bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

300 спартанцев

Пришло время посмотреть "300 спартанцев".

Посмотрел.

Ну, ругать Голливуд я уже устал. Поэтому вопрос о исторической достоверности, о хотя бы минимальном реализме и элементарном художественном вкусе оставим нераскрытым. Раскрывать, собственно говоря, нечего. Нету ни первого, ни второго, ни третьего.

Поговорим об архетипическом подтексте фильма. Точнее, мы к этому разговору
придем.

Во-первых, фильм производит впечатление малобюджетного. Если сравнить размах батальных сцен, то кроме плохо организованных пробежек массовки на заднем плане, похвастаться особо нечем. Можно, конечно, возразить, что размеры Фермопильского прохода были невелики в действительности, но ведь не настолько же. Каждый раз в экране пара-тройка "бойцов", не больше - остальные выполняют комплекс утренней гимнастики и строят страшные рожи. Особо умиляет в самом начале сражения сцена с замедлениями, в которой на одного героя бегут толпы, но почему-то большинство пробегает мимо. Наверное, "рукопашной" квалификации актера не хватило бы, чтобы обработать их всех, а нанять злого буку а-ля Стивен Сигал жаба задавила.

Буря, которая топит персидские корабли, выглядит настолько мультяшно, что кажется пост-модернистским продолжением бессмертного "Ежика в тумане". И совершенно непонятно, откуда взялось столько персов после такой страшной бури. Тем более - настолько жизнерадостных, бодрых, деятельных ребят.

Введение в ткань повествования мифологических персонажей - адептов непонятно какого ордена, стриптизерш - оракулов, духа Спарты, поразительно напоминающего Горлума, дает основание предполагать, что мы имеем дело со сказкой, со своим образным рядом, текстом и подтекстом. Ну а сказку, как образное и иносказательное произведение, нужно и разбирать, исходя из системы образов и их взаимоотношений между собой.

Начнем с начала.

Детские годы Ильича, естественно, были заполнены боевой и политической подготовкой. Что касается боевой подготовки - драки там и так далее - она в принципе ничем не поражает воображение. Ни секретных ниндзявских техник, ни особой атлетической подготовки. Сплошной Гарлем, или там, скаутский лагерь Гитлерюгенда. Хотя нет, в Гитлерюгенде детишек учили еще песни петь и маршировать, а тут просто пиздили годами нипадецки. Зато политическая подготовка напомнила мне Ленинские комнаты моего детства. Сидеть рядом с человеком, который пять минут назад учил тебя "не сдаваться", и с вдохновенной рожей стучать по щиту (опять зазвенит или уже нет?) - это да. Это сильно. Какое там трудное детство, какие там деревянные игрушки, какая там аскеза - тут у нас сплошная метастаза апофеоза патриотизма. Квинтэссенция, тэкс-ть.

Очень точно и открыто сформулирована цель обучения - научить ребенкака убивать без жалости и сострадания. Вот такое вот бодрое, жизнеутверждающее воспитание. А потом ребеночек вернулся из школы, все резко офонарели и пали ниц. Чего не сделаешь перед такой крохой-симпатулей, верно? Особенно, если оно королевского рода.

Вот здесь наконец (точнее немного раньше, когда эта кроха волка убивала) и намечается зародыш первого раскола в символике повествования. Зимний пейзаж. Снег. Снег в Греции выпадает только зимой в горах. Сразу становится ясно, что спартанцы - гордые дети гор. Греческие абреки.

В принципе это соответствует особенностям воспитания юного дарования, и дальнейший монолог рассказчика - яркое тому подтверждение. Во-первых, в тексте мелькает "вечная Спарта". Ну прямо - Тысячелетний Рейх какой-то, право слово. Но дальше еще веселее. "Теперь он стал таким же зверем... такие чудовища состоят из людей и коней, из мечей и копий..." - говорит о нем рассказчик. Это да. Привыкаем, на протяжении остального фильма этот мутант-мегакиллер будет нашим положительным героем. А автор диалогов - крайне часто вспоминаемым нами работником студии.
Но мы ведь говорим о расколе символики текста, верно? Так вот, в том же монологе рассказчик продолжает - "...теперь они готовы защищать свою грецию, защищать ради мира и правосудия." и тут же произносит - "чудовище приближается".

Во-первых, давайте разберемся, "убивать без сострадания" или "защищать ради мира и правосудия". Это как бы несколько разные вещи. Давайте определимся - все-таки абрек или законник? По воспитанию - абрек определенно. Но ведь "законность" и "правосудие"... А во-вторых, непонятно, о каком чудовище говорится. Может, мальчик сделал шаг вперед по направлению к рассказчику?

Но рассказчик продолжает - "сам король Леонид (так звали Иллича) спровоцировал его". Я думаю... Нет, ну вы прикиньте - в соседнем государстве к власти приходит психопат, находящийся в перманентной мировоззренческой вилке (убить или не убить) - тут бы и я, ленивый и неподъемный, не удержался. Врезал бы первый. Во избежание.

Следующая сцена - прибытие посланника Ксеркса. Вообще говоря, персы в определенном смысле не негры. А тут прислали мулата какого-то. Да еще и говорящего иносказаниями. Леонид (говорю же - Иллич) честно его предупреждает - "за базаром следи". Но тот не уследил, за что и был замочен. Не знаю, что означает тот большой правильной формы цилиндрический колодец, куда мулата со всей его компанией скинули - может и большую выгребную яму. В колодец трупы не сбрасывают даже психопаты. Если это определенно собственный колодец.

Тут вот что интересно. В сказке каждый символ играет роль. Негр, точнее мулат, в бедуинском одеянии "слуги Аллаха" - это сильно. Это значит. Одна эта сцена выделяет фильм из череды скучных политкорректных фильмов американской фабрики звезд (тьфу, грез).

Потом Иллич прется на гору за поддержкой к адептам непонятно какого культа. Те, естественно, требуют от него соблюдения обычаев. Но не тут-то было. Наш герой - всем героям герой. Плевал он на обычаи. Он твердо решает выступить в крестовый поход против Ксеркса. Но сомневается. Понимаете ли, "...ни дети, ни старики, ни женщины не выживут в этом бою". Очень точно подмечено. Очень своевременно. После боя это было бы уже не смешно.

И тогда он собирает зондеркоманду, чтобы героически измотать силы противника. В самый неподходящий момент припираются законники и на совершенно законных основаниях требуют прекратить безобразие. "Спарта не должна воевать" - говорят они. "Никто и не воюет" - говорит Леонид. Действительно, разве это война? Это небольшая контртеррористическая операция. Не волнуйтесь. "Эти 300 человек" - говорит Иллич - "моя личная охрана". Тут я начал биться в истерике, и попытался предсказывать дальнейшее развитие сюжета по ходу фильма. И почти преуспел. Дальше вы поймете, почему "почти".

Ну естественно, дальше показан трудный тернистый путь. "Ради нашей свободы мы шли" - ну как же без этого. И встречают они союзников. Те, естественно, недоумевают - где армия, почему Иллич взял на дело только три сотни прокачаных "персов" (не путать с персами, "перс" - это от слова "персонаж" из сленга онлайн-РПГ, а перс - это те мулаты, которые типа персы в смысле подданых Ксеркса). Ну Леонид быстро ставит союзников на место. В смысле "нас мало, но мы в тельняшках". И действительно, тельняшки у ребят что надо.

Затем, как всегда, пепелище, потом к ним начинают присоединяться всякие разные... Переводчик подарил миру прекрасный перл - "свободные рабы". Я понял, что фильм удался. И вот так они шли, шли, пока не увидели, как буря топит персидский флот, и сильно обрадовались. Наверное, думали, что персов не будет. Но они жестоко ошиблись. Персы были.

И вот тут, когда, значит, буря, дождь и музыка, начинается "прокачка" нашего любимого героя. "Спартанцы верили в одно - только он, только наш король". Шаблонно, но сильно, особенно в сочетании с музыкой. И наш Иллич с сосредоточенным лицом. Думает. Подобные моменты будут присутствовать то там, то там на протяжении всего фильма, так что на них мы больше заостряться не будем.

Во дворце тем временем начинаются интриги. Ну естественно, хозяин из дому - челядь распоясалась. Уже собирают какой-то совет, начинают что-то обсуждать. Строить козни.

Спартанцы же времени не теряют. Бодро вырезают боевое охранение персов и строят из трупов стену на дороге. Помните ведь, что они - абреки, верно? Гордые сыны гор. Когда они заканчивают стену, появляется следующий посланник, сильно машущий на Саддама Хуссейна. И говорит, что он пришел от повелителя всего мира, бога богов и т.д. Ну и, естественно, огребает по полной. Спартанцы отправляют посланника назад, дабы несчастный напугал Ксеркса тем, что ему противостоят "свободные люди, не рабы". А охрана у посланника - все те же бедуины. И сам он бедуином одет, только богатым. Так и ждешь крика "Аллах Акбар". Но не кричат, потому что боятся. А посланник начинает пугать в ответ - "тысячи народов персидской империи восстанут против вас, и ваша кровь закипит на солнце". Получается очень содержательный диалог.

И тут появляется Горлум... Эээ... Простите - дух Спарты. Страшный, корявый, горбатый и бессильный. Рассказывает о пути, по которому персы могут зайти в тыл нашим героям. И просится в зондер-команду. Ну, наш герой его посылает, естественно - кому такие нужны. "Не все могут стать нашими солдатами" - говорит Иллич. А тот обижается и уходит. Кому они такие нужны, в самом деле, мутанты-инвалиды...

И наступает утро первой битвы. Многочисленная, но неорганизованная массовка пытается изобразить полчища орков из второй серии "Властелина Колец", но получается жидко и неубедительно. Естественно, им всем навешивают, и при этом из наших никто не гибнет. Естественно - наши ведь арийцы, ой, простите, спартанцы. То есть древнегреческие абреки.

Убедившись, что массовка окончательно погибла, режиссер разнообразит фильм массированным обстрелом из личного стрелкового оружия - то есть из луков. Спартанцы укрываются щитами и один из них начинает смеяться. "Ты чего?" - спрашивают его товарищи. "Они воюют с нашими щитами - отвечает тот.

В детстве, когда играли в войнушку, мы кричали врагу - "а я в танке, а я в танке". Вот примерно такой эпизод.

Ну потом еще всадники напали. Их естественно, порубали в капусту. А во дворце в это время интриги... Сюжет развивается нудно, скучно и далеко не так зрелищно, как хотелось бы.

И тут режиссер приподносит подарок. Ксеркс приезжает на переговоры с Леонидом. И я понимаю, что еще не все сокровища творческой мысли Голливуда поддаются прогнозу.

Помните старые советские сказки? Там был Кощей Бессмертный. Худой такой, старый, трясущийся. Так вот - Ксеркс в этом фильме - это как если бы Боря Моисеев попытался сыграть этого самого Кащея. Вплоть до жестов. Но в одних трусах иу золотых цепочках по всему телу. Нет, ну штаны были, ну даже не штаны - замаскированные колготки. Я аж прослезился. Этого я даже помыслить себе не мог. Это не сочетается с присущей мне образной системой. Никак.

И вот стояли они и Ксеркс пытался соблазнить Леонида своими женщинами, а тот говорил что в Спарте женщины лучше. Ну вы только представьте - стоят два мужика, меряются письками... Эээ... Бабами то есть...

Ксеркс выше Леонида раза в полтора. Леонид на его фоне здорово напоминает хоббита. И я понимаю, что дальше последует ремикс "Властелина Колец". И не ошибаюсь. Потому что, наконец, началось...

Ночной бой. Сперва в дело пошли "элитные отряды" - эдакие ниндзюки в масках и с самурайскими мечами. И с ними на цепи огромный такой чел (вспомните пещерного тролля из ВК). Естественно, не без жертв, но их порвали. Наши ведь сильнее... Утро началось с визита боевого носорога, но умело брошенное копье не дало ему добежать даже до боевых порядков "личной охраны" Иллича. Затем в дело вступили боевые маги с гранатами, но их подорвали на их же боезапасе.

В этом месте режиссер впал в творческий ступор. Чем же еще поразить зрителя? И тогда на свет были извлечены оставшиеся со съемок ВК элефанты (то есть боевые слоны). Но кто-то вовремя подсказал режиссеру, что конница Рохана бюджетом не предусмотрена - и элефанты благополучно "подскользнулись" и упали в море. Потому что "наши дороги для них слишком скользкие". Я вспомнил известное Карамзина про дураков и дороги - и на несколько минут прервал просмотр. В самом деле, не только же Гудериану должно было не повезти :)

Но тут Горлум (то есть дух Спарты) добрался таки до Ксеркса и пожаловался на свою нелегкую судьбину. Все его обижают, никто его не понимает... Ну и Боря Моисеев его, естественно, приголубил. Все что надо пообещал. Тот и провел врага в наш тыл.

А в это время во дворце интриги достигли такого накала, что жену Ксеркса уже того... В общем другой мужчинко, политик и интриган...

И тут кино кончилось. В смысле навернулся видеопоток (я смотрел онлайн). То ли плохо отцифровали, то ли недолили, то ли обрезали. Но главное - в смысле систему образов - передали достаточно точно. В развитии. И вовсе не важно, чем все закончилось в этой малобюджетной нудятине и бредотине, с ее крайне своеобразной режиссурой и потрясающими своей обкуренностью диалогами.

Потому что идея понятна.

Первый момент - противостояние личности и массы. В мировоззренческом смысле. С одной стороны, Леонид, его жена и ребенок - с другой "советы", политики, адепты, и просто окружающие, чтущие обычаи. Главный герой, естественно, прав. Все остальные - нет. Потому что они "не свободные" люди.

Второй момент - противостояние власти личной и общественного мнения. То есть Леонид вроде царь (то есть главный), но есть силы, активно ему противостоящие, предающие его интересы и т.д.

Третий момент - противостояние закона и деяния. Мальчика учили убивать. Хорошо учили. Научили. Мальчик стал чудовищем, готовым к защите закона. И когда посчитал, что надо действовать, не воспользовался своими привелегиями (властью, в конце концов), а тупо пошел мочить врага. С кучкой единомышленников.

Четвертый момент - противостояние Спарты и союзников. Много греков и мало спартанцев - и Леонид говорит (не помню как его зовут) - "я привел больше воинов".

Пятый момент - противостояние Спарты и врага. "Тысячи народов против вас" и т.д. и т.п. Негры, арабы, персы, японцы, мутанты какие-то...

Попахивает ницшевским "сверхчеловеком", ведущим в поход "сверхрасу". "Вечная Спарта", "свобода", "не все могут стать нашими солдатами", "тысячи народов против нас"...

Среди положительных героев - спартанцев - сплошные англосаксы. И это в фильме, снятом в стране, где слово "политкорректность" значит больше, чем "здравый смысл". Где в каждом фильме среди положительных героев обязательно присутствует негр, гомосексуалист, лесбиянка или священник. Или все герои подонки. Или это хороший, но не "хитовый" фильм.

Но чтобы мочить всех, кроме англосаксов????

Должна быть очень важная причина, почему этот фильм вышел на экраны и был так сильно разрекламирован. И такая причина есть, как мне кажется. Я думаю, что это эмоционально-образный агитпроп. Своеобразное оправдание вы уже догадались чему.

Какая разница, что главный герой воспитан убийцей, если он борется за "свободу"? Какая разница, что он действует вопреки законам и обычаям, если он герой? И здесь историческая достоверность - просто мешает. Спарта предстает перед нами в образе парламентско-президентской республики, политики-подонки-предатели - естественно, демократы, совет - Конгресс, адепты - ООН. Ну и на белом коне клевый парень, настоящий техасский ковбой. Шериф, которого не волнуют проблемы индейцев. Который, согласно рассказчику, сам спровоцировал развитие событий, но его это не волнует. И все сразу встает на свои места. Сразу все становится понятно и ясно.

Говорят, когда Сталину показали "Ленин в Октябре", тот сказал: "Не так это было, совсем не так". Но фильм на экраны выпустил. "300 спартанцев" - такая же насквозь политизированная агитка, служащая эмоциональной и идеологической индульгенцией для любого дальнейшего развития событий в контртеррористическом бизнесе. И все.

Толпа народа, 300 спартанцев - и ни одного нормального человека. Ну как не ругать после этого Голливуд?
Subscribe

  • Вопрос про гавно

    Товарищи соотечественники. А что это за гавно вы мне подсунули про военный конфликт Украины с Россией 5-7 числа? :) Вот лично я считаю, что…

  • Либо стеб, либо дурак...

    Чувак спасает Россию. Ай, молодец! Надо пойти сожрать еще один тазик оливье... :)

  • Дура...

    Зело взоржал, прочитав данный материал. Ибо он демонстрирует одну из социальных патологий нашего времени - предвзятое мышление. Вешали за шею…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments