bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Делай двеннадцать...



Мы с вами продолжаем говорить о религии, о религиозной культуре и о месте культа в нашей жизни. И мы продолжаем говорить о Сталине. Ибо, рассматривая культовую составляющую советского общества, мы не можем вот так вот просто взять и проскочить за один пост эпоху Сталина. Ибо, как будет показано, именно в эту эпоху сложилось нечто, что затем сыграло очень большую роль в истории СССР. Можно сказать - фатальную.

Чтобы понимать некоторые вещи и ими оперировать, нам придется обратиться к книгам Виктора Суворова. Так случилось, что он собрал в одну кучу необходимые нам факты. Его трактовки мы оставим на его совести (там на самом деле есть вполне очевидная аргументация против его гипотезы), нас интересует верно подмеченные им изменения в поведении и политике Сталина до и после войны. Нас интересуют "Очищение" (о репрессиях), "Последняя республика" (об итогах войны). Где-то там еще есть о том, что Сталин на коне скакать боялся - но ребята... Сталин вырос в Грузии в начале 20-го века, в то время там на лошадях все гарцевали, что твои жакеи...

В "Последней республике" Суворов рассказывает о Дворце Советов, об истории его строительства (до войны) и о прекращении строительства - после.



Дворец Советов действительно был спроектирован. До состояния рабочих чертежей. Он действительно был начат постройкой, для чего взорвали храм Христа Спасителя, и на месте этого храма начали стройку.



Нас интересует два вопроса - "шоэтобыло" и "нахемингуя"?

Прежде всего, для того, чтобы прочитать, или хотя бы почитать, "Капитал" Маркса, нам не нужно строить избу-читальню циклопического размера. Вон, Ленин "Капитал" читал на съемных квартирах - и то каких делов наворотил! Вы что, думаете, что если избу-читальню намонстрячить, можно глубже вникнуть? Вряд ли... Дворец Советов - здание изначально нефункциональное. Оно по своей конструкции, размерам, стоимости, сложности - избыточное. И для заседаний Верховного Совета, и для проведения съездов партии - избыточное. Вон, зафигачили из бетона что-то аляповатое - и нормально сидят, разговаривают. Маленькое здание, неказистенькое - но работает, и прекрасно работает в структуре государственных институтов, себя окупает. Зачем Дворец Советов такого масштаба?

В истории человечества практически все нефункцциональные здания - либо арт-объекты, либо культовые сооружения.

Поскольку Церетели тогда еще не родился, версию об арт-объектной природе Дворца Советов мы отметаем сразу. Сталин тоже был грузин, но немного иного склада, ненужным гигантизмом не страдал. Соответственно, мы с вами, исходя из самых общих соображений антропологии (науки) и культурологии (науки) должны предположить и предполагаем, что Дворец Советов есть классический пример культового сооружения. Ибо любое иное назначение для данной архитектурной формы невозможно.

Сталин строил культ коммунизма, и ему нужен был храм коммунизма.

Теперь мы смотрим на храм Христа Спасителя. Который старый. Который был взорван, чтобы строить Дворец Советов.



Храм был капитальный, взрывали долго, мучались изрядно. Зачем его взрывать, если можно использовать в хозяйственных целях, верно? Но его взорвали. И сейчас будет ясно, почему.

В том, что храм Христа Спасителя является культовым сооружением - ни ку кого сомнений не вызывает. Но это не обычное культовое сооружение. Храм изначально посвящался памяти воинов Русской императорской армии, в православной традиции он был кенотафом. Деньги на храм собирали по всей Руси. Не император дал деньги - вся Россия дала. Это не значит, что император был жадина, ребята. Это - элемент религиозной культуры. Подавая деньги на храм, ты утверждаешь для себя его важность, нужность тебе. Ты приобщаешься. Вся Россия собирала деньги - и вся Россия приобщилась, как присягу принесла, понимаете? В эмоциональном смысле храм Христа Спасителя для российского воина значил больше, чем любой другой. Храм Христа Спасителя - это памятник русской армии, Российской империи, символ единства народа, армии, царя и Бога. Это сакральное для старой России место - первое, появившееся за долгий период времени. Уничтожив храм Христа Спасителя, и возведя на его месте храм Коммунизма, тьфу, Дворец Советов - Сталин тем самым духовно убивал старую Россию и превозносил новый мир, мир-победитель, мир Коммунизма.

Снос храма Христа Спасителя и строительство на его месте Дворца Советов было религиозным, сакральным, культовым действом - так в старину церкви на местах капищ ставили, чтобы новую веру утвердить вместо старой.

Скажите пожалуйста, является ли данная аргументация для вас внятной? Дошло ли до вас, что многие - и данное в частности - события истории СССР носили культовый характер? Поняли ли вы, что Сталин на самом деле создавал и внедрял в общественное сознание элементы религиозного отношения к коммунизму? Ясно ли вам, что в силу этого необходимо рассматривать коммунизм - по крайней мере в России - не только как общественную теорию, но и как определенную религию со своими обрядовыми особенностями?

Однако Сталин не превращал коммунизм и коммунистическую идею в религию вот просто так, или чтобы превратить. Вспомним знаменитый сталинский ампир - здания МИД, Университета... Сталин строил монументальные здания для государственных учреждений, причем в одном стиле (как храмы строятся), причем в ярко выраженном и достаточно эстетически приятном, величественном - для того, чтобы утвердить новую власть. Навсегда. Московский университет, в котором я одно время бесчинствовал, таким образом - не просто "храм науки", а именно что Храм и именно Науки, самый что ни на есть всамделишный...



Культовое сооружение...

На самом деле это не уникальное явление. Рейхсканцелярия, уничтоженная полностью, башни-близнецы (тоже уничтоженные полностью), а теперь - башня Свободы, Бурж-Дубай - все эти сооружения несут дополнительную идеологическую нагрузку. Человечество всегда и везде строило культовые сооружения. Ну такие мы люди, нам надо чему-нибудь поклоняться. Так вот, Дворец Советов задумывался изначально культовым сооружением, причем - мирового масштаба. И потому голову Ленина решили сделать большой...

Ребята, я вспоминаю слова замполита из другой книги Суворова - "губа будет всегда". Так вот - культовые сооружения будут всегда, так устроен человек, это нормально. Если у вас нет культового сооружения - это наводит на размышления, а если есть - это норма. Даже если вы законченный атеист - у вас все равно есть ваш Храм. Такие пироги. Между прочим - здание МГУ проектировали те же люди, что и Дворец Советов...

И да, нервно оглядывающимся в поисках тонко намекаю - комплекс "Газпром-Сити"...



Да успокойтесь, шучу я, шучу, уж и пошутить нельзя, в самом деле...

Посмеялись? Отлично. Значит, материал закреплен. Продолжаем.

Итак, Сталин не просто развивал страну - в тяжелейших условиях и крайне успешно - но и строил культ будущего мира. Сталин не зря учился в Тифлисской семинарии, он прекрасно знал, что такое вера и как она работает - и внедрял в новую жизнь новую веру. Когда Сталина называли "отцом народов", в этом был определенный смысл, ибо будучи творцом культа, пророком нового мира, он действительно становился духовным отцом будущего...

Снос храма Христа Спасителя нужен был не просто для того, чтобы освободить место под Дворец Советов. Гидрология грунтов там ужасная, плывуны, строить на них такую громаду - риск. Но строить нужно было именно здесь, и теперь нам понятно, почему. К слову сказать, храм Василия Блаженного, торчащий отдельным островком посреди Красной площади, каковой храм предлагалось снести, ибо мешал парады проводить - Сталин снести не дал. Сталин вообще не сносил церквей без вящей на то необходимости. Собор Василия Блаженного прекрасно вписывался, со своей архаичной самобытной архитектурой допетровской Руси, в архитектурный ансамбль Красной площади, как точка соединения времен сатрых и новых, и как - на художественном уровне - антитеза старой, посконной Руси и нового, коммунистического общества.

Когда говорят о безвкусии Сталина - ребята, не пудрите мне мозги, Сталин был такой эстет, что мало не покажется, и даже сталинский ампир выверен до последнего кирпичика в фундаменте...

Еще одним элементом проявления культовости в довоенный период следует считать актуализацию Ивана Грозного и Петра Первого. Оба царя были великими, оба имели трагическую судьбу, оба служили великой цели. Но самое главное здесь - это то, что оба боролись с боярской вольницей, растаскивавшей страну на куски. Смысл как опричнины Ивана Грозного, так и "потешных полков", как и немцев на службе у Петра - создание противовеса самоуправству бояр, создание центра, вокруг которого консолидируется, собирается государство. Тема единства, общей цели и общего руководства в ее достижении - центральная для Сталина. Пока большевики были группкой сектантов, спорящих о будущем - они могли вести диспуты. Но уже когда им пришлось объединять народные массы, причем в большинстве достаточно аморфные и нейтральные, а то и явно нигилистически настроенные - тут пришлось и демократический централизм вводить, и иерархию руководства... Вот тут и пригодились образы Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого.

Ну что ж, теперь нам надо ответить на парочку простых вопросов. Почему Сталин не принимал парад Победы (засуньте свою лошадь себе в задницу, пожалуйста), и почему не был возобновлен строительством Дворец Советов...

Простые вопросы, правда?

Давайте мысленно перенесемся в то время и попробуем оглядеться. Вот что такое произошло между началом строительства Дворца Советов и строительством открытого бассейна на его месте? Ребята, понимаете... А произошла война...



Война мало того, что произошла, но мы еще и победили в этой войне...

Самая страшная война всех времен позади. Победа. Время радости. Время торжества. Время триумфа.



Но Сталин Иосиф Виссарионович, главнокомандующий победившей в самой страшной войне всех времен армией, парад не принимает, на трибуне присутствует - а не принимает. Весь народ радуется, а он, проведший этот народ сквозь жесточайшее испытание - просто присутствует. И Дворец Советов строительством не возобновляет...

Виктор Суворов говорит, что это потому якобы, что народ от войны устал (это правда), и что ресурсы страны были исчерпаны (и это тоже в значительной степени правда), и на Мировую Революцию Сталину уже не хватало... Дело действительно в Мировой Революции, ребята, только дело не в ресурсах и усталости. Владимир Резун, он же Виктор Суворов - дурак.

Давайте посмотрим на победу в Великой Отечественной войне немного с другой стороны. Открываем Маркса и ищем, почему с точки зрения оного Маркса победа коммунизма невозможна в одной отдельно взятой стране. Ищем и находим. Потому что империалисты всего мира объединятся в борьбе с молодой коммунистической республикой, и скопом ее задавят. Правильно мы нашли? Правильно. Потому в установлении справедливого общества Маркс делал упор не на национально-освободительные движения, не на национальное сознание - а на сознание классовое. Движителем Мировой Революции могло быть только и исключительно классовое сознание, ребята.

Какой характер носила Вторая Мировая война?

Вот то-то...

Условием победы коммунизма Маркс считал мировую войну, войну империалистическую, войну всепоглощающую. Ужасы и лишения этой войны должны были, по замыслу Маркса, сплотить трудящиеся массы в борьбе против мирового империализма. Вторая Мировая война носила ярко выраженный национальный характер. Гитлер начал войну под националистическими лозунгами. НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ. Национально-ориентированными. Соответственно, и сопротивление Гитлеру тоже было - национально-ориентированным. Во Второй Мировой союзники сражались не против империализма, а против германского национализма, войну вели не пролетарии против империалистов, а русские-американцы-французы-поляки-чехи-и так далее против нецецкого национализма в форме фашизма. Базовая идея сопротивления фашизму носила национально-ориентированный характер, строилась на национальной идентичности в первую очередь.

Базовая идентичность классовой борьбы интернациональна, понимаете, она не совместима с национальной идентичностью, она противоречит национальной идее...

Советский народ победил не потому, что он был весь такой интернационалист, а потому, что в нем живо еще было национальное начало, национальная гордость, патриотизм. В предвоенное время коммунистическое мировозрение и идентичность первого в мире государства рабочих и крестьян (в общем, по национальному признаку совпадавшая со старым российско-имперским патриотизмом) не конфликтовали. По большому счету большевики и победили-то в Гражданской потому, что у них не было конфликта с базовой национальной самоидентификацией широких масс, она им не мешала. А во Второй Мировой эта вот базовая национальная - она пригодилась, к месту пришлась...

То есть первый смысловой момент Второй Мировой - это опора на национальную идентичность участников.

Прежде чем рассмотреть остальные "стороны медали", сделаем ремарку. Гипотеза Суворова о том, что Сталин вырастил Гитлера для того, чтобы спровоцировать мировую войну и победить, распространив коммунизм на все человечество, выглядит конечно, красиво... Но вот беда у нас случилась - Гитлер оказался не империалист, а националист. Если исходить из логики Суворова, то Сталину для организации мировой революции антагонист-националист не подходил совершенно, ему был необходим антагонист-империалист. Потому что антагонист-империалист - он ведет империалистическую войну, у него нормирование участия происходит по другому признаку, и классовая идентичность служит эффективным критерием для деления на своих и чужих. А вот в войне национально-ориентированной деление происходит по признаку национальной принадлежности, и для пробуждения классового сознания такая война бесполезна.

Для осуществления Мировой Революции Гитлер был не только бесполезен для Сталина - он был ему безусловно вреден.

Для осуществления Мировой Революции Сталину идеально подходил Черчилль, но Гитлер испортил это блюдо. Что, впрочем, не помешало Черчиллю сыграть свою партитуру антагониста-ипериалиста спустя очень короткое время, я имею в виду Фултонскую речь...

Итак, Вторая Мировая была войной не классовой, а национальной, и победила в ней не классовая, а национальная идентичность. Это раз. Более того, в этой войне на нашей стороне сражались и капиталисты, и дворяне, а противостояли нам в окопах рабочие с каких-нибудь рурских рудников, классовые наши браться, да вот беда - гниды фашистские. Вторая Мировая не только не обострила межклассовых противоречий, но наоборот, явила примеры классового сотрудничества в борьбе с общим врагом. Страшно подумать, что некоторые представители иностранной родовой знати стали Героями Советского Союза...

Доминирование национальной идеи над классовой, классовое примирение перед лицом общего врага - вот истинное духовное содержание Второй Мировой войны. Это бесконечно далеко от войны революционной, войны классовой, приводящей к построению мирового коммунизма...

Если бы Сталину надо было вырастить Ледокол для революции - он растил бы не Гитлера, а Черчилля, но Черчилль прекрасно рос и без помощи Сталина...

Следующий момент связан с героикой идентичности, с пантеоном объединяющей идеи. Что было героикой довоенного советского общества? Героикой была Гражданская война. Война во имя построения справедливого общества на базе светлых идеалов коммунизма. Но вот прошла Великая Отечественная, и что стало главной героикой? Ребята, Гражданская - она далеко позади осталась, а у нас тут поколение людей, которые знают, что такое окопы и целиться из винтовки, и как кидать гранаты, и как ходить в атаку. Поколение, которое все это вытащило на своем горбу. Которое все это пережило. И потому идейное, духовное содержание Великой Отечественной для таких людей гораздо ближе, ощутимее и явственней, чем "Советы постороннего" Владимира Ильича, например. Эти люди сами - герои. И у них свой героизм, незаемный. И он не классовый - он национальный и антифашистский...

Характерная для довоенного периода ода пролетарскому интернационализму в послевоенное время затухает. Не произошло единения классов, не восстали пролетарии оккупированных Гитлером стран, пришлось все делать самим. Потому у нас другая героика, и другое идейно-эмоциональное содержание актуализировалось в обществе. Жители СССР из пролетариев-интернационалистов стали народом-победителем. И вот это вот раздвоение доминирующего общественного гештальта - оно очень сильно ударило по пропаганде, по культпросвету, по идеологическому сектору... Сталин думал некоторое время, что это пройдет. Но этого не прошло.

Сталин пытался нивелировать значение Дня Победы, лишив его статуса нерабочего дня в период с 1947 года, и только при Брежневе, в 1965 году, День Победы вновь стал полноценным праздником - нерабочим днем, целиком отданным торжествам.

Мы с вами теперь можем абсолютно точно объяснить, почему Сталин Иосиф Виссарионович не принимал парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Как говорит Виктор Суворов, это была победа народа, а не коммунизма. Так вот - Сталин, не участвуя в параде, пытался нивелировать значение этого праздника для советских людей, сохранить их верность идеалам коммунистического интернационализма, используя для этого свой собственный авторитет. Сталин спасал коммунизм, разменивая на свои имидж, жертвуя имиджем, ребята...

Сталин всегда оставался революционером, марксистом, ленинцем, сталинцем...

Причина, по которой Сталин не стал достраивать Дворец Советов - та же самая. Наличие двух героик, из которой одна - ленинизм - слабее, не предполагает строительства только одного храма. Но храм нацицонального самосознания, национальной гордости, национальной доблести однозначно оказался бы сильнее, ближе, понятнее. Тем более, что такой храм - храм Христа Спасителя - он уже был. Когда-то. Храм Коммунизма, Дворец Советов, уместный в обществе доминирующего коммунистического мировоззрения, абсолютно не был уместен в обществе, где коммунизм не на первом месте...

Живая память - гораздо сильнее самого огромного мертвого символа.

Вам может показаться, что вот эта вот контекстуальная вилка, вот это вот смысловое раздвоение, порожденное Великой Отечественной - оно должно было бы убить (ну, не убить - покалечить) морально Иосифа Сталина. Как верного коммуниста и интернационалиста. Но товарищ Сталин не был бы товарищем Сталиным, если бы его смущали такие мелкие неприятности, ребята...



Товарищ Сталин никогда не боялся трудностей, не искал легких путей и никогда не сдавался. Потому что товарищ Сталин был последовательном борцом. Неумолимым и неукротимым.

Мы с вами помним первый диалектический скачок, который совершил Иосиф Виссарионович, прекратив и подавив ненужный, избыточный социальный модернизм. В послевоенный период своей жизни Сталин совершает второй диалектический скачок.

По результатам Второй Мировой, благодаря героизму советского народа и гению (другого слова нет) Сталина Советский Союз превратился из рядовой, к тому же не самой развитой страны мира в супердержаву, в одну из двух главных. С одной стороны, национальный характер Второй Мировой помешал мировой пролетарской революции. С другой стороны, место, которое занимал СССР в мире после войны, давало ряд стратегических преимуществ для продвижения коммунистических идей во всем мире. В конце концов, если из двух супердержав одна - коммунистическая, вы уже не будете считать капитализм безусловной нормой, верно? Рассматривая существование и статус СССР как метод продвижения идей коммунизма в мире, Сталин понял, что мощь и стабильность страны, темпы ее развития и успехи ее народа - гораздо более сильное средство пропаганды марксизма, чем подпольные революционные организации образца начала века. В 1946 году Сталин преобразовывает наркоматы в министерства.

И что? А вот что...

Наркомат - это чисто пролетарско-советское. Слово "нарком" несет на себе отпечаток идеологии. А слово "министр" - нет. С кем будут охотнее разговаривать западные дипломаты - с наркомом или с таким же, как они, министром? С кем быстрее установят взаимовыгодные торговые отношения? Заключат союз? Исключая революционно-романтическую символику из официального, парадного фасада СССР, Сталин тем самым с одной стороны, ослаблял антагонизм, естественным образом существующий между двумя системами, облегчал взаимодействие между странами различных систем, маскируя это под общение между обычными странами, и с другой - тем самым обеспечивал мирное сосуществование. Мы ведь помним Маркса - "все империалисты объединятся против пролетарского государства"?

Сталин делал так, чтобы не объединялись...

Далее. Сталин деидеологизировал министерства. В наркомат можно было прийти "смотрящим" от партии. В министерство можно было прийти только профессионалом. В послевоенное время ВУЗы были переполнены фронтовиками. Голодные люди в обносках военного времени получали высшее образование. Сталин помнил, что Косиор сделал с Украиной, и знал - в государстве должны работать прежде всего профессионалы. Система высшего образования в СССР была массовой, образование - бесплатным, для всех желающих было вечернее и заочное образование. Стране нужны были инженеры, ученые, экономисты. Энтузиасты-общественники тоже были нужны, но этим занималась Коммунистическая партия и Комсомол без отрыва от производства...

Взлет науки в СССР 60-х годов - это то, что заложил Сталин сразу после Победы. Потому что он смотрел вперед, он думал наперед, видел дальше всех и работал на перспективу, жертвуя, если было нужно, днем сегодняшним, ради грядущего.

Система, построенная Сталиным, коверковшаяся, но так до конца и не исковерканная, держала СССР на плаву аж до 1991 года. Сталинские кадры работали на своих постах по-сталински - до конца. 9 июня 1941 года на пост наркома вооружений был назначен в возрасте 33 лет Дмиртий Устинов. Этому человеку в этом возрасте в этой войне предстояло обеспечить Советскую армию боеприпасами и оружием. Он обеспечил.

Он оставался на посту до самой смерти в 1984 году, и до сих пор мы не можем утилизовать те боеприпасы, которые были выпущены его предприятиями для нужд армии.

Давайте поставим рядом двух уважаемых политиков, две эпохальных фигуры своего времени - Сталина и Черчилля. Оба трудились в тяжелейшее время, оба принимали непростые решения, оба сражались на одной войне и оба победили. Уинстон Черчилль пользуется во всем мире уважением. Но ему никогда не приходилось работать в таких условиях, как Сталину, он никогда не принимал страну в таком плачевном состоянии, не проводил таких мощных преобразований, и не приводил к таким свершениям, как Сталин. Я считаю, что кем бы вы ни были - вы должны уважать память великого государственного деятеля, Иосифа Виссарионовича Сталина.

Хотя бы потому, что он смог намного больше, чем Черчилль, неизмеримо больше, и это - в чудовищных условиях...

Сталин никогда не добился бы и десятой доли своих успехов, если бы не обладал особым талантом. Он тонко чувствовал эмоциональное состояние человека, верно оценивал его потенциал, знал, во что человек верит и насколько далеко готов идти ради веры. И потому выбирал себе в сподвижники людей сильных, неутомимых, неустрашимых. Проницательность и ум Сталина отмечали все, кому приходилось с ним общаться.

Сталин гениально использовал модернизм раннего советского периода для построения мощной государственной машины, выдержавшей войну на уничтожение с фашистской Германией. Сталин правильно увидел те смысловые преобразования, которые принесла Победа в жизнь народа, и творчески конвертировал их в реальное действие, в общественный продукт, во множество образованных и воодушевленных людей, готовых служить своему народу. Ничто из этого не было бы возможно, если бы Сталин не знал разницы между верой и знанием, если бы не обладал культурой культивирования веры, как величайшего стимула к деятельности. Жизнь и деятельность Сталина, рассмотренная пристально, дает нам прекрасный пример того, что даже и абсолютному атеисту религиозная культура помогает, если он правильно применяет ее в жизни.

Ибо - напоминаю - по образованию Иосиф Виссарионович Джугашвили был православным священником.

Батюшкой.




.
Tags: О Боге для безбожников
Subscribe

  • Маленькое, но принципиальное замечание

    Наблюдая окружающее меня, пришел к формулировке... Скажем так - я давно об этом говорю, но меня не слышат. Так вот. Не к мысли я пришел, а к…

  • Продолжаем продолжать

    Я извиняюсь, если что кому не понравится в том, что я скажу. Это дисклеймер и отказ от ответственности. Это... Я понял, я просек главную фишку…

  • Рыдаю...

    Тарас Григорьевич Шевченко, Кобзар украинского народа, поехал в Питер сделать карьеру и заработать денег... Вот как бы так вежливо сказать...…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments