bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Немного о недобросовестной конкуренции...



Есть такая порода людей, которые и сам не гам, и у других изо рта вынимают...

В 2011 году Европейская комиссия допустила включение гидразина в регламент REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of CHemicals). Соединение используется, в частности, в качестве компонента топлива для двигателей российской ракеты «Протон» и европейской ракеты-носителя Ariane 5.

Ежегодно космической отрасли ЕС требуется около 20 тонн гидразина, главным образом для спутников, причем само надгосударственное образование не производит данное вещество, а ввозит его. Всего в мире ежегодно производится более 120 тысяч тонн гидразина, соединение в основном применяется в качестве пенообразователя в химической промышленности.


Понимаете, ребята... Есть такая наука - химия. И вот наука химия говорит нам, что одни химические операции возможны, а другие - невозможны. И если при производстве чего-нибудь очень полезного и хорошего требуется совершенно ядовитая неубиенная дрянь, которую даже утилизовать нельзя по-человечески - то она будет использована. К примеру, многие соединения, которые считаются боевыми отравляющими либо прекурсорами к ним, используются при производстве бытовой химии, пластмасс и прочих ништяков, без коих нам, современным людям, и жизнь - не жизнь, и радость - совершенная гадость...

Еврокомиссия хочет запретить гидразин. Который помимо космической области применяется в химической промышленности. Я хочу посмотреть, как они без этого жить будут...

Но вернемся к космонавтике, ребята... Космос - штука сложная, интересная, романтическая и вдохновляющая, если не на полет мысли высокий, то на какую-нибудь эпическую дурь точно. Итак - космос. И гидразин. Космос и гидразин. Гидразин и космос. Партия и Ленин. Близнецы-братья...

Гидразин - это горючка. Компонент двухкомпонентного ракетного топлива. Чтобы оно горело, нужжен окислитель - азотная кислота, тетраксид азота, перекись водорода, чистый кислород, фтор и так далее. Вместо гидразина можно использовать водород, бороводороды, углеводороды, ну и так далее. Возникает вопрос - почему весь мир рогом уперся в гидразин, когда дело касается космонавтики?



Понимаете, ребята, космос большой. Космос, сука, огромный. Лететь по космосу можно долго - мы ужже миллиарды лет (я Солнечную систему имею в виду) летим, и пока никуда не прилетели. А раз в космосе лететь долго - значит и горючка нам потребуется не прямо сейчас, а может быть, спустя годы и годы полета...

Чтобы после нескольких лет полета у нас было топливо в баках, оно не должно испариться, оно не должно испортиться, оно не должно превратиться в твердый осадок. Спустя годы полета оно не должно забить форсунки двигателя, вывести из строя турбонасос, разъесть топливопровод. Двигатель спустя годы полета должен нормально запуститься и отработать. Потому что если он не запустится - значит зря бабос на ветер (точнее на вакуум) выкинули.

Так вот, гидразин годы выдерживает, не портится, не испаряется, не забивает форсунки и не разъедает топливопровод, не гробит турбонасос. А вот водород жидкий - тот спустя нескольких недель или месяцев уже тю-тю, просочился сквозь стенку топливного бака и адиос амигос... Потому все длительные космические миссии, все спутники на геостационаре в системах ориентации и так далее - все на гидразине. И на МКС куча гидразина. И на всех космических кораблях, включая проектирующиеся, но еще не летавшие - гидразин.

Зело хорош гидразин, для космоса - так в самый раз, свеж, румян, пригож и надежен.

Токсичность гидразина объясняется его сильными восстанавливающими свойствами. Любой сильный восстановитель токсичен. Как и любой сильный окислитель. Все, что сильнее кислорода (например азотная кислота) - токсично. Даже керосин пить не рекомендуется, хотя куда ему до гидразина...

Давайте рассмотрим следующие качества гидразина, которые делают его ключевым:

1. Стабильность в температурном диапазоне, реально встречающемся в космических полетах. Криогенные топлива слишком сложно хранить, более "тяжелые" могут замерзнуть. Гидразин - никогда.
2. Химическая устойчивость. Годы полета переносит нормально.
3. Дешевизна и доступность. Вон даже в химической промышленности используется.
4. В паре с тетроксидом азота самовоспламеняется...

Ребят, кто помнит двигатели автомобильные... Вот помните, как матерились, когда свеча искру не давала? А в космосе нет СТО, понимаете? Гидразин и тетроксид поступают в камеру сгорания, сами воспламеняются и ракета летит. Не нужно СТО. Просто, надежно, кондово. То, что надо. Так что боюсь, что без гидразина космонавтика в ближайшие лет двадцать никуда от слова вообще.

Да, гидразин - сильно токсичная штука, но, как говорят ракетчики, лучше выпить гидразин, чем понюхать пентаборан...

Теперь, почему мы говорим о недобросовестной конкуренции. Понимаете, ребята, гидразин запретить можно. Но без него нельзя. Соответственно, если такой запрет пройдет, это будет означать, что гидразином (запрещенным) все равно будут пользоваться, просто выдумают для этого специальную процедуру. И для своих эта процедура будет, а для чужих - это смотря для кого...

Выступая на церемонии открытия выставки-конференции Space Tech Expo Europe, Фернандо заявил, что даже если европейские космические компании попадут под исключение, стоимость гидразина все равно удвоится, а отрасль ежегодно будет терять до двух миллиардов долларов.

Вот видите - запрета еще нет, а исключения уже есть...

При этом замещение нитратом гидроксиламина, или динитрамидом аммония не решит проблему, поскольку космическая отрасль по финансовым и технологическим причинам не готова к оперативному и массовому применению данных соединений в качестве ракетного топлива.

Вот ведь какие названия для замены гидразина - и наверное, все такое безопасное, что так и хочется снять органолептические показатели... А остальные эксплуатационные характеристики как?

Наконец, остается еще пара моментов.

Понимаете, ребята, еще никто не сделал универсального ракетного двигателя. Параметры камеры сгорания и сопла, форсунок и турбонасосных агрегатов, система зажигания - все это делается под конкретную пару горючее-окислитель. Причем требования настолько строгие, что ракеты Союз летают на керосине из одного-единственного месторождения. Если мы говорим о новом горючем, это означает, что необходимо перепроектировать и переиспытывать огромное количество разных ракетных двигателей, от больших до совсем маленьких, это означает новые материалы и технологии для баков, топливопроводов, турбонасосных агрегатов, клапанов, фильтров...

Короче - придется переделывать всю космонавтику...

И самое главное - если вдруг у горючего образуется неприятное побочное качество, с этим придется как-то жить...

Мне кажется, что данная тема отказа от гидразина появилась в ответ на сообщение о начале бросковых испытаний МБР Сармат. Эта баллистическая ракета как раз работает на гидразине. Но у нее есть одно любопытное свойство - она изначально разрабатывается как ракета двойного назначения. И снимаемые с боевого дежурства ракеты будут не пилиться за большие деньги, а запускать в космос спутники, эти самые деньги зарабатывая. То есть мало того, что экономим на утилизации - так еще и получаем фактически бесплатную ракету для космоса...

Европа к такой конкуренции не готова.

«Это кошмар не только для Airbus, но и для всей европейской космической отрасли, — сказал руководитель группы разработки двигателей в Airbus Defense and Space Прия Фернандо. — Я думаю, что если его запретят в Европе, то имеет смысл запретить по всему миру. Нет смысла запрещать только в Европе».

Ну... Можно и на Луне запретить. Сразу. Авансом.

Только если Европа готова сделать исключение для своих компаний - то и другие страны могут сделать исключение для своих. Вот такие пироги...
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви...
Subscribe

  • Синемафилическое

    Посмотрел " Только не они". Объективно - ничем не хуже "Отряда самоубийц" или какого-нибудь "Человека-унитаза"... Уровень…

  • Опять двадцать пять...

    Вот только вот тут вот у нас была такая дискуссия. Мысль о влиянии белка на тробмозы я подумал самостоятельно, и она мне понравилась. Следует…

  • Немного бреда на ночь глядя

    Оксфордский университет опубликовал исследование, согласно которому опасность возникновения тромбоза воротной вены от вакцин Pfizer и Moderna в…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments