Задумавшись о том, как может выглядеть идеальный высокомобильный миномет, пришел к некоторым мыслям.
Дело в том, что для миномета было бы неплохо организовать достаточно широкий сектор обстрела. Если у нас есть "Сани" или "Василек" - тогда перенаведение на другую цель будет выполнено силами рассчета. Но самодвижущийся миномет придется поворачивать целиком, то есть отрывать от грунта, поворачивать, снова сажать в грунт. Гусеничные системы типа "Визель"
поворачиваются целиком на гусеницах, но им все равно приходится переутанавливать упоры. Ну, или каждый выстрел будет разбивать подвеску, да...
Идеальным был бы миномет с круговым сектором обстрела. И мы сразу приходим к мысли о башенной конструкции.
Башенное расположение ствола с учетом большого диапазона углов наводки вынуждает при компоновке машины выносить все не участвующие в стрельбе элененты конструкции на определенное расстояние от конуса, "заметаемого" стволом, и более того - приподнимать миномет. А чем выше миномет, тем шире должны быть грунтовые упоры. В результате для относительно небольшого миномета мы должны иметь большую машину, а это неудобно. Мысль о стрельбе "с колес", каковая стрельба подвергает подвеску большим ударным нагрузкам, в принципе, является не очень удачной, так как требует не просто автомобиля или гусеничного шасси - а специально усиленного конструктива.
Чтобы уменьшить габариты самоходного миномета с круговым обстрелом, нам нужно с одной стороны, чтобы ствол вращался, а с другой - чтобы он не вращался. Противоречие. Включаем ТРИЗ...
Существует вариант посадки на грунт не выдвижением упоров, а подъемом колес. В конце концов, подвеска с регулируемым клиренсом - вполне серийная штука, и теоретически, ничто не мешает регулировать этот клиренс в несколько больших, чем обычно, пределах. Однако при этом задача "подвижный, но неподвижный ствол" так и остается нерешенной.
Но только на первый взгляд.
Давайте посмотрим на экскаватор.
Мы видим, что у экскаватора двигатель, кабина, гидроагрегаты и все остальное прочее расположены неподвижно относительно стрелы (ствола). При этом вся эта лабуда вращается на 360 градусов, не испытывая никаких затруднений. Да, в случае экскаватора у нас есть шасси на грунте, и требуются упоры.
Однако нам ничто не мешает перенести шасси к кабине, оставив под вращающейся частью экскаватора только плиту, понимаете?
Представьте себе тот же УАЗ-ик, или Шишигу, например, в кузове которой расположен миномет, глядящий назад. Стрельба происходит только вдоль продольной оси автомобиля, кабина водителя может иметь нормальные размеры, а кузов скомпонован достаточно плотно, чтобы обеспечить посадочные места для рассчета, место для систем наведения, связи и навигации, минимальный возимый боекомплект. Под нашим автомобилем установлена поворотная плита с приводом точной наводки по азимуту. А колеса автомобиля имеют возможность подниматься. Поскоьку ствол миномета неподвижен относительно всего конструктива, при подъеме с грунта колеса не будут мешать ему стрелять ни в коей мере.
Наш автомобиль занимает позицию. Поднимает колеса, при этом сам опускается на грунт плитой. А затем весь, целиком, поворачивается на необходимый для стрельбы угол....
При правильной компоновке такой миномет может быть накрыт кунгом, из которого будет торчать только ствол, понимаете?
В результате на огневой позиции получится нечто, подобное:
только вместе с пусковой будут крутиться еще колесики и кабина, а вместо ракеты будет ствол миномета... :)
Если компоновка и развесовка конструкции будут проведены таким образом, чтобы для снятия с грунта не пришлось обязательно разворачиваться вокруг плиты в "правильную" позицию - а это решается удлинением/расширением колесной базы и правильной центровкой - сниматься после выстрела можно будет не просто, а очень просто. Опустил колеса, да поехал...
Ну, вот так примерно я вижу машину, построенную вокруг миномета...
Journal information