Президент Virgin Atlantic, основавший свою авиакомпанию в 1984 году, отзывается о суперлёгком материале как о «прорывной технологии», которая, по его словам, произведёт революцию в авиапромышленности и изменит ценовую политику.
Во время интервью в Сиэтле, из которого британская авиакомпания недавно впервые начала совершать регулярные рейсы, Ричард сказал: «Графен даже легче [углеродного волокна] — во много раз легче и прочнее. Надеюсь, что графен станет материалом для самолётов будущего через 10 лет. Они будут легче, чем современные самолёты, что, в свою очередь, отразится на расходе горючего».
Графен представляет собой полученный из графита слой атомов углерода толщиной в один атом, соединённых в гексагональную двумерную кристаллическую решётку. У материала множество сфер применения, и, как утверждается, он лёгкий как пёрышко, но при этом прочнее стали.
Ну конечно, конечно, конечно - 10 лет и все пересядут на самолеты из графена...
Давайте посмотрим на кое-что из Википедии:
Существует также несколько сообщений[9][10], посвящённых получению графена, выращенного на подложках карбида кремния SiC(0001). Графитовая плёнка формируется при термическом разложении поверхности подложки SiC, причём качество выращенной плёнки зависит от того, какая стабилизация у кристалла: C-стабилизированная или Si-стабилизированная поверхность — в первом случае качество плёнок выше. Этот метод получения графена гораздо ближе к промышленному производству. В работах[49][50] та же группа исследователей показала, что, несмотря на то, что толщина слоя графита составляет больше одного монослоя, в проводимости участвует только один слой в непосредственной близости от подложки, поскольку на границе SiC-C из-за разности работ выхода двух материалов образуется нескомпенсированный заряд. Свойства такой плёнки оказались эквивалентны свойствам графена.
Иными словами, в толстых листах графена, состоящих из многих слоев, электрический ток проходит только по одному слою. Это происходит потому, что из-за разницы работ выхода графена и прилегающего материала на границе образуется нескомпенсированная разница потенциалов.
Теперь представим самолет, летящий на высоте. На фюзеляже образуется статический заряд, который в норме, у нормальных самолетов, распределяется равномерно обшивкой, и стекает со специальных электродов на крыле. При этом в распределении заряда участвует весь материал фюзеляжа. Сечение полученного "проводника" велико, ток небольшой.
А теперь представим это дело в графене, при токопроводящем слое в один атом.
А если в самолет попадет молния - будет еще интереснее...
19 января 1995 года в Северном море совершил аварийное приводнение вертолет, доставлявший дежурную смену на нефтяную платформу. В результате расследования выяснилось, что причиной аварии стало разрушение кромок ротора, вызванное отгоранием из-за аномально высокого атмосферного электричества в условиях шторма грозозащитной металлической накладки. Расследование также установило, что на вертолет были установлены лопасти нового образца, выполненные не из стеклопластика, а из углепластика. Более легкие, понимаете?
А ведь углеволокно по своим свойствам не настолько предельно, как графен...
Так что пожелаем господину Брэнсону дальнейших творческих успехов, а сами сплюнем через плечо. Лучше летать надежными самолетами, чем сверхновейшими...
Journal information