bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Нахемингуя, Бэрримор?

В ходе недавнего теста военные разработчики испытали автоматизированную беспилотную систему, самостоятельно управляющую истребителем F-16, осуществляющим полёт в паре другим истребителем, управляемым пилотом-человеком. Системе удалось корректировать, планировать и выполнять манёвры без участия людей.



Двухнедельные испытания Have Raider II стали вторыми по счёту в целой серии тестов, которые проводят ключевые участники аэрокосмической индустрии, в том числе Lockheed Martin, Skunk Works и Air Force Research Laboratory. В ходе первых испытаний проверялось, как самоуправляемый F-16 удерживает место в строю в составе боевой группы, а недавние тесты были направлены на отработку действий при изменении ситуации во время выполнения боевого задания с применением ракет «воздух-земля» и выработке нового плана. Специальные технологии, разработанные для подобных тестов, позволяют операторам беспилотного истребителя устанавливать новое программное обеспечение, которое позволяет улучшить возможности системы.

Это большой шаг вперёд в развитии программы Loyal Wingman, в задачи которой входит создание беспилотных самолётов, способных летать в составе боевой группы с участием управляемых пилотами самолётов. Важно, что работу беспилотников контролируют не специалисты на земле, а ведущий группы. Если искусственный интеллект будет действовать без нареканий, пилоты смогут переложить часть когнитивной нагрузки на «плечи» компьютерного партнёра и сохранить силы для обдумывания деталей полётов и планирования боевых заданий.


И?

Давайте подумаем вот над чем.

Первое - что именно произошло? Произошло вот что. Создана и испытана система, осуществляющая групповой полет, в которой беспилотный аппарат осуществлял совместные маневры с пилотируемым. На самом деле очень сложная задача. Сложная в первую очередь с точки зрения контроля окружающей обстановки. То есть на беспилотнике должны быть датчики, которые обозревают пространство вокруг самолета, в этом окружающем пространстве идентифицируют пилотируемый объект, и определяют его полетные параметры. Это как парктроник, но немножко сложнее.

Второе - зачем это нужно? Групповой полет беспилотников, буде таковой сможет быть реализован, создает возможность оперирования компактными группами летательных аппаратов. Пример. На экране РЛС вне зону уверенного разрешения цели группа будет выглядеть как один самолет, просто большой. Летит десять БПЛА-бомберов, враг думает, что это один самолет, а там их десять. В момент обстрела ракетами они рассыпаются в стороны - пойди попади! И одновременно атакуют 10 разных целей.

Третье - что это дает? Вопреки идиллической картинке, нарисованной выше, дает это немногое. Почему?

Ребята, потому, что самолет - это очень неоптимальный носитель. На тридцать тонн веса мы можем иметь тонн пять бомбовой нагрузки, из которой собственно взрывчатки - тонны две. Крылатая ракета имеет более высокое весовое совершенство, менее заметна для РЛС, может двигаться ближе к поверхности земли, совершать маневры с большей интенсивностью, лететь дольше на более длинные дистанции, не уставая. При обстреле летящей группы одной современной зенитной ракетой поражающими элементами будут поражены все, или по крайней мере многие, члены группы. Там идет такой пучок шрапнели - мама не плачь. В случае разделения группы, при наличии готовых к стрельбе комплексов, мы затрудним условия обстрела, поскольку у нас появится сразу много целей, и может тупо не хватить каналов для уничтожения - это да. Но простите меня, для таких случаев предусмотрено эшелонирование ПВО уже много лет как...

Вывод. Групповая ударная группа, состоящая из пилотируемого самолета и нескольких беспилотных бомберов, например, несет меньше взрывчатки, чем может гораздо более скрытно принести куча крылатых ракет той же массы, при этом бомберы гораздо уязвимее.

Так в чем прикол?

Если искусственный интеллект будет действовать без нареканий, пилоты смогут переложить часть когнитивной нагрузки на «плечи» компьютерного партнёра и сохранить силы для обдумывания деталей полётов и планирования боевых заданий.

Хм... Давайте подумаем вот о чем. Какова длительность пилотируемого полета? В случае одноместных или двухместных аппаратов, в которых пилот не может встать, размяться, сходить в туалет - часы. В случае У-2, например - дольше, но они группами не летают... Итого, предполагается, что пилот из трех часов полета, например, будет отдыхать два. Хорошо это или плохо?

Первое и самое важное. Дорогие товарищи американцы, обдумывать полеты надо на земле, понимаете? В воздухе обдумывать уже поздно. Обдумывать и планировать надо до полета.

Во время войн в Ираке и Афганистане, если я не ошибаюсь, западным командованием была веедена новая структура управления, при которой самолеты поднимались в воздух заранее, выходили в район цели, затем там уже им давали данные для нанесения ударов - иногда за десятки километров от района барражирования, и они отрабатывали. Излишне говорить, что в местах с качественной ПВО барражировать нельзя в принципе... В таких миссиях действительно приходится обдумывать детали уже на месте. Но это автоматически снижает качество планирования операции, что критически важно при атаке сложных целей.

Еще один вариант миссий - это полеты на максимальный радиус, чем так славна европейская школа бомбардировочной авиации. Израильтяне так летают, европейцы и американцы. Как правило, полеты на максимальный радиус совершаются одиночками либо очень малочисленными группами. Ну просто большую группу далеко видно, если полет идет на радиус - значит ближе аэродрома не нашлось, и бомбить надо секретно, не канает... В таких вариантах да - ведущий прокладывает курс, вводит систему огибания рельефа местности, и вся группа идет за ним на автомате.

Но давайте задумаемся вот о чем - где и когда могут использоваться полеты на радиус?

Полеты на радиус могут использоваться там и тогда, где мы имеем важные цели в глубине территории противника при отсутствии средств оперативной разведки. В противном случае гораздо проще отправить крылатую ракету, понимаете? А эта ситуация - уже из серии Фаллаута. Потому что спутники и беспилотные разведчики пока не сбиты.

И ведь не факт, что когда они будут сбиты - у нас останутся на земле живые пилоты...

Есть еще одна область, в которой требуется групповой полет - это автоматическая дозаправка в воздухе. Наличие на борту истребителя или бомбардировщика системы, упрощающей сближение с танкером, заправку и расхождение в автоматическом режиме снижает требования к пилотам, облегчает их работу, увеличивает ресурсы. В данном случае, конечно, подобная система может быть интересной и практически применимой, но не более.

Есть еще одно предположение. Допустим, мы имеем НОКР для истребителей-бомбардировщиков 6-го поколения. Типа "очень умные машины". Ну, на 5-е поколение это поставить не получится - у Ф-22 слишком старая элементная база, а Ф-35 не летает. Однако, если мы учтем стоимость машин 6-го поколения, прибавим к этому требования по скрытности - то поймем, что групповых полетов от 6-рок ждать не приходится.

Так зачем же?

Представим себе следующую картину. Летит гражданский самолет. К нему "приклеились" несколько военных, один пилот ведет группу - остальные отдыхают. Меняются ролями. Пройдя зону приграничной ПВО и углубившись в территорию противника в тени ничего не подозревающего "купца", выходят к цели. Здесь действительно момент отрыва от прикрытия, параметры нанесения ударов - все выбирается буквально на лету. Здесь действительно требуется планирование миссии уже в воздухе.

Но давайте назовем это своим именем. Это - операция скрытого проникновения и диверсии, инструмент первого удара. Это не инструмент обороны и защиты, это - метод неожиданного и подлого нападения.

И в данном смысле понятно, почему работы производятся на самолетах поколений 4 и 4+. Они дешевы, их много, маскировку обеспечивает "купец", и для таких систем неожиданной атаки есть много целей в Китае, Иране, России, Корее, Сирии, Ираке и прочих разных странах...

Война вообще дело подлое. Тут двух мнений быть не может. Но если иметь в виду подобные сценарии и средства нападения - нужны адекватные средства защиты. Например, методы разрешения компактных групповых целей на больших дистанциях, причем эти методы и средства должны быть массовыми и работать постоянно, при каждом полете каждого гражданского судна в каждом воздушном коридоре. Соответственно, здесь возможно противодействие методами РЭБ со стороны атакующего, в общем - это новый виток противодействия ВВС и ПВО. Но боюсь, это надо иметь в виду.

Потому что если звезды зажигают - значит, кому-то может стать очень горячо...




Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments