bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Лучший в мире истребитель...

Утренние новости принесли прекрасное. Дабы прикоснуться к источнику эстетического наслаждения, дублирую полностью:


Отчет для Пентагона: радует, что он вообще еще летает

13.09.2016 09:26
В открытых источниках появился любопытный доклад министерства обороны США по текущему состоянию самолета F-35. Особую ценность ему придают два факта.
Во-первых, это документ составленный "своими для для своих", потому содержит массу реальных фактов и не носит рекламно-пропагандистского характера.
Во-вторых, он датирован 9 августа 2016 года, т.е. содержит описание самого свежего положения дел, с учетом всех реализованных или находящихся в реализации программ по улучшению и устранению ранее выявленных недостатков. Это с учетом того, что месяц назад первая эскадрилья, вооруженная F-35, встала на боевое дежурство.

Желающие могут его почитать сами. Чтение презабавное. Причем, оно понятно даже для таких слабо владеющих английским, как я.
https://assets.documentcloud.org/documents/3035572/DOT-amp-E-AF-IOC-Memo.pdf

Но если в общем и тезисно, то на данный момент:

1. Бортовая пушка есть, но пока не работает. Т.е. в боевой обстановке ее применение невозможно.

2. В текущем виде машина может применять всего две авиабомбы и две ракеты самообороны. Подвесить больше оружия можно, но использовать - нельзя.

3. Очень большие проблемы с поражением движущихся целей.

4. Цифровая передача информации работает хуже, чем неудовлетворительно. Постоянно требует уточнения голосом.

5. Заявленная, как одно из ключевых преимуществ, интегрированная система "сенсор фьюжн" не работает совсем. Одна и та же цель, обнаруженная радаром и оптикой, отображается на дисплее обстановки как две разные (!) цели. Это касается как воздушных, так и наземных объектов.

6. В области радиоэлектронной незаметности вообще все очень плохо. Американцы обычно именно в этом случае используют в официальных документах выражение "не всегда эффективна". Т.е. сказать, что не работает совсем, нельзя, но общий результат ниже всякой критики.

Одно "радует", самолет "в общем" летает.

"И вот эти люди еще запрещают мне ковыряться в носу!" (с)
alex-leshy



Ну а теперь комментарии.

Пушка и ракеты. Очень странно, что есть такие проблемы. Как и Ф-22, Ф-35 разрабатываался Локхид-Мартин. И если в Ф-22 все работает, то логично предположить, что в рамках одной фирмы перенести удачные решения одного самолета на другой очень похожий самолет можно. Но - не переносят. Почему?

Дело в том, что Ф-22 разрабатывался и производился на годы раньше Ф-35, и это были те годы, когда прогресс в средствах вычислительной техники был особенно существенным. Думаю, можно без преувеличения сказать, что Ф-22 и Ф-35 построены на разной элементной базе, и в значительной степени - с разной архитектурой вычислительной среды. Предполагаю, что Ф-22 оперирует меньшими объемами данных, чем Ф-35. Они иначе интегрируются (как показывают проблемы с "сенсор фьюжин"), точнее не интегрируются вообще.

Похоже, что логику работы вычислительной среды Ф-35 разрабатывали на новых принципах, и в значительной степени - совершенно новые люди. Если в Ф-22 еще осталось что-то "человеческое", в смысле - что-то самолетное, то Ф-35 - дитя сетецентрической концепции. Соответственно, если Ф-22 - это волк-одиночка, причем реально волк, то Ф-35 - это такой шакал, который должен (в идеале) бегать с толпой себе подобных, поскуливая и покусывая.

Рассматривая разницу парадигм вычислительной среды Ф-22 и Ф-35, можно увидеть, что первый представляет из себя один "процесс", в то время как второй - настоящую "многопроцессную" систему. Ну потому, что первый оперирует минимумом данных из минимума источников, в то время как второй пытается оперировать всем сразу и прямо щаззз.

И здесь у умных людей возникает аллюзия к великолепной книге Фредерика Брукса "Мифический человеко-месяц". И в контексте книги Брукса ситуация выглядит так, что окончательный прогресс в истории с Ф-35 не будет достигнут никогда.

Отдельно стоит сказать о "невидимости".

В основе технологий снижения ЭПР в настоящее время везде используется сочетание радиопоглощающих покрытий и специальной геометрии самолета. Как показывает практика, подбором длины волны, формы сигнала и режима облучения можно для любого покрытия найти диапазон, в котором оно не работает, и для любой геометрии - в котором она уже не имеет значения. Сложность же конструирования "стелс"-самолетов заключается не только в разработке "стелс"-формы аппарата, но еще и придания ей хоть каких-нибудь аэродинамических характеристик. Грубо говоря, приспособить РЛС к самолету вероятного противника легче и дешевле, чем приспособить самолет к вражеской РЛС.

Что очевидно делает использование технологий малозаметности в авиации если не бессмысленным, то по крайней мере - не первоочередным.

Грубо говоря, скрытое маневрирование и проникновение в точку нанесения удара становятся, как и десятилетия назад, методом не физическим, но тактическим. И в данном контексте летные, и в том числе, маневренные, качества самолета играют гораздо более высокую роль, нежели его стелс-характеристики. А его способность молча и надежно действовать в одиночестве важнее способности разговаривать с себе подобными.

Вообще история с Ф-35 напоминает мне историю доктрины Дуэ. Тогда тоже имел место некий концептуальный универсум, который оказался совершенно несостоятельным в столкновении с более частными, но более заточенными решениями, такими как специализированные высотные истребители, РЛС, рассредоточение производства, складов и вооружений, уркепрайоны ПВО, снабженные ПУАЗО и т.д.

В принципе своем концепция ударного самолета и истребителя требует различных акцентов, различных тактик и различных качеств средств наведения и целеуказания. Можно себе вообразить некое модульное ПО, которое переключается из режима истребителя в режим штурмовика и назад, например. Однако в таком случае пилоту потребуется изучать уже не один самолет, а два принципиально разных самолета "в одном флаконе", что сделает эксплуатацию Ф-35 крайне трудной, если не вообще невозможной по причине человеческого фактора. Если же не производить разделения функций, американские пилоты рискуют оказаться в ситуации, когда им придется атаковать наземные цели на перехватчике, а вести воздушный бой - на бомбардировщике.

А это, как мы знаем из истории, еще никого до добра не доводило...



ГЫЫЫЫЫ....
Tags: Круть несусветная, Мысли дилетанта, Се ля ви..., Тонкое жизненное
Subscribe

  • Гм...

  • Пояснение о вакцине-химере

    Наблюдая некоторое местное перевозбуждение, прихожу к выводу, что процесс мышления укры еще не изобрели... Короче - никто так и не понял, почему…

  • Маленькое замечание о вакцинации

    Кстати по поводу вот этого вот. Иммунитет к коронавирусу образуется не у всех. У естественно переболевших - порядка 80%, у вакцинированных - см.…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments