bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

О плохо выученных уроках...

Люди делятся на три категории. На тех, кто учит уроки, кто не учит уроки и тех, кто считает уроки необязательными для себя в силу своей исключительности. Недавно мы столкнулись с третьим вариантом. Имеется в виду Стивен Пэддок и Лос-Анджелесский расстрел. Сейчас мы попробуем немножко позаниматься профилированием. Кому окажется полезным - может предложить мне пива на известных условиях, это честно.



И начнем мы с золотого века психологии в США.

После Второй Мировой войны, а частично и в ее процессе, из мировой столицы и Мекки психологической науки - Европы - потянулись в США специалисты. Нацисты крайне отрицательно относились к психологической науке, которая не утверждала превосходства арийской расы, потому любые серьезные специалисты либо оказывались в концлагере - как например, Беттельгейм - либо бежали, чтобы не оказаться в концлагере. И путь их очень быстро заканчивался в США. А после войны те, кого не сожгли в печах, не расстреляли и не вырезали в процессе "защиты Европы от коммунизма", оказавшись в нищих разгромленных странах, где они либо не были никому нужны, либо не могли прокормиться, работая по специальности - тоже отправились в США. Так в Америке собрался весь цвет мировой психологической науки, и мы видим в 50-60-70 годах великолепную плеяду выдающихся ученых. Чего стоят только Абрахам Мэслоу, Эрих Фромм, Виктор Франкл... Именно в эти годы проводятся фундаментальные исследования в области социальной психологии, психологии коммуникаций... Эх, вот это тусовка была!

Короче. После войны в США проводилось очень много исследовательской работы, было создано и развито очень много концепций, и вообще был пир мысли и праздник открытий в области психологии.

Одной из любопытных штуковин, развивавшихся в США в то время, был экзистенциальный психоанализ. Основной идеей данного психоанализа являлось то, что не только патологические явления, такие как неврозы и неврастении, можно подвергать осмыслению в рамках аналитического подхода, но и феномены более высшей психической деятельности, в том числе связанные с активным целеполаганием личности, с процессом познания и так далее. Придумал эту чумовую шнягу Жан-Поль Сартр, и придумал по двум причинам. Во-первых, он был француз, а именно французы изобрели экзистенциализм, чтобы не работать как все, а во-вторых, он был очень умный человек, а умный человек всегда что-нибудь, да выдумает...

Учитывая изначальную сложность парадигмы, а также склонность Сартра Жана-Поля к изъяснению на непонятном нормальным людям языке, знакомиться с экзистенциальным психоанализом рекомендуется по книгам других специалистов. Иначе вы мозги себе вывихнете навсегда и без шансов. А вот прочитав замечательную книгу Виктора Франкла "Человек в поисках смысла", вы и мозги себе сохраните, и немного пооботретесь в теме. Может, после этого и Сартр прочитается без немедленного и окончательного травматизма головного мозга. Да, так вот... Базовая идея в данной книге какая? Базовая идея в книге Франкла заключается в том, что смысл, ощущение осмысленности есть самостоятельный психологический феномен, сопровождающий психологические аспекты любой деятельности человека. И посему, будучи феноменом, смысл как категория психологического состояния человека вполне поддается психоанализу, и даже в ряде случаев - психотерапии, если конечно, надо.

Тут в чем проблема? Если человек тупой, то он не понимает, что ему надо над смыслами работать. А если человек понимает, что ему над смыслами работать надо - значит он вовсе не тупой, просто немножко не умеет. Короче - экзистенциальный анализ хорош для тех, у кого и так есть голова, и плох для тех, у кого она механически есть, но в повседневной деятельности не фигурирует.

Но поехали дальше.

Франкл утверждает, что сомысленность существования есть неотъемлемая составляющая психического здоровья личности. Это значит, что осмысленное существование дает человеку ощущение полноты, наполняет его эмоциональной энергетикой самого конструктивного качества. Человк, реализующий в деятельности смысл - это человек творящий, созидающий, это творец. Причем вовсе не обязательно, чтобы этот человек был интеллектуалом. У Антуана Де Сент-Экзюпери есть на эту тему в книгах достаточно много. В смысле экзистенциализма у французов есть чему поучиться, поверьте... К примеру, у Экзюпери есть такой образ - пахарь молится богу, когда идет за плугом. То есть при таком подходе обычная тяжелая рутинная работа приобретает сакральное качество, качество творения, становится осмысленной, важной, самодостаточной, доставляющей наслаждение самой своей осмысленностью. Или вот еще пример:



Тоже вроде работа не очень, но когда в нее привносится смысл - появляется драйв, хочется жить и трудиться дальше... Все, надеюсь, вы почувствовали фишку, и больше к понятию экзистенции как психологического феномена мы не вернемся. Но чтобы вы почувствовали, вот вам еще - тем из моих читателей, которые читают внимательно - прекрасный пример экзистенции в творчестве замечательного советского поэта и певца, экзистенциалиста от Бога, Владимира Высоцкого:



Франкл утверждает, что отсутствие смысла в деятельности не создает (что как бы и понятно) подобного эмоционального наполнения, делает деятельность механической, эмоционально выхолощенной, что истощает эмоциональную сферу человека. Эмоциональное истощение приводит к невротизации, способствует формированию неврозов, всяких прочих расстройств, человек болеет и вообще ему плохо. Состояние отсутствия смысла и формируемое им эмоциональное истощение Франкл назвал экзистенциальным вакуумом.

Франкл утверждает, что осмысленность есть самостоятельный психологический феномен, и восполнить недостаток эмоционального содержания, связанный с отсутствием смысла, иными стимулами невозможно в принципе. Ну, то есть, если вы живете с нелюбимой женщиной, ходите на нелюбимую работу к начальнику, которого тихо, но люто ненавидите, и зарабатываете при этом копейки - то таблетки вам уже не помогут.

Чтобы проиллюстрировать уникальность экзистенциального переживания, сопровождающего осмысленную деятельность, мы используем другую замечательную концепцию -- пирамиду Мэслоу, репрезентирующую иерархию человеческих ценностей.



Как нетрудно видеть, в пирамиде Мэслоу ценности более высокого порядка являются социальными, и чем выше ценность - тем более социальный характер она имеет. С точки зрения экзистенциального психоанализа эмоция смысла развивается снизу вверх. То есть, если на первом уровне пирамиды экзистенциальность поведения минимальна, то на последней, верхней ступени - она доминирует. Самоактуализация (тут я вас отсылаю к Шострому "Человек-манипулятор") есть чисто социальное действие, поиск возможности самореализации человека в рамках общества. Самоактуализироваться самому в себе для себя не надо - это нарциссизм, который имеет все тенденции закончиться маниакально-депрессивным способом.

Отлично. Базовый комплекс представлений я вам тут за несколько минут чтения в голову вбил. Я тоже умею забивать сваи, ребята... Надеюсь, голова у вас от меня ни разу не опухла, и вы все еще готовы к профилированию этого недоноска. И еще надеюсь, что теперь слова "экзистенция" и "экзистенциализм" у вас не вызывают немедленной мысленной рвоты. На самом деле экзистенция - это очень хорошо, и даже приятно в смысле переживаний. Никаким иным образом вы так приятно себе не сделаете, и это полезно для психического здоровья...

С точки зрения пирамиды Мэслоу состояние экзистенциальной наполненности субъекта напрямую связано с его социальными коммуникациями. Что абсолютно естественно, поскольку вне коммуникаций, вне социальной практики, экзистенция невозможна в принципе. По определению. Таким образом, в случае, если социальная практика субъекта рудиментарна, такой человек должен испытывать состояние экзистенциального вакуума, то есть - эмоциональное истощение, депрессию, возможны суицидальные намерения, и практически гарантированно - попытки заполнить эмоциональную сферу сильными переживаниями. Что нам известно о Стивене Пэддоке? А о Стивене Пэддоке нам известно следующее:

«Он был странным. Особо ни с кем не общался. Как будто живешь рядом с пустотой. Можно, не знаю, быть ворчливым, хоть каким-то. Он был никаким. Тихоня!» — вспоминает один из соседей. По его словам, Пэддок с Дэнли жили тихо, за закрытыми шторами. Иногда, правда, открывали дверь гаража — тогда все видели огромный сейф размером с холодильник.

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем ярко выраженную деградацию социальной коммуникации. Но тут что еще возможно? Может, человек стеснительный, например, да? В конце концов, в мире было много нелюдимых людей, например Циолковский, который несмотря на работу учителем в школе, вовсе не был душой общества, а вполне себе двинутым чуваком с прибабахами... Есть ли у нас еще какие-то свидетельства того, что Пэддок испытывал экзистенциальный вакуум?

После двух неудачных браков он жил с подругой Мэрилу Дэнли — соседи рассказывают, что дома они показывались редко, предпочитая многомесячные туры по казино.

То, сколько времени человек проводит дома, говорит о том, насколько у человека сформированы и востребованы паттерны быта, уюта, домашней жизни. Если вы редко бываете дома - значит, дома вы не испытываете чего-то очень важного, каких-то переживаний. Это уже не ваш дом (каким бы он ни был). У вас отсутствует комплекс социальных навыков по домашней жизни, по быту. Два неудачных брака говорят об этом же. У Стивена не было нормальных и полноценных отношений в семье. Соответственно, комплекс эмоций, связанных с семьей, у него был очень слабым, семья, которая дает большинству изх нас определенные переживания (в большинстве все-таки хорошие), ему не дала ничего как минимум два раза. Смыслы, связанные с семьей, с домом, с бытом, для Стивена либо не существовали, либо были некомфортны.

Есть люди, которые проживают жизнь в командировках, "на чемоданах", есть люди, которые не имеют своего жилья, но у таких людей, как правило, мы наблюдаем интенсивную социальную коммуникацию вне дома. Отсутствие у Стивена социальной коммуникации как дома, где его не было, так и вне дома (в казино нет социальной коммуникации, там азарт, слюни текут и морда перекошена), говорит о том, что данный человек просто обязан был испытывать экзистенциальный вакуум.

Ребята, может быть, Стивен Пэддок много трудился или общался в соцсетях? Нет, в соцсетях он не общался. По работе Стивен был аудитором. Аудитор - это такой человек, которого все ненавидят. Начальство - за то, что не обнаружил многомиллиардную растрату в который раз (неважно, была она или нет), клиенты - за то, что можешь обнаружить ошибку при оформлении на работу уборщицы, что обойдется в несколько сот тысяч штрафа. Аудитор - это человек, который зарылся носом в бумаги, и вся его коммуникация по работе ограничивается "дайте мне еще тот документ" и "мне нужны отчеты за прошлый год". Аудитор колупается в чужом говне, и его задача - найти в этом море говна маааленькую какашечку, которая действительно говняшка говняная. Очень эмоционально негативная работа, по сути своей. Нет, есть люди, которые могут ей заниматься, компенсируя это в семье, компенсируя это в клубе, при занятиях спортом...

У Пэддока не было семьи, оба брака были неудачны. Со своей подругой он оформлять отношения не считал нужным - то есть серьезных в эмоциональном плане отношений там не было, пустышка там была на потрахаться и мозги друг другу поебать. Опять же - по казино они ездили вместе, а нормальная баба со здоровой психикой азартных игр не любит, это не женское вообще... Да и мужик, который крутит рулетку - ну вы понимаете, одно дело оторваться разок, и совсем другое, когда ты в этом с концами, разница как между косячком раз в год в студенческой общаге и тяжелыми наркотиками каждый день.

«Для него это было что-то вроде работы. Работы, на которой ты зарабатываешь», — рассказал Эрик, брат убийцы. По его словам, Стивен мог проиграть миллион долларов, и у него все равно оставались деньги на жизнь. Однажды он провел в отеле четыре месяца, постоянно играя. А один раз казино Atlantis предоставило его семье весь верхний этаж совершенно бесплатно. «Его знали. Он был одним из лучших. Однажды он даже выиграл машину», — подытожил Эрик.

Вот. Вот о чем я говорю. Ребята, азарт - это что? Азарт - это всепоглощающее остроэмоциональное переживание. Вот наркоманы, да?



Ребята, убивает не наркотик. Убивает пустота внутри. Пустота, которую можно заполнить только экстремально сильным остроэмоциональным переживанием, которое наркотик и дает. Просто наркотик - это еще и такая обманка, который выжигает эмоциональную сферу, сводит человека вниз по пирамиде Мэслоу, к базальным ценностям пожрать, поспать и уколоться. И кстати заметьте, как эффективно борются с наркоманией? После курса химии, который убирает органическую привязку - анонимные алкоголики. Превосходнейшая вещь. Борьба с рецидивами наркомании происходит через социальную коммуникацию, через медленный и трудный путь вверх по пирамиде Мэслоу, через актуализацию человека в социуме...

Так вот. Азарт - тоже наркотик. Адреналиновая наркомания.

И как и в случае с обычной наркоманией - убивает пустота внутри...

Пристрастие к азартным играм в большинстве своем происходит из эмоциональных проблем. Из недореализованности. Нет у человека в жизни ничего такого, что могло бы наполнить его целиком, без остатка. Потому - казино. Забыться, потеряться в океане адреналина, море азарта...

В случае Пэддока в его пристрастии к игре, причем в жесточайшей форме это пристрастие происходило - мы видим именно наркотический характер, маниакальный. И помятуя, что и деньги у него были, и дом был, и даже баба была, и жил он не в Занзибаре, и не на Украине, и куча курсов, клубов и прочей фигни, где можно устроить себе социальный досуг за деньги, у него там была вокруг, мы можем смело утверждать, что игромания Пэддока носила ярко выраженный компенсаторный характер.

Если бы у Пэддока с социальной коммуникацией все было в порядке, он был бы эдаким живчиком, вовсю рассказывающим окружающим, какой он замечательный, какой удачливый, он был бы кутилой и рубаха-парнем. Есть такие игроки. Они получают кайф от азарта, и получив кайф, делятся этим кайфом с другими. Одни - потому, что не могут не поделиться, другие - потому, что так самоутверждаются. Но Пэддок был никаким тихоней.

Это говорит о том, что на самом деле игра не приносила ему радости, скорее - она помогала перенести какую-то боль, какую-то внутреннюю опустошенность...

Таким образом, исходя из вышеописанного, я могу поставить Стивену Пэддоку диагноз. Экзистенциальный вакуум в финальной стадии.

Пэддок не нашел смысла в жизни, он не нашел себя в жизни, он не нашел себе применения. Классический случай - читайте Франкла.

Очевидно, что способствующим фактором была наследственность. Отец его был налетчиком на банки. То есть относился к той категории людей, которые видят счастье и высшую цель в том, чтобы "сорвать куш". Авантюристом был отец Стивена, авантюристом и бандитом. И так как фигура отца для мальчиков является сакральной, сколько бы матери их не уродовали - очевидно, что на бессознательном уровне Стивен унаследовал "задорный огонек". Ему хотелось приключений, а он был аудитором - скучным, ненавидимым всеми человеком. И чтобы скомпенсировать вот это вот несоответствие между унаследованным от отца образом "рискового парня", "баловня удачи", и своей собственной реальностью серой гадкой крыски, он начал играть в азартные игры. Фактически, казино являлось тем местом, где проявлялась истинная эмоциональная природа Стивена Пэддока. И пока он ходил на работу, пока скучал за чужими бухгалтерскими документами - его натура томилась. А потом Стивен вышел на пенсию.

И понял, что жизнь прошла мимо, что он уже ничего в этой жизни не совершит, время приключений ушло безвозвратно, и ждет его всего лишь старость и бесконечные сожаления об упущенных возможностях...

И все это гавно упало на голову человека с авантюрной эмоциональностью, вы понимаете?

Пока казино с его азартом было способно скомпенсировать эмоциональное истощение Стивена, он просто играл. А потом казино помогать перестало, понимаете? Потом либо Стивен понял, что в казино, несмотря на адреналин и азарт, он просто бесцельно прожигает время, либо его эмоциональная сфера оказалась настолько изуродована, что уже и рулетка не доставляла.

И тогда, чтобы скомпенсировать внутреннюю пустоту, Стивен Пэддок решил уйти из жизни красиво, как отомстив миру, его изуродовавшему, так и просто - войти в историю, сорвать величайший куш своей жизни. Ярко блеснуть. Получить пиковые переживания, запредельные эмоции, нереальный адреналин. Его не убили при задержании, он сам застрелился - на эмоциональном пике, когда от адреналина и дофамина зашкалило, когда он получил самое мощное и самое авантюрное переживание в своей жизни...

Стивен Пэддок ушел из жизни красиво - по крайней мере настолько красиво, насколько это соответствовало его внутреннему образу отца, реализовав унаследованную от того страсть к авантюре.

Стивен Пэддок представляет из себя яркий пример совершенно клинического случая экзистенциального вакуума, рассмотренного Виктором Франклом в книге "Человек в поисках смысла".

Теперь чтобы вы поняли одну вещь. Ребята, состояние экзистенциального вакуума диагностируемо, даже на ранних стадиях.

Это конкретные клинические симптомы, понимаете?



Еще в 50-60-х годах в США были созданы прекрасные теории, была проработана клиническая практика, были написаны превосходные книги, были замечательные специалисты, способные на самых ранних стадиях совершенно не напрягаясь обнаруживать и предупреждать вот такие вот ситуации...

Люди делятся на три категории. На тех, кто учит уроки, кто не учит уроки и тех, кто считает уроки необязательными для себя в силу своей исключительности.

Люди бы не погибли, еще больше людей не было бы ранено - если бы американцы учили уроки. Причем им даже заимствовать ничего не надо - экзистенциальный психоанализ они вполне могут считать своим, понимаете? Любой качественный психоаналитик совершенно спокойно может сесть, взять статистику по подобным преступлениям, составить список признаков, а затем - достаточно искать людей с такими признаками, приглашать на диагностику, и в случае обнаружения проблем - помогать им в нормальных психотерапевтических рамках. Все методики есть, все знания есть, только протини руку. Черт возьми, это можно даже автоматизировать. Большая часть штук, подобных экзистенциальному вакууму, прекрасно и стопроцентно обнаруживается аперцепторным тестированием. Элементарно.

Раз в год обязательный тест - и никаких маньяков.

Я могу понять, если бы для этого требовались суперсекретные какие-то вещи из лабораторий КГБ, и американцы их достать не могли, и потому страдали - но всё, абсолютно всё у них есть в наличии, только протяни руку...

Дебилы, блядь!

Это не Лавров говорит - это я говорю.

Беда даже не в том, что люди погибли. Людей много, херни много, всегда какая-то херня случается с какими-нибудь людьми. Беда в том, что во многих случаях можно было бы обойтись без херни, ибо данная херня носит системный характер и была предсказуема - изначально и очень давно. То, что произошло в Лос-Анджелесе, является прямым следствием невнимания к научным результатам, к экспертному мнению. Эрих Фромм - одно из ярчайших имен в психоанализе. Он в телевизионном интервью 25 мая 1970 года открытым текстом предупреждал, указывая конкретные предпосылки, о возможных последствиях неконтролируемого продвижения идеи общества потребления.



Люди делятся на три категории. На тех, кто учит уроки, кто не учит уроки и тех, кто считает уроки необязательными для себя в силу своей исключительности.

Учить уроки надо, потому что исключительность не освобождает от ответственности...
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Обожемойкакиеидиоты!, Се ля ви..., Тонкое жизненное
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments