bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 108

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107.

Часть 108. О специфике терапии КБ-патологии - 2.

Поехали лечиться, что ли...



Всякая терапия начинается с гигиены. Это аксиома. Пока хирургический инструмент не простерилизован - резать больного нельзя. Будет только хуже. Посему в случае любой, подчеркиваю, любой патологии больному требуется определенный режим. В случае простуды это теплая постель и обильное питье, в случае ампутации ноги - специальные приспособления (костыли, коляска), в случае психологических отклонений также есть свои особенности.

Сегодня мы поговорим о гигиене для больных, страдающих психическими расстройствами.

В случае, если расстройство лечится стационарно, в диспансере, организацией обстановки (психологическая гигиена) занимается врач и персонал. Они знают, что да как. В случае, если диспансеризация по тем или иным причинам не производится, приходится проводить лечение амбулаторно. В случае, если этим занимается терапевт, он организует специальную обстановку на сеансах, индивидуальных и групповых. Но тут тоже можно сказать, что нас сейчас это не касается. Потому что этим занимается профессионал, который (будем надеяться) знает, что делает.

Однако в случае патологии патогенные факторы нас окружают в обычной жизни, все происходит в обществе людей, считающих себя нормальными, и вот об этом у нас и пойдет речь. Тем более, что в случае КБ-патологии окружение непосредственно включено в патологический процесс.

Первое же, что нам приходит в голову - психологические проблемы относятся, наряду с венерическими заболеваниями, к категории "стыдных". Если вам говорят "у вас проблемы" - вы в первую очередь обижаетесь, а уже потом, если очень сильно повезет, начинаете думать, есть ли у вас проблемы. Таким образом, уже на уровне системы социальных стереотипов и стимулов создается негативное отношение к проблематике психологического здоровья. Даже если человек демонстрирует отклонения, даже если он знает, что у него отклонения, он не будет считать это болезнью, потому что это стыдно. Он будет считать это чертой характера или внутренней культурой. Пока не станет сильно поздно. Именно отсюда появляется семейный деспотизм (чаще всего на базе личной неуверенности или страха родителя), производственные конфликты типа начальник-подчиненный и так далее. Именно по этой причине в психологии используется сложная система эвфемизмов. Так, эмоциональная несдержанность называется "гневом", и считается не проблемой эмоциональной устойчивости, как интегральной психологической характеристики человека, влияющей на все его поведенческие реакции, а просто чертой характера. Человека направляют на курсы "управления гневом", что есть еще один эвфемизм, ибо эти курсы есть (если повезет с доктором) не сколько коррекция характера, сколько диагностика конкретного кейса и назначение терапии. В случае, если терапия гнева возможна в виде групповой работы - тогда все решается, однако в сложных случаях, требующих специальной индивидуальной работы, все становится очень сложно. Допустим, проявления гнева являются компенсацией на патологическую неустойчивость невротического плана. В данном случае даже таблетки помогут не сильно, ибо ослабляют симптоматику, не устраняя причину. Требуется качественный психоанализ, и тут вдруг больной заявляет - "доктор, идите нахрен, вы должны моим гневом заниматься, а не в моем прошлом копаться"... Отрицательное отношение больного к терапии тоже, в умелых руках, может быть использовано для построения раппорта, конечно, но это очень сильно сужает спектр возможных терапевтических методов и осложняет терапию.

Мы с вами каждый день сталкиваемся с той или иной психологической дисфункцией, с теми или иными психологическими проблемами у людей, считающих себя нормальными. Но поскольку это стыдно - быть больным на голову - люди всеми силами отбиваются. Приходится из набора симптомов вычленять особо одиозные проявления - например гнев - и принуждать людей проходить терапию, называя это не психотерапией, а "управлением гневом". С одной стороны, это, в социальном масштабе, метод, но с другой - из-за подмены контекста страдает качество процесса.

Человеческая психика - штука интегральная. Дернешь за одно - зазвенит в другом месте. Возможно, что проявление симптома связано с очень далекими от него вещами. Возможно, столь далекими, что без активной заинтересованности и помощи пациента до них и не добраться. Потому в случае "управления гневом" доктор чаще всего большую часть времени тратит на то, чтобы доказать больному обусловленность своих требований на те или иные сведения и формы терапии. Это - очень неконструктивная трата времени квалифицированного специалиста. И кстати, для начала очень хорошо будет, если специалист окажется хотя бы просто квалифицированным...

Проблема "стыдности" психопатологии приводит к необходимости создания сложной системы иносказаний только для того, чтобы иметь возможность терапии там, где она таки нужна. При этом больные - а они не чурки бесчувственные, более того, чувствительность больных выше, чем у нормальных людей - часто чувствуют, что их обманывают. И ведь их действительно обманывают, понимаете?

И то, что эвфемизмы служат для обмана больного терапевтом, при том, что основой терапии является раппорт, то есть углубленное управляемое терапевтом доверие, приводит к тому, что сама парадигма построения таких "курсов" противоречит требованиям психотерапевтического процесса. Ну и заодно - катастрофически снижает у проблемного контингента доверие к самой терапии и к терапевту вообще. Однако веселее всего бывает, если на таком "курсе" у больного находится действительно серьезное заболевание. Например, легкая шизофрения, которая была этим гневом замаскирована. В этом случае может потребоваться серьезное лечение вплоть до диспансеризации, и тут наш больной просто взвивается - что же это за доктора долбанные, что меня, нормального человека, в шизофреники записывают! А контингентик-то конкретный, стремный, своеобразный...

Организация терапии отклонений социального поведения людей, например курсы "управления гневом", на основе эвфемизмов и иносказаний в общем случае имеет ряд подводных камней, некоторые из которых - в частности снижение уровня доверия и искаженное представление пациента о сути терапии и конкретном содержании проблемы (если терапевт это выяснил) - прямо противоречат требованиям процесса излечения.

Следующим важным фактором в психологической гигиене является безграмотность подавляющего большинства людей в таких понятиях, как навык, привычка и болезнь. Объясняем. Навык - это то, что мы формируем осознанно, что нам формируют осознанно (например, в школе), что имеет четкую функциональную направленность и служит механизмом социального функционирования. Привычка - это неосознанный, спонтанный навык, на который мало кто обращает внимание в силу непринципиальности в социально-значимых контекстах. Например, вы всегда завязываете шнурки одним и тем же способом - если, конечно, вы не коллекционируете обувь и в каждой конкретной модели не используете шнуровку в качестве элемента декора. Так вот, метод шнуровки - это привычка. Неосознанно сформированный навык. Болезнь же, патология - это некий не имеющий отношения к навыкам момент, который способен модифицировать поведение человека в социально значимых аспектах. Пример - эпилепсия. В определенной психологической обстановке, а иногда и без нее, у человека начинается припадок. Можно, конечно, попросить его не трястись - но он не сможет. Более того, для исключения припадков в социальной коммуникацией больные эпилепсией вырабатывают особенные формы поведения. К примеру, стараются уединиться перед напряженным разговором, чтобы принять таблетки, или избегают таких разговоров, ведут себя тихо, слабо отстаивают свои социальные позиции. Можно сказать такому больному - а чего ты стесняешься, давай мы тебя научим - но это ему не поможет. Сделает только хуже. Потому что такой больной, без таблеток и специально сформированного окружения, просто будет испытывать припадки. Сколько его не учи. И даже сдохнуть может.

Так вот, наблюдая отдельные признаки поведения человека, нужно разобраться, с чем мы имеем дело - с навыком, привычкой или болезнью.

Рассмотрим проблемы с дикцией, к примеру заикание. Оно может быть следствием неправильно сформированного навыка (букву "Л" я до сих пор произношу неправильно), привычкой общения ("язык падонкафф" или микросоциальная феня, в том числе с "клубными" искажениями дикции, например, способ говорить "золотой молодежи" или там, криминального контингента), пикового эмоционального переживания, неустойчивого навыка устной речи, болезненной неуверенности, и наконец - некоторых церебральных расстройств. Результат один - искажение дикции. Вот заикается человек, а почему? Пока вы не определите причину, вам будет даже непонятно, что с этим можно сделать.

Подавляющее количество поведенческих проявлений - это либо навыки, либо привычки. Так называемые черты характера - это тоже либо навыки, либо привычки. До десятого класса я вообще не мог писать сочинения. Девять лет в школе одни считали меня тупым, другие лентяем, третьи вообще чудовищем. Пока один учитель не захотел посмотреть, а с чем же он имеет дело, и не попросил меня писать то, что я думаю. Мое выпускное сочинение стало образцом работы по теме. За один год. От заикания я себя вылечил, работая с произношением, как с навыком. Если бы я делал это не самостоятльно - и букву "Л" я бы научился выговаривать нормально, а теперь уже все, поздно... Слепой набор на клавиатуре тоже уже не для меня, и много чего еще. У Стивена Кинга (кажется в "Мертвой зоне") описан репетитор, занимающийся с ребенком, который вообще не помнил прочитанного. Буквы знал, слова прочитывал правильно, а вот что он читал - не помнил. Репетитор работал с проблемой, как с навыком, и все получилось, хотя по своим проявлениям это был выглядело как самая настоящая клиника, понимаете? Нарушение памяти и внимания. Добро пожаловать на химию, как говорится...

Вообще говоря, отступая от темы, в области педагогики у нас сейчас жопа. Полная жопа. Я видел педагогов современных, сейчас в педагоги берут девушек, которых не взяли в армию. Потому что вот все, жопа. Я читал авторефераты диссертаций по педагогике - там полный анус, сплошное психологическое задрачивание детей, стимуляция эмоциональности и интереса, при полнейшем отсутствии формировании осознанности у учащихся в работе над навыками. Обезьянопопугаи в большинстве своем формируют из детей обезьянопопугаев.

В своей работе с детьми в Ортогенической школе имени Сони Шенкман Бруно Беттельгейм поднимал тяжелейшие кейсы, работая именно через навыки. Причем реально патологические кейсы. С которыми другие не справились.

Абсолютно то же самое имеет место в социальной коммуникации, и даже - в области мышления. Я тут видел много разных людей в последнее время, так вот - умных среди них хватает. А вот пользоваться головой они не умеют. Их не научили. Не сформировали у них системный навык мышления. Дети постмодерна. Инструмент (мозг) воде бы есть, и в некоторых аспектах очень любопытно наблюдать за ним, потому что реально круто, но шаг влево, шаг вправо - и конвою даже стрелять не надо.

Отсутствие понимания того, что человек в большинстве своем состоит из навыков и привычек, которые тоже навыки, приводит к тому, что вполне простые штучки, простые дефекты в тех или иных аспектах поведения люди воспринимают либо как хреновый характер, либо как отсутствие культуры, либо как заболевание. Ребята, большая часть вашего "характера" на самом деле - привычка либо навык. И как привычка или навык, это имеет как свою область действия (определения), так и свою область значения. Как только мы оказываемся вне области определения или области значения, так сразу это, такое крутое и замечательно выглядящее, становится беспомощным и что-то лопочет. Или продолжает "по книжке" или "как научили". То есть - ведет себя неадекватно ситуации.

Раскрою вам маленький секрет. Актуализация по Шострому - это навык работы над навыками, включая их диагностику и формирование. Очень полезная штука. Развивает.

В педагогике есть такое понятие - навык обученной беспомощности. Человеку говорят - ты этого не сможешь, это сложно, ты не справишься, это тебе не по силам. И человек привыкает так думать, у него мысль тупо останавливается. В США на каждой работе работник требует обучения. Потому что там у них в обществе формируется навык обученной беспомощности на системной основе. Не прошел курсы - забыл, за какое место гаечный ключ брать. А у нас просто - взял мяч, так хуячь! Да, не все всё могут, но - самостоятельность повышена. Люди учатся думать. Правильно Задорнов говорит - думалка у нас уникальная. Потому что взял мяч - хуячь. Их обучают следовать правилам. Нас обучают, во всяком случае обучали - понимать и делать выводы. Я в психотронике уже высказался про карго-психологию. Это вот оно.

Психология не есть сумма знаний о симптомах, психология не есть кучка методов манипуляции людьми, психология не есть пачка методов заставить кого-то сделать то, что тебе нужно. Карнеги, который Дейл - долбоёб и придурок. Не нужно влиять на людей. Нужно прежде их понимать. Психология - это сумма знаний, которая позволяет вам понимать себя и других. И вот это вот в общественном сознании отсутствует полностью.

Психологическая гигиена амбулаторных больных в современном обществе страдает из-за того, что отсутствует понимание. Люди не понимают, они не обучены понимать, что происходит. В результате какие-то очень простые навыки, которые можно расформировать, переформировать, развить, улучшить, модифицировать и так далее - воспринимаются большинством, как рок, судьба и данность. У меня масса примеров того, как люди сами изговнили себе всю жизнь просто потому, что считали свой или чужой навык чертой характера.

Это люди, которые реально, некоторые - чудовищно - пострадали.

Между прочим, те самые психологи, которых вы боитесь, потому что они "залезут вам в мозги" и, подобно зомби из хренового блокбастера про Линкольна, их "съедят", на самом деле всего лишь корректируют некоторые из ваших навыков. Хорошие психологи - вплоть до уровня бессознательного. Мой доктор в минуты убирал фобии, мучавшие пациентов в течении многих лет. Ему было просто неинтересно заниматься фобиями, и он их ликвидировал. Проводил массовые расстрелы. Осуществлял геноцид фобий. Потому что скучно...

Потому что и фобия, и даже невроз - в большинстве случаев просто навык, что прекрасно продемонстрировал Зощенко в своей книге.

Поскольку даже первичные понятия о навыках у современных людей отсутствуют, любые отклонения - и на уровне навыков, и на уровне привычек, и на уровне патологии - они склонны списывать на характер, на культуру и на воспитание. Не разбираяь. Огульно. И это проблема.

Любой человек в состоянии повышенного утомления, эмоционального стресса и так далее способен на асоциальные формы поведения. Абсолютно любой. Это - характер, культура или воспитание? Нет, ребята, это - ситуационная патология, связанная с той или иной формой перегрузки психики. Шизофреник, параноик или биполярник тоже способен на асоциальные формы поведения. Это - характер, культура или воспитание? Нет, ребята, это патологическое поражение психики. Наконец, есть чловек, который специально, по собственному желанию асоциален. А есть еще пограничные явления, например, статусные игры. В 2014 году на банальной статусной игре Юленька Тимошенко выбила из политики Нестора Шуфрича. Который дурак редкий, конечно, но совершенно безобидный в плане применения ядерного оружия по родному Донбассу человек.

Правильная диагностика поведения в большинстве случаев либо невозможна, либо не производится, либо люди даже и не подозревают, что нужно ее делать. В результате какой-то человек, который вообще ни при чем, заносится в список асоциалов, маргиналов, а сейчас вот модно заносить в список "террористов". Ой, а про замечательную шняжку под названием "потенциальный террорист" я вообще мог бы написать кучу всего, но сейчас не буду...

Как только поведение человека начинает считаться асоциальным, его начинает настигать общественное порицание. Это типа "воспитательная роль коллектива". Вот во времена моей молодости очнь любили Макаренко, и очень везде распространяли методы "народной педагогики". И сейчас периодически вспоминают, у нас на Украине редко, ибо Бендера наш ум, честь и совесть, в России и других республиках - чаще. Но при этом люди забыли один простой факт. Понимаете, "народные воспитатели" в большинстве своем - люди глубоко невежественные и темные, как носки у пожарника, зато глубоко прущиеся от своей высокой миссии. А Макаренко, между прочим - педагог. Более того - он был педагогом старой выучки, он еще помнил, кто такой Ян Амос Каменский, например, он был прекрасным методистом, он был по натуре своей просветителем. И работал он с маргинальным контингентом не как вертухай, или там, замполит на зоне. Он работал с контингентом с точки зрения педагогики, рассматривая асоциальные проявления как навык. Как репетитор из "Мертвой зоны". Человек не может жить в обществе нормально - что ему мешает? Он проводил диагностику, а не руководствовался мнением, он выбирал из своего арсенала подходящие методы, он действовал методически и дидактически правильно, с точки зрения науки. Он был педагог. А современные "народные педагоги" в большинстве своем - либо невежи, либо мудаки.

Понимаете, общество так устроено, что патологические проявления сами по себе никого не интересуют, пока не начинают цеплять. В большинстве своем психов зачисляют либо в маргиналы, либо в убогие. И психам очень повезет, если им будет назначена экспертиза, и они, наконец, получат нормальное лечение вместо плевков и тумаков. А если человек тихонько сходит с ума, никому не мешая - ему никто не поможет. Личный опыт. От него шарахаться будут. "Вот идет идиот, гы-ы-ы-ы-ы" - вот и вся помощь.

Ребята, Сальвадор Дали был очень асоциален по своим поведенческим проявлениям. Ландау сидел за антисоветские высказывания. Сахаров еще до царь-бомбы был в опале. Королев сидел. Люди талантливые, нестандартные - они имеют очень высокую степень риска быть записанными в асоциалы. А люди, испытывающие проблемы с психикой - тем более. Талант хоть имеет ценность для общества, а больной - нет. Хотя может быть, больному требуется всего один видит к врачу, который за несколько минут уберет ему некоторое количество фобий...

Не умея разделять навык, привычку, патологию, воспитание и мораль, в их поведенческих проявлениях, общество в целях самозащиты отторгает массу людей безосновательно и беспочвенно. Все это формирует в социуме страх перед собственными творческими проявлениями, нестандартными проявлениями и так далее. Средний человек на самом деле не стремится к самореализации, он стремится быть лучшим в одном из доступных социальных паттернов. Вот возьмем США. У нах там очень популярный такой слоган есть - "think different", "мысли иначе", "будь иным". Вы заметили, что вот эта вот, вытекающая из западной апологетики примата персоналии над серой массой, установка в большинстве своем реализуется в стадных проявлениях? "Think different" - и толпы сутками ждут нового айфона, чтобы быть "diffetent". А когда его получают, наконец - каждый становится всего лишь одним из тысяч мудаков, человеком из толпы, размахивающей новенькими гаджетами, не сильно отличающимися от предыдущих? Толпы думающих иначе - это ведь вовсе не способ думать иначе, ребята.

Страх перед тем, чтобы отличаться от других, он довлеет. Отсюда наше "слишком умный", "нельзя быть на свете красивой такой", и так далее. У многих артистов, которые по жизни должны блистать яркой индивидуальностью, возникают кризисы, проблемы, жизнь не складывается. Почему? Потому что они не могут ограничиться покупкой айфона, а быть уникальным - страшно. Действительно уникальные, гениальные артисты разрываются между одиночеством, вытекающим из уникальности таланта, и страхом стать одним из многих, ибо это есть катастрофа в профессии. Воспитание с детства одно, психологические механизмы сформированы одни, а профессиональные требования и критерии самореализации - другие.

Люди этого не понимают, в большинстве своем.

Потому я склонен прощать артистам многие высказывания, ибо описанное выше - это системный патологический фактор, приводящий к хроническому стрессу. А в состоянии стресса любой человек способен на асоциальные проявления.

И кстати очень жаль, что их этому не учат, давно пора. Они должны хотя бы понимать, отчего их так колбасит.

И вот кстати, пример с артистами - это прекрасный образчик вполне системной патологии. Которая в обществе как патология не опознается. Вообще. Хотя это - абсолютно психологически обусловленный процесс, и в этот процесс можно вносить коррективы, можно заранее обучать людей, готовить их к этому, и это несложно.

Так что отсутствие элементарной психологической культуры в массовом сознании - есть первая хреновая с точки зрения терапии больных штуковина. Человек, испытывающий психологические проблемы, в том числе патологического характера, в частности, связанные с проявлениями бессознательного - в наше время не исключение, а норма. В массах. Открой глаза и оглянись - и охренеешь. Это факт, ребята. Это я вам говорю.

Вот я например, при просмотре 38-й серии "Чтеца", смог установить нарушение терапевтической схемы по двухминутному интервью пациента. А вы так сможете?
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

  • Кстати да...

    Поздравляем с юбилеем Дональда Джона Трампа! Он конечно не наш - но он все же не совсем сукин сын... :) .

  • А вот вам котика...

    Весь цимес - в предпоследней сцене... :)

  • Круто!

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments