Часть 91. О специфике протекания КБ-патологии - 12.
Унитаз, спасибо, худо-бедно еле дышит. Тоже, кстати, переживание, да... Будем двигаться дальше.
В прошлый раз мы зело порадовались внезапно приоткрывшейся возможности увидеть мягкий аффект, так сказать, воочию. Что свидетельствует, с одной стороны, о силе объективных методов психологического исследования, применяемых уместно и корректно, а с другой - о том, что некоторые неочевидные вещи на самом деле находятся прямо на поверхности. Вот знаменитое яблоко Ньютона, оно же не первое падающее было, верно - а как шарахнуло! Или - купание Архимеда. Я когда на экране компьютера, когда мне фото готовили, увидел свое лицо, понял - вот оно, купающееся яблоко. Конь утонул, так сказать, яблоки остались...
Конские яблоки - они такие, всегда сверху плавают. Шутка.
Исследуя роль эмоций в психической деятельности человека, Павел Симонов указывал, что любая оценка любой информации, вообще любой деятельности, проходит через эмоцию. Я заметил на экране мимическую асимметрию - и тут же испытал эмоцию, у меня было очень острое переживание. Это как у колхозника, описывающего Джоконду односельчанам ("баба - во!", а они не верят, они цокают языками, дескать, какая ж это баба, вот Манька - это баба), вдруг появилась бы возможность предъявить саму картину. Не, понятное дело, бабы сразу мужиков к творчеству Леонардо ревновать начнут, но вот есть разница между "баить" и "смотрите, бля". Очень острое переживание.
Существуют переживания первичные и вторичные. Вторичное переживание - это когда тебе про Джоконду рассказывают. И руки разводят, и губки делают, и глазки строят, и эмоционируют при этом, а ты смотришь, и понимаешь - нельзя на рыбалке уохотить такого медведя. Пиздеть у нас все мастера, в Германии вон один Мюнхаузен появился - до сих пор отойти не могут, а у нас после каждой рыбалки жену надо убедить, что не на даче у соседа, не с водкой - а на природе и комары кусали, тут умение дать образ критически важно. И вот слушающий - он имеет вторичное переживание. Он, конечно, эмпатирует вам, однако у него еще происходит оценка-переоценка, на вашу эмоцию накладывается собственное доверие-недоверие, а если вы не про рыбу, а про бабу - так еще зависть-ненависть накладывается. Это - нормальная человеческая коммуникация.
Вторичная эмоция имеет очень мало общего с исходным переживанием.
Первичное переживание - это когда ты увидел сам, своими глазами, и охренел.
Есть превосходное описание литературное, дающее почувствовать разницу между первичной и вторичной эмоцией. Первая часть "Ночного смотрящего" Олега Дивова. Пока герой ходит по перепуганному селу, пока его накрывает - это вторичная эмоция. А потом идет знаменитое "Зверь прыгнул. Лузгин обосрался.". Здесь мы уже видим описание первичной эмоции героя, и поскольку мы в процессе чтения наблюдаем отстраненно и вторичную, и первичную эмоцию, и отстранение у нас в обоих случаях одинаковое - мы можем увидеть разницу.
Разница между первичной и вторичной эмоцией критически важна для нормальной коммуникации, поскольку позволяет нам сохранять в процессе общения с другими людьми собственное "Я", рефлексировать собственное состояние и оперировать чужой репрезентацией как внешним объектом. Как только мы теряем вот эту разницу между первичной и вторичной эмоцией - мы эмоционально "влетаем". Знаменитый психологический перенос от пациента - это в точности потеря вторичности восприятия эмоционального состояния больного терапевтом.
Я просто чувствую, как психологи зачесали репу...
Понимание того факта, что потеря разницы между первичным и вторичным переживанием, каковая разница есть норма - является патологией - для нас здесь критична. Только что мы сформулировали функциональный критерий, который нам позволяет разделить нормальную коммуникацию от патологии. Пока при общении с господином Х наши эмоции вторичны - и с головой у нас все в порядке. Как только у нас начинается "первичка" - все, мы плывем, у нас едет крыша.
На самом деле это очень точный критерий, клиницисты поймут, о чем я, более того - у хорошего психолога уже в голове возникла мысль о тестовых системах на эту тему. Потому возникла, что он хороший психолог.
В одной из серий сериала "След" убийца - таксист-шизофреник. И вот его изловили, доставили, начинают беседовать... Я горжусь тем, что успел остановить просмотр и диагностировать патологию до того, как это было произнесено в фильме. "Товарищ полковник", висящий мне уже несколько цистерн кофе, не даст соврать... Так вот. Мимика, построение фраз и так далее шизофреника - очень мало отличается от таковых у нормального человека. Грубо говоря, вы в маршрутке вполне можете встретить двух беседующих готовых пациентов психоневрологического диспансера, и подумаете, что слышите разговор абсолютно нормальных людей. Ну, если конечно, они будут говорить на нормальные темы. Кстати, есть повод задуматься о психологической вменяемости творческих коллективов, снимающих фильмы про НЛО... Так вот, шизофрения характеризуется, в частности, так называемым уплощенным аффектом, суть которого заключается в ослаблении проявлений первичной эмоции, первичного переживания, а в патологических случаях - и в ослаблении собственно самого переживания.
Слабая проявленность мягкого аффекта, связанная с направлением эмоции не на собеседника, а на самого себя, что приводит к перевозбуждении психики, и соответственно - к ослаблению реакций на внешние стимулы (ибо они оказываются крайне незначительны по сравнению с бушующим внутри ураганом), также приводит к изменению первичной эмоциональности.
А поскольку я отношусь к шизоидному типу, для меня уплощение аффекта (не патологическое) вполне нормально, и диагностировать изменение аффекта сложно, оно маскируется естественной для моего психотипа картиной. И тот факт, что совершенно случайно у нас появилась возможность демонстрации измененной аффективной реакции, что мы и сделали в прошлой части - это большая удача.
Давайте посмотрим, что происходит с первичностью/вторичностью переживания в общении ОЧ с ЭПМА в ситуации фокуса. Фокус, то есть несоответствие дискурсивной и репрезентационной моделей общения - это эмоциональный стресс для любого человека. Для ЭПМА, рефлекторно подстраивающегося к собеседнику - в особенности. У ЭПМА появляется либо реакция избегания (он пытается отшутиться), либо - угнетения. При групповом фокусе, в силу суггестивного влияния группы, этот процесс становится неконтролируемым, причем вариант отшутиться уже не проходит. Личность ЭПМА подавлятся. В силу этого ЭПМА подстраивается уже к эмоциональной компоненте, к "задней мысли" ОЧ, и начинает репрезентировать ее. В общем - все понятно, верно? А теперь давайте внимательнее посмотрим на ОЧ, ребятки.
Собственный фокус, "задняя мысль" для ОЧ - это первичное переживание. Репрезентация ЭПМА для ОЧ - вторичное переживание. И вот собственный фокус и репрезентация контрагента начинают совпадать. Фактически, ОЧ попадает в ситуацию, когда он имеет совпадение первичного и вторичного переживаний. При этом, как нетрудно догадаться, критический элемент вторичного переживания, то есть рефлексия собственного "Я", собственное отношение к репрезентации контрагента ослабевают, ибо происходит совпадение первичного и вторичного переживаний.
Голова у ОЧ тупо отключается, просто потому, что первичное переживание для него начинает совпадать со вторичным. И начиная с определенного момента, причем - достаточно быстро - ОЧ вообще имеет одну только первичку. А это в точности признак патологической коммуникации, патологического процесса, приводящего к искажению восприятия, угнетению рефлексии и критичности, стимуляции образно-эмоциональной и эмпатической компоненты восприятия.
Личные, собственые переживания ОЧ от общения с ЭПМА путем фокуса последнего - это его собственное личное дело, и к ЭПМА они не имеют никакого отношения. Вообще. Фактически, ЭПМА под фокусом есть всего лишь зеркало эмоциональности ОЧ, а при развитии ситуации, по мере активации образно-эмоциональной, и следовательно, бессознательной сферы ОЧ - зеркало его бессознательного. И поскольку ОЧ не рефлексирует различия собственной первичной и репрезентируемой ЭПМА вторичной эмоции - он не рефлексирует и качественного изменения своего собственного состояния, теряет над собой контроль.
Медиум - это зеркало вашей эмоциональности и вашего бессознательного. И нечего на зеркало пенять, дорогие товарищи - оно честно показывает то, что в него смотрит...
Вы на себя в зеркало давно смотрели?
Потеря самоконтроля у ОЧ усиливается при развитии процесса. В самом деле, "закусившись" на ЭПМА, он теряет вторичность переживания, рефлексию и критичность. Более того - он начинает воспринимать собственную эмоциональность как нечто внешнее. И при этом происходит феномен психологического переноса. Открываем Карла Густава Юнга "Психология переноса" и читаем до посинения... Поскольку проявления собственной эмоциональности воспринимаются ОЧ как внешние проявления, у него формируется очень любопытная картина, на уровне эмоциональности. С одной стороны, мы имеем эффект "узнавания", когда ОЧ узнает демонстрируемые (репрезентируемые) ЭПМА вещи, что приводит к ощущению истинности происходящего. ОЧ считает происходящее истинным, поскольку то, что он видит или чувствует, и то, что он бессознательно ожидает, совпадает. Я уже писал, что никто, как медиум, не даст вам ощущение истинности происходящего, помните? С другой стороны, он ощущает это как нечто внешнее по отношению к самому себе. Это происходит потому, что он считает источником переживаний не себя, а медиума. Происходит диссоциативное расстройство восприятия. Что, естественно, порождает состояние аффекта, то есть - неконтролируемого переживания. И естественно - еще большую потерю самоконтроля. Наконец, мы имеем замыкание эмоциональности. В норме человек воспринимает внутреннюю реальность и внешнюю реальность по-разному. Внутреннее переживание всегда первично, внешнее - всегда вторично. Перенося свою бессознательную эмоциональность на внешний объект (медиума), теряя рефлексию и критичность, человек начинает воспринимать внешнюю реальность как первичное переживание, не понимая, что источник находится не вовне, а внутри него.
Фактически, мы имеем здесь некую форму самогипноза, при которой человек гипнотизирует сам себя, используя медиума для запуска процесса.
Для оживления рассказа приведем конкретный пример. Речь пойдет об истории, в которой фигурировал клоун с петардой. В общем, ездил я в одно место, по пути туда был клоун с петардой, а по дороге назад был фейерверк эмоций. В общем, спускаюсь я в метро, фокус зашкаливает, я себя почти не чувствую, к тому же мне по пути туда "маятник" показали, в смысле на мне опробовали, хочется попрактиковаться, и ноги меня сами несут... Я по платформе в одну сторону, потом резко разворачиваюсь - и в другую. Мальчик с рюкзачком (ау! мальчик с рюкзачком, привет!) разворачивается и идет впереди меня. Я останавливаюсь, мальчик делает еще несколько шагов, потом как спотыкается, опять разворачивается и делает несколько шагов назад. Не, а чо, в норме это не так должно исполняться - но ведь сработало... Меня прет. Подходит поезд. Я делаю шаг в дверь, останавливаюсь и пропускаю впереди себя. Ага, девочка из ВНС. Захожу и становлюсь с ней рядом. Окидываю взглядом вагон. Еще некоторое количество людей работает. Поезд трогается. Я вишу на поручне, канаю. У девочки начинается эмоциональный зашквар. Рядом моментально оказывается еще один мальчик, мускулистый такой, от него так и прет готовностью применять и принимать. Проезжаем пару остановок, освобождается место с другой стороны, так чтобы жопой можно было опереться о стенку вагона. Отхожу, начинаю канать там. Мускулистый агрессивный мальчик закрывает от меня спиной девочку из ВНС, и похоже, с ней беседует. Убедившись, что злобный маг 80-го уровня (да, прибегали как-то в 6 утра делегацией) никакого вреда не нанес, и вообще - просто тупо поканал на поручне рядом с, мальчик спокойно перемещается ко мне и сопровождает меня уже до конца. Мальчик уже не агрессивный, он просто светится от счастья. Сигарету можно прикуривать - так светится. От диагональной двери за этим цирком наблюдает здоровый лоб с сожалением и недоумением на лице...
В данной ситуации можно непосредственно наблюдать феномен переноса в его негативной и позитивной форме. Когда я присоседился к девочке из ВНС, ее коллега, посчитав это угрозой, приблизился, чтобы предотвратить. В силу положительной обратной связи и так далее ля-ля-тополя, его эмоциональное состояние было настолько явным, что не нужно было даже быть медиумом, чтобы. Когда я убрался, и коллеги провели "контроль функционирования", убедившись, что все в порядке, что никакого скрытого нападения и так далее не было, а просто человек стал так, чтобы быть недалеко, и они не нервничали, если толпа меня затрет, эмоциональный маятник качнулся в противоположную сторону. И когда мальчик переместился ко мне - его от положительной эмоции просто разрывало.
К слову сказать, барышня вела себя поспокойней. Но гадом буду - вечером коньячку глотнула...
Понимаете, если бы я не был самодвижущимся психоэмоциональным Чернобылем на рахитичных ножках, люди бы работали. У них эмоциональная амплитуда была бы меньше. В конце концов людей готовят, у них есть типовые схемы, и так далее. Конечно, стрессовый элемент (товарищ в виде меня за пару секунд определил сотрудника) присутствует, но он недостаточен, чтобы создать пиковые переживания сам по себе. Еще раз напоминаю - речь идет о ситуации, когда меня от фокуса буквально ложило на пол, то есть - эмоциональная компонента со стороны службы была крайне сильной. Более того, по дороге "туда" люди не просто наблюдали - они сделали мне "маятник" (не знаю как это называется по-ихнему), причем он сработал, то есть - они произвели активные действия, провокацию, рассчитывая, естественно, на эффект. И несмотря на отсутствие эффекта, активное эмоциональное отношение сохранилось и по пути обратно. Иными словами, стресс у сотрудников был изначально, они сами себя накрутили, а это в точности то, что нужно медиуму, чтобы показать класс...
Когда ваш покорный на обратном пути продемонстрировал, что нет ничего тайного, что не стало бы явным, да еще и с такой мордой лица, что мысли о загробной жизни пришли бы в голову любому (говорю же - канал, чисто висел на поручне, так плющило), народ уже плотно сидел в аффекте. В результате чего мальчик с мускулами, подойдя "искоренять и подавлять", свои эмоции уже никак не контролировал. Произошло именно то, что произошло. Он перенес на меня свои страхи, и я субъективно для него стал угрожающей фигурой, на уровне эмоций угрожающей. Он реально опасался за барышню. Барышня же, вместо роли "человека-невидимки" оказавшись в центре внимания - а это для ВНС недопустимо - испытала легкое беспокойство. Впрочем, судя по взгляду - там была полная боевая готовность, да...
Ребят, вы знаете, как профессионал смотрит в прицел? Он смотрит в прицел спокойно. Вот и барышня - была спокойна и собрана, а любая нормальная была бы в панике...
Затем, когда они убедились, что тревога была если не ложной, то по крайней мере не оправдалась - негативный перенос сменился на позитивный. Я стал уже не угрожающей фигурой, а просто человеком, который продемонстрировал определенное преимущество - но ничего не сделал плохого и вообще был корректен до опизденения. И у мальчика пошел эмоциональный "маятник", его из зверского негатива перекинуло в почти неконтролируемый позитив. И олицетворением этого позитива опять выступил ваш покорный слуга. Но это были чисто его эмоции, только его эмоции и исключительно его эмоции...
А на самом деле Дима просто канал, по ходу дела наблюдая, как его колбасит, и думал - "как же вы меня уже заебали, конченые тупые дегенераты"...
Ключевой момент во всей этой истории заключается в том, что товарищи госбезопасность все сделали сами. Сами придумали что-то себе, сами подготовились, сами провели подготовку, сами запустили Димыча ("запускай гуся, работяги!"), сами испытали эмоции, сами проперлись, сами попытались сделать выводы (это я про намек на "старые кадры" в конце истории). Дядя Дима вообще нихрена не делал, просто канал. И даже "маятник" на обратном пути я пустил не потому, что вот решил - а потому, что отфиксировав эту штуковину по дороге "туда", подумал, что было бы по приколу попробовать сделать такое самому. А на пути обратно эта бессознательная интенция и реализовалась... Я ведь почему пошел по платформе в обратную сторону? Потому что сообразил, что выходить надо из последней двери, а не из первой, а сообразил я это поздно потому, что меня плющило...
А тут мальчик с рюкзачком...
Вспомним беседу с ЦРУ-шником. Когда меня предварительно проверяли, чтобы я заморское чудо табуретом по голове не оприходовал - ничего особого не было. А потом пришло заморское чудо, и начало устанавливать эмоциональный контакт... Какая фраза в нашем общении повторялась чаще всего? Чаще всего в нашем общении повторялась фраза "сами". Сами. Я тут в лучшем случае - наблюдатель. И то, некоторые вещи до меня доходят... Скажем так, тот факт, что народ "запустил ловца", до меня дошел только недавно, это сейчас тема исчерпана. А до того семь лет по Украине и по одной недалекой, но несопредельной стране все ведущие мировые службы гоняли - вы не поверите - литературный персонаж из недописанной книжки, незавершенный гештальт с абсолютными магическими свойствами...
Так он им еще и дал просраться, гештальт этот!
Если человек в секунды палит наружку, и тихонечко, но "с подвывертом", шалит, невидно для посторонних, вы что подумаете? Вы подумаете, что человек - убер-мастер. А на самом деле человек только визуализирует систему бессознательных ожиданий нашей доблестной контрразведки, и попутно - некоторого количества разведок. Не потому, что он крут, не потому, что он обладает сверхвозможностями - а потому что такая физиология.
Сочетание чудовищной (реально чудовищной) эмоциональной подвижности и мягкого (очень мягкого) аффекта в компании сфокусированных (дико сфокусированных) людей...
Знаете, есть такой анекдот. Ложится спать крестьянская семья, дед с бабой. Дед молится - "укрепи, Господь, и направь". Баба с койки ему - "молись, чтобы укрепил, а направлю я сама". Шутка заключается в том, что мне даже молиться не надо, я тут в роли Господа выступаю. Ибо сами себе укрепят, и сами себе направят - до полного оргазма...
Потому что у людей происходит подмена вторичных переживаний первичными, что вызывает потерю рефлексии и общее угнетение когнитивной деятельности - и именно из-за эмоциональной аффилированности при фокусе.
На самом деле вся эта публика даже не в меня упарывается - она упарывается сама в себя.
Это самый настоящий церебральный гермафродитизм.
Ребята, повторяю еще раз. Медиум не контачит с духами. Главная функция медиума - это искажение восприятия реципиента. Глубокое искажение, на уровне бессознательного, нерефлексируемое и неконтролируемое. Я почему интересуюсь объективным контролем ака оперативная съемка? Потому, что это - объективный контроль. Можно разобрать, указать на признаки, дать опытному клиницисту, желательно не поехавшему крышей, на оценить, провести независимую экспертизу...
Вы ведь поймите, одинокий сисадмин с мухами в голове - это неприятно, но поехавший безопасник - это уже опасно.
Подмена вторичного восприятия первичным опасна тем, что она позволяет порождать субъективно достоверный образ в любом случае, и этот образ может быть любым. Если вы ищете шпиона - вы будете видеть шпиона, если вы ищете ловца - вы получите ловца, если вы хотите социопата - вам будет социопат, если у вас появилась мысль о ясновидении - я вам такое ясновидение устрою, мамочка роди меня обратно... А вот телекинез - не смогу (я надеюсь), или там - левитацию. Потому что это уже объективные штуки, понимаете?
Вне всякого сомнения, ваш покорный - очень неслабый медиум. Скорее всего - один из сильнейших на этом шарике. А может быть - даже самый-самый...
Вот же угораздило, прости Господи...
Journal information