bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Размер имеет значение...



На пикабу в камментах, посвященных "Космической реконкисте", увидел замечательное... Короче, поговорим об:



В последнее время я почти перестал читать фантастику. И причина, как ни странно, заключается в "развитии" жанра. Стало больше авторов, больше текстов, жанр разбился на поджанры, каждый со своими особенностями, стали доступны, возможны и уместны вещи, которые раньше вызвали бы у читателя недоуменное покручивание пальцем у виска. Казалось бы, читай - не хочу.

Так вот, не хочу, ребята.

Потому что это невозможно читать, понимаете?

Есть авторы, которые главной своей целью ставят эдакий мысленный социальный эксперимент. Их не интересует, какие новые гаджеты будут изобретены, их интересует, каким будет человек в мире, где есть такие гаджеты. Они пишут не о космосе, времени, инопланетянах - они пишут о людях. Более или менее успешно. Таких авторов читать интересно, и единственный вопрос к ним - вопрос качества текста. Хинт - как раз к этом типу писателей относились Стругацкие.

Есть авторы, которые дарят эмоции. К примеру, Ливадный. В большинстве своем муть написана, но эмоции зашкаливают. Патетика, без слез читать невозможна, взять хоть "Душу одиночки", и вообще весь цикл. Эдакий космический "Блэк Хок - даун"... Это читать можно, изредка. Эмоциональная встряска. Примерно как бутылка водки, хочешь встряхнуться - выпей. Или вот - Ливадный, или - Головачев.

Промежуток между этими подходами может радовать бриллиантами "Враг неизвестен" Васильева, всем его циклом "Война за мобильность", "Волчьей натурой", дивовскими "Профессия: Инквизитор" и так далее. Немного того - немного того, читатель будет рад. А может этот самый промежуток раздражать откровенно вторичными вещами.

Есть разряд фантастики, который я называю "Байки". Дивов это любит. Это превосходно, но под настроение.

Но в основном, ребята, в основном - муть, жуть, мруть.

Как только жанры триллера и боевой фантастики стали ненаказуемы (по-моему, зря) - это ж какой-то кошмар, все с бластерами, все стреляют, заканчивая читать книжку, забываешь, что было в начале, а название и автор являются загадкой уже на второй странице. И самое главное - жуткие, невероятные ляпы.

Я понимаю, что фантастика - это когда фантазия включается. Но ребята, есть же фантазия здорового человека, почему вы все время фантазируете, как накуренные?



Сегодня мы будем говорить о конкретных вещах на конкретном примере. Мы будем говорить про размер. А потом сделаем выводы.

Скажу сразу - виноват Циолковский (или кто там?) с его концепцией космических поселений. Огромный бублик, крутится, гравитация. Просто Циолковский не учел, что это он может написать формулу, подставить в нее цыферки, и ему станет ясно. А средний писатель-фантаст цыферки даже в готовую формулу подставить не может, понимаете? Я вам сейчас покажу разницу, прямо на пальцах.

Когда Ларри Нивен писал "Мир-Кольцо", он не только выдумал эту грандиозную конструкцию. И не только ее описал. Прежде чем это сделать, в смысле воткнуть эту мегахреновину в книжку, он рассчитывал ее. Массу, скорость вращения, количество падающей от звезды энергии, количество выделяемой энергии, стабильность центра вращения, прецессию. Целые семинары проводил. Потому, несмотря на грандиозность сооружения - читается хорошо. Когда я смотрел презентацию Илона Маска по его проекту освоения Марса... Ребята, а у нас куча писателей-фантастов с огромными космическими станциями, вы понимаете? Хрен с ним, с Маском - он народ на бабло разводит, но писатель-то должен понимать, что в него читатели могут начать плеваться...

Берем классический пример превосходно сконструированного фантастического окружения.



Артур Кларк, "Космическая одиссея", космический корабль "Дискавери". Когда писалась книга, фильм снимался синхронно. И иногда приходилось вносить изменения в книгу. Весь проект курировался специалистами из НАСА. И потому, дорогие товарищи, космический корабль "Дискавери" не просто красиво выглядит. Он еще и технически реализуем, и функционален, его можно построить и он будет летать. Только два момента в корабле - гибернация и двигатели - пока не реализуемы, а все остальное уже можно собирать на орбите...





Конечно, специалисты из НАСА или Роскосмоса не будут приезжать домой к каждому Васе Петечкину, Молодому Талантливому Автору, чтобы вылавливать блох в каждом произведении. Проще сразу пристрелить. Но книжки популярные читать надо, понимаете?

Дискавери очень компактный. У него очень небольшой экипаж. Он летает очень недалеко. Он долго строился, и он один, несмотря на уже существующие поселения на Луне - второй такой корабль построить сложно и не на что. У него очень ограниченные энергетические ресурсы. Зато он соответствует законам физики, экономики, биологии и так далее.

Очень важный параметр - стоимость пространства, в котором происходит действие. Метр погонный колидора в здании из кирпича стоит порядка тысячи долларов. Метр погонный пространства МКС стоит сотни тысяч. Материалы, технологии, насыщение оборудованием, которое недешевое, стоимость труда при монтаже, стоимость поддержания в исправном состоянии. Чтобы произвести метр погонный коридора в кирпичном здании, нужны карьеры, цементные заводы, машиностроение, кирпичный завод, завод отжига извести... Чтобы произвести метр погонный коридора на МКС нужно все вплоть до Академии Наук, университетов, государственного финансирования и общественной поддержки.

Каждое сооружение поддерживается всем объемом потенциала, необходимым для его создания.

Давайте посмотрим вот на это, и подумаем, что нужно, чтобы это произвести:



Ребята, у меня для вас плохая новость. Технологические ресурсы, которые для этого нужны - их у нас в течении ближайших сотен лет не будет. Потому что для таких технологических ресурсов нам требуются такие социальные институты и такая социальная обстановка, которой мы даже не знаем, как достичь. Нас всего семь миллиардов, и мы уже грызем друг друга поедом, у самой мощной страны мира - США - не летает скромненький маленький самолетик Ф-35, и как так скоординироваться, собраться, договориться и настроиться, чтобы хотя бы МКС не уронить-раздерибанить - мы себе не представляем.

Каждое техническое сооружение отражает состояние общества, ребята. Каждое. Потому что только в обществе, которое может, возможно реализовать то, что хочется. Если вы, как писатель-фантаст, придумываете километровый космический крейсер, вы должны показать, причем убедительно, такое общественное устройство, такие общественные структуры и такие общественные отношения, которые позволят без ущерба для благосостояния этого самого общества выделить специалистов, ресурсы, мощности, которые смогут произвести нужное количество тысяч метров погонных высокотехнологического коридора хотя бы. Я не говорю об остальном, в смысле - помимо коридора.

Во времена моей молодости была такая штука - коммунизм. Освобожденный труд, ля-ля-тополя, новый мир, совершенная организация труда. В рамках наступления мирового коммунизма, как фантастической гипотезы, возможность построения колоссальных космических систем была обоснована. Ну просто потому, что ни одна колоссальная космическая система не может быть менее вероятной, чем коммунистическое общество, понимаете?

А без коммунизма у нас не будет огромных космических станций. Не потому, что плохие ученые - а потому что организация социальных, экономических, политических процессов не позволит выделить необходимые ресурсы.

Если вы рисуете мир будущего, даже космический мир, не земной - у вас просто обязан быть психологически достоверный и социально-экономически обоснованный бэкграунд. Иначе, что бы вы там не рисовали и не писали - у вас герои друг друга съедят. Сожрут. Схарчат. В сыром виде без соли и без специй. Зубами грызть будут.

Стоимость метра погонного, квадратного, кубического каждого отдельно взятого помещения - это ключевой параметр для построения достоверного фантастического окружения. Если вы превышаете разумную смету - вам для этого нужно серьезное обоснование. Большая космическая станция - но одна. Большой космический корабль - но один. Суперсовременный уникальный летательный аппарат - но даже на запчасти денег на планете не осталось. Или - коммунистическое общество. Понимаете?

Существует совершенно четкая корреляция. У Стругацких, пока большие звездолеты пачками деритринитировали, был полный коммунизм головного мозга. Потому часть их произведений читается с трудом. И Стругацкие очень точно ощутили это. Давайте вспомним, к чему пришел Мир Полдня, со своим коммунизмом, БВИ, каникулами на других планетах и телепортацией. Вот звездолет класса "Призрак" возьмем. Он маленький.

Он, сука, в саду частного дома сесть может, понимаете?

Это тенденция развития систем. Технических систем. Если вы можете сделать что-то лопатой, и если это рентабельно - вы не будете строить шагающий экскаватор. Шагающий экскаватор нужен там, где лопатой не получится, и их сейчас по планете нашей - немного, экскаваторов этих. А ведь шагающий экскаватор ни разу не звездолет...

Вот смотрите, товарищи МТА, СТА, СБА (старые бесталанные авторы) и прочие, о чем я говорю.

В основе любой конструкции лежит идея, в основе любой новой конструкции - инновация. Инновация стоит очень дорого, потому что ее раньше не было, и нужно промышленность адаптировать, подумать над серийностью и так далее. Еще раз - инновация стоит дорого. Что нужно, какие технические законы у нас будут играть в смысле этой инновации?

Любая инновация в жизнеспособных технических системах стремится к минимуму.

Иными словами - конструктор из штанов выпрыгнет, но добьется, чтобы вот этот вот супер-пупер-гипер-аннигиляционный двигатель был легким, компактным, и состоял из максимально большой доли уже освоенных промышленностью материалов. Потому что иначе стоимость его будет избыточной, и оно не взлетит.

Самолет Ф-35, самый инновационный - не летает , как положено, вы заметили?

Конструкторы нарушили базовый принцип жизнеспособных технических систем - минимализацию инноваций.

Какой из этого следует вывод? Очень простой. Ребята, космические сооружения будущего будут разумно-компактными. В космическом пространстве, в пустоте, где на конструкцию сооружения накладывается масса дополнительных требований по герметичности, тепловому балансу, радиационной защите и так далее, то есть технологическое совершенство и сложность зашкаливают - там будут использоваться минимальные возможные размеры. Это не потому, что нельзя построить больше, это потому, что иначе общество перенапряжется и рухнет.

Вся пустотная архитектура, предназначенная для обитания людей (да и вообще вся) - будет компактной.

На поверхности планет, где часть требований реализуется давлением местной атмосферы, местными радиационными поясами и так далее - там уже технологическое совершенство и насыщение помещений может быть ниже. Правда, у нас зашкаливает стоимость доставки - но само помещение может быть из более дешевых (желательно местных или изготавливаемых на месте) материалов, по более простым технологиям. Возможна пещерная архитектура. Вот были люди на Земле учеными, прилетели на Луну или Марс - стали пещерными людьми. Нормально. Прогресс. Зато помещения могут быть больше.

Это не прихоть философа, это законы существования технических систем.

Если вы пишете общество, которое достигает совершенства в технологии, и у вас там звездолеты-шмездолеты херачат по космосу пачками, то из самых элементарных соображений звездолеты эти должны быть маленькими.

Теперь по интерьеру звездолетов. Если кто служил в армии, и хоть раз залезал в кунг - это оно. Типовая архитектура. Стол, стул, обогреватель. Потому что дорого очень - делать совсем комфортное помещение. Я когда смотрю американскую фантастику, мне пристрелить хочется творческий коллектив. Миллионеры живут беднее, чем у них солдаты на Пандору путешествуют. Стол, стул, обогреватель. В рамках эстетической традиции, удобства, долговечности и прочности материалов - да. Что касается излишеств - резать под корень.

Ну то есть лежбан космический дермантином не обтянут, конечно, но и кожи там не будет. Потому что кожа пористая, грибок-плесень, привет экипажу... Пластик. Пластик поверх утилитарной набивки, причем термостойкой (вынули - продизенфицировали в муфельной печи) и не факт, что совсем удобной.

Стену каютки вам веселенькими красочками разрисуют, тут без вопросов. А вот встраивать в каюту джакузи со светодиодной подсветкой - хуюшки. Пользуйтесь общей душевой.

Это закономерности развития технических систем, понимаете?

Комфорт - это помещение для отдыха, комната психологической разгрузки. Тесный гадюшник с мягкими стенами и кондиционированным воздухом. Красивый изнути, и насквозь фальшивый... А если кто хочет комфорта - наушники, маску на глаза и вперед в сон.

Разница в стоимости создания, обслуживания и содержания маски для сна с наушниками и фонотекой, или очков виртуальной реальности и целого сада на борту - она колоссальная.

Интенсивное сельхозпроизводство на основе гроубоксов. Воздух в гроубоксах насыщается углекислотой, выделяемой людьми - это ускоряет рост и повышает урожай. ГМО, ГМО, ГМО. Обязательные резервные семенные фонды, мало ли что... Пленки на основе эффекта Пельте на стенах помещений, обратимые. Вот и весь климатизатор.

Это не так сложно писать, и это интересно придумывать. И еще это интересно читать, потому что в такой, реалистичной обстановке - могут действовать реалистичные герои. Интересные, живые, дышашие и чувствующие.

Так что размер имеет значение.
Tags: Мысли дилетанта, Навеяно музой, Неоднозначное
Subscribe

  • Ну вот...

    Нестареющая классика... Цифры конечно, невысокие. По сравнению с 90+% от результатов испытаний Модерн, Пфайзеров, Спутников и т.д. - кажутся…

  • Кстати...

    В контексте вот этого вот моего комментария... Любой лавинщик отдаст правую руку за БПЛА, который сможет оперативно отслеживать состояние…

  • Синемафилическое

    Посмотрел " Только не они". Объективно - ничем не хуже "Отряда самоубийц" или какого-нибудь "Человека-унитаза"... Уровень…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments