Задача - обеспечить возвращаемость и повторное использование компонент ракет-носителей.
Ракетная стпень состоит из баков, двигателей, системы управления.
Баки являются несущей конструкцией, работающей в предельных и близких к предельным режимам. Посему после возвращения, если оное происходит, требуют внематочной дефектоскопии. И если при изготовлении баков, в силу заведомой кондиционности исходных материалов, дефектоскопируются только сварные швы, места заклепочных и клеевых соединений, то при послепосадочной проверке необходимо проверять все. Просто все - сверху и до самых до окраин. Это очень, очень сложно (изделие-то сложной формы) и дорого. Гораздо рациональнее после возвращения баки разукомплектовать и отправить на вторичную переработку материалов.
Скажем так. Если мы будем возвращать металл баков в цех плавки, то тем самым снизим стоимость исходных для производства материалов, каковая стоимость в космонавтике очень высока.
Двигатели являются дорогим, сложным и высокотехнологичным изделием. Стоимость двигателя на порядок, если не на порядки, выше стоимости материалов. Потому двигатели желательно возвращать целыми.
Система управления нынче электронно-цифровая. Микросхемы в производстве стоят не сильно дорого. Гораздо дороже стоит платформа инерциальной навигации - гироскопы всякие, акселерометры. Возвращать это теоретически оправданно, если стоимость возвращения и последующей проверки с перекалибровкой не будет превышать, с учетом отбраковки, стоимости нового изделия.
Итак, металл - на переплавку, двигатели - на повторный запуск, система управления пока лучше новая. Это - компромисс между надежностью каждого запуска и его удешевлением.
Как решать?
Решение.
На первой ступени ракеты носителя устанавливаются в районе двигателей тормозные щитки, как на Блю Ориджиновском Нью Шеппарде, только там они наверху, а мы ставим внизу. На Нью Шеппарде небольшие и сравнительно легкие щитки позволяют снизить скорость падения со сверхзвуковой до приемлемой в районе 400 км/ч. После отстрела ступени, оная ступень благодаря щиткам стабилизируется в потоке "головой вниз" и совершает падение. При падении двигатели находятся наверху, баки внизу. Скорость падения ограничена щитками и аэродинамическим сопротивлением.
В момент соприкосновения с землей баки ракеты испытывают ударную нагрузку, несопоставимую с дальнейшими планами на будущее, и разрушаются. При этом на разрушение баков тратится кинетическая энергия, набранная ступенью в процессе спуска. Поскольку данная энергия заранее известна из массы и конечной скорости падения, можно подобрать баки таким образом, чтобы сила удара при падении уходила полностью на разрушение баков.
При этом двигатели, конечно, испытают сотрясение, но уже не очень большое. В авиации был случай, когда самолет развалился в воздухе, и пристегнутая к креслу стюардесса ушла вниз с здоровой секцией фюзеляжа. Так вот, при ударе о землю и последующем разрушении секции она настолько хорошо поглотила энергию, что стюардесса выжила. Об этом случае было рассказано в одной из серий "Разрушителей мифов". И вот лично я предполагаю, что реактивный двигатель несколько более стоек к ударам и перегрузкам, чем нежная стюардесса, да еще и в состоянии психологического шока от падения...
Грубо говоря, идея та же, что и в автомобилестроении - при ударе разрушение капота гасит скорость салона...
Результат. Мы имеем в одной географической точке разрушенный (то есть готовый к вывозу тачками и грузовиками и последующей переплавке) материал баков, и целые, готовые к послеполетному осмотру и дефектоскопии, двигатели. Грузим двигатели на один вертолет/грузовик, металл - на второй, и все телемаркет.
Поскольку скорость падении ступени значительно снижена щитками, у нас появляется масса времени, чтобы с помощью РЛС проследить траекторию, определить точку касания с землей и выслать целевые группы сборщиков металлолома.
Применение данного подхода требует крайне незначительного увеличения массы - всего лишь на тормозные щитки - и, в силу возможности возвращения двигателей, закладывает основы практической потребности в дальнейшей эволюции ракетных двигателей в сторону обеспечения их многоразовости. С точки зрения ТРИЗ в данной схеме для возвращения двигателей используется разрушение баков при ориентированном соударении с Землей. Вместо щитков можно использовать небольшие парашюты, обычные или ленточные, или комбинацию всех данных средств.
И работе проектирующему КБ тут всего на неделю за ту же самую зарплату, а не как у Маска...
Официально разрешаю космическим организациям Б.СССР использовать - при желании - данную идею в работе.
Journal information