bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Подбираем палитру

Продолжим, что ли...



Сегодня у нас сложная задача. Сегодня мы должны совместить очень много разных вещей, да еще и в достаточно сложном контексте.

Итак, чем характеризуется состояние подростка? Первое - изменением гармонии, причем в ситуации имевшего ранее (в детстве) место положительного гомеостаза. Что, как мы знаем, порождает естественную депрессивность. Второе - появление собственной нескомпенсированной эмоциональности как побуждения. Третье - эмоциональное отчуждение от родителей.

Чем характеризуется состояние родителей, имеющих детей-подростков? Первое - эмоциональное отчуждение детей, что приводит в естественному беспокойству (если родители нормальные). Второе - нескомпенсированная эмоциональность из имевшего ранее место положительного гомеостаза. Тоже имеем тенденцию к развитию депрессивности. Третье - попытки поддержания эмоционального контакта с ребенком оканчиваются ничем, что порождает фрустрацию либо агрессию.

И все это - не осознается, понимаете, все это действует на уровне глубинных эмоций.

Давайте подумаем, в каких формах все это реализуется.

В седые времена, когда хозяйство было натуральным, а ребенок с детства участвовал в различных хозяйственных операциях, к подростковому возрасту он уже имел базовый набор навыков для самостоятельного выживания. Умел в грибы-ягоды, рыбалку-охоту, в уход за скотиной и в огород. При наличии конфликта с родителями мог как-то обеспечить минимум автономии. Но времена изменились. Сегодня даже на селе даже взрослый является стопроцентно зависимым от окружения человеком. Навык социальной коммуникации сегодня является единственным навыком выживания. Подростковый период - это время, когда навык коммуникации разрушен.

Двести-триста лет назад подростку можно было пару дней перекантоваться в лесу, понимаете? На заработки пойти к кому, батрачить. Тем самым на время покинув психологически травмирующее окружение, попутно набираясь навыков взрослого социального общения. Сегодня ребенок обречен проходить подростковый кризис в травмирующих его условиях, да еще и имея разрушенную, в силу перестройки эмоциональности, социальную коммуникацию.

Я так и чувствую, как педагоги и психологи в этом месте задумались.

Когда мы ставим вопрос таким образом, нам становится ясно, что нужно анализировать коммуникацию подростков и родителей. И здесь нам приходит на помощь понятие стратегии поведения. И вопрос, который для нас главный - какие именно стратегии поведения используют родители? Вот у нас пять стратегий - 1) сотрудничество; 2) компромисс; 3) избегание; 4) приспособление; 5) соперничество. Какую именно стратегию вы выбираете, как родитель, в общении с подростком?

Ребят, вы будете удивлены, но даже в самых интеллектуальных семьях я наблюдал соперничество и избегание наиболее часто, компромисс и приспособление значительно реже, и сотрудничество... Помните, я говорил о детях психологов? Ребята, я видел очень хороших психологов, и я видел их детей. Здоровые нормальные качественно профессионально подготовленные психологи сознательно работают в стратегии сотрудничества.

И мы увидим, почему это необходимо и почему это превосходно.

В детстве отношения строились на взаимной эмоциональной компенсации. Это были отношения взаимного эмоционального дополнения. Вот просыпается собственная сексуальность, а она тянет за собой целый комплекс инстинктивных вещей, еще не оформленных. Борьба за самку, привлечение самца и так далее. Что это означает? Это означает, что на эмоциональном уровне возникает конкуренция. Это естественный психологический процесс, ребята. Отношения родители-дети становятся конкурентными, конфликтными. Дети этого не понимают (откуда?). Родители этого не понимают, потому что их не научили, они тупые и не интересуются. Конфликт неизбежен.

Реализация сексуальности (борьба за самку, привлечение самца) есть навык социальной коммуникации. Подумайте над этим. Понятно? Теперь вам понятно? Для дальнейшей жизни вашему ребенку требуется навык социальной коммуникации. Подростковый период - это то время, когда самой природой этот навык формируется. В старые добрые древние времена ребенок мог получить этот навык на стороне. Сейчас он не может получить этого навыка. Почему? Потому что отношения с родителями у него строились раньше на эмоциональном дополнении. Ребенок не может одновременно компенсировать родителей и конкурировать с ними. Вы тоже не можете одновременно компенсировать эмоционально ребенка и конкурировать с ним.

Если у нас есть две существенно разных интенции, два существенно разных побуждения, которые формируют существенно разные линии поведения - обязательно побеждает одна из них.

Так возникают конфликты сына с отцом за внимание матери, дочери с матерью за отца, так возникают семейные сексуальные искажения (семейное насилие). Вот была семья как семья, мама как мама, папа как папа. доця как доця, доця подросла, законкурировала с мамой за внимание папы, мама ушла в реакцию избегания, папа доцю трахнул. Потому что в привлечении самца побеждает тот, кто его привлекает. Доця сама не поняла, что сделала, расстроилась, папу арест-суд-Сибирь.

Глубинная эмоциональность - опаснейшая штука. Она не осознается, этому никто не учит, на это не обращают внимания. Подавляющее большинство семейных насильников с точки зрения окружающих, до того как выяснилось, что вот так - выглядели социально адекватными и вполне добропорядочными людьми. В социальных отношениях вне семьи глубинная эмоциональность не проявлена, ребята.

По той простой причине, что вне семьи отсутствует взаимная эмоциональная компенсация как ведущий фактор коммуникационного процесса.

А сколько мам выходит замуж за своих сыновей? В психологическом смысле выходит. Если у мужика нет бабы, и живет он с мамой - скорее всего, нужно смотреть в сторону глубинной эмоциональности. Скорее всего сына папу переконкурировал в подростковом возрасте, остался на взаимной компенсации с мамой, и всё, все дела...

Развитие и продолжение этих глубинно-эмоциональных игр происходят и в зрелом возрасте, когда у детей свои семьи образуются. Конфликты с тестями, тёщами, свёкрами и свекровями, особенно - жены со свекровью. Мамочка конкурирует с женой за сына, тот и жену любит, и маму, жене приходится конкурировать с мамой за внимание мужа. Ау, товарищи семейные психологи - знакомая картинка? Ну то-то...

Все это происходит потому, что люди не понимают, их не научили. Вся та "этика и психология семейной жизни", которую нам преподавали в школе и которой сейчас детей пичкают - ее можно выкинуть на свалку. Все эти "психологические" курсы писались на материале традиций и обычаев, сформированных при царе Горохе. В те самые благословенные времена, когда подросток мог жить вне семьи, или по крайней мере работать вне семьи, получая нормальные навыки социальной коммуникации в общении с людьми, не связанными с ним ранее отношениями взаимной эмоциональной компенсации...

Когда подросток начинает испытывать переживание собственной сексуальности в виде первых собственных побуждений - он не понимает, что происходит. Собственно говоря, даже если бы и понимал - он не смог бы это контролировать. И это означает, что побуждение преобразуется в деятельность. Навык социальной коммуникации в плане реализации природной сексуальности не предназначен для общения с родителями. Он предназначен для жизни в обществе. Он не должен реализовываться в семье в каком бы то ни было виде. Потому что семья - это психологическая компенсация на эмоциональном уровне. А не на сексуальном.

В наше время дети, в силу структуры общественных отношений, задерживаются в семье надолго, гораздо дольше нормы. Жизнь стала сложнее, нужно больше знать, уметь участвовать в более сложных процессах, как на работе, так и в обществе. Дольше период формирования соответствующих паттернов поведения, период дезадаптированности. Соответственно, навыки социальной коммуникации в части реализации собственной сексуальности испытывают искажения, так как формируются в условиях, далеких от нормальных. Понимаете?

Вы обратили внимание, что чем более развито общество, тем больше в нем геев? Трансвеститов, транссексуалов? Это происходит потому, что чем развитее общество - тем менее автономны его члены, тем они более социализированны в своих действиях, тем сложнее навыки социальной коммуникации, тем больше времени нужно на их формирование, тем дольше дети вынуждены зависеть от родителей, и тем большие отклонения в поведенческих паттернах они получают, реализуя сексуальные побуждения в отношениях, где секса быть не может.

Я не помню, вроде у Бориса Моисеева есть красивая песня про маму. Так вот - он ее реально любит, там психологическая травма была, отца не было, очень глубокая привязанность. Потом хореографическое училище, и преподаватель - женщина. Мамозаменитель. Тоже перенос естественной сексуальности на сексуально непригодного партнера, зато - взаимная эмоциональная компенсация. Люди искусства вообще очень склонны друг другу компенсировать чего надо и чего не надо, а тут еще безотцовщина из семьи политзаключенной (позднесоветские времена, быть из семьи репрессированных - испытывать всенародную любовь), да с патетическим отношением к женщине...

В общем, комплекс факторов налицо. Боря не больной в смысле гормонов, у него на эмоциональном уровне паттерны искажены. Зато он, в силу этого, реализует сексуальность в чувственных формах искусства. Лучше всего это характеризует его публика:

«На самом деле, никакой пропаганды гомосексуализма на концертах Моисеева нет. Да и ходят туда не геи, как думают протестующие. Я вас уверяю, его зрители — это стопроцентные гетеросексуалы. Большую часть билетов приобретают семейные, уже немолодые пары»[50].

Иными словами, реализуя свою сексуальность в искусстве через эмоциональные состояния, характерные для эмоционально-скомпенсированных отношений в семье, Борис Молисеев адресует совершенно конкретную публику - уже немолодые семейные пары. То есть, родители, которые уже не компенсируются детьми в эмоциональном плане, но испытывают потребность в переживании скомпенсированного состояния. А тут - Боря.

Увеличение периода пребывания детей в семье, являющееся общемировым трендом, приводит к обязательным искажениям паттернов сексуального поведения. А поскольку вся жизнь человека пронизана сексуальностью - это влияет на все сферы жизни. Естественно, период пребывания - не единственная причина, но в статистическом и функциональном смысле достаточно существенная.

Просто потому, что в семье сексуальность сублимируется в несексуальные формы поведения.

Теперь посмотрим на репрезентацию социальных норм вне сексуальности. Первейший пример - аккуратность в быту. Ребята, пока вы были детьми, за вами мама убирала, может, она вас приучила к чему-то. Но. Вспомните свои подростковые годы. В подростковом возрасте у всех был бардак и все ругались с родителями на тему поддержания порядка в доме. Вспомните. Было. Почему? Потому что у подростка нескомпенсированная эмоциональность, его эмоционально разносит, он дергается от одной деятельности к другой, нигде не получая удовлетворения. Уберет он комнату или нет - ему эмоционально лучше не станет, верно? Это потом, когда пообвыкнется, он начнет за собой следить. Но пока он не нашел возможности эмоционально себя скомпенсировать - он всегда будет бросать на полдороги, откладывать на потом и так далее...

Что делают родители? Родители пилят. Как пенопластом по стеклу. И вот здесь начинается самое интересное...

Ребенок не имел собственных интенций, он жил в "сейчас". Сейчас ему плохо или хорошо? Вот так он и жил. Подросток получает собственную эмоциональность, собственные интенции. Для него встает вопрос - что будет дальше, как будет дальше, что я должен сделать, чтобы дальше было лучше?



Гениальный (к сожалению, короткий) мультсериал Куваева "6 1/2" - как раз об этом вот подростковом психологическом состоянии. Когда все плохо, когда легкий депрессняк, когда непонятно, что делать, потому что ничего не приносит удовлетворения. И остается одно, верить, просто верить, что



У подростка такой период, когда ему приходится много терпеть. И только вера в то, что завтра будет лучше, позволяет этот период пережить. Потому что пока подростку плохо, его бессознательное пытается найти, нащупать, подобрать те формы поведения, те стимулы и ценности, которые позволят сублимировать нарождающуюся эмоциональность и прийти в эмоционально сбалансированное состояние. Подросток устремлен в будущее, потому что в настоящем у него ад, израиль, скрежет зубовный и семь казней египетских в одном флаконе...

Родители не понимают, что перед ними не просто эмоционально другой, эмоционально уже чуждый им человек, не просто беззащитный, как младенец - но еще и живущий не в настоящем, как он жил ребенком, а в будущем.

Но родители тоже думают и беспокоятся о будущем чада, понимаете? Они хотят, как лучше. И вот чадо не убрало у себя в комнате, разбросало шмотки и так далее... Что начинается? Начинается "родительское внимание", родители проводят "воспитательную беседу" на тему "и как ты такой думаешь жить раньше"... Ребята, подросток не думает, как он будет жить дальше. Он, на базе всего своего детства, когда он не думал об этом "дальше", просто не имеет такой категории в мышлении своем. Ему нечем. Он еще не умеет соизмерять свои поступки в настоящем с результатами, которые он будет иметь в будущем. Его бесполезно спрашивать про "дальше", ему еще предстоит узнать и научиться, как это - "дальше". Вся эта родительская беседа лишена смысла, понимаете? Тупой разговаривает с глухим...

Родитель тупой, потому что не понимает, а подросток глухой, потому что ему еще нечем слышать.

Немного отвлекаясь от темы, могу предложить следующую иллюстрацию. Подростковый период - бегство в будущее из настоящего.

Попытки проводить такие беседы сталкиваются с любопытной динамикой. У нас есть нескомпенсированный подросток в состоянии легкой депрессии. Он не убрал за собой, он знает, что это плохо, но у него нет эмоциональных сил взять и убрать. Два минуса суммируются. Приходит родитель и начинает. Тыкает подростка носом в бардак и говорит - ту плохой, ты не убрал. Родитель, который еще недавно был эмоционально-компенсирующим фактором, еще больше усиливает негативные эмоции.

Если мы будем говорить об образовании эмоциональных ассоциаций, а такие эмоциональные ассоциации образуются, об этом знают и используют, например, в рекламе - то поймем, что сочетание исключительно негативных эмоциональных факторов вокруг чистоплотности как социально-поощряемого и социально-нормативного явления придает ей что? Правильно, придает ей негативную эмоциональную окраску.

Вот вы так повоспитываете подростка - он потом всю жизнь будет мучиться, ему каждый раз уборка будет, как виселица.

Потому что образовалась и закрепилась негативная эмоциональная ассоциативная связь.

Проблема не в том, что у нас есть одна негативная ассоциация. Это не страшно. Проблема в том, что такие вот мелочи, они в подростковом периоде играют особую роль. Именно такие элементарные паттерны становятся образующим всей будущей личности подростка. У него есть нескомпенсированная эмоциональность, у него нет структур для ее канализации, они образуются, и образуются с самых простых вещей, с элементарных навыков. Например, с умения убирать за собой. Все остальное - надстраивается сверху. Если вы сообщаете, не думая о том, что делаете, подростку негативное эмоциональное содержание для базовых паттернов - оно будет играть вообще везде в его деятельности.

А некоторые родители вообще ухитряются. Уходят в тупое избегание и приспособление, и ребенок болтается в вакууме. Или даже того хуже - сядут где-нибудь на кухне и плачут, дескать, как плохо с ребенком. Ребенок, привыкший к эмоциональной компенсации со стороны родителей, и воспринимающий плач мамы как минус-стимул, начинает бояться самого себя, своего взросления. Он взрослеть боится, понимаете, потому что раньше он был маленький и мама была веселая, а теперь он большой и мама плачет, значит взрослеть плохо, потому что столько вот печали...

Кстати, вот прекрасная иллюстрация для такого состояния:



Детство закончилось, счастья нет, все, труба, пора в могилу...

Я вспоминал про детей психологов. Я видел нескольких. Знаете, в чем там фишка дня? Вы будете смеяться, но все элементарно, и притом совсем не там, где вы думаете.

Психологи, особенно терапевты, в качестве одного из своих первейших профессиональных навыков тренируют эмоциональную невключенность. Они не имеют права сочувствовать больному, понимаете, им работать надо. Поэтому душевные, эмоциональные проблемы они воспринимают отстраненно. И поскольку им приходится работать с очень опасным материалом зачастую глубинного характера, они себя закачивают. Как культуристы. Только те качают мышцы, а психологи - эмоции. И вот эта вот "закачка" - она роляет вообще везде. То есть, воспитывая ребенка, психологи "на автомате" управляют объемом эмоциональной компенсации. Ребенок психолога испытывает намного меньшую эмоциональную зависимость от немедленных эмоциональных подкреплений со стороны родителей. Не потому, что какая-то особая секретная педагогика используется, а потому, что психологи, как огня избегающие взаимных переносов в работе, на уровне подкорки вбивающие себе этот навык - не доводят ситуацию с эмоциональной компенсацией ребенка до среднестатистического патологического уровня.

Психологическая профессиональная деформация психолога - эмоциональная отстраненность - снижает степень взаимной эмоциональной обусловленности с ребенком, что дает последнему возможность гораздо меньшими потерями пройти подростковую ломку.

Более того. В подростковом периоде такие дети, испытывая эмоциональную нескомпенсированность, сталкиваются с намного меньшим эмоциональным давлением со стороны родителей. Родители эмоционально-отстранены, понимаете? Особых эмоций нет. Эмоциональное давление меньше. Ребенку легче.

Дети психологов в большинстве значительно психологически устойчивее своих сверстников, в подростковом возрасте - особенно.

А наличие психологических знаний, профессиональная работа с детьми - это уже вторичное. Самый главный союзник психолога - профессиональный, вбитый в подкорку (потому как материал по работе бывает чудовищный, и меры предосторожности лишними не бывают), навык эмоционально-отстраненного восприятия и поведения.

Отдельный момент. Еще во времена моего детства считалось, что к детям нужно подходить "психологически". Книжек было много. Сейчас у кого есть дети - обязательно туева хуча литературы на эту тему в доме. Все стараются подходить психологически к воспитанию детей, потому что хотят им самого лучшего.

Дегенераты.

Понимаете, психологические книжки пишут люди, которые что-то знают. Ну вот знают, одни лучше, другие хуже - но знают. Всякое психологическое знание - оно основано на практике, оно как-то где-то работает. Срабатывает.



Причем ребята, заметьте - пишут книжки профессионалы, которые "знают координаты", а применяют? А применяют в основном читатели. Люди, которые ни в зуб ногой, у которых уже проблемы, раз они решили применить "психологический подход", которые испытывают неуверенность в обычном человеческом общении с собственным ребенком, и у которых нет главного. Они не в состоянии эмоционально-отстраненно смотреть на вещи, они не в состоянии реалистично оценивать ситуацию, они не рефлексируют себя и свое состояние, у них нет базового навыка для корректного применения психологических методов.

А если могли бы - им не потребовались бы "чудо-советы", либо они спокойно обратились бы к специалисту.

Ку?

Есть такое понятие - опасное производство. Ну типа шаг влево - шаг вправо, и уже нужно нанимать следующего работника. Так вот, дети - это опасное производство, причем опасное безвозвратно. Дилетантизм заканчивается социальным браком. И только чудовищная выносливость детской психики, чудовищная гибкость, и предстоящие впереди кризисы, сопровождающиеся ломкой личности, что позволяет устранять ранее выявленные дефекты социализации - только это не приводит к тому, что большинство детей уходило бы в брак.

Дети - чертовски живучие существа, и нужно сказать спасибо эволюции, что они могут выжить, могут пережить своих родителей. Молодые и сильные выживут. Остальным повезет меньше.

Среди асоциальных и антисоцильных деяний, в просторечии именуемых преступлениями, одно стоит особняком. Никогда ранее ничего подобного не было, и я надеюсь - не будет. Это событие рассматривалось с точки зрения криминалистики, с точки зрения общественного мнения и так далее, но никто и никогда не смотрел на него, как на пример бытовой патологии семейных отношений. Еще раз повторяю - бытовой психологии семейных отношений.

Речь идет об ансамбле "Семь Симеонов". Мать, желая своим детям лучшей судьбы, превратила их в террористов. Почитайте статью в Википедии. Особо обратите вниание на судьбы детей. Практически ни у кого из них нормальной жизни не сложилось. Среди факторов, которые следует учитывать при анализе, нужно назвать большое количество детей разного возраста. Нинель Сергеевна последовательно на протяжении длительного периода времени проходила через эмоциональную нескомпенсированность в отношениях с детьми на базе описанного механизма подросткового кризиса. Обратите внимание на возраст детей, посчитайте периоды, когда она испытывала трудности эмоционального плана.

А у нее и с наследственностью-то психологической было - не очень.

Еще раз подчеркиваю, это не была семья убийц, рецидивистов, наркобаронов. Это была не криминальная семья. Это была семья, в которой на протяжении длительного времени развивался патологический процесс, с которым каждый из нас сталкивался хоть однажды в жизни. Обычная семейная консультация квалифицированного специалиста помогла бы если не решить, то по крайней мере выявить проблему заранее.

Несмотря на то, что подростковый период является общераспространенной, естественной и нормальной вещью, динамика происходящих психологических процессов способствует определенной личностной трансформации. И трансформация эта - она как те йогурты, которые не все и не одинаково...

Эх, не зацепили мы стратегии... Ладно, на сегодня хватит.



Завтра будет. Лучше.

Tags: Красные vs большевики
Subscribe

  • Вкусно...

    А ведь это он еще очень в общих чертах, можно сказать, лаконично, все описал... В армии при знакомстве с матчастью офицер никогда не обижается на…

  • Синемафилическое

    Посмотрел " Обитель зла: Раккун-Сити". Я бы назвал этот фильм и проще, и оригинальней. "Обитель зла - полюбишь и козла". И…

  • Градский все...

    В камментах - ""какие люди уходят!". Неправильно сказано. Правильно - "Какие люди были в эпоху, какие люди были сутью…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments