Часть 28. О русской элите замолвим-ка слово - слово номер два.
Пришла, пришла, пришла пора продолжить наше рассмотрение нашей же родной русской элиты. Что мы установили в прошлый раз? Что русская элита на всем протяжении существования государства имела неоднородный состав. В число так называемой (чтобы не употребить другое слово) знати постоянно входили всякие беи-шмеи, эмиры-шмумиры и так далее. После вхождения Грузии в состав Российской империи, к примеру, количество грузинских "князей" и "княгинь" едва не привысило число населения всей империи (шутка), хотя - сколько там той Грузии? В "русское" дворянство входили и дагестанцы, и поляки, и татары - кого только не было.
Ну хрен с ним, казалось бы, клоуном при дворе больше - клоуном при дворе меньше... Но ведь эти люди входили в состав имперской администрации (как входили - это на примере Чечни видно) и сохраняли полноту власти на собственных территориях, исключая разве что возможность вести собственную внешнюю политику. Мы знаем, что объяснялся такой подход к расширению империи отсутствием монополии на мобильность, но для нас важно другое, другой вопрос должны мы себе задать. Если у нас такой дикий административный голод, если у нас такая разнородная, разномастная и т.д. элита - по какому принципу она формируется?
Не будем торопиться отвечать. Потому что, как показывает практика, если правильно поставленный вопрос - это одна половина ответа, то размышление над вопросом - вторая.
Можно, конечно, подходить к этому вопросу с точки зрения истории. И мы уже подошли - в двух словах, но абсолютно исчерпывающе. Постоянный приток новых членов, отсутствие монополии на мобильность - достаточно серьезные системообразующие факторы, чтобы получилось то месиво, в котором губернатор Баку, например, занимался киднеппингом, а хваленая николаевская охранка его прикрывала, что позволило некоему Кобе весьма эффективно наполнять кассу некоей политической группировки. Мы видим массу факторов, которые дробят элиту - культурная неоднородность, территориальная раздробленность, отсутствие общности исторической судьбы - но мы не видим главного - что объединяло элиту. Мы не видим, что сплачивало эту социальную группу. Мы не видим механизма образования элиты.
Исторический подход дает нам только один объединяющий фактор - общий царь (император). Однако, как мы знаем, у нас все объясняется царем. Озимые плохо взошли - царь, солнце в облака спряталось - царь, немец бузит, войной идет - царь. Хто всравсь - невістка. Нас же интересует структура общества, а это в значительной степени внутриполитическое и внутрисоциальное дело. Если мы посмотрим на Британию и Францию - то увидим существенно разные общественные системы. Разные по своим проявлениям, по своей внутренней и внешней политике - при том, что они находятся рядом, и даже имеют (через предков) кровное родство среди элит. Разница - в принципе объединения людей в элиты.
Что может объединить Милославского с Гиреем? Вот вопрос вопросов.
Для начала - концепт-блок. Кавказская война, Шамиль бесчинствует, Ермолов в ссылке, при дворе избирают военачальника, дабы примерно выпороть непокорных горцев. Выбор падает на графа Воронцова. Граф не силен в стратегиях (хоть и генерал - но наши генералы дорогого стоят), и обращается к находящемуся в ссылке Ермолову за помощью. Это уже феноменально, само по себе. По нескольким причинам. Ермолов - эффективный военачальник (Кавказ до сих пор помнит), умница, стратег и воитель. Его отправили в ссылку (как и Ушакова, и Суворова) за неуемные успехи и не менее неуемный скептицизм (в адрес нового императора генерал позволил себе высказывание в присутствии фельдъегеря). И вот к опальному специалисту едет назначенный свыше "покоритель" - за советом. Негласно (зуб даю, что охранка знала) едет, конечно...
Представьте себе такую картину - Кудрин едет к Ходорковскому за консультацией :) Впечатляет?
И вот выступает в поход граф, углубляется, проебывает обозы и остается с голодной армией в глубине недружественной территории - без коммуникаций и резервов. С большими потерями выходит, хочет от позора застрелиться - но офицеры не дают. Чтобы было кому отвечать за разгром. Вполне закономерный результат - чужим умом сыт не будешь. И тут следует второе удивительное действо. Составляется победный рапорт. Все рукоплещут. Дождь из наград.
Я хуею, дорогая редакция! Когда Геббельс вещал в 44-м о "вундерваффе" и "спрямлении линии фронта" - мы это считаем маразмом. Когда Воронцов отчитался о "победе" - это да, великое достижение...
Если бы, если бы, если бы граф Воронцов был один такой! Потемкинские деревни помните? Наградила ведь тоже - а впору голову рубить было. А ведь были еще Аустерлиц и Бородино. Были петровские войны. Вы только представьте - чахоточный и не вполне адекватный на голову шведский король чуть самого Петра не победил! Ну да, бывает, скажете вы - но ведь те времена в прошлом... Хорошо. Вспомним СССР. Внимание, даю сигнал! ЦЕЛИНА. КУКУРУЗА. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА. Вам мало? Ладно.
1986-й год, 26 апреля. Катастрофа на Чернобыльской АЭС. 27 апреля - по всей Европе счетчики Гейгера воют и стонут - у нас все отлично. Вся западная пресса на рогах. Уже и спутник пролетел, и фотки сделали - 28 апреля. "В Багдаде все спокойно". Потом, конечно, признали. Потом был трудовой подвиг советского народа, героизм ликвидаторов, арест-суд-сибирь, порицание невиновных и поощрение непричастных...
Ребят, ну вот поставьте себя на место нашего генсека. Понятно, что ёбнуло. Понятно, что неслабо. Понятно, что все в курсе, при чем не только за рубежом (хрен с ним), но и у нас (а вот это уже хреново) и шила в мешке не утаишь... Почему? Нафиг делать веселую морду лица? Все уже случилось...
Кстати по поводу "Чернобыльского" процесса. Осудили людей, которые на момент катастрофы на станции отсутствовали, которые персонально за программу "испытаний" не отвечали (разрабатывали программу и утверждали другие), а во время катастрофы горбатились не меньше многих. Но если восстановить ход катастрофы (а его уже давно восстановили), получится следующее:
- При подготовке к эксперименту реактор был "подразогнан" по требованию диспетчера Киевэнерго, что вывело его за пределы рабочих режимов. Самое интересное, что программа испытаний была составлено для рабочего режима. После того, как реактор сутки насильно удерживали на нештатном режиме - всякие испытания потеряли смысл.
- В процессе испытания персонал сам вручную (!) отключил все системы защиты. Потому что реактор (как и положено любому нормальному реактору) попытался штатно потухнуть. В результате всех этих действий реактор оказался в ситуации, в которой он теоретически не мог находиться, потому что это невозможно в принципе.
А я бы тоже бахнул! Что они там собрались исследовать - для меня загадка. Для мировой науки, думаю - тоже. Есть такая поговорка - "сдуру можно и хуй сломать".
Так вот, за эту катастрофу нужно было сажать в первую очередь персонал смены. За распиздяйство, безголовость, непрофессионализм и вредительство. Мало того, что реактор сожгли - так ведь еще и без толку, ибо никому те результаты были не нужны на самом деле. Закритические испытания абстрактного реактора без сисем защиты в невероятно маразматической ситуации. Возьмите мину или снаряд. Стучите по взрывателю молотком. И вам откроются тайны физики (в основном механики, термодинамики и динамики жидкостей и газов). Тоже ведь - эксперимент...
Самое интересное, что Чернобыльская станция считалась элитной, и персонал на нее набирали тоже непростой - лучших из лучших. Элиту. Элита здесь - слово ключевое. И вот почему. Допустим, что материалы комитета безо всякой партийной цензуры пошли бы в суд. Какие бы могли бы быть сделаны выводы? Выводы могли бы быть сделаны очень интересные - непрофессионализм персонала атомных станций. Это системный вывод. Это серьезно. Посадить нескольких человек - это значит признать, что отдельные личности отдельно недоглядели. Посадить рабочую смену - это признать, что у нас в атомной отрасли пиздец творится. На системной основе.
РБМК-100 - прекрасный реактор. Тот факт, что несколько осененных своей элитарностью мудаков настойчиво пытались его взорвать и взорвали таки - хотя он и сопротивлялся как мог, из последних сил - ничего не говорит в принципе. Возьмите мину... От нашей элиты защиты нет. От дурака есть - а от элиты нет. Нету таких нормативов в технике, чтобы защитить ее от нашей элиты.
Катастрофы "Эстонии" и "Нахимова" из той же серии. Везде - лучшие из лучших.
Самая большая катастрофа современности, последствия которой еще наши внуки расхлебывать будут - Перестройка. Лучшие из лучших решили сделать лучше...
Так по какому же принципу формируется вот это, бессмысленное и беспощадное, желающее добра, но вечно порождающее зло? Давайте обратимся к нашей гипотезе, к архетипу русской степи. Мы уже знаем, что от природы наш человек алертен, алертен перманентно и интенсивно. Эта аллертность требует сублимации. Мы знаем, что сублиматор у нас один - царь. Задача царя (единственная, на самом деле) - это сублимировать страхи всех остальных. А ведь элита - тоже люди, у них тоже страхи. Курский крестьянин видит соху, видит землю, берет соху в руку и применяет ее по назначению. Князь (предисполкома) видит перед собой бумагу с ручкой, думает о светлом будущем (думает искренне!)... А вдруг ёбнет?
И ведь ему есть, куда падать...
В психологии известно четыре метода, которыми человек справляется с неприятной (болезненной) информацией. Это рационализация, сублимация, перенос и вытеснение. Первые два метода - активные. Вторые два - пассивные. Первые два метода требуют воли, силы, уверенности в возможности преодолеть. Вторые два - это реакция бегства от проблемы. Это не я виноват, а он, не оператор смены, а академик, потому что плохой реактор сделал (перенос). Этого не было вообще (вытеснение). Ничего не напоминает?
Везде и всегда, какое событие не исследуй, если это событие неприятное и в нем замешана элита - мы видим вытеснение и перенос. Бегство от проблемы.
Сталин и Горбачев находились, в общем, в схожих ситуациях. Страна с проседающей либо просевшей экономикой, внешний враг и неэффективная организация общества. Оба они хотели сделать лучше. В чем разница? Разница в том, что Сталин ввел персональную ответственность - а Гобрачев нет. Кто знает, назначь Горбачев ответственного за перестройку - какие бы посадки мы увидели, сколько леса получила бы страна и какие гидроэлектростанции и прочие объекты мы бы построили? Беда перестройки была в том, что Горбачев был человек элиты, в то время как Сталин - нет. При Сталине падали, кто до уровня колхоза, кто на Колыму, а кто - и до уровня лубянских подвалов. При Горбачеве просто "не получалось"...
Ранее я уже говорил, что процветание и богатство губительно для России. Я это аргументировал с одной стороны - со стороны теории власти как сублиматора страхов. Сублиматор может быть только один, ибо в противном случае мы получаем классическую проблему Буриданова осла. Теперь мы видим механизм. В цветущей стране очень хочется жить, и жить хорошо. Если же за неправильные действия придется падать - хорошо жить не получится. Потому люди, умеющие добиться результата, всегда оказывались за бортом. Ибо результат возможен только в случае, если человек не боится ответственности персональной. А такие люди не вытесняют и не переносят - они сублимируют и рационализируют.
Так можем ли мы сформулировать принцип, по которому формируется элита в России? Можем. Российская элита - это люди, которым есть куда падать и которые очень не хотят отправляться в полет. Посему это - люди, умеющие закрывать глаза.
Умение закрывать глаза на проблему - это базовый принцип формирования элиты в наших пенатах. Люди, глаза не закрывающие, элитой отторгаются - несмотря на заслуги и происхождение.
Несколько месяцев назад видел по телевизору кусок интервью одного украинского депутата. Уже не помню, что там обсуждалось, но слух резанула фраза "головне, щоб усі проголосували за". Человек действительно хочет как лучше. Но при этом страшно боится ответственности...
Journal information