Итак, в прошлой части мы закончили на том, что взросление, половое созревание, перестройка эмоциональности и все ругаются. Почти как у Шекспира, но - мелко и буднично, совсем без романтики и очень меркантильно.
Вещь, которую надо понимать. До полового созревания эмоциональность ребенка была завязана на эмоциональность родителей. Ребенок и родители были в эмоциональном плане взаимно-компенсирующими, они были симбионты эмоциональные. В подростковом возрасте, в подростковом кризисе этот симбиоз нарушается в связи с появлением у ребенка собственной, нескомпенсированной родителями сексуальной эмоциональности.
Подросток и ребенок - это два разных человека.
Еще раз. Согласно Симонову, эмоции играют в человеческой психике регулирующую роль. Все, что вы делаете - вы делаете через побуждение (интенцию), которая есть эмоциональный стимул, и результат получаете в эмоциональной форме. Сколько раз вы оказывались в ситуации, когда вроде вокруг все хорошо, но вот хочется что-то сделать, все равно что, и вы делали какую-нибудь глупость, испытывали от этого облегчение, и тогда - да, действительно, все становилось полностью хорошо... Это вот оно.
Неясное беспокойство вначале - это эмоция-побуждение, чувство облегчения - это эмоция-результат.
Избыточная эмоциональность ребенка реализуется в полевом поведении. У него есть интенция, побуждение. Эту интенцию нужно реализовать. Ребенок может реализовать ее в движениях, как в физических, так и в нефизической форме, например, в говорении. Обратите внимание, это я особенно часто в супермаркетах наблюдаю. В детстве я очень не любил ходить с мамой за покупками. Мог сам сбегать, или с папой сходить - нормально. Но вот с мамой... Сам я прибегал, покупал и убегал. Папа тоже в магазине не задерживался. Но вот женщина, которая выбирает покупки...
Это нельзя выдержать, ребята, это никаких стальных нервов не хватит...
Стоит, выбирает, разговаривает с продавцом (если на базаре), задает глупые вопросы - "сына, что тебе больше нравится, это или это". Мама, мне нравится пойдем отсюда, ты домой, а я гулять, хорошо? Или вот это - "не дергай меня, сейчас купим и пойдем". Ага, щазззз, так я и поверил...
Обратите внимание, сколько истерик у детей в супермаркетах. Истерик слезных, вплоть до выноса визжащего тела в положениях, навевающих мысль о нечеловеческой природе младенцев - как полено, за ногу и руку и с каменной мордой лица... Почему? Потому что в супермаркете родитель отвлечен от ребенка, ребенку скучно, вокруг много красивых штук, но нельзя, и мама все время дергает, выдавая отрицательное эмоциональное пдкрепление... Некоторые дети начинают играть в прятки, салочки, виснуть на поручнях у касс, как на турниках детской площадки. Некоторые дети начинают говорить...
О, это мне детское говорение в пустоту... Ему скучно, его никто не слушает, нужно себя чем-то занять, и лишенный возможности играть или обратить на себя внимание родителя, или просто побегать, уже наученный, что истерика не помогает, малыш начинает говорить, иногда - совершенно бессмысленный набор слогов. И не просто говорит - а громко, настойчиво, с выражением... Помните, как в "Кин-Дза-Дза" их в подземке местная госбезопасность, в лице худощавого со светодиодом за отворотом плаща, поймала, в клетку загнала и заставила петь? Ну вот примерно так, выражая эмоции...
Несмотря на то, что эмоция реализуется (психологи говорят - канализируется) в деятельность бессмысленную, бесцельную, не приносящую удовлетворения - реализация (канализация) происходит.
Потому что побуждение - оно такое, оно довлеет.
Способом реализации побуждения является деятельность. Под деятельностью здесь выступает все, что способно канализировать побуждение. Кто-то стучит ногой по полу (как у меня было одно время), кто-то барабанит по столу, кто-то корчит рожи, рисует на бумаге - каждое из этих непроизвольных действий является канализацией, как правило в форме сублимации, неосознанных побуждений.
Поведение маленьких детей в супермаркетах - непаханная целина для наблюдений в области нескомпенсированной эмоциональности.
Эмоциональные побуждения редко бывают четкими и однозначными. Большая часть эмоций людьми вообще не осознается, в принципе. Даже в пиковых состояниях. Орет такой человек на вас, вы ему говорите - "успокойся пожалуйста", а он в ответ - "я абсолютно спокоен". Снять бы на камеру, да показать как-нибудь при случае это "спокойствие"... И это - пиковые переживания. Что же говорить о не-пиковых?
Здесь мы можем перейти к стратегиям воспитания (каковые на самом деле репрезентируют способы канализации детской гиперэмоциональности родителями), там дальше тема о психологических переносах и разных вариациях на тему эдипова комплекса... Не будем. Нам сейчас главное видеть панораму.
Итак. Есть побуждение. Есть ребенок. Как-то он и его родители это дело канализируют...
Кстати, хинт про детей из детдомов. Поскольку у них отсутствуют родители, глубинная эмоциональная связь нарушена, в силу того, что воспитатели, в большинстве случаев, не испытывают глубокой привязанности с включением природно-сексуальной родительской эмоциональности, как к собственному ребенку. Это так - повод подумать над, особенно психологам, которые с такими детьми работают...
Включение собственной сексуальности в связи с половым созреванием приводит к тому, что появляется побуждение (интенция), которой раньше не было, которая не может быть, в силу того, что она имеет иную природу, канализирована старыми отношениями родители-ребенок. На эмоциональном уровне, то есть, по Симонову, на уровне психологической регуляции, ваш ребенок становится совершенно другим человеком.
Ваш ребенок уже умер. Не в физическом смысле, а в психологическом. На уровне психологических процессов вот это, что вы видите, и что недавно еще было вашим ребенком - оно уже совершенно другое. У него другая эмоциональность. Причем новая компонента этой эмоциональности - собственная сексуальность - не может быть нормативным образом реализована в вашем обществе. Иными словами, вы не можете ее канализировать.
Если вы попытаетесь ее канализировать, вами займутся или психиатры, или милиция, или и те, и другие сразу.
Давайте посмотрим на ребенка. Внимательно. Вот вчера он был ребенок, сегодня он подросток. Что с ним, что в его жизни изменилось, кем он стал, раз он уже стал другим?
Ваш ребенок опять превратился в младенца.
С эмоциональной точки зрения ваш ребенок оказался в состоянии, которое тождественно состоянию младенца. Понимаете? Вот смотрите. Когда ваш ребенок сиську сосал, ничего не понимал и так далее, у него появилась и начала развиваться эмоциональность. Очень быстро она превратилась в гиперэмоциональность, и он начал демонстрировать игровые формы поведения, и доставать вас и всех окружающих по самое не балуйся. В течении лет вы софрмировали со своим ребенком отношения, которые позволили вам взаимно компенсировать. Вы компенсируете свою эмоциональность родителей, а ребенок - свою гиперэмоциональность. У вас сформировался эмоциональный консенсус. Последние два-три года перед подростковым кризисом характеризуются для вас и ребенка скомпенсированностью эмоций.
Ваш ребенок развивается, изменяется, учится, но ваши отношения, начиная от транзакционной модели и заканчивая шаблонами взаимного восприятия, уже устаканились. И вы, и ребенок - вы привыкли к этой скомпенсированности, уравновешенности. Время в 8-10-12 даже лет (тут девочки уже начинают ехать крышей) - это время привычных отношений, зона комфорта, золотые деньки. В этом возрасте совсем уж неожиданностей не бывает, идет последовательная эволюция отношений на заложенном в раннем детстве базисе. А вот потом уже начинается.
Что было характерно для младенца? Наличие нескомпенсированной эмоциональности, в форме гиперэмоциональности, которая не имела связанного с ней способа канализирования. Что появляется у подростка? У подростка появляется нескомпенсированная эмоциональность, в форме собственной сексуальности, которая не имеет связанного с ней способа канализирования. Ситуация тождественная, понимаете?
Подросток находится в той же психологической ситуации, что и младенец - у обоих есть нескомпенсированная эмоциональность без канализирования.
Собственно потому родителям, да и всем вообще, так трудно отвечать за проделки подростков, что в отсутствие метода канализирования природная сексуальность, выступая в роли интенции, побуждает их на произвольные действия. Подростки точно так же демонстрируют полевое поведение, как и маленькие дети. Разница между младенцем и подростком в том, что первый лежал, где положат, а второго черти носят незнамо где.
Что делал младенец, когда хотел привлечь внимание родителей? Он орал. Верно? Что делает подросток, со всей этой нескомпенсированной эмоциональностью? Вы меня не любите, вы меня не понимаете, вы мне дышать не даете, вы со мной не разговариваете, вы только придираетесь... Даже если вы ласковы и предупредительны, все равно этот, или близкий по духу, набор претензий от собственного ребенка вы услышите - если не ушами, то сердцем. Почему? Потому что ваша предупредительность, любовь и забота, которая прекрасно компенсировала детскую гиперэмоциональность, не может скомпенсировать собственную сексуальность подростка, он испытывает нереализуемое побуждение, которое не может реализоваться в рамках существующих отношений.
Собственная сексуальность, как собственная эмоциональность - должна быть реализована подростком самостоятельно. Иначе мы получим человека с сексуальными отклонениями, понимаете?
На самом деле пробуждение собственной сексуальности сопровождается очень сложной и комплексной перестройкой. В отличие от детей, вражда которых ситуативна, конкуренция подростков базируется уже на сексуальной энергетике, имманентной и не зависящей ни от окружения, ни даже от времени суток. Дети, даже в нашей конченной бескультурной реальности, наслушавшись про "крутых" и "лохов", в этих самых "крутых" и "лохов" всего лишь играются. А у подростков "крутой" и "лох" - это стратегии социальной коммуникации в рамках конкурентных отношений. Собака сверху или собака снизу, охотник или жертва, преследователь или преследуемый, понимаете?
Эмоциональность подростков на самом деле меняется намного более сложным образом, чем простым появлением желания почесать письку о не предназначенные для этого предметы.
Эмоционально подросток является пихологически беззащитным человеком, который впервые за много времени последних лет детства ощутил, что такое нескомпенсированная эмоциональность, что такое нереализованное побуждение, но еще не имеет навыков (к слову сказать - большинство людей до самой смерти не имеют таких навыков) самостоятельно найти метод канализирования данного побуждения в действие, и вынужден пробовать раз за разом, постоянно ошибаясь и постоянно себя за это кляня. Подростковая фрустрация - самая, наверное, сильная фрустрация из возможных фрустраций, и самая распространенная. Проблема подростка не в том, что гормон играет. Проблема подростка в том, что он не знает, что ему с этим делать, не научился еще...
Стандартная история. Был чудо-ребенок, ходил в секцию, в кружок, радовался. Потому стал задумчивым, раздражительным, бросил секцию, кружок, забросил учебу, все время где-то шляется, а вчера пришел домой пьяный... Что делать?
Слышали про такие истории, сами видели, а может, и у вас была такая, верно?
Понимаете, в чем дело... Многие дети ходят в кружки, секции и прочие благодатные места не потому, что хотят. Многие дети ходят в такие места потому, что так хотят их родители. Родители радуются, что дети ходят, и радость свою - на детей изливают щедро. Детям хорошо. Если родителям плохо, если они детям положительных эмоций добавить не могут, дети знают - надо еще походить в секцию, кружок, получить пятерку - и родители расцветут. Так любимые родителями занятия для детей становятся для последних методом выцыганивания из родителей положительных эмоций.
И вот подростковый кризис, ребенка накрывает нескомпенсированным, он в секцию, в кружок, пятерку получил, родителей порадовал... А легче не стало, вот на эмоциональном плане - вроде бы все хорошо, а чего-то не хватает, тоска какая-то, понимаете? Вот в начале статьи мы приводили пример. Пока глупость какую не сделаешь - не отпустит. Здесь то же самое, но если пример из начала статьи приложим и к вам взрослым - что же думает, что же чувствует подросток?
Скомпенсировать пробуждающийся вместе с сексуальностью эмоциональный комплекс может только нечто новое, понимаете?
Давайте посмотрим на Моцарта. Родился в семье музыканта, с раннего возраста проявил способности, поощрялся родителями, в обществе друзей семьи, кои тоже были музыкантами, неоднократно поощрялся. Вот у Моцарта подростковый кризис (ну не ангел же он, писька у всех созревает). Соответственно - собственная сексуальность, самоутверждение подростковое, все дела... Но дело в том, что его любимое занятие с детства - музыка - в его среде было статусным. Соответственно, самоутверждение он мог реализовать, продолжая заниматься музыкой. Вот мы и получили, что получили. Ну а если учесть, что почти вся музыка об этом самом - то и с сексуальным воспитанием у него проблем не возникло, и эмоциональная сфера у него была такая - ни один Терминатор рядом не стоял - развитая, богатая, способная к сильным чувствам и большим перегрузкам...
А вот жил бы он в поселке Октябрьский Октябрьского района Октябрьской области, где-то между лесоповалом и консервным заводом в семье сторожа вневедомственной охраны и поварихи из рабочей столовой...
Большая, нет, подавляющая часть детей бросает свои детские увлечения. Не потому, что нет времени, не потому, что они плохие, не потому, что таланта не хватает - им нужно скомпенсировать эмоциональность сексуальности. Ту самую, которая, раз возникнув, не отпустит до тех пор, пока не станет слишком поздно возвращаться к сольфеджио...
Богатая на кружки жизнь в детстве - это не плохо. Но и не хорошо. Если у ребенка есть время на кружки, если все в порядке с эмоциональной компенсацией в семье - ребенок будет счастлив. У него будет положительный гомеостаз. Но во время подросткового кризиса этот гомеостаз будет нарушен, потому что изменится гармония...
Подростковый период - это время секретов от родителей. Раньше секретов не было, теперь есть. Нипочему, вот так. А еще подростковый возраст - это время погружения в субкультуру. Ну, вы страшилки страшные друг другу рассказывали? Страшными клятвами клялись? Из дома сбежать на юг мечтали, в поисках приключений? Курили втихаря? Самопалы делали, бомбочки?
И что, вы все рассказывали родителям?
У некоторых подростков происходит замечательное чудо в жизни. В подростковом возрасте они находят кого-то, кто им помогает. Вот ходит, например, ребенок в секцию. В секции тренер. У ребенка начались проблемы. Если тренер ранее уважение ребенка заслужил, если ребенок ему доверяет, и если у ребенка нет проблем в секции с точки зрения достижений - тогда тренер сможет с ним поговорить по-взрослому, без вот этой вот родительской эмоциональности. Сказать - "держись". Сказать - "терпи". И подросток будет терпеть и держаться - сперва на доверии к тренеру, потом уже по привычке, потом - глядишь, и перетерпит, выдержит.
Важно, чтобы такие люди - назовем их наставниками - испытывали уважение к подростку, интерес, и при всем этом не лезли к нему с целованием в десны и прочим. Они не замещают родителей, когда отношения рушатся, они как раз и есть то, что находится вне семьи и помогает найти компенсацию. Ну, кроме шпаны еще, конечно...
К сожалению, не каждый тренер секции, не каждый преподаватель кружка, не каждый сосед или отец друга - такие.
Естественно, на самом деле не все так страшно, ужасно и чудовищно. Все-таки психика человека - удивительно гибкая и живучая штука. Особенно - психика ребенка. Нужно сказать, что в большинстве случаев все как-то образуется, понимаете? С теми потерями, с другими - но вот этот вот новый человек, выросший из ребенка, которого мы знали и любили - он выживет. Природа так устроила, что выживет. Но станет совершенно другим.
Я уже как-то упоминал, что время кризисов - это идеальное время для психологической работы. Во время кризиса происходит перестройка эмоциональности, в связи с чем старые проблемы, если они были, просто-напросто теряют если не весь свой "ударный потенциал", то по крайней мере - значительную часть актуальности. А формирующаяся на месте старой новая личность с новой эмоциональностью получает новую возможность жить лучше, полнее, осмысленней, эффективней, результативней. Каждая жизненная катастрофа - это не только время потерь и разочарований, это еще и время преображения. Помните сказку Ершова "Конек-Горбунок"?
Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Вот он в платье нарядился,
Царь-девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь,
С важным видом, будто князь.
"Эко диво! - все кричали. -
Мы и слыхом не слыхали,
Чтобы льзя похорошеть!"
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котел - и там сварился!
Как написал в свое время Олег Дивов, молодые и сильные выживут. Если им не мешать это делать. И если им повезет...
В следующей части мы продолжим...
Journal information