bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 123

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122.

Часть 123. Праздник живота интеллекта - 5.

Судя по всему, чем дальше, тем больше народ накручивается. Заметим - мы говорим не о реальности, мы говорим о мистике, иллюстрируя ее с точки зрения определенных гештальтов. На самом деле у нас есть один совершенно реальный маркер - чем больше вас штырит, чем больше вы втыкаете, чем сильнее вас плющит и колбасит, причем без какой-либо связи с серьезностью изложения, тем больше, значит, вокруг нас мистики. Соответственно, чем более наблюдаем данный маркер, тем, значит, более очевидным для нас становится факт вовлечения бессознательного, причем именно в коллективной его форме, в наш маленький парад-але...

А ведь у нас с вами как раз главный вопрос и состоит в том - есть здесь действительно коллективное бессознательное, есть здесь действительно трансперсональный эффект, или все то, что здесь описывал и анализировал Дима на протяжении более года - все-таки плод больной фантазии? И если мы получим должную толику переживаний, если мы вздрогнем, если мы покроемся холодным потом, гусиной кожей, если нас пронесет, если в темном переулке мы шарахнемся от звука собственных шагов, оскальзываясь на асфальте - значит, есть в этом что-то странное, что-то непонятное, что-то мистическое, инфернальное, манящее и пугающее...

Если мы будем спокойно читать текст, и он не вызовет у нас абсолютно никаких эмоций, сколько мы не попытаемся вчитаться - это, конечно, одно. А вот если мы, подойдя к этому этапу, будем чувствовать что-то совсем-совсем другое... Ну что ж, приступим.

Мы продолжаем читать главы из замечательной книги



И сегодня нам опять потребуется саньясин, и - еще, дополнительно - один гештальт. Ну так получается, что люди у нас тут вокруг собрались тупые, неграмотные и озабоченные, и потому без саньясина, который может перевести (как например в прошлой части) с нормального, но незнакомого на более-менее доступный, но кривой, нам не деться никуда. Саньясин - вот он я, любимый, и мы можем потихонечку переходить к гештальту. Надеюсь, одной части хватит, ибо боюсь, перерыв между двумя постами может очень дорого стоить неискушенному читателю, неосторожно заглянувшему на огонек...

На этом месте В.В.Путин нас оставляет, улыбнувшись одними уголками губ и глядя грустными глазами на сборище дегенератов, и дальше мы пойдем только с вами - вы и я. И я вас буду вести, как в "Божественной Комедии" Вергилий вел Данте, а вы постарайтесь не спотыкаться. А лучше сразу откажитесь от этого и следующего за ним гештальта. Еще раз напоминаю - это всего лишь гештальты, и нахрен вам нужно то, без чего вы прекрасно сможете жить? Ну можно же выпить водки, или там - в танчики поиграть, верно? Вот и идите пейте водку и играйте в танчики.

Вопрос прежний, но герой у нас совершенно новый сегодня. Героя у нас зовут Виталик Бетюжный, и кое у кого при этом имени уже екает селезенка...

Я всегда любил читать, так приучили. Причем так получается, что есть книги большие, пафосные, даже популярные, модные и разрекламированные. А есть книги меньшего размера, достаточно узкие по аудитории. А еще есть книги полные мысли, действия, с богатыми гештальтами, а есть книги бедненькие. Есть книги со сложным и интересным языком, есть книги простые.

А кто не любит читать - тот дурак!

Среди книг есть такой жанр - мистический триллер. Отличие от обычной эзотерической литературы, где вам открывают глаза на жопе и других органах тела, заключается в том, что мистический триллер - это книга художественная, а не башнесворачивающая. Типичная башнесворачивающая книга (являющаяся, если она хорошая и написана человком с мистическим опытом, как книги Кастанеды, например) вам нарисует красиво и объемно некий альтернативный мир, в котором есть магия, и вас будет переть от нее, если вы вообще способны к чтению такой литературы. Типичная мистическая история, и в частности, мистический триллер - это книга, в которой главное - герой, как и в любом другом литературном произведении. То есть в башнесворачивающей книге магия есть главное и основное, а в истории - это служебное, атрибут, часть художественного метода.

Кстати, Гарри Поттер - типичный мистический триллер. Причем триллер по всем признакам. Разве что магия в книжках про Гарри недоделанная, но если на эмоциях въехать - то поймаете. А по структуре это триллер. Самый настоящий. Своего рода "Ночь живых мертвецов" или "Техасская резня бензопилой" для самых маленьких. Чтобы вздрагивали и какались в штанишки...

Так вот. Каждый мистический триллер содержит магию. Это аксиома. Без магии нет мистического триллера. Открываем Толкина, "О волшебных сказках", читаем, и видим - Джон Рональд Руэл говорил то же самое. Не может быть волшебной сказки без волшебства, и мистического триллера без мистики. Это аксиома.

Средний современный мистический триллер пишется человеком неграмотным. Не имеющим опыта интенсивных и длительных мистических переживаний. Во всяком случае такого опыта, который сравним с опытом среднего саньясина. В лучшем случае вокруг автора когда-то происходило что-то, от нескольких мгновений до нескольких дней, что оставляло после себя ощущения инферно, иррационального ужаса, каковой опыт прекрасно описал Олег Дивов в "Как я был экстрасенсом". Но там описан опыт длительностью от нескольких мгновений до нескольких минут, понимаете?

Кстати, давайте с вами согласуем один термин. Когда я говорю инферно - речь идет об иррациональном ужасе. Не рациональном ужасе, коего полно в жизни, а об ужасе иррациональном, ужасе как он есть, ужасе, который не привязан ни к какому объекту. Очень хорошие определения инферно можно увидеть в следующих фразах:

"Бескрайний космос, бесконечный террор" ("Горизонт событий").
"В космосе никто не услышит твой крик" ("Чужой")
"Иногда они возвращаются" (одноименное произведение Стивена Кинга)

Так вот, мистический опыт - он инфернален. Он инфернален просто потому, что любое мистическое переживание связано с активизацией бессознательного, с искажениями восприятия, с эмоциональной травмой. На уровне причинно-следственной связи глубинная эмоция не проявлена, она сама по себе, и она окрашивает окружающее, не будучи связанной ни с одним предметом, совершенно иррационально. Ну и как в большинстве случаев, когда у нас есть бессознательное - это негатив. Вот у нас и получается инферно - иррациональный ужас.

Поскольку любая мистика иррациональна, а магия есть мистика по определению - то на любое магическое действие распространяется все то, что распространяется на любую бессознательную деятельность. То есть, меняется логика, меняется объем восприятия, и само восприятие испытывает искажения. У Кастанеды это передано просто изумительно, особенно в той части, где он встречается с союзником или сновидит. Но для того, чтобы так передать мистическое состояние, требуется опыт. А большинство авторов если таковой опыт и имеет - то очень-очень скудный и фрагментарный.

Один из самых популярных мистических авторов современности - Стивен Кинг. Если посмотреть на созданные им книги - а их много - то можно увидеть любопытную штуку. Это проза. Это хорошая проза, несмотря на бедный язык, потому что Кинг - преподаватель классической английской литературы. Его язык беден, ибо того требует жанр и публика. Он может писать на порядок ярче, но это никому не надо. Так вот, его книги - это качественно изготовленная прекрасным ремесленником проза.

И мистики там с гулькин нос.

Каждая книга Кинга описывает некий социум, некие события, неких людей и их поведение, но собственно мистического опыта - как у Кастанеды - у Кинга нет. И все равно при написании книг вокруг Кинга происходили странные события. Он сам об этом говорил, дай бог памяти, в "Как писать книги".

Михаил Булгаков со своим "Мастером и Маргаритой" тоже относится к этой категории. Мистическое передано у Булгакова в особом настрое, реализованном через начитку от третьего лица с определенной ритмикой и определенными искажениями речи (поведение Ивана Бездомного). И с Булгаковым при написании книги и после происходило...

Но на самом деле собственно мистики у Булгакова нет, она адресуется через персонажей, обладающих в общественном сознании определенной наполненностью гештальта. Воланд уже мистичен, Понтий Пилат и Христос тоже. Простым упоминанием их в тексте автор вызывает соответствующие эмоции, вплетая их в текст, впрягая в ритм начитки и заставляя работать, оживляя происходящее действие нужным светом под нужным углом.

Совершенно шикарная мистическая вещь - "Пиковая дама". Но там тоже мистика как таковая отсутствует. Там есть описание героя и его чувств.

Весьма близка к мистике книга Яна Вайсса "Дом в тысячу этажей", и в этой книге мистики больше, чем во всех книгах Стивена Кинга. Дело в том, что у Вайсса герой бредит, и весь текст - это запись бреда, с характерными особенностями, такими как символизм, фрагментность повествования (оно как бы разбито на участки). В общем, Ян Вайсс написал действительно превосходную книгу, передающую определенное иррациональное состояние и коррелирующую, между прочим, с "Божественной комедией"... Из репрезентировавших мистицизм бреда, Кафка, наверное - лучший.

Эдгар Аллан По, например, в "Доме Ашеров", также описывает происходящее языком, характерным для измененного состояния сознания.

О чем это говорит? Это говорит о том, что мистический триллер вовсе не должен быть книгой про двинутого чувака в дурацком колпаке, засаленной указкой в руках, невнятно бормочущего себе под нос нечто, наводящее на мысли о проблемах с дикцией.

Маг, отличающийся от обычных людей одеждой, атрибутами и так далее - уже и не маг вовсе. Это просто плесень хипует. Потому что если антураж есть, а содержания нет - то это не магия, а порнография. Гарри Поттер потому мистичен, самую малось, что это все же для детей написано, в рассчете на их восприятие. Если на эмоциях въехать в текст, вы начнете испытывать легкий возрастной регресс, и вот тут у вас и возникнет нечто, некое состояние, а вовсе не потому что волшебные палочки и летающие веники.

При написании волшебной литературы есть одна очень тяжелая задача, которую надо решить. Эта задача - обмануть восприятие. Дело в том, что символьная система, сильно насыщенная волшебной атрибутикой, сама по себе не создает другого восприятия, ты просто читаешь историю из жизни, но жизнь немного с иной атрибутикой. Если апеллировать к сильным волшебным гештальтам, а у нас сейчас с ними явно проблемы, нету сейчас сильных волшебных гештальтов, то можно пойти по стопам Булгакова. Но тут нужно очень внимательно относиться к персонажам, чтобы не превратить мистическую сущность в разукрашенного гопника. Вот взять например, книгу "И черт с нами" Калугина - вроде есть мистические сущности, а боевичок боевичком...

Чтобы использовать магию в качестве художественного метода, нужно нечто иное. Нужно обмануть восприятие читателя. И сделать это достаточно просто. Вот смотрите, прямо сейчас я вам накидаю сюжет крутой книжки, с вплетенной в него магией, и вас заплющит и пропрет по полной программе. Книжки нет, а вас пропрет от одного сюжета.

Обычный ломбард. Выдает деньги под залог. Скучный бухгалтер, обычный человек, ведущий бухгалтерию на компьютере в 1С, пошарпанное помещение. Отчеты в налоговой и визиты инспекции с проверками. Пожарники и милиция, в форме вневедомственной охраны. Только в залог принимаются не вещи, а души. Кто-то выкупает залог, кто-то нет. И со всеми, в рамках художественной гипотезы, происходят разные события совершенно бытового плана.

Чтобы маг с точки зрения читателя выглядел действительно магом, он должен быть простым обычным человеком, оперирующим необычыми вещами.

Вот такой человек Виталик Бетюжный и его друзья. Они покупают, продают, меняются. Но не марками, монетами, картинами, иконами или еще чем - а удачей. Где-то подтыривают, где-то приторговывают. И происходит это в обычном городе Киеве образца 2007 года. С реально существующим отделением милиции, двориком и домом, с реальным (уже не существующим) павильоном мобильной связи у Пассажа, с реальным (уже закрытым сегодня) кафе.

Телемаркет.

Все очень просто, правильно? Не нужен островерхий колпак, не нужно "кастовать спеллы", нет нужды в магических пассах и прочей ерунде. Костюм, портфель, записная книжка. И неотличимый от реального мир, в котором неотличимый от реального человека герой занимается очень необычными и совершенно нереальными вещами.

Здесь необходимо еще упомянуть то, что удача, как редкое и благоприятное стечение обстоятельств, в общем - совершенно обычный атрибут любой жизни любого человека. Мы все знаем, что такое удача. И мысль о том, что удача может быть предметом торга, накопления и так далее - это и есть магическая гипотеза, атрибут. Остается ее правильно подать.

И здесь мы возвращаемся к истокам, к классике, к "Пиковой даме" Пушкина, в которой рок, судьба репрезентируется через карты, и приходим к понятию "покер". Ну просто потому, что если у нас просто торговля удачей - то это немного скучно. А покер, то есть поединок двух игроков, в котором незримо присутствует рок, как у Пушкина - это уже серьезно, это триллер, это драйв. И как в обычном покере, имеет значение не только расклад, но еще и торговля. И еще блеф. Посмотрите на Виталика - он все время блефует. Нет никаких пассов и так далее, в книге шаманство упоминается всего один, вроде, раз ("пошаманивая, я всегда это любил делать по дороге" - как-то так), но этого, во всяком случае в той части, что была написана - уже достаточно. Объект торговли - удача, и "шаманство" уже создают некий антураж, и остается добавить в это дело капельку драйва. Потому - убийство, покер, блеф, интрига. Весь адреналин в книге создается обычными действиями и поступками, иногда сопровождаемыми, для изменения течения событий, магическими атрибутами ("купол отвлечения" при беготне в Пассаже). Все обычное, родное, максимально узнаваемое, максимально реалистичное - но другое.

И от этого становится страшно. Как и должно быть в триллере. Потому что идя по улице и обернувшись, ты не можешь определить, в каком мире ты находишься - в нормальном обычном, или мире ловцов.

Признаюсь честно. Хотел написать хорошую книжку. Малость перестарался. И перестарался в том смысле, что если вы почувствовали мир ловцов, то выбраться из этого мира в реальный уже невозможно просто так. Потому что мир один и мир другой неотличимы.

Это да, это ошибка.

А я еще и добавил эпиграфами, и я себе представляю, как они читаются в контексте... "Как отличить случайность от закономерности, если сама закономерность выведена из случайности"? Ребята, а действительно - как? "Все события в этом тексте выдуманы. Это не значит, что они не могут произойти." И ведь могут. И ведь что-то подобное произошло. Произошло просто потому, что герой по тексту не совершает ни одного необычного поступка, и вся магия заключается только в том, что ему невероятно везет...

Ну я же с вами разговариваю, правильно?

Значит, ничего невероятного не совершил...



А ко мне тут засылают, "научи", понимаешь... Я такой, я научу - мало не покажется.

Единственная проблема, которая реальная - это мягкий аффект со всеми вытекающими, то есть - подменой восприятия и так далее, но это уже не Виталик, это я такой со спецэффектами. И эти спецэффекты да на образ ловца, очнее, образ ловца, сопровождаемый спецэффектами...

Дорогие товарищи госбезопасность. А не пошли бы вы нахер из творческой лаборатории начинающего писателя, а? Ни себе нихрена не наловили, и мне все испоганили. Нехрен заниматься дурью, идите террористов ловите, а не по недописанным книжкам втыкайте. Или вот - отправляйтесь искать Гарри. Поттера. Он вам точно покажет дорогу в Хогвартс...

И да, возвращаясь к Дональду Трампу. Ребята, ни я, ни Виталик тут ни при чем. Тут работал Великий Ловец, Ловец Ловцов, имя которому - Судьба. Рок.

Тройка. Семерка. Туз.
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

  • Надеюсь, крайнее "ха-ха" на сегодня...

    В свое время был такой прекрасный (по тем временам, и абсолютно прекрасный по нынешним) комедийный фильм "Робин Гуд: мужчины в трико".…

  • Гм...

  • Расслабьтесь...

    ...пока я в танках, я думаю. А вы наслаждайтесь классным исполнением красивой музыки:

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments