Международная группа психологов выяснила, что медитация может усилить способность к сопереживанию, но не помогает снижать уровень агрессии, а также уровень предубеждения по отношению к определенным социальным группам. Об этом сообщает Naked Science со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports.
Кроме того, оказалось, что многие авторы исследований о медитации могут неосознанно искажать результаты экспериментов.
Да неужели?
В 2010-е годы появилось немало исследований медитации. Большая часть работ посвящена влиянию практики на самого медитирующего - на его уровень тревоги, реакцию на стресс и состояние здоровья. Работ о том, как медитация отражается на взаимоотношениях человека с окружающими, меньше, хотя о медитации часто говорят, как о способе стать доброжелательнее к другим.
Исследователи изучили 22 рандомизированных контролируемых испытания. В этих работах авторы сравнивали регулярно медитирующих людей с контрольной группой, не практикующей медитацию. В экспериментах использовались светские практики, созданные на основе различных буддистских техник, в том числе медитация осознанности (mindfulness meditation) и медитация "любящей доброты" (lovingkindness meditation). Ученые выделили пять характеристик социального поведения, описанных в работах: сострадание, эмпатию, агрессию, склонность к предубеждениям и социальную вовлеченность (social connectedness, количество и качество социальных связей).
По данным исследований, медитация увеличивала склонность к эмпатии и состраданию, но не отражалась на уровне агрессии, предубеждений и вовлеченности в общество. Затем психологи установили, что в исследованиях способности к состраданию есть закономерность: медитация лучше помогала развить эту способность, если курс техники медитации участникам преподавал один из авторов работы. Есть ли такой же эффект в работах об эмпатии, неизвестно - во многих из них нет подробностей о том, кто был преподавателем.
Исследователи считают, что авторы-преподаватели могли, сами того не осознавая, искажать результаты экспериментов.
Психологи не отрицают положительного эффекта медитации, но подчеркивают: в исследованиях этой проблемы нужны более строгие критерии.
Блядь, спасибо, поржал...
Медитация для снижения уровня предубеждения к социальным группам... Ептыть! Это какой-то звиздец...
Лана, по делу.
Есть такое слово - психологическое упражнение. Есть более сложное понятие - психологическая техника. Когда детишек в первом классе учат закорючки выводить в тетрадке - это психологическое упражнение. Потому что эти бесконечные закорючки не просто абы какие, а элементы, из которых состоит начертание букв. Выводя сотни раз одну и ту же закорючку, малолетний имбецил нарабатывает моторный навык, суть которого в автоматическом выведении данной закорючки, буде таковая потребность возникнет. Исходя из этого, можно сказать, что первые уроки чистописания - это уроки с самыми настоящими психологическими упражнениями. Если мы посмотрим на систему подготовки, которая включает в себя выведение определенное количество раз всех нужных закорючек, и конечной целью которой является некая сумма атомарных моторных навыков, из которых ученик впоследствии будет компоновать навык написания буквы - то это называется психологическая техника.
До психотехники ученик не умел писать, после - умеет, хотя на самом деле он ничего кроме закорючек не рисовал, вот в чем парадокс. Ку?
Психологических техник много. Далеко не каждая из них является медитацией либо медитативной методикой. Школьная методика обучения письму медитацией не является. А вот практиковавшаяся японскими самураями (и вообще популярная на Востоке) каллиграфия - чистой воды медитативная штуковина.
Почему урок чистописания - не медитация, а каллиграфия - медитация? В чем, мать ее, суть? Где, мать ее, собака порылась?
Собака порылась вот где, ребята. Дело в том, что психологическое упражнение - это такая изолированная себе штука. Отдельная от остального. Психологическое упражнение тренирует одно качество. Например - один моторный навык выводить на бумаге одну конкретную закорючку. И все. Не машину водить. Не самолетом управлять. Не границы сознания расширять. Нет - просто тупо моторный навык, чтобы рука, даже если захочет, не могла вывести что-то неправильно, понимаете?
А медитация - нет.
Суть медитацици заключается не в концентрации внимания (хотя без этого, естественно, никак), потому что школьник-первоклашка тоже внимание концентрирует. Суть медитацции заключается в совершении интегрального действия.
Школьник рисует закорючки совсем недолго, и больше никогда в жизни к этому не возвращается. Навык сформировался - досвидос! А каллиграфией можно заниматься всю жизнь, если, конечно, вы, подобно самураю, делаете ее, как медитацию.
Медитация целостна. Медитация связывает движение со смыслом. Хороший художник может несколькими штрихами нарисовать вас так, что это будет узнаваемо. А плохой в лучшем случае изобразит нечто, что будет напоминать лицо. Потому что хороший художник привносит смысл, а плохой... Плохой, даже если его техника совершенна - всего лишь делает цветные пятна. Или не цветные. Потому что смысл передать не может. Когда самурай делает каллиграфию, он наполняет каждый символ смыслом. Он уже умеет писать, ему не нужно тренировать навык, он использует навык для погружения в смысл, понимаете?
Потому воздействие медитации, если это медитация, в отличие от воздействия психологического упражнения, на психику совершающего - оно интегрально, на самых разных уровнях оно происходит.
Я достаточно доступно излагаю?
Смотрим внимательнее.
Вот у нас есть буддист. Это человек, выросший в определенной культуре, имеющий определенную картину мира, систему ценностей, знаковую систему, эмоциональный строй, первичную подготовку. Он пришел к мастеру, и тот учит его медитации. Задействуется - в силу интегральности - все абсолютно. Более того, никто из буддистов не занимается медитацией, чтобы какую-то простую фигню развить, медитация есть часть культуры буддизма и она многозначна, и многозначна одномоментно, в контексте всей культуры занимающегося.
А вот европеец. Он начитался глупостей, пришел в монастырь, и тоже учится медитации. А у него нет большей части из того, что нужно для правильной медитации, понимаете? У него другое мировоззрение, другая система ценностей, другая знаковая система, и эмоциональность у него тоже совершенно другая. И прежде, чем его допустят к медитации, ему устраивают КМБ. Воду поносить, дрова порубить, да с молитвами буддистскими, да размышлять при этом об определенных вещах... И вот если наш европеец одарен, если он талантлив, если он въехал, мать его, во все эти кунштюки - вот тогда только он и может начинать медитации. Осторожно. Под присмотром. По чуть-чуть. Потому что воздействие медитации интегрально, и неправильные компоненты дадут неправильное блюдо в процессе готовки.
Какие медитации исследовались? В экспериментах использовались светские практики, созданные на основе различных буддистских техник. Вот скажите мне пожалуйста, какое еще слово, кроме слова "БЛЯДЬ", можно здесь применить семантически корректным образом?
То есть наше европейское чудо, которое в монастыре пинками и зуботычинами вогнали в должное состояние, чтобы оно могло хотя бы чуток подмедитнуть, уезжает из монастыря и возвращается к нормальной европейской жизни. То есть - оказывается в окружении, абсолютно отличающемся от того, в котором для него, умственно ущербного, медитация была возможна хоть каким-то краешком, да? Более того, вывалившись из контекста (понятийного, эмоционального, культурного) это чудо берет методику, и беспощадно отрезает от нее все "лишнее". Убирает картину мира и систему ценностей (религиозные аспекты), плюет на эмоциональный строй, подменяя исходные категории близкими по аналогии - а вовсе не по содержанию - и в результате делает нечто эдакое... Адаптированное...
Блядь.
А потом приглашает "учеников", которые в монастыре не были, которые КМБ не проходили, которые тупые, как полено папы Карло - и сажает их пупок разглядывать...
Знаете, а массовые расстрелы - это чертовски хорошая штуковина, не находите?
Затем психологи установили, что в исследованиях способности к состраданию есть закономерность: медитация лучше помогала развить эту способность, если курс техники медитации участникам преподавал один из авторов работы.
Естественно. Потому что автор методики - он в монастыре был. Он помнит, на эмоциональном уровне, как это должно быть. У него есть какая-то, пусть и кривая, но все же общая картина. Он, хоть и наощупь, ориентируется. А вот если кто-то из тутошних имбецилов потренился, да решил сам преподавать, или еще хуже - просто по книжке начал - вот это жопа. Потому что медитативные состояния - они интегральны, и контекст, смысл, среда, воспитание и все-все-все - оно играет свою роль. Медитация чудовищно опасна для медитирующего, если он безграмотный, ибо не ведает дурак, что творит. Количество поехавших крышей неизмеримо.
В общем случае адаптированные медитативные упражнения не успеют вам нанести серьезного ущерба, если вы их вовремя бросите, понимаете идею?
И наконец. Будучи интегральной, медитация дает интегральный же эффект. Всякие снижения уровня тревожности и прочее - это побочное следствие. Много разных побочных следствий. Задача - по крайней мере исходная, как должно быть - медитативных упражнений духовная, она экзистенциальная и трансцендентная, а всякие сопутствующие явления - типа развития эмоциональной сферы - они просто получаются сами по себе. Использовать медитативные техники для развития частных психологических характеристик - это все равно, что купить себе автомобиль, чтобы он звук издавал.
Вот такие пироги.
Journal information