, если ему не мешать, а еще лучше - если объяснить, как формируются навыки.

Если ребенок проявляет себя "чудовищем", а в случае с гиперактивными детьми это происходит рано (о, я вспоминаю, насколько это рано и насколько чудовищно), в отношении такого ребенка формируется особое отношение со стороны окружающих, от ярко отрицательного до "пожалели мальчика", но в любом случае мы имеем увеличение эмоциональной дистанции. Непонимание того факта, что многовариантное восприятие мира требует многовариантной наработки поведенческих паттернов, приводит СДВГ-детей к ранней эмоциональной изоляции от окружающих. И поскольку мы здесь имеем эмоциональную изоляцию, она должна быть скомпенсирована, и компенсируется она - когнитивным.

Индиго не потому такие умные, что умные, а потому что живут в эмоциональном вакууме, и вынуждены компенсировать. С другой стороны, поскольку они компенсируют - их интеллектуальные возможности... Ну о чем мы говорим, ваш покорный семь лет проводил встречный ассоциативный опрос - и ведь с профессионалами возился, и - никто даже не подумал, даже мысли не возникло...

Если вы имеете дело с СДВГ-ребенком, нужно учитывать, что при его чудовищной эмоциональной дикости - мы имеем дело с интеллектом. Этот интеллект нужно использовать, и в силу необходимости многократной шлифовки паттернов - использовать много и постоянно. На самом деле те научпоповские книжки, что я читал - они очень мне помогли.

Пойдя в первый класс, я оказался в совершенно иной в эмоциональном плане обстановке, и соответственно - ну вы поняли, динозавр - страшная штука... На базе этого у меня возникли большие-большие эмоциональные проблемы, и где-то в конце второго - начале третьего класса я начал заикаться. Традиционно такое заикание связывается с эмоциональной перегрузкой, и это правильно. Родители начали меня окружать заботой и лаской, но это ни разу не помогало. Еще бы - забота и ласка относились к одному варианту реальности, а нервное напряжение происходило из другого. А речевой навык - он один. Поняв в какой-то момент, что заикание происходит из эмоционального возбуждения, и осознав, что страх заикания - это тоже эмоциональное возбуждение (9 лет пацану, однако, спасибо аутотренингу!) ваш покорный закатал, образно выражаясь, рукава. Первым делом, желая что-то сказать, я старался эмоционально успокоиться, отморозиться даже. Ребята, речь идет об эмоциональной фиксации в момент наработки моторного навыка, я тогда о Леви не слышал, и что существует ролевой аутотренинг - не подозревал. Выглядело это, как всегда - чудовищно. Вы задаете ребенку вопрос, он насупливается, и абсолютно безэмоциональным голосом... Ну, в результате дома все больше беспокойства, любви и заботы, в школе - а в школе учителя требуют от учеников в этом возрасте выразительного, четкого и ясного говорения, с хорошей дикцией, а это требует свободного течения эмоций, а тут такое... Но я не сдавался. Сперва я проговаривал все буквы - слово за словом. Я тренировался говорить медленно, чтобы добиться плавного перехода от буквы к букве, чтобы слово не затыкалось. Вы представьте это - мальчик знает, какие классы звезд существуют, но речь у него - чисто как у дауна... Затем я начал постепенно наращивать темп. В конце я выпаливал слова с дикой скоростью, с отрешенным видом глядя не на собеседника, а куда-то в сторону... Бедные родители...

Проблема заключается в том, что эмоциональная забота тогда считалась единственным способом. И в рамках этой эмоциональной заботы ребенку не сказали, что у него проблемы с речью. Поступили по принципу "мы все равно тебя любим". Обсуждения того, что происходит, с родителями - не было, и с учителями - не было. Конечно, если бы мое окружение знало, что я тренирую речевой навык - отношение было бы другое, но на самом деле вот эта вот недосказанность только привела к дальнейшему эмоциональному отдалению. Люди не понимали, почему я так странно себя веду, а поскольку разговор на эту тему - чтобы не волновать мальчика - не проводился, я остался один на один с проблемой. Но я ее решил. Да, с тех пор у меня речь не совсем внятная, и я когда себя слышу на записи - понимаю, не Цицерон. Да, с тех пор у меня неправильное произношение буквы "Л", и это уже не исправить. Но ребята, я говорю, вы понимаете?

Для меня работа с заиканием была когнитивной игрой. Еще раз повторяю, чтобы было понятно - когнитивной игрой. Во-первых, это была игра. Это было, черт возьми, интересно, увлекательно, весело. Во-вторых, я задействовал не эмоцию - я задействовал разум. Экзистенцию. Я отрефлексировал проблему, нашел решение и его воплотил. Да, если бы я был не один в данной ситуации - скорее всего, все бы было проще. Но - даже и сегодня психологи не знают, что такое СДВГ, как с ним работать и так далее. Вот - я объясняю то, что знаю.

Еще раз повторяю. Эмоциональные проблемы компенсируются гиперразвитием когнитивного, так устроена психика. Это когнитивное можно творчески использовать для наработки навыков, причем не только моторных, но также и эмоциональных. Ну, об этом позже... Если у вас ребенок с СДВГ, скорее всего, он видит и понимает гораздо больше, чем кажется вам. Возможно, он понимает даже больше, чем вы сами. Потому проявите уважение к его уму и общайтесь с ним, как с умным человеком. Я понимаю, что это трудно, в нашей культуре общения трудно говорить с умным ребенком, понимая, что он умный, и не забывая, что он все-таки еще ребенок. Но если у ребенка есть эмоциональные проблемы - апеллируйте к разуму.

Именно к разуму апеллировал Бруно Беттельгейм, работая с детьми. И у него тоже все получилось.

Следующее, что необходимо понимать. Одно и то же поведение, один и тот же паттерн индиго вынужден отрабатывать для различных состояний. Ему приходится эмоционально трудиться в несколько раз больше, чем обычному ребенку, чтобы только успеть. Отсюда два вывода. Первый - индиго самоуглублен, иногда даже зациклен на самом себе. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда он находится в неизвестном для него эмоционально окружении. В нормальной обстановке, например в кабинете психотерапевта, он абсолютно нормальный ребенок. А со сверстниками - уже нет. Я это и на своем опыте знаю, и у доктора своего такого мальчика видел. Очень умный мальчик, но - его в семье считали аутистом. Влияние нового окружения может быть сокрушительным. Вот давайте я расскажу одну историю...

Не помню сколько лет мне было, но очень мало. Я заболел, тогда у нас была бабушка, она вызвала "скорую" и меня повезли в больницу. Положили на кушетку. Палата, другие дети, а мамы нет и самочувствие - раз по скорой забрали - вы понимаете. Эмоциональный шок. Если бы медсестра что-то объяснила, если бы проконтролировала эмоциональное состояние ребенка, добилась реакции... А та я лежу, укрылся, мне неприятно, потому что болезнь, и страшно, потому что я один. Понимаете, ребята, дети иногда хотят в туалет.

В общем, покакал и пописял я в колготы (помню был в колготах). И не один раз. Потом это дело увидела медсестра, очень сильно ругалась... Шутка ли - белье, матрас, шмотки этого маленького звереныша, а мобильных тогда не было, и дома у нас телефона тоже - не было... В общем, мне на тот первый шок еще один, а как в палату вернулись - другие дети смеются... А как домой забрали - нормально ходил на унитаз, потому что привычная обстановка и привычное окружение.

Понимаете, отсутствие эмоционального контакта с окружением привело к тому, что я даже не спросил, где туалет. Для такого социального окружения, такой обстановки у меня не было заготовок, просто не было, я лежал и страдал от болезни и одиночества. Я даже не понял, что надо к сестре обратиться, понимаете? А мне не сказали, просто уложили и ушли.

Второй вывод заключается в том, что СДВГ-ребенок в ситуациях, связанных с аффектом, демонстрирует чудовищное поведение. Аффект - это когда психика не справилась, тут никаких паттернов нет и быть не может. Отсюда этот спонтанный дикий смех и так далее. Ну, кто меня в таких ситуациях видел - то еще удовольствие. Чаще всего аффективная реакция у СДВГ-ребенка связана именно с недостаточным эмоциональным развитием. Для обычных детей ситуация нормальная. Для него - уже нет.

Недостаток эмоционального развития, связанный с необходимостью многократной проработки одного и того же паттерна в разных ситуациях, и традиционно связываемый с задержкой в развитии - следствием задержки не является. Нет задержки. Есть просто намного больший объем работы, которую необходимо выполнить. Применение лекарственных средств, стабилизирующих эмоции ребенка, может оказать фиксирующее действие на общее состояние, что приведет к ускорению наработки навыков. Но если ребенок перестанет принимать препараты, и "вылетит"... Самое обидное, что пока он сидит на таблетках, у него не вырабатываются методы компенсации, и если индиго пичкать таблетками, а потом их не станет - ребенок будет полностью беззащитен...

Для индиго замедленное эмоциональное созревание естественно. А в силу замедленного эмоционального развития появляется эмоциональное рассогласование с окружением. Аффекты тоже естественны. Нельзя запрещать аффекты, нужно идти через когнитивное. Поругались, успокоились - сели и честно обсудили, что произошло. Аффект - проблемная зона, он все равно в нее упрется со временем, но есть разница между человеком, который знает, и человеком, который не знает и боится. Кроме того, возможность нормального аффекта хотя бы в семье - означает отсутствие проблем с афектированием в дальнейшем. Крайне хорошим способом эмоционального развития являются ролевые игры (не те, о которых вы подумали, я о РАТ) в семье. У меня их не было, и к аффектам отношение было сами понимаете... Но - от заикания я себя вылечил.

Значит - проблема разрешима.


Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

  • Маленькое, но принципиальное замечание

    Наблюдая окружающее меня, пришел к формулировке... Скажем так - я давно об этом говорю, но меня не слышат. Так вот. Не к мысли я пришел, а к…

  • Продолжаем продолжать

    Я извиняюсь, если что кому не понравится в том, что я скажу. Это дисклеймер и отказ от ответственности. Это... Я понял, я просек главную фишку…

  • Рыдаю...

    Тарас Григорьевич Шевченко, Кобзар украинского народа, поехал в Питер сделать карьеру и заработать денег... Вот как бы так вежливо сказать...…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments