Часть 79. Педагогическая
В этот раз мы будем говорить о "само рассосется" и контекстах.
Прежде всего - рассосется ли само? Существуют ли объективные процессы, которые приводят к исцелению эмоциональной сферы, или так до конца жизи и быть инвалидом, если вы СДВГ? Так вот - такие процессы существуют.
Недостаточная психологическая устойчивость СДВГ, если она не вызвана физиологическими причинами, носит функциональный характер и может быть с одной стороны - скомпенсирована, а с другой - излечена. Решающее значение в данном случае имеет осведомленность СДВГ о проблеме, возможность нормального (свободного) аффектирования, готовность и способность окружения обсуждать причины аффекта. Следует понимать, что аффект СДВГ не является во многих случаях проявлением черт характера, а является следствием патологии. Представьте себе больного гриппом. Он периодически кашляет и мешает вам смотреть телевизор. Можно, конечно, обозлиться на него, но он же не виноват, что болеет, верно? Точно так же и СДВГ, когда его "накрывает", не отвечает за проявления собственной эмоциональности. Обычному человеку трудно понять, о чем идет речь - но психиатры знают, они это видят едва не каждый день.
Существенную трудность представляет сложность объективной оценки эмоционального состояния СДВГ, особенно в раннем возрасте. Дети и в норме капризничают, плюс у них формируются временные шаблоны эмоциональной манипуляции родителями (детская вредность), а в случае СДВГ все сильно-сильно сложнее. Вредность СДВГ сложная, изощренная, утонченная, я бы сказал - иезуитская. А если учесть, что на это накладывается гиперинтеллектуальность - получается вообще нечто. Вдобавок к этой картине мы имеем эмоциональную недостаточность. Устойчивые, особенно сильные устойчивые эмоции для СДВГ недоступны, очень быстро наступает эмоциональная истощенность и апатия. Определить степень эмоциональной истощенности на глазок сложно, плюс дети себя не контролируют, эмоционируя "до последнего патрона". Резкая смена настроения для СДВГ характерна также и в силу этого вот эмоционального истощения. Эмоциональный взрыв, выработка "в ноль", апатия, переключение.
Достижение эмоционального контакта с СДВГ затруднено именно в силу этого. Если у вас устойчивая психика - вы просто не успеете эмоционально угнаться за ребенком. Вы будете злиться, вы будете испытывать раздражение - и это еще более усугубит проблемы эмоционального контакта. На самом деле, если вы хотите помочь ребенку, вы должны понимать, что вот этого вот постоянного эмоционального единения - его не будет именно по этой причине. У вас будут редкие, но яркие и недолгие моменты эмоциональной согласованности, и их нужно ценить и переживать совместно. Если ребенок к вам потянулся, а вы не готовы принять его эмоцию - он получит эмоциональный минус. Быть готовым к эмоциональному контакту вовсе не значит постоянно источать любовь и так далее - это всего лишь приведет к вашему собственному эмоциональному истощению. Если вы родитель СДВГ-ребенка, вам требуется и вам поможет (зуб даю, здесь я эксперт) нечто иное. Первое - займитесь аутотренингом по Шульцу, если конечно нет противопоказаний, но в АТ они минимальные, а сама техника безопасная. Это позволит вам снизить эмоциональную нагрузку на себя и даст вам эмоциональные резервы для ребенка. Второе - старайтесь избегать сильно эмоциональных ситуаций, меньше ходите на всякие крутые тусовки и футбольные матчи. Это опять же даст вам эмоциональные резервы, и кроме того - вы научитесь восприятию в эмоциональных полутонах, в ситуациях низкой эмоциональной интенсивности. Опять же, АТ для ребенка (спасибо родителям) - это очень, очень хорошо. И в том и в другом случае, естественно, возможность АТ следует предварительно обсуждать с доктором.
Сталкиваясь с аффективными проявлениями, после компенсации урона окружающим (о, я бывал неподражаем), первым делом успокойтесь. Обязательно обсудите произошедшее, но при этом относитесь как можно менее эмоционально. Помните, ваша задача - не моральное доминирование, вы должны дать ребенку ориентир, дифференцированное представление, знание. И потому вы должны обсуждать не только и не столько ужас содеянного, сколько эмоциональное состояние ребенка, что он чувствовал. Ребенок должен научиться ориентироваться в своих эмоциях. Естественно, если речь идет о чем-то эпичном, а обычно так и есть - вы должны объяснить ребенку недопустимость, неправильность и так далее, но объяснить не эмоционально, а логически. У ребенка когнитивная компенсация, он поймет. Не ждите, что это не повторится - обязательно повторится, потому что СДВГ - это патология. И когда повторится - опять и опять, спокойно и рассудительно.
Экономя свои и ребенка эмоции, вы позволяете ему активнее отрабатывать психологический материал, вы облегчаете ему процесс наработки эмоционального опыта. Но повторяюсь, обязательное условие - ребенок должен знать. Более того, обсуждая с вами свои проблемы, ребенок и вам тоже помошь окажет. Восприятие СДВГ обострено, и он вам про вас же может рассказать много такого, о чем вы даже и не задумывались.
Если вы будете экономить свои и ребенка эмоции, отзываясь на его потребность в эмоциональном контакте, он будет находиться в гораздо более эмоционально стабильной обстановке, а значит - эмоциональный базис для последующего развития будет свормирован гораздо быстрее.
СДВГ проявляют гиперразвитие когнитивных качеств. Не следует перегружать таких детей, считая их вундеркиндами, "полезными" и "обучающими" нагрузками. Когнитивность ребенка предназначена для компенсации эмоциональной неустойчивости. Нет, конечно, это не значит, что вы должны относиться к ребенку, как к идиоту. Но - требовать от него заучивания и вызубривания разных вещей - неправильно. Оно все равно потом отвалится за ненадобностью. К тому же, пытаясь форсировать интеллектуальное развитие ребенка, вы тем самым можете пропустить какой-то проснувшийся у него его собственный интерес. Ради вашего хорошего отношения ребенок будет заниматься тем, что хотите вы, но при этом глубоко сожалеть о том занятии, которое ему интересно, но которым он не может заниматься, чтобы не обидеть вас. Интерес СДВГ неглубок, эпизодичен и кратковремен, но он должен его удовлетворить, ибо это требуется для развития эмоциональной сферы. С другой стороны, длительные и устойчивые интересы не для такого ребенка, во всяком случае, он способен их реализовывать только осознанно, то есть - вы обязательно узнаете о таком интересе.
Склонность СДВГ "разбрасываться" объясняется не только эмоциональной неустойчивостью, но и компенсаторными процессами, и в определенный период - необходима. На своем примере могу сказать, что при определенном эмоциональном созревании СДВГ способен найти себе интерес, и способен целенаправленно, упорно и постоянно работать для его реализации. И происходит это именно потому, что его эмоции формируются с участием когнитивного, и соответственно, собственный интерес для него императивен, как императивна логика. И если такой интерес проснулся, если логика объединилась с эмоцией, СДВГ способен на такую динамику развития - вы не представляете. Хотя нет, кое-кто представляет уже, да...
Императивность собственного интереса приводит к тому, что СДВГ в нем самореализуется. Самореализация - вот конечная цель, вот задача. СДВГ не склонен двигаться от комфорта к комфорту, в силу неустойчивости собственных эмоциональных критериев комфортности. Обычный человек, опирающийся на критерии комфортности занятий, может пережить неуспех в одном деле и найти себе другое, для СДВГ это всегда - проблема. СДВГ - человек одного устремления, а проявляемое им богатство интересов лишь сопутствующий фон. Посторонние увлечения, хобби - служат цели эмоциональной компенсации, служащей для устранения утомления от главной эмоции, главной цели, главной задачи. Поскольку собственный интерес для СДВГ является императивом, поскольку он ищет самореализации, он будет работать изо всех сил, он будет устремлен на первое место, на передний край и за него. Тот факт, что попутно он может породить еще какие-то результаты - для него не имеет значения.
Складывается парадоксальная ситуация. Нормальные дети, с нормальной эмоциональной сферой, могут жить "не торопясь", заниматься одним-другим-третьим, нигде не достигая особенных результатов, но и не пасуя задних. СДВГ же, испытывая огромные проблемы в раннем периоде, испытывая проблемы переключения вида деятельности в зрелом возрасте, потенциально способен на серьезные результаты, способен на невиданное упорство и целеустремленность. Связано это с тем, что чувство и знание для него объединены, слиты в единое целое. Любая попытка смены деятельности для него связана с перестройкой картины мира. Отсюда кстати, следует один простой вывод. Если СДВГ хочет заниматься какой-то полезной деятельностью, не стоит ему мешать. Толку не будет. Затраты времени и сил на перестройку будут просто чудовищные. А результат, в силу потерянного времени - никаким, это и ему не принесет удовлетворения, и окружающим... В общем, СДВГ может быть либо подвижником, либо фанатиком, либо большой занозой в заднице.
В силу вышеописанного попытка психологически манипулировать СДВГ приведет лишь к тому, что у вас будет болеть попа...
Эмоциональная недостаточность в первое время жизни, которую СДВГ компенсирует и отрабатывает в бесчисленных повторах, приводит к тому, что его собственный эмоциональный и психологический опыт в более позднее время жизни превышает таковой у обычного человека. СДВГ становится эмоционально богаче, во многих ситуациях - гибче, вариативней. У него более сложная когнитивная модель реальности образуется. Он больше факторов учитывает. Но все это только при том условии, что он понимает сущность проблемы и активно с ней работает. И потому, в общем-то, СДВГ выделяется, "беловоронит", но теперь уже в лучшую сторону.
Как нетрудно заметить, я здесь не делаю никаких открытий. Возникает вопрос - зачем все это написано? А вот зачем. Во-первых, фундамент эмоциональной сферы закладывается достаточно рано, когда СДВГ уже "кошмарит", но еще "слишком мал", и потому вызывает у окружающих опасения за свое дальнейшее развитие. Ребенку еще ничего не говорят, но в то же время в общении с ним у окружающих уже проскальзывают эмоциональные нотки неуверенности и страха, что воспринимается ребенком непосредственно и накладывается на его эмоциональный фон. Во-вторых, как было сказано ранее, социальная коммуникация строится исходя из соответствия человека сумме ожиданий окружающих, и ожидания эти зачастую неосознаны, более того, они неосознаны в большинстве случаев. Сколько раз вы сами говорили - "ничего путного из этого ребенка не вырастет". В свое время преподаватель математики так высказывался об Альберте Эйнштейне, кстати... Опять же, интуитивное представление о том, что будущее человека закладывается в его прошлом и настоящем, является общепринятым. "Хочешь увидеть в невесте будущую жену - посмотри на тещу", "яблоко от яблони" и так далее. В рамках этой системы представлений психологическая патология, в особенности эмоциональная патология, закладывает довольно-таки страшненький шаблон на всю судьбу человека. Тот же аргумент, что ситуация может быть исправлена, особенных надежд обычно не вызывает.
В случае, если СДВГ осведомлен о своей проблеме, более того - осведомлен со стороны родителей, и следовательно, его проблемы являются темой для обсуждения, ситуация выглядит совершенно иначе. Во-первых, источником проблем выступает уже не ребенок, а болезнь. Вы не злитесь на ребенка - вы имеете дело с проявлениями заболевания. Это уже совершенно иное эмоциональное отношение. Во-вторых, ребенок знает, что это болезнь, и относится к ее проявлениям совершенно иначе. Он уже не отстаивает свои аффективные проявления как имманентную часть своей личности, он их рефлексирует и старается с ними бороться. Во-вторых, он сам осознанно старается вести себя более адекватно. Да, эмоционально осведомленность об эмоциональных проблемах переносится довольно тяжело. Однако это стократ легче, чем воспринимать спонтанные регрессии и вспышки немотивированной агрессии как свое собственное проявление, считая себя плохим и нехорошим.
Невозможность для СДВГ длительных устойчивых эмоциональных проявлений мешает формированию базовых эмоций, если мы говорим о нормальном общении. Нормальное общение, как в семье, так и со сверстниками, обязательно приводит к спорадическим конфликтам, что препятствует нормальному формированию навыка совместной (кооперативной) деятельности. Эмоциональная нестабильность сама по себе уже изолирует СДВГ от общества, медленно, по чуть-чуть, но непрерывно и постоянно. И здесь, для преодоления этой негативной динамики, огромное значение имеет общение с терапевтом. Не с мамой, не с бабушкой - а с доктором. Даже если ваш ребенок еще не устроил всемирной катастрофы - доктор ему нужен. И вот почему.
Контекст отношений в семье или с друзьями - это нечто имманентное, неизменное, развивающееся, но тем не менее раз и навсегда заданное. В отличие от этого контекста контекст общения с доктором - терапевтический альянс - не является имманентным. Он строго функционален, строго ограничен во времени и ситуационно. Он может быть трансформирован в рамках изменения задач терапии. Вы не можете изменить отношения к родителям - они навсегда ваши родители, какими бы они не были. А вот отношения с доктором могут быть изменены. Соответственно, именно в рамках терапевтического альянса оказывается возможным и свободное аффектирование, и регрессивные формы поведения, и обсуждение страшных и стыдных всяких вещей. Родителям вы не признаетесь - потому что побоитесь упасть в их глазах, а доктору, в рамках нормального клинического терапевтического альянса - расскажете все. Потому что эмоциональная значимость доктора для вас нулевая, или даже отрицательная, если учесть, что он в вашей жизни только для работы с неприятным. Эмоциональная связь с доктором строится просто - "неприятность - доктор". Доктор в эмоциональном плане олицетворяет неприятность. Потому значимость отношений с ним нулевая или отрицательная, больной стремится прекратить - чисто бессознательно - подобный контекст. А это, в плане формирования эмоциональной сферы - означает сильную мотивацию к выздоровлению.
Роль терапевта в клинической схеме неслучайна, она исторически выверена и строго функциональна, это ролевой блок, который ничем не может быть заменен. Именно поэтому, даже если вы психотерапевт и ваш ребенок СДВГ - вы постараетесь привлечь коллегу. Отношения в семье должны длиться, и нагружать их переживанием болезни - значит пролонгировать ее течение на дальнейшую жизнь. Папа с мамой - для любви, а для неприятностей - доктор. Несоблюдение принципов формирования терапевтического окружения приводит к страшным результатам. Например, у ребенка искажается аффект...
С другой стороны, включение доктора в структуру нормальных отношений ребенка с окружением оказывает также влияние и на семью, позволяя и предполагая изменение структуры отношений по мере взросления, что для СДВГ, который сильно изменяется с течением времени - критически важно.
Мы уже говорили, что возрастные кризисы, которые проходит человек, в значительной степени оказывают благотворное (корректирующее) влияние на психику. В случае СДВГ возрастные кризисы - особенно интересное и потенциально благодатное время. В это время, в силу перестройки эмоциональности, старые проблемы либо уходят, либо теряют свою актуальность. Поскольку СДВГ обладает когнитивной компенсацией, во время возрастных кризисов он способен к гораздо большим переменам. Однако, особенно при недостаточной работе в предыдущие периоды жизни, и опасности его ждут - большие, чем для обычного человека. Недостаточная либо неправильная сформированность эмоциональных привязок способствует лавинообразному росту аффективных реакций, и некорректное восприятие этого процесса окружением может привести к значительной или полной эмоциональной изоляции от общества, причем не только со стороны общества, но и со стороны самого СДВГ. Поскольку во время возрастного кризиса происходит перестройка транзакционных моделей общения, основанная на смене социальной роли - в это время крайне желательно плотное общение ребенка с доктором. Причем на момент кризиса у ребенка уже должны сформироваться устойчивые отношения с терапевтом. Вести подростка к доктору в первый раз, как правило - уже поздно...
К сожалению, тот факт, что работа с психологом для ребенка, да и для его родителей - это хорошо, не является социально принятым стандартом. Тот факт, что нас окружает бытовая психопатология (а если мы внимательно оглядимся - поразимся), обычно вытесняется. Человек, обращающийся к терапевту, считается "психом". Это зря. Если грипп не лечить - человек может умереть от осложнений. В области психического также важна квалифицированная помощь вовремя. Если такая помощь не оказана, как бы вы не облегчали страдания - они продолжатся.
Область эмоциональных расстройств в данном смысле особенно опасна тем, что в ней активно задействован недифференцированный психологический опыт, то есть - бессознательное. А как я уже говорил, там, где сознание сталкивается с бессознательным - оно всегда капитулирует. Бессознательное требует к себе профессионального внимания, никакая любительщина здесь недопустима. Какими бы моральными принципами вы не руководствовались, как бы вы не старались источать любовь и заботу, к каким бы высоким целям вы не стремились - вы будете бессильны. Ну и кроме того, бессознательное - это такая жутко неприятная штуковина, что люди от нее отворачиваются изо всех сил. Любое проявление бессознательного порождает у неквалифицированного человека реакцию избегания или агрессии на эмпатическом уровне.
Ребята, как бы вы не бегали от бессознательного, или как бы вы с ним не воевали - вы от него никуда не денетесь. И потому отворачиваться не надо. Бессознательное достойно качественного профессионального внимания. На бессознательное нужно смотреть без шор морали, вкуса, эстетики, потому что социальные стандарты и стереотипы не играют никакой роли. На бессознательное можно смотреть только одним образом. Вот таким:
В следующей части мы будем смотреть на бессознательное именно так - с вниманием и пониманием.
Journal information