bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Прокурор нашелся...

Как-то в Одессе на вокзале, садясь в трамвай, я спросил водителя - "до Тюрьмы доеду?". Ну остановка называлась "Тюрьма". На что вагоновожатый, окинув меня оценивающим взглядом, произнес - "милиция довезет"... Это к вопросу о смысле разницы у отечественных людей между понятиями "сесть" и "присесть". Присесть можно и так, а вот сесть - прокурор, как говорится, в помощь...

Прокурор нашелся. Фалкон-9 приземлился, наконец, на морскую платформу. Посадили касатика...



У Мастерка вовсю идет обсуждение сего факта, народ зело радуется техническому чуду. Я же проголосовал за то, что это всего лишь технический трюк. И вот почему.

Первое. Ракетная ступень во время предстартового цикла и старта испытывает различные нагрузки. Поскольку ракета должна выводить на орбиту нагрузку, ступень должна быть легкой. А значит такой, для которой рассчетные нагрузки являются близкими к конструктивно предельным. Ну, чтобы "биг рашен хаммер" туда-сюда не катать... Посему каждый старт потенциально опасен конструкционными разрушениями ступени. Те же космические челноки, к примеру, после каждого полета проходили сложнейший регламент с дефектоскопией... Посему - после каждого полета возвращаемая ступень будет проходить сложную и дорогую процедуру техобслуживания, причем придется проводить дегазацию, демонтаж двигателя, дефектоскопию (ступени и двигателя), каким-то образом разбираться с электрикой, потом все собирать - по полному циклу... В общем - ступень разберут и после крайне неоднозначных танцев с бубном соберут снова. Насколько это удешевит запуски, вот вопрос, и здесь мы имеем уже второе...

Второе. Что есть ценного в ракетной ступени? Есть корпус (труба). Из металла или пластика, в последнее время больше из пластика. Есть двигатели и турбоагрегат. Есть блок управления.

Блок управления по ценам современной электроники - это копейки. Учитывая возможность расслоения многослойных плат под воздействием вибраций - надежнее и дешевле иметь новую электронику на каждый запуск. Вон, у стратегов, капсулированные ракеты десятилетиями стоят в готовности, и надежно вполне летают - то есть серийно электронику делать можно. А где серия - там и цена вниз. Тут есть дополнительный момент. Чем сложнее алгоритмы управления, которые должна реализовать автоматика - тем сложнее и дороже электроника. Понятно, что электроника на один полет "туда" будет дешевле электроники "туда и обратно".

Двигатели и турбоагрегат - очень дорогая и прецезионная штука с малым ресурсом. Многие двигатели - и самые успешные кстати, если мы вспомним о "Союзах" - вообще могут запускаться только один раз, причем с применением дополнительного оборудования. Без - никак. Двигатели с многоразовым запуском - а именно такой запуск требуется для системы вертикальной посадки - будут дороже стоить. Если попытаться спасти двигатель для использования его повторно вплоть до исчерпания паспортного ресурса - можно отстреливать двигатель с турбонасосом от ступени и опускать на парашюте. Технология отработанная.

Труба - самая муторная в изготовлении часть конструкции. Однако и самая технологически простая. Однако если труба полетала, и требуется дефектоскопия, просунуть датчики через технологические лючки и качественно просветить всю огромную площадь, проверить все стыки, провести метрологию - сами понимаете...

Для существенного снижения стоимости запуска достаточно разместить электронику в одном блоке с двигателем (где кстати ее можно охлаждать потоком идущего к двигателю топлива или окислителя), этот блок отстреливать и спускать на парашюте. При наличии многократно применяетмого (в смысле ресурс позволяет) двигателя такое решение - простое и надежное, и доступное к реализации на уже существующих носителях.

Парашютный спуск двигательно-агрегатного блока также хорош тем, что он допустим, когда в районе приземления непогода. А вот вертикальный спуск всей ступени, если в районе спуска шторм - нереален даже в перспективе. К тому же двигательно-агрегатный блок легок и компактен, и его проще эвакуировать. Особенно это актуально потому, что районы падения ракетных ступеней располагаются обычно в труднодоступной местности - в океане или над тайгой. Одноразовые же трубы из углепластика можно вполне нормально производить на потоке, и каждая такая труба будет гарантированно надежной.

Теперь у нас третье. Спасение всей ступени, конечно - хорошо. Однако весовые затраты на запас топлива и окислителя, на посадочные опоры снижают массу выводимой нагрузки, потому для регулярной высокорентабельной космонавтики это не метод. Отработка технологий ракетной посадки больших масс может быть интересной для задачи доставки больших грузов на другие планеты с возвращением. Однако она уже решалась раньше в рамках автоматических исследовательских станций и программы "Аполлон". При возвратном же старте гораздо логичнее использовать посадочную ступень аппарата в качестве стартового стола, так как тащить обратно лишние килограммы - себя не уважать, а энергетика ракетных двигателей не позволяет делать нормальные одноступечатые носители даже для старта с Земли.

В общем, без привлечения дополнительных скрытых расходов улучшить коммерческие показатели такой схемы запуска я не представляю возможным. Хотя с технической точки зрения - молодцы, добились!

Так что парашютное спасение двигательно-агрегатного отсека считаю возможным и разумным, но всей ступени - пока что врядли. Тем более, что для тяжелых ракет, где это особенно оправдано - эта технология требует отдельной отработки...
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви...
Subscribe

  • Это конечно не изобретение...

    ...а так, рацуха... При просмотре вот этого вот видео: Вспомнил о стартапщике, который захотел запустить нна орбиту микроспутник с большим…

  • Ну вот...

    Нестареющая классика... Цифры конечно, невысокие. По сравнению с 90+% от результатов испытаний Модерн, Пфайзеров, Спутников и т.д. - кажутся…

  • Кстати...

    В контексте вот этого вот моего комментария... Любой лавинщик отдаст правую руку за БПЛА, который сможет оперативно отслеживать состояние…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments