Давайте поговорим. Давайте поговорим об образовании. И давайте поговорим об идеальной системе образования. И о дилетантах, которые пытаются придумать идеальную систему образования...
Поскольку речь идет о финской системе образования, позволю привести себе цитату из мемуаров (наверное, это не совсем мемуары, но - мемуароподобная книга) Линуса Торвальдса, создателя Линукса, финна, умного человека, умом добившегося успеха в жизни. Мемуары называются "Just for fun", а сама цитата вот:
Раз уж об этом зашла речь, я хочу рассказать еще немного о Финляндии. У нас, наверное, больше северных оленей, чем в любом другом месте на Земле. Существенная доля алкоголиков и поклонников танго тоже наша. Каждый, кто провел в Финляндии зиму, поймет истоки повсеместного пьянства. Для любителей танго оправдания нет, но они, к счастью, сосредоточены в основном в маленьких городках, куда можно и не соваться. Недавнее исследование показало, что финские мужчины самые плодовитые в Европе. Должно быть, это из-за обилия съеденной оленины или часов, проведенных в сауне. В этой стране саун больше, чем автомобилей. Никто не знает, как зародился этот культ, но по традиции во многих местах сауну строят прежде, чем дом. В многоквартирных домах сауна часто располагается на первом или последнем этаже, и каждой семье выделяется свое персональное время -- например, в четверг с 7 до 8 вечера (четверг и пятница часто бывают банными днями). Так можно избежать риска встретить своих соседей в голом виде. Однажды я листал англоязычный путеводитель по Финляндии, в котором очень подробно разъяснялось, что финны никогда не занимаются в саунах сексом и что они будут потрясены до глубины души, если узнают, что кто-то совершил подобное святотатство или хотя бы помыслил о нем. Читая это, я не мог удержаться от смеха, потому что сауна -- совершенно нейтральная часть финского дома. Авторы путеводителя могли бы с таким же успехом предупреждать туристов не заниматься сексом на кухонном полу. Здесь не о чем говорить. В глухих местах в саунах рожали детей, потому что больше нигде не было горячей воды, и согласно некоторым традициям в сауну приходят умирать. Все это, кстати, не относится к моей семье, -- она к сауне довольно равнодушна. Есть и другие особенности, которые отличают финнов от других представителей человеческого рода. Например, молчаливость. Здесь не принято много разговаривать. Люди просто стоят кружком и молчат. Еще одно правило, которое не распространяется на мою семью. Я бы назвал нас "нетрадиционными". Финны стойко переносят несчастья. Молчаливое страдание и непреклонная твердость -- вот что помогло нам выжить, несмотря на российское господство, череду кровавых войн и поганую погоду. Но в наше время это смотрится несколько странно. Немецкий писатель Бертольт Брехт, которого во время Второй мировой войны занесло в Финляндию, сделал свое знаменитое наблюдение о пассажирах на железнодорожной станции, которые "молчали на двух языках". При первой же возможности он -- через Владивосток -- уехал в США. Даже сегодня в баре любого финского города чаще всего можно увидеть мужчин с каменными лицами, сидящих порознь и уставившихся прямо перед собой. В Финляндии принято уважать право каждого на частную жизнь -- еще одна важная особенность, поэтому никому не придет в голову подойти и завязать разговор с незнакомцем. В этом есть какая-то загадка. На самом деле финны очень дружелюбны. Но немногим довелось это узнать.
Ну и так далее...
К чему это я? Понимаете, ребята, есть одно тонкое наблюдение. В школу приходят дети. Еще маленькие, в общем, дети, приходят в первый класс. А из последнего класса выходят люди, которые уже должны принимать самостоятельные решения, и как минимум одно из них - выбор профессии и образования - является самым важным в жизни. Даже неудачный брак можно переиграть или исправить, но вот сменить образование и род деятельности сегодня, намереваясь достичь высокого профессионального уровня, очень трудно.
Еще раз приглядимся. В школу приходят обласканные и избалованные (кто-то больше, кто-то меньше) малыши. Из школы выходят люди, которые должны принимать серьезные решения в сложившейся структуре общественных отношений, и принимать из ответственно, адекватно и результативно. Отсюда вывод. Образование в школе должно прививать детям навыки, которые конгруэнтны условиям, в которых дети, закончив школу, вступят во взрослую жизнь.
Зачем я привел рассказ Торвальдса о Финляндии? Линус показывает, что обычаи и нравы Финляндии отличаются от таковых в других странах. Более того, отличаются сильно. Соответственно, и финская система образования, которая делается финнами для финнов, исходя из необходимости прививания детям навыков жизни в финнском обществе - она для Финляндии, может и хороша. Время, как говорится, покажет.
А вот для Италии она не годится, понимаете?
Не потому что итальянские дети тупее финских, а потому, что общественные отношения и стандарты коммуникации в Италии абсолютно другие, и детям нужны совершенно иные навыки поведения в обществе, совсем другие стратегии поведения и совсем иные качества. Итальянец, умеющий "молчать на двух языках", скорее вызовет общественные беспорядки в Милане на базе массового когнитивного диссонанса, чем будет себя комфортно чувствовать в нем же. Итальянцы не любят много молчать, зато они много и красиво говорят...
Итальянцам нужна совершенно иная, нежели в Финляндии, система образования.
Не с точки зрения естественнонаучных знаний. Не с точки зрения моральных ценностей. А с точки зрения навыков общественной коммуникации. Соответственно, применяемые методы и стандарты общения должны эти навыки правильным образом фрмировать, тренировать и закреплять.
Пытаясь внедрить иностранные системы образования у себя, мы тем самым превращаем наших детей в иностранцев в собственной стране...
Вот что я примерно думаю.
Journal information