bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Синемафилическое...

Окончательно замотивированный этой вот записью, таки сел и посмотрел "Защитников".



Теперь будет, как обычно, многа букафф...

Ну, давайте так. Кто хотел увидеть серьезную фантастику - тот плюется. Кто хотел увидеть осмысленное кино - тот тоже плюется. Кто вообще хотел увидеть что-нибудь эдакое - тот тоже плюется. Вообще плюются все, каждый по-своему.

И зря. Я вот не плююсь (неожиданно, правда?). Сейчас вы узнаете, почему.

Вот здесь вот мы говорили о фильме "Притяжение" Бондарчука. И мы говорили о художественном творчестве, художественном методе и художественном восприятии, кои, соединившись вместе, порождают шедевр. А если не соединились - порождают чудовищ, не без этого...

Чтобы оценить "Защитников", нам надо немного углубиться в культурные паттерны.

В 1942 году Герман Гессе закончил роман "Игра в бисер" (настоятельно всем рекомендую - вещь прекрасная). В данном романе он упоминал об эпохе фельетона, как о культурном феномене, порожденном наступающим филистерством. Пошлем нахрен громко взвывших тру-русских мужиков со своим тру-русским мнением о мировой культуре, и подумаем вот о чем. Фельетон, в понимании Гессе, есть произведение с деградировавшим смыслом, понимаете? Вот давайте еще раз подумаем, вчитаемся, хорошо?

Фельетон есть произведение с деградировавшим смыслом.

Фельетон есть порождение филистерства, ибо филистеру не до высот, глубин и тонких ньюансов, он не будет анализировать и интерпретировать. Он хочет, чтобы его вставило, и потому все, что вставляет - будет им приветствоваться. Так полноценные драмы, трагедии, комедии, фарсы, буффонады и прочая - превращаются в пародию на самое себя. Некто Мольер, который Жан-Батист, сын королевского обойщика, пошел в театр писать пьесы. Для плебса. В эпоху Мольера то, что он писал - было фельетоном, грубой поделкой, предназначенной для людей второго сорта. К счастью, Мольер оказался перфекционистом, и в результате мы имеем классические великолепные и до сих пор "вставляющие" произведения...

Но в те времена это был фельетон.

Мысль о духовной, в смысле экзистенциальности, деградации общества по пути от произведения искусства к фельетону неоднократно находила отражение в культуре. Да вы сами, если застали короткий период настоящего рассвета рока в нашей стране, наверняка не можете без содрогания слушать хип-хоп. Скорее вы будете слушать хорошие зарубежные группы, чем наших косителей под ихних маргеналов (именно так, через "е").

Вопрос. Что является ядром американской культуры? Не в смысле источника, не в смысле скреп и так далее, а в другом разрезе. Что первое американский ребенок берет в руки, чтобы почитать? Данте? Шекспира? Приста? На худой конец, По? Нет, американский ребенок берет в руки комиксы.

Комикс - это фельетон, по Гессе, американского общества 20-го и начала 21-го века.

Чтобы понять суть комикса, нам нужно вернуться к пониманию триединства творец-метод-потребитель. И ключевым тут является потребитель комикса. Потому что именно из рассчета на потребителя творец и творит, используя метод. Так вот, потребитель комикса, ребята - это ребенок, понимаете? Потребитель комикса - это такое эмоционально незрелое существо с редуцированным (точнее, не вполне развитым) интеллектом, оторванное от реальности и из всех художественных изысков отдающее предпочтение триаде "бздыщь, бабах и тудух".

Между прочим, большинство работ Херлуфа Бидструпа - это комиксы для взрослых...

Еще раз, потребителя комиксов отличает незрелость эмоциональная и интеллектуальная, отрыв от реальности и сильногромыхающие штуки в сюжете произведения. Тут уж, как говорится, не до изысков...

Вся Америка с ног до головы пропитана комиксами. Если взять американский кинематограф, то можно, причем не напрягаясь, найти множество произведений, которые не являются комиксами, но - ни один из этих фильмов не является блокбастером. Практически все блокбастеры в той или иной степени являются комиксами или имеют в своей основе методы либо черты комикса. Практически во всех фильмах "бздыщь, бабах и тудух" - это именно из-за комиксовости восприятия американского зрителя. Если в фильме нет стрельбы и взрывов, он не может стать популярным в Америке - не поймут. Более того, если мы посмотрим на историю развития научной фантастики в США, то с удивлением обнаружим, что как жанр она зародилась именно в качестве комикса. Сперва Уэллс написал свои книги, потом комиксорисователи начали штамповать свои истории, а уже потом в среде американских писателей зародились первые литературные произведения. Вся американская сайнсфикшн - это комикс, что ее в корне отличает от европейской и советской.

Ну разве что Азимов да Кларк выпадают, но, ребята - это были ученые, а не простые писатели...

Отдельно следуцет подчеркнуть, что иногда в форму комикса и с помощью художественных методов комикса засовывается нечто, что не является совсем уж редуцированным и примитивным. Но это скорее прихоть автора, а не особенность жанра.

Поскольку для комикса нужен БЗДЫЩЬ, и чем больше, тем лучше, то у нас тут же появляется необходимость в особой истории, особых героях и особых обстоятельствах. Супергерой и суперантигерой порождены комиксом как жанром, ибо обычный человек и супербздыщь плохо совместимы, понимаете? Чтобы был супербздыщь, нужен супергерой и супернеобходимость (так появляется суперантигерой). Это закономерно и системно.

Понятие супергероя автоматически влечет суперспособности. Супергерой должен быть феноменом, отличаться от остальных людей. Суперсила, суперскорость, суперум, супертеле-пирокинез и прочая - это обязательный атибут супергероя. Если у героя нет суперспособностей, он должен хотя бы одеваться по-идиотски, что ли... И вот вокруг всей этой супер-пупер-хрени и строится комикс. Конечная задача комикса - дать редуцированному потребителю некий комплекс супер-пупер переживаний, через отождествление с героем. Который супергерой.

Обратите внимание - практически в каждом комиксе супергерой - одиночка. Он один. Читатель один - и супергерой один. Существует колоссальное количество комиксов про одного героя, и очень мало - с несколькими супергероями, в которых супергерои были бы равноправны и равновостребованы сюжетно. Потому что редуцированный зритель легко может отожэдествиться с одним супергероем, но ему уже крайне сложно отождествиться с несколькими. Великолепнейший суперкомикс (по компоновке) "Четыре комнаты" - один супергерой. Зато какой! "Команда А", "Джей и Молчаливый Боб" - это яркие исключения. "Отряд самойбийц", "Великолепная четверка", "Неудержимые", "РЭД" - это исключения из общей массы. В общей массе мы имеем... Я даже перечислять не буду.

"Защитники", прежде всего по своей структуре, это классический комикс с коллективным супергероем. В России уже снимались комикс-фильмы, и в качестве комиксов они выглядели ничё так, так вот - "Защитники" - один из них. С точки зрения фабулы "Защитники" очень сильно напоминают нам "Отряд самоубийц" - подумайте, и вы со мной согласитесь.

Если вы смотрите "Защитников" как фильм - вы будете плеваться. А вот если вы будете смотреть его как комикс, настраиваясь на восприятие картины в пределах и границах жанра - то вы уже плеваться не будете. Знаете почему? Да потому, что как комикс, "Защитники" сделаны качественно, намного лучше, чем я ожидал.

"Защитники" - конкретно некислый комикс, ребята!

Визуальный ряд хорош. Характерное для комиксов искажение реальных человеческих качеств в образах героев - хорошо. Одни только клоны с проводками чего стоят, да и самоездящие танки тоже. А суперспутник! Все необходимые комиксу для СУПЕРБЗДЫЩЬ элементы налицо. Более того - даже военные переданы четко, акцентированно и с нужной степенью обезображивания. Взять только Елену Латину, которая собирает супергероев и рулит ими - она настолько лубочная, настолько функциональная, и настолько, за исключением формы, мало похожа на настоящих военных - что просто песня. Она идеально ложится в структуру комикса, и эта роль (впрочем, как и остальные) сыграна бесподобно.

Теперь про БЗДЫЩЬ. У Олега Дивова в "Молодые и сильные выживут" фигурирует миномет "Тюльпан" и стрельба по Москве из оного. А в комментариях к "Оружию Возмездия" кто-то из комментаторов сказал, что мысль из Солнцева пострелять по Кремлю ему нравится. И здесь мы видим одну интересную вещь, один момент, который нужно четко понимать.

Видите ли, нужно было родиться в СССР, нужно было (я про себя) немного пожить в Москве, чтобы понять одну вещь. На периферии это не так заметно, но в центре, в столице, присутствует определенный психологический комплекс. В столице житель полностью зависим от власти, ибо столица и есть - средоточие власти. А жить в столице (любой) недешево, и сложно, все стремятся, конкуренция большая, нужно крутиться, эмоционально это тяжело. Поэтому средний москвич хотя бы раз в жизни мечтал выстрелить из пушки по Кремлю. А в провинции на Москву смотрят как на то, что отбирает у них, и тоже как бы разок выстрелить не против. В мечтах.

На Украине иначе. На Украине все хуй на Киев ложили, даже киевляне.

Еще раз. В любом народе, в любой стране, где есть центральная сильная власть, всегда есть вопросы к этой власти, и потому разок стрельнуть по Кремлю/Бундестагу/Капитолию коренной житель - в мечтах конечно - отнюдь не против. С другой стороны, в любой стране с сильной властью разрушение этой власти или ущерб ей - это трагедия, это вызов, это опасность. И потому самое большое суперантигеройское действо - воплотить мечту каждого столичного жителя, а супергеройское - это воплощение пресечь, и желательно так, чтобы при этом сам житель не пострадал, но насладился...

Ребята, вы поняли, почему в американских фильмах так часто разрушают Нью-Йорк и Вашингтон? Да потому что это круто!

В "Защитниках" главные "бздыщи" происходят, в полном соответствии с принципами комикса, в Москве. Но, ребята, в данном смысле "Защитники" уникальны и великолепны. Авторы фильма нашли в Москве гораздо более интересный для "бздыщей" объект, оставив без внимания и Кремль, и Мавзолей. Они нашли "Москва-Сити"...

Корпоративная власть еще более неприемлема для плебса, и в нашем мире - не менее необходима, нежели государственная, и потому сцена виртуального изнасилования "Москва-Сити" греет сердце каждому зрителю - от Калининграда до Владивостока. Каждый мечтает хоть раз пальнуть из пушки по сакральному...

Теперь почему я считаю "Защитников" великолепным фильмом в жанре комикса. Понимаете, ребята, они не просто там похерачили Москва-Сити. Они дали великолепнейший кадр, великолепнейшее визуальное решение. Сперва я покажу вам картинку из "Защитников" (к сожалению не нашел именно тот кадр), а потом кое-что другое...



А вот Цитадель Сити 17 из ХалфЛайф-2:



Вы просекли фишку?

Там на самом деле было два места, от которых я вообще охренел - настолько полная визуальная аналогия. Цитадель в Халфе - место сосредоточения абсолютного зла. Сколько раз в жизни вы обзывали телевизор зомбоящиком? Однако не только телевышка является сосредоточением зла. Как я говорил - корпоративная власть, вот желанная цель для поиздеваться. И в фильме присутствует кадр Москва-Сити со стороны - и там не одна, там несколько "Цитаделей", которые возвышаются над остальной Москвой, превращая ее в своего рода мега Сити 17 из мега-ХалфЛайф... Вот где происходят эпические бздыщи...

И вот куда стремится суперантигерой, чтобы властвовать надо всем миром.

Одно лубошное зло стремится к другому лубошному злу, чтобы обрести абсолютную лубошную власть...

И вот когда мы смотрим этот видеокомикс с подобными аналогиями, мы должны вернуться к нашим супергероям. Понимаете, на Западе супергерой должен быть один. Даже те комиксы, где герой не один (исключая Джея и Молчаливого Боба), состоят из самостоятельных персонажей, каждый из которых имеет свою предысторию. Американский комикс - это пафос индивидуального превосходства, понимаете? В "Защитниках" же нет самостоятельных героев. Все они дети одной программы, и все они осмыслены и являются целым, только когда они вместе. И вот эта вот идея совместной борьбы со злом и совместной победы подчеркивается словами Елены Латиной (это военная, которая ими руководила) - "мы нашли остальных защитников". То есть на самом деле пафос комикса "Защитников" не в превосходстве и сверхспособностях конкретных персонажей, а в том, что героев-то - много... И вот этот пафос, и коллективный характер действующих супергероев, обретающих мегасупервозможности и побеждающих через объединение усилий, и адресация к другим, оставшимся за кадром супергероям - это в корне отличает "Защитников" от западных комиксов...

И самое главное. Чем заканчивается фильм, чем заканчивается образный ряд "Защитников"? В западных комиксах, в зависимости от, какой-нибудь губернатор, сенатор или президент благодарит главного супергероя, верно? А здесь все совсем иначе. Здесь - власти сообщают о победе и говорят жителям, что мир восстановлен и они могут вернуться к нормальной жизни...

Ребята, они сняли комикс о нешуточном насилии над Москва-Сити и Останкинской телебашней - и ухитрились ни разу не показать Путина!

Зачот!

В общем, если отнестись к "Защитникам", как к жанровому произведению, как к комиксу, то мы увидим и хорошую режиссерскую работу, и хорошую актерскую, и хорошую операторскую, и хорошую оцифровку - все это, естественно, с точностью до жанра, до художественного метода.

К счастью или к сожалению, но в бывшем СССР все еще есть масса зрителей, которые не мыслят категориями комиксов, которые не редуцированы и которые склонны искать более сложные и более нетривиальные произведения в более классических жанрах.

Если говорить о ценности данного фильма для любого российского зрителя - честно говоря, я сомневаюсь. Не потому, что коллектив творческий плохо отработал. А потому, что данный жанр чужд нашему человеку. По природе чужд. С другой стороны, в связи с историческими пертубациями у нас уже выросло поколение людей, которые обладают комиксовой культурой. И для них, для этих несчастных и обделенных, несомненно - этот фильм точно войдет и пойдет. Границы жанра выдержаны во всем, качество работы нестыдное, в общем - это хороший фильм для тех, кому не повезло насладиться нормальной культурой и нормальным художественным восприятием.

А для нас, несчастных, испорченных великолепным советским киноискусством - я надеюсь, что-нибудь снимут. Хорошее. Наше. Без бздыщей и супергероев. Впрочем, уже снимают, один "Монах и бес" чего стоит...

Мы с вами будем надеяться, что

Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят, Се ля ви...
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments