Сугубый бред.
Первое.В концепции пилотируемых полетов со времен СССР предусмотрено в случае заболевания члена экипажа немедленно возвращаться на Землю. Уже не помню фамилии космонавта, но один раз такой возврат был. Условия пребывания в невесомости делают невозможными хирургические вмешательства, накладывают ограничения на переливание крови и инъекции (можно пользоваться только заранее наполеннными шприц-тюбиками), препятствуют нормальному режиму содержания и лечения больного, а также реабилитации после болезни. В случае расстройств, сопровождающихся рвотой, космонавт немедленно оказывается в смертельной опасности захлебнуться рвотными массами.
Второе. Послеполетное медицинское обслуживание космонавтов осуществляется ведущими специалистами. В СССР космонавтов и членов Политбюро лечили одинаково тщательно. Сейчас, думаю, все обстоит так же.
Третье. В силу объективной сложности пребывания на орбите главные усилия медконтроля сосредоточены на недопущении к полету лиц, заведомо рискующих подорвать здоровье. Соответственно, люди, искренне желающие попасть в космос, стараются медконтроль обойти. В силу либерализации отношения к космическим экспедициям медконтроль снизил требования, соответственно - в космосе появились люди с болячками. При СССР они бы даже в дублеры не попали, а сейчас - полетели...
Так что думается мне, что с медициной космической дела обстоят нормально. Просто для длительных полетов следует отбирать людей с более качественным медконтролем, а прошедших обычный - отправлять только в экспедиции посещения. Ну и помнить о том, что космос - не санаторий, а совсем наоборот...
Космос действительно не детская площадка, и если кто-то утаивает от врачей на медкомиссии болячки, он должен помнить, что тем самым подставляет не только экипаж, но возможно, и программу, и страну. Однако помимо эмоций в статье обозначены две вполне технические проблемы. А именно, боли в спине после приземления, и сложность с инъекциями в условиях невесомости.
Приступим.
На Земле сеть такая сила - сила тяжести. Она притягивает все предметы к поверхности планеты. И чтобы оторвать от этой самой поверхности, хотя бы и в форме подушки, хотя бы голову - нужен позвоночник. Именно позвоночник отвечает за то, чтобы голова не упала в трусы, и не подменила нам созерцание красоты окрестных пейзажей лицезрением собственного хозяйства. Позвоночник состоит из позвонков и межпозвонковых дисков. Межпозвонковые диски состоят из студенистого ядра и фиброзного кольца. Студенистое ядро отвечает за гибкость позвоночника, фиброзное кольцо - за его целостность.
На поверхности земли на межпозвонковые диски действует постоянная сила, а именно вес всего выше расположенного тела человека. Потому межпозвонковые диски сжаты, фиброзное кольцо находится в тонусе. В невесомости силы, сжимающей межпозвонковые диски, нет, и фиброзное кольцо растягивается. Причем сильно - рост космонавтов в невесомости на сантиметры больше, чем на Земле...
Так получилось, что ваш покорный, благодаря малоподвижному образу жизни, получил межпозвонковую грыжу и прекрасно себе представляет, в силу этого, динамику процесса...
При длительном пребывании в невесомости фиброзные кольца атрофируются настолько, что при возвращении на землю под действием нагрузки сильно деформируются, вызывая боли и судороги.
Чтобы этого не было, нужна профилактика.
Поясняю на пальцах. Мы берем резиновый жгут,
крепим его к лодыжкам, вдоль ноги пропускаем по передней стороне к плечам, таким образом, чтобы он был натянут. Таким образом, у нас получается непрерывное усилие, сжимающее позвоночник, и дающее непрерывную нагрузку на межпозвонковые диски.
Идея понятна, теперь про нормальное (а не анекдотичное, как выше) воплощение.
Для ног - стремена или носки-стремена, в районе колена выше и ниже - фиксирующие муфты. Муфта - это просто тканевое кольцо, ее предназначение - удерживать жгут вблизи тела при любом положении конечности. При расположении жгута поверх белья достаточно пришить к белью матерчатое кольцо, в которое будет пропущен жгут, вот и вся муфта. В районе пояса - поскольку при наклонах тела сильно менятеся вектор усилия - более основательные муфты. На плечах - пластиковый анатомический корсет, или тряпичный анатомический корсет, с замком и устройством регулировки усилия. Сверху на это полетный комбинезон, дабы не пугать всех "подтяжками".
Кстати, можно было бы обойтись и обычными подтяжками, да вот беда - в силу отсутствия в невесомости силы, оттягивающей штаны вниз, оные штаны, натянутые подтяжками, будут слишком сильно натиреть хозяйство... Но подтяжки, кстати - тоже неплохо, только помощнее надо подтяжки...
Да, рассекать в невесомости по кабине в таком девайсе - в силу постоянного мышечного напряжения - будет посложнее, чем гордо и вольно парить над планетой в одних труселях. Но здоровье позвоночника того стоит, вам не кажется?
Масса комплекта - до одного килограмма, при отдельном исполнении можно обойтись одним комплектом на двоих-троих, носить по нескольку часов в день по очереди. Если нет явного чувства дискомфорта - вообще не снимать. Конструкцию при желании можно доработать по вкусу, цвету и религиозным предпочтениям.
Проверить, о результатах доложить.
Кстати бесплатный "вдогон". Для улучшения мышечного тонуса можно использовать плечевые, налокотные и наколенные "бандажи" фиксирующего типа, препятствующие излишней свободе движений. Такие бандажи можно использовать совместно с "подтяжками" в качестве муфт для нагружающего жгута. Оптимальным здесь будет не обычный медицинский бандаж, а нечто из неньютоновской ткани. Связано это с тем, что при работе, когда требуется тонкая моторика, движения скупы, и мешать им не надо. Ну а если хочется подвигать руками-ногами - вот тогда, как говорится, пожалте бриться...
Теперь про инъекции.
Первое. Кому хоть раз ставили капельницу - знает, что капелка воздуха обязательно попадет в вену. Капелька. Маленькая. Кровеносная система человека с капелькой справится, это не страшно, это не несколько кубиков загнать в один прием. Соответственно, главная проблема при инъекциях в космосе - это не капелька воздуха, а воздушная пульпа, которая образуется в силу отсутствия силы тяжести.
Очевидное решение - вместо ампул использовать готовые шприц-тюбики. (Кстати непонятно, их что, не используют?) Однако здесь есть несколько моментов. Первый - масса иглы. Очень тяжело получается. Второе. Гибкая оболочка шприц-тюбика, незаткнутая игла, перегрузки - велик шанс вытекания при взлете, и замещения воздухом в невесомости. Третье - у шприц-тюбика такой материал, что после выдавливания он начинает всасывать в себя. На Земле это не критично, в космосе - неприятно.
Решением может служить специальный конструктив ампулы и специальный шприц.
Берем шприц-тюбик. Отвинчиваем колпачок вместе с иглой. Заполняем шприц раствором. Дырочку, через которую заполняли, заклеиваем герметично пластиковой мембраной. У нас получается герметичная ампула, понимаете? Она запаяна, и при старте ракеты с ней ничего не случится, ничего из нее не вытечет. В зависимости от раствора и материала тюбика она может годами храниться.
Берем иглу шприц-тюбика. Здесь сложнее. Та сторона иглы, которая привинчивается к тюбику, "кзенник" - иглу удлиняем внутрь и затачиваем. И закрываем маленькой герметично ввинчивающейся пробочкой.
Технология укола такая:
1. Достаем иглу.
2. Выкручиваем пробочку с "казенника" иглы.
3. Накручиваем иглу на тюбик-ампулу. При этом доработанный нами тыльник иглы прорывает мембрану и оказвается в растворе.
4. Скручиваем с иглы колпачок, защищающий иглу.
5. Втыкаем.
6. Кайфуем.
Однако у нас остался один-единственный момент, не дающий нам покоя. Что делать, чтобы тюбик не всосал в себя воздух и не впрыснул его в тело после установки иглы? Для этого нужно, как минимум, предохранить тюбик от случайного нажатия пальцами в момент втыкания иголки...
Ребята, решается это просто.
Смотрим пункт 4 - "скручиваем колпачок, защищающий иглу". Там есть резьба. Так вот, на эту резьбу мы будем накручивать "шприц для невесомости".
Что такое шприц для невесомости?
Вот посмотрите на карпульный шприц:
Видите, на теле шприца два кольца для пальцев? Так вот, мы выкидываем все, кроме них, Два кольца для пальцев, между которых мы крепим пластину с резьбой, накручивающейся на иглу вместо защитного колпачка. В момент укола мы вообще не трогаем тюбик (ампулу), она спрятана между кольцами и мы ее не касаемся. Мы втыкаем иглу, удерживая все двумя пальцами, помещенными в кольца. А уже когда воткнули, тогда сжимаем ампулу (тюбик), производя инъекцию, и за этот же тюбик из попы выдергиваем.
Наконец, для истинных гурманов от медицины мы можем предложить специальные шприц-тюбики, которые не всасывают воздух. Вот посмотрите на фотографию:
Герметичный алюминиевый корпус (изнутри можно покрыть пластиком), с герметичной прокалываемой мембраной на месте резьбы. Накручивай иглу - и колись... И самое главное - он не всасывает, там деформация корпуса тюбика неупругая...
Более того, можно сделать накручивающуюся иглу с промежуточной позицией. Надел на такой тюбик космический шприц с иглой, вонзил - а уже потом его надо дополнительно провернуть, чтобы наколоть мембрану и произвести инъекцию...
Теперь последнее. Теперь мы займемся космической капельницей, ребята!!!
Прокатимся по вене с ветерком!
Дело в том, что объем шприц-тюбика маловат. Это хорошо для экстренных инъекций - антидоты, противосудорожные, противорвотные, противошоковые и противоболевые препараты. Для медицинских, терапевтических целей используются другие дозировки, другие объемы и возможно - приготовленные прямо в процессе инъекции составы. Ну типа два кубика физраствора и комбинация из ношпы и антибиотика, например, или из ношпы и димедрола.
Их надо приготовить и ввести прямо в невесомости.
Как правильно заметил Михаил Корниенко, при смешивании жидкостей в невесомости образуется пульпа, которую вводить космонавту - стремно, но выхода нет. Значит, у нас опять чисто техническая задача...
Нет, можно, конечно, сочинить центробежный сепаратор для невесомости, но вы же понимаете, что все гениальное проще, еще проще, наконец - вообще просто...
Для начала история, которую мне рассказали как правду. Правда это или нет - ХЗ, но история красивая.
СССР, станция МИР, космонавты и подарки с Земли к Новому году (или к дню рождения кого-то - не помню уже)... Среди подарков - фляга с коньяком. НАСТОЯШИМ. АРМЯНСКИМ.
Невесомость. Трудовая советская космическая аскеза. Фляга коньяка. Праздник.
В общем, смяли эту флягу в гармошку. Получилось "Вась, Вась, еще капельку" примерно половину. А половина - ни в какую. Закинуть эту флягу в Прогресс, чтобы сгорела в атмосфере, рука не поднялась. Отложили, авось светлая идея в голову придет...
Прилетела смена, этот экипаж ушел к Земле, смена свое отработала, вернулась и говорит "алкоголикам" - спасибо, мол, что коньячку оставили. Те - пожалуйста, конечно, но как??? Эти, ухмыляясь - да элементарно!
В общем, один космонавт присасывался к фляге, а в это время другой давал ему подзатыльник - так все и выдули до капельки...
Сейчас мы с вами изготовим настоящий БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ШПРИЦ, пригодный как для смесевых инъекций, так и для космической капельницы.
НАСТОЯЩИЙ.
БОЛЬШОЙ.
КОСМИЧЕСКИЙ.
Готовы?
Поехали!
Первое. Для приготовления настоящего большого космического шприца нам нужен настоящий большой шприц одноразовый. Вот такой:
Далее - нам нужен гигроскопичный стерильный тампон (чуть не написал "тампакс"). Материал должен быть равномерным, упругим, стерильным и очень хорошо сжимаемым. Ну типа медицинской ваты, если бы она была как губка, так же разжималась после сжатия. Мы засовываем тампон...
...прямо в шприц!
По-хорошему, сделать это должны еще на Земле, перед стирилизацией и упаковкой...
Далее мы вспоминаем физику. Есть две силы, влияющие на расположение жидкости относительно поверхности - это сила тяготения (которой в космосе нет) и сила смачивания, которая в космосе есть. Мы достаем наши ампулы с мембранами (которые надеюсь появятся), или простые ампулы (которые хреновые, но уже есть), набираем из них в шприц пульпу.
Вот засосали мы пульпу, поняли?
Пора отделять мух от котлет, а инъекционный раствор от воздуха.
Мы берем шприц с тампоном и пульпой в тампоне в руку, и начинаем стучать ручкой поршня по первой попавшейся приборной доске, или по голове больного (чтоб не обманывал медкомиссию, зараза). При этом (вспоминаем историю с коньяком) жидкость под действием инерции устремляется к поршню, а газ - к отверстию иглы. Если бы не было тампона, жидкость бы просто бултыхалась, но у нас есть тампон, который (ТАДАМ!!!) в силу силы смачивания не дает жидкости плескаться, накапливая ее в себе.
Жидкость остается в шприце, воздух выходит.
А под действием постукивания поршень потихоньку движется вперед.
Когда весь воздух выйдет, и в шприце останется только инъекционный раствор, возросшее гидродинамическое сопротивление не даст ему выплеснуться сильной струей - выкатится только капелька.
ШПРИЦ ПОЛОН И В НЕМ НЕТ ВОЗДУХА.
При инъекции тампон сожмется и отдаст почти все, что набрал.
Алилуйя!
В заключение повторюсь - космос не больница, а совсем наоборот. Лечиться надо на Земле.
Но вот БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ШПРИЦ, возможно, как и "подтяжки", и малый космический шприц с космическими ампулами-тюбиками, возможно, окажутся полезными...
Journal information