bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

К вопросу о художественном прочтении реальности...

Люди, чуждые искусства, не поймут, а зря...



Речь пойдет об уникальном материале Андрея Ваджры (рекомендую посмотреть перед прочтением):



Мы не будем говорить о содержании. Кто читал "неопапуасов" и остальное, тот видит очень много перекликающихся моментов, кто обладает художественным восприятием реальности, тот видит их значительно больше. Собственно говоря, это не случайно, ибо в значительной степени этот журнал есть терапевтическая самовербализация, а ролик Ваджры - это какое-никакое, а художественное произведение. Художник болен временем, как сумасшедший - своим патологическим комплексом. Иногда происходят удивительные глубинные совпадения...

Еще раз - мы не будем говорить о содержании, не будем его оценивать. Ролик говорит сам за себя. Кто хочет увидеть близкие аналогии - тому добро пожаловать в произведения Уильяма нашего Шекспира, в последние акты "Короля Лир" и "Гамлета". Неожиданно для себя обнаружите очень много общего...

Теоретически я могу порекомендовать Лосева, "Истоию античной эстетики". Но поскольку сам я ее купил, полистал и быстренько не осилил, и поскольку кто осилил - тот ничего интересного в этом посте для себя не найдет, и скорее всего, уже свалил отсюда в более благодатные места, я позволю себе сделать некую ремарку.

Современный театр вырос из древнегреческого. Сволочи древние греки изобрели практически все, потому нынешние обленились и нас не радуют. Но те греки - те были о-го-го! И был у них, значит, театр. В театре ихнем древнегреческом ставились представления. Так вот. С точки зрения древних греков, театр есть не просто умца-умца-умца, а сакральное такое место. Каждое представление в древнегреческом театре было мистерией, сюжеты были наполнены глубокого философского смысла обычно самого религиозного содержания. Фактически театр являлся частью религиозной культуры греков, и потому "бытовухи" там не ставили. Бытовуха в театре и десокрализация театра как такового - это уже в средние века произошло, всякие там скоморохи и прочая подкинули идею, а придворные аниматоры, простите, режиссеры-постановщики, рискуя получить нагоняй с летальным исходом, внедрили это дело в официальный оборот, чем создали светское искусство (см. Мольер). Да, так вот, театр для древних греков был сакральным действом, мистерией.

И как мистерия, он обладал определенной композицией.

Поскольку вплоть до НТР и эпохи географических открытий европейское общество было озабочено воспроизводством образа жизни римской империи, доминирующим художественным стилем был классицизм. Классическая архитектура, классическая живопись, классическая музыка и классическая же компоновка художественных произведений. Вы меня спросите, чем велик Уильям наш Шекспир - и я вам отвечу.

Шекспир - жулик.

Нет, Шекспир жулик не потому, что он заставлял писать других, нет. Шекспир жулик потому, что он объединил в своих произведениях художественные мотивы бытового происхождения, в их историческом контексте, с классическими древнегреческими и древнеримскими композиционными схемами произведений. Шекспир воссоздал мистерию, но на гораздо более близком материале, вместе с тем сохранив художественную глубину.

Поясняем.

Помните такую пьесу "Отелло"? Ну да, как же, "мочилась ли ты на ночь, Дездемона"... Помните. Так вот, "Отелло" - перекликается с мотивами из Одиссеи. Гамлет - перекликается с историями из подвигов Геракла (отравление), Король Лир - с Илиадой, где подозрительность короля играет роль троянского коня. Подача такая. Все сделано эпически, все проблемы даны в ключе эпоса, есть небольшие отсылки. Одновременно у нас исторически знакомые современникам персонажи, реальные люди из недавнего прошлого или летописей. Что происходит? Подавая бытовые, в общем, истории в эпическом ключе, Шекспир тем самым соединяет скучную современность (ну для тех людей) с величественной древностью Эллады и Рима, то есть с тем фетишем, который тогда доминировал. Шекспир не только развлекал публику - он еще и давал зрителю ощущение причастности к величию, к истории, к легенде. И чтобы усилить это, он использовал классическую компоновку древнегреческих мистерий...

Там и компоновка - простая, и проработка персонажей требуется минимальная, и сюжет бесхитростный, а поди ж ты - первое в истории манипулирование сознанием зрителя обеспечило Шекспиру на долгие века титул короля трагедии. Кстати, трагедию, как жанр - изобрели именно древние греки.

Все, что делал Шекспир - это одевал эмоционально значимую для современников фактуру в обертку древней мистерии, создавая у них ощущение причастности к, и офигевания от.



Так вот, ролик Ваджры - это классическая древнегреческая мистерия во всей своей опупенной простоте и величии, соединенная с актуальным для современников материалом, и в силу мистериального характера произведения, а также эмоциональной значимости, плюс драматизма сюжета (мы помним, что трагедию придумали древние греки) мы имеем качественную кальку художественного метода Шекспира прямо здесь и сейчас...

У меня вообще была первая ассоциация - "Король Лир".

Идем дальше. Если мы имеем дело с мистерией, то у нас должны выполняться некоторые определенные правила. Вот у Шекспира главные герои - они не люди. Они страсти. Отелло - ревность, Гамлет - сомнение, Лир - страх и паранойя... Что является героем у Ваджры? Героем у Ваджры является история.

И вот тут, вот тут дотошный читатель уже было зачерпывает полную горсть говна, чтобы кинуть в меня со словами - "какая же история, если мятежная провинция?". А не надо, читатель. Побереги говнецо-то. В хозяйстве сгодится.

Отличительной чертой древнегреческой мистерии было присутствие свидетеля. Вся жизнь древних греков происходила пред богами, и боги в каждой мистерии были наблюдателями, свидетелями, судьями происходящего. Наличие свидетеля - важнейший композиционный элемент. Что в Гамлете, что в Короле Лире - свидетели также присутствуют, это появляющиеся в последнем акте пришельцы, наблюдающие завершающее действо и выносящие суждение. Это мистериальный акт - подведение итогов, это отчет за содеянное перед вечностью, перед богами (хрен с ним, перед богом). В ролике в роли свидетеля присутствует сам диктор, сам автор, сам Ваджра. Он не просто говорит, эмоционирует и так далее, как можно было бы ожидать - нет, он наблюдает, он констатирует, он бесстрастен. И его ровный безэмоциональный голос, выносящий суждение - это голос свидетелей из последнего акта "Короля Лира". Это голос божества, и с помощью прекрасной риторики, и качественной композиции Ваджра приглашает нас присоединиться к нему, отстраниться, наблюдать со стороны, быть свидетелем. Он погружает нас в мистерию, зовет разделить с ним последнее суждение. Потому не просто мятежная провинция нас интересует, нет - нас интересует, мы соучаствуем, мы сопричастны наблюдению и суждению за последними судорогами мятежной провинции. Подобно тому, как главными героями Шекспира являются не люди, но страсти, так и для нас героем является не мятежная провинция, но ее история, данная нам в том числе и через свидетельствование, понимаете?

Есть и еще один момент, который позволяет нам сказать, что отнюдь не мятежная провинция, но история является героем этого ролика. В древнегреческом театре особую роль играла музыка. Здесь у нас тоже есть музыка. И она нагружена смысловым наполнением и формирует финальную мысль, финальную идею, финальную точку, апофеоз всего произведения.

Вы обратили внимание, какая музыка используется?

Если бы главным героем была мятежная провинция, то лучшим вариантом - поскольку мы говорим о гибели режима - была бы тема Адажио



или на худой конец - "Реквием Моцарта". Ну просто потому, что речь на словах идет о конце, даже о конце истории в смысле Фукуямы - "все, пиздец, приплыли"... Но вместо этого мы слышим... "Времена года" Вивальди!

Чо за хня, бро? - спросите вы меня, и я вам отвечу. Здесь есть два момента. Первый - объективность. Объективное существует независимо от нашего желания. И потому конец мятежной провинции, в соответствии с музыкальной темой - он объективен. Такой у истории ход. Хочешь, не хочешь - это произойдет, как меняются времена года. Потому что такой вот объективный ход истории, такая судьба... Кто читал неопапуасов, тот помнит, что существуют некоторые совершенно объективные соображения, в соответствии с которыми все идет так, как идет, и иначе идти не может. Это объективные закономерности, и они ненарушаемы. Это история. И второй момент - гибель мятежной провинции не есть конец истории, это просто ее эпизод. Ибо за осенью всегда наступает зима, а за зимой - весна.

В отличие от концепции "конца истории" гибель "мятежной провинции" не означает конца - она означает продолжение, понимаете? Вивальди говорит нам - вот да, вот так, вот сейчас, но будет и потом. И потому мы смотрим на происходящее не просто с точки зрения свидетеля, но с точки зрения вечности, и видим, что продолжение будет. Обязательно. Потому что история на этом не заканчивается.

Понимаете меня?

Это не смерть наступает - это история идет своим естественным путем, и как ей предначертано, так и будет, и мы вместе с автором это наблюдаем и это свидетельствуем. Использование в качестве музыкального оформления "Времен года" Вивальди кардинально меняет контекст восприятия, кардинально меняет смысл мистерии и кардинально меняет конечное суждение. Да, история мятежной провинции идет к концу - но это не конец истории вообще, это всего лишь переход от одного времени года к другому, и за зимой обязательно будет весна...

На самом деле рассказанная Андреем история - она глубоко оптимистична, понимаете?

Но чтобы понять это, нужно иметь развитое художественное восприятие, ребята...

Tags: О вкусах не спорят, Офигеть!, Се ля ви..., Тонкое жизненное
Subscribe

  • Со скучным выражением лица...

    Я когда-нибудь не сдержусь, и начну хуярить первым что попадет под руку, всех этих конченных дегенератов в погонах, которые мне тут глазки…

  • Разница в парадигме

    К следующему году Covid можно будет лечить как грипп, а осенняя бустерная вакцинация в этом году для людей старше 50 может стать началом…

  • Расслабьтесь...

    ...пока я в танках, я думаю. А вы наслаждайтесь классным исполнением красивой музыки:

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments