bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Все хорошо в меру...

Тут вот коллега Мастерок решил пройтись по космической тематике.



Ну, надо комментировать...

Первое. Самолетный старт имеет естественные ограничения по массе выводимой нагрузки. Потому, что та естественным образом зависит от массы ракеты, а та - от массы самолета-носителя. А самолет-носитель зависит от имеющихся ВПП, состояния двигателестроения и так далее... Посему, если запуск мелких носителей типа "Пегаса" коммерчески оправдан, в силу эксплуатации серийной авиационной техники с обычных ВПП, то для больших нагрузок требуется специальная полоса, специальны самолет - а это большие деньги. Которые могут окупиться только на большой серии запусков.

Для маленьких стартующих с самолета ракет не нужны специальные затраты, и потому они могут стартовать за маленькие деньги. Но как только мы преодолеваем некую критическую величину - нам требуется совершать многомиллионные вложения в специальный самолет и специальный аэродром, который ни для чего больше не нужен. Затраты растут - рентабельность снижается.

Второе. Для самолетного старта нужна специальная ракета.

Обычные ракеты либо собираются сразу в вертикальном положении (американская методика), либо собираются и транспортируются в горизонтальном положении (российские ракеты), а затем устанавливаются вертикально и заправляются. Более того, с точки зрения полезной нагрузки (космического аппарата) именно чисто вертикальная схема является предпочтительной. Потому, что и при сборке, и при транспортировке, и при старте и полете, ось тяготения одна и та же. Аппарат не заваливается набок, не повисает на крепежных элементах и так далее. У нас есть один вектор гравитации на все время предполетной подготовки и полета.

В российских носителях спутник крепится к лежаще ракете. У нас два вектора - боковой для сборки и транспортировки, и вертикальный - для старта и полета. Это накладывает ограничения на конструкцию спутника, переходного кольца, обтекателя. Все это сложнее разрабатывать, понимаете?

Так вот, если в "советской" схеме у нас ракета лежит на боку только по пути до пусковой, то в самолетном старте все намного хуже.

Ракеты транспортируются на пусковую в пустом состоянии. Корпус легкий, нагрузка минимальная. А в самолетном старте ракета подвешивается в уже заправленном состоянии. Сотни тонн должны хорошо висеть на нескольких точках подвески. Причем не просто висеть - во время взлета и полета там тряски, вибрации, ускорения от маневров... То есть - ракета для самолетного старта должна быть значительно прочнее обычной. Ну и полезной нагрузке тоже достается. "Союз" в пустом состоянии едет на пусковую со скоростью пешехода, а здесь мы с заправленной ракетой разгоняемся по взлетке до 200 км/ч - а это тряска и удары...

И к тому же спутник находится в самом носу ракеты, за крепежными элементами, то есть фактически представляет из себя горизонтальный маятник на упругом подвесе...

Наконец, вот какое соображение. Все помнят, чем закончились огневые испытания Фалькон-9 со спутником Атмос-6, которые проводились 1 сентября 2016 года?



Так вот. В случае обычной ракеты с вертикальным стартом страдают только стартовые сооружения. Которые, естественно, стоят дешевле самолета-носителя. Если взорвется небольшая "самолетная" ракета, стартующая с обычного самолета, то ущерб будет относительно небольшим - самолет, ракета и стартовая команда, находящаяся на борту. А поскольку самолет серийный, и летчиков много - это совсем немного денег.

А вот если взорвется единственный в мире уникальный самолет, который в силу уникальности стоит значительно дороже серийного...

Короче. Вся эта гаргантюанская самолетно-космическая феерия просуществует только до первого взрыва носителя.

Потому что надо быть скромнее, пользоваться серийным и не замахиваться на несбыточное. И помнить о гарантированной безопасности пуска, с чем у американцев традиционно не очень...
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви..., Тонкое жизненное
Subscribe

  • Просьба

    Напомните мне, пожалуйста, откомментировать вот этот тред. Через несколько дней. Хорошо? Будем учить уму-разуму. :)

  • Синемафилическое

    Посмотрел я это чудо. Естественно - пиратка, но качество ничего... Качеств о в смысле картинки и звука. И шо я вам хочу сказать? ASULUM. Чистой…

  • Синемафилическое

    Собственно говоря, это трейлер. Того, что я только что посмотрел. Что могу сказать по поводу того, что я только что посмотрел? В трейлер вошли…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments