bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Синемафилическое

Посмотрел "Время первых".



Долго ждал, давно скачал, да все руки не доходили. Наконец, посмотрел. Я в курсе, что тут полно уже обзоров, что фильм антисоветский, безвкусица и так далее. Что думаю по этому поводу я? Тем более, что Большую космическую энциклопедию я в свое время пролистал едва не от корки до корки, а чтение энциклопедии - очень своеобразное занятие, как вы понимаете...

Однажды я захотел написать фантастический рассказ. Про космос. Написал и с легкой интригой дал прочитать очень квалифицированному и уважаемому мной человеку. И он сказал, что это ерунда, что это не литература и так далее. На что я ответил, что пытался дать определенный реализм. Ну а поскольку я энциклопедию еще в детстве прочел - я по крайней мере примерно знаю, как оно должно выглядеть. И вот я и говорю примерно следующее - "ты сидишь в железной бочке, в полуметре от тебя за стенкой в несколько миллиметров толщиной плазма бушует, а ты вылупился в два прибора и двумя княпками держишь один параметр в допустимых границах, и ни на что больше у тебя сил и внимания нет, два взгляда в иллюминатор - в начале спуска и в конце, вот и вся романтика космического полета". На что мне было отвечено, что это конечно да, но читателя это не интересует...

Другой пример. Как-то я на полигоне застрял на матчасти. Ашулук, середина октября, в кабине печки нет, а я без шапки, только бушлат. Дальше как у Задорнова - "смеркалось". Короче. Ночь на ледяной матчасти лучше, чем ночь в ледяной степи рядом с ледяной матчастью. Тем более, что в кабину накидали простыней, которые в стирку шли, то есть они грязные и вонючие были. И я в эти простыни замотался, чтобы хоть как-то ночь пережить.

Вот скажите мне, вот представьте этот эпизод в фильме - человек заворачивается в грязное вонючее белье и лежит, дрожа и ворочаясь, целую ночь. А оно не греет, воняет, а на улице вообще - замерзнуть нахрен как два пальца, и у меня из шмоток ПШ и бушлат, даже шапки нет...

Ты сидишь и тыцяешь две княпки. Просто держишь один параметр в границах. Вот и все.

Документального реализма в фильме нет. И это хорошо. Потому что иначе я бы посмотрел с интересом. А вы - нет. Вам про две княпки не интересно смотреть, понимаете? Вы в детстве Большую космическую энциклопедию от корки до корки даже не пытались потому что...

Есть ли в кинематографе корректное изображение космонавта в сложной ситуации? Есть, причем - в советском. Есть прекрасный, не имеющий ничего общего с реальностью фильм "Возвращение с орбиты". И вот там застрял на орбите корабль с двумя уставшими и одним откинувшимся в бессознательное состояние по причине травмы космонавтом. И выслали ему на подмогу еще один корабль. А пристыковаться он не может, потому что первый раскрутило, а погасить вращение нечем. И вот космонавт во втором корабле висит рядом с первым. Час висит, два висит, понимаете? Тут в первом корабле они что-то придумали, какую-то хрень, истинно голливудскую, исполнили, вращение погасили. В общем - нежизненно получилось. Но нас интересует не сам фильм, а достоверный образ космонавта, да.

Так вот. Вы висите в одиночестве в космическом корабле рядом с другим кораблем, в котором гибнут ваши друзья. Натурально гибнут, с концами. Тут они что-то придумывают, и приводят ситуацию в состояние, в котором вы можете что-то сделать. Вы знаете, что сказал космонавт-спасатель?

"Теперь я могу работать".

Понимаете? "Теперь я могу работать" - и все.

Во время одного из первых полетов "Союзов" из-за нештатной ситуации при спуске возникла опасность катастрофы. Один из космонавтов взял бортжурнал и положил себе под, простите, задницу (перегрузки!), прикинув, что это место последнее, которое выгорит при возгорании, если они разобьются.

"Теперь я могу работать".

Зритель этого не оценит. Он просто не поймет, что ему показывают. Зрителю, особенно современному, нужен экшн, ему надо, чтобы глаза из орбит, слюни, крики, и обязательно "оймывсеумрем". А про две княпки ему скучно.

Я обожаю, как артиста, Евгения Миронова. В самой сложной художественной задаче он находит решение. "В августе 44-го" капитан Алехин неподражаем. "Вычислитель", если его смотреть правильно - великолепен. Не стал исключением и этот фильм.

В этом фильме нет абсолютно ничего (кроме интерьера корабля), что соответствовало бы реальности. Потому что в реальности там было бы кино про две княпки. Женя сделал великолепный ход  через аллегорию. Каждый его образ является интерпретацией того, что он хотел показать, в схеме современных художестенных штампов. Интерпретацией для современного человека, которому нужны разбитые морды, перекошенные рожи и толпы монстров из параллельной вселенной. Как справедливо замечено критиками, в кино масса штампов из современных блокастеров. Одноко, будучи штампами, эти самые штампы в том числе являются словами некоторого художественного языка, на котором рассказана реальная история. Этот фильм - он о нескольких смысловых слоях.

На первом слое мы видим идеальную операторскую работу, композицию, близкую к идеальной работу реквизиторов, определенны драйв, лихо закрученный сюжет - то есть это вполне современный фильм. Но, отрешившись от первого образного слоя, мы попадаем во второй слой - слой смыслов. И вот уже экзальтированные выходки киношного Леонова предстают перед нами описаниями душевных движений, и эти душевные движения (если мы отрешимся от визуального ряда) уже реальны, уже соответствуют и эпохе, и героям, и обстановке, и задаче. Фильм документален, но документальность эта скрыта за первым слоем, который введен исключительно для того, чтобы привлечь зрителя. В фильме есть две княпки, если вы можете отрешиться от того, что видите, и пытаетесь интерпретировать и понимать то, что вам хотят сказать.

Просто про две княпки - оно большенству неинтересно, понимаете?

Евгений Миронов - великий лицедей. Он на кастрированном языке современного кинематографа смог снять фильм, сложный в интерпретации, про совершенно неинтересные современному зрителю вещи, но легкий к просмотру, если не заморачиваться. Это великолепно.

Как уже было сказано, после выхода фильма появилось множесто критики, дескать, фильм антисоветский, тут плохо, там хреново, там вообще жопа, на самом деле было вот так и вот так... Про фильм говорилось, что он должен популяризировать космонавтику. Если после просмотра фильма куча народа кинулась выяснять, что там так, а что нет, читать энциклопедии и википедии, спорить и разираться - как вы думаете, такой фильм популяризирует космонавтику? Это прекрасная популяризация получилась, просто - в удобоваримом для современного зрителя виде, и в форме провокации, которая удалась.

Евгений Миронов свою художественную задачу выполнил.

Именно поэтому в одном из профильных журналов, несмотря на вал негативных отзывов было сказано - на сегодняшний день это лучший фильм о космонавтике в отечественном кинематографе. И это действительно так. Потому что те, кому все равно, получат прекрасный фильм на космическую тему в современной художественной схеме. А тем, кого заденет, и кто полезет разбираться - они будут читать про две княпки, и им будет интересно про это читать. Значит - фильм удался. Совершенно голливудский финт ушами привел ситуацию к некоторому требуемому состоянию.

"Теперь я могу работать"...


.
Tags: О вкусах не спорят
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда мы были молодыми...

    Залип на Джо Дассене... Короче - не стесняемся, подписываемся, залипаем... :)

  • Новые якодзуны

  • Бывает и так...

    Инженеры из команды Ford Project Apollo придумали бюджетный вариант очистки воздуха. Снизить риск передачи коронавируса поможет прибор из…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments