bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

О логистике космоса...

Буквально вчера возник вопрос - космическая отрасль и логистика - "причем тут"? Давайте попробуем посмотреть на космическую индустрию, в части изготовления ракет-носителей, как на логистическую проблему.



Давайте представим себе трубопровод. Такой себе трубопровод внутри ракеты, по которому происходит поток газа (наддув, дренаж) или жидкости (топливо, окислитель) в процессе недолгой, но интенсивной эксплуатации конечного изделия. Прежде всего, мы должны понимать, что требования к космическим трубопроводам предъявляются специальные...



Дело в том, что химический состав протекающих по трубопроводам компонентов должен выдерживаться неукоснительно в рамках допусков, а сами компоненты являются зачастую (топливо, окислитель) химически активными и даже агрессивными, да еще и температурный режим - от минус дохрена до плюс дофига... Соответственно - требуются специальные материалы, специальный класс точности обработки, специальный класс чистоты. С этой точки зрения космические трубопроводы должны изготавливаться специальным образом.

Трубопровод наддува гелием баков ракеты Фалькон Маск заказывает на стороне.

Существует два подхода к изготовлению изделия. Первый - мы берем первые попавшиеся компоненты и материалы, и конструируем ракету, исходя из заведомо более низких эксплуатационных характеристик. При таком подходе ракета получается хуже. Ниже давление в камере сгорания, меньше удельный импульс, сама ракета тяжелее... С другой стороны - мы используем дешевые компоненты. Второй подход - мы берем самое лучшее, уникальное, эксклюзивное, нигде более не встречающееся. С выдающимися характеристиками. И проектируем ракету, исходя из уникальности компонент и материалов. У нас получается ракета-рекордсмен. Только вот трубопровод у этой ракеты стоит дороже, чем можно себе вообразить...

Я когда смотрю на цифры стоимости запуска, которые предъявляет общественности Маск - я им не верю. Исходя из сходной степени технического совершенства, а ракетная отрасль в части носителей достаточно консервативна, снижение стоимости в разы выглядит жульничеством. И скорее всего, в значительной степени мы и имеем бухгалтерские махинации. Не может запуск Дельты стоить в два с половиной раза дороже, чем прогнозируемый самый дорогой старт Фалькона-Хэви. Не складывается. Тем более, что ступени у Фалькона многоразовые, то есть - более сложные и дорогие в изготовлении. Но вот по деньгам получается именно так.

Но тут я вспоминаю, что Дельту разрабатывали специалисты из НАСА по принципу "берем самое лучшее", а Фалькон делался человеком, сколотившим имидж на некачественно изготовленной дорогой копии популярного дешевого китайского электромобиля...

Давайте взглянем на Спейс-Шаттл.



Шаттл - самая дорогостоящая в эксплуатации ракетно-космическая система на сегодняшний день. Стоимость вывода - чудовищная, удельная стоимость вывода - запредельная. Но - несмотря на ряд очень спорных моментов (посадка исключительно в ручном режиме, отсутствие системы аварийного спасения экипажа) - Шаттл показал себя надежнейшим кораблем. Обе катастрофы произошли по вине происшествий на старте. На старте начала прогорать прокладка в ускорителе Челленджера. На старте кусок изоляции повредил термозащиту крыла Колумбии. Сложнейший комплекс орбитального челнока показал высочайшую эксплуатационную надежность.

Да, был случай, когда российскому космонавту пришлось ремонтировать кондиционер. Но хотя бы для приличия - должно же было хоть что-нибудь поломаться?

Шаттл делался по принципу "берем все самое лучшее, а если лучшего нет - сами изготавливаем уникальное".

Если изготовить Шаттл из доступных материалов...



Да, так вот, если изготовить Шаттл из доступных материалов - мы увидим статистику успешных посадок ступеней имени Илона Маска. А оно нам надо - такое?

Если мы берем исключительного качества материалы и компоненты, нам требуется исключительного качества производство, чтобы их изготовить, исключительного качества производство, чтобы все это собрать, исключительного качества испытательные стенды, чтобы испытать, исключительного качества инженеры и рабочие, чтобы все это осуществить. Все, что я перечислил - это расходные статьи, понимаете?

Делая самую лучшую ракету, мы на выходе получаем крайне хреновую логистику, убыточную, унылую и беспросветную...

Несомненно, работая с худшими исходными материалами, мы имеем заведомо более хреновые характеристики. У Маска лопатки ТНА двигателей трескаются и отваливаются, ему такие ТНА пришлось делать, чтобы можно было потерять лопатку в полете. Пофиг. Маск был вынужден использовать переохлажденный кислород, потому что для работы с нормальным жидким кислородом ракету надо было увеличивать и утяжелять, и хрен бы она полетела. Насрать. Зато железо стоит дешево.

У нас хреновая ракета, обладающая очень скоротечным циклом предстартовой подготовки, с не очень приятной статистикой запусков, но очень хорошой ценой, привлекательной для клиентов.

Работая с менее качественными, то есть обладающими заниженными по сравнению с возможным, характеристиками, компонентами, мы по определению идем в сторону ухудшения эксплуатационных характеристик, но при этом снижаем стоимость для заказчика.

Делая не самую лучшую ракету, мы можем получить вполне приемлемую, или даже откровенно хорошую, логистику.

А логистика - это бизнес, это гребаные тугрики и конченные пиастры.



Советский космос создавался в условиях технологического отставания СССР. Поэтому в советской школе всегда применялось все самое лучшее из возможного и доступного. И самое дорогое. И советская конструкторская школа привыкла оперировать экстремальными материалами. Так, РН "Союз", несмотря на почтеннный возраст, летает на керосине только из одного месторождения нефти. Керосин из других месторождений не подходит. Хотя казалось бы... Вот эта вот ориентация на лучшее - она удорожает в изготовлении компоненты ракет. Сейчас ситуация несколько изменилась, и в области материалов, и в области технологий, особенно на Западе. И что мы видим?

Я в этом журнале уже распинался, что двигатели, изготовленные методом 3Д-печати, не могут иметь настолько же высокие характеристики, как изготовленные традиционным способом. И еще раз повторяю - не могут. Но в плане серийности, а также в плане стоимости оборудования и труда работников - они дешевле. Ракета получается хуже - но она серьезно дешевле. Ее можно штамповать. И мне кажется - это тренд.

Электроника на советской ракетной технике в силу технологического отставания была кондовая, надежная. Разъемы были такие, что никакие вибрации, понимаешь... Посмотрим на электронику, которую Маск засунул в свой космический родстер:



Ребята, я зуб даю - Маск заказывает свою электронику на одной из многочисленных фирм, штампующих платы на заказ. А возможно, изготавливает в том же цеху, где штампуются контроллеры для повербанков и теслы. Вон - даже обзел с платы не убрали, за такое в СССР рабочих выгоняли с производства, с космического - с волчьим билетом. И зуб даю, что в схемах своих ракетных он использует обычные "бытовые" компоненты. Ну то есть можно собрать электронику на твердотельных элементах, используя радиационно-стойкие процессора, а можно на бытовом "железе". Проканает.

И в общем, учитывая повышение надежности современного бытового железа, произошедшее с развитием технологий - реально проканает. За время пуска электролит в кондерах не успеет растрясти, приклеенный термоклеем молекс не отвалится, плата не расслоится...

Все вышесказанное не является пропагандой "давайте все назад, штамповать ширпотреб". Нет. Я говорю о том, что логистический анализ производства, устранение качественной избыточности компонент при наличии достаточности свойств при условии доступности, разумная кооперация с производителями "бытового" железа, чтобы не дублировать производственные цепочки, и все это в контексте отечественной ситуации и перспектив развития - может весьма положительно отразиться на стоимости отечественных запусков.

И если весь ракетный двигатель изготавливать методом 3Д-печати смысла, пока что, с моей точки зрения, не имеет - то вот сделать один специализированный завод, печатающий форсунки, есть прямая выгода. И проблем с припоем не будет, и технологию можно будет отладить, и контроль качества, и специалистов там держать высочайшего именно в данном контексте класса, и серийность дать и для военных, и для гражданского сектора, и унификацию материалов произвести - а по эксплуатационным условиям форсунки работают в гораздо более щадящих условиях, чем стенки камеры сгорания или сопло, их печатать можно...

Короче - оптимизация расходов, но не тупая, а исходя из логистического анализа, с моей точки зрения - идея здравая. Это в точности то, чему у американцев можно учиться, но осторожно, не уподобляясь Маску с его неотшлифованными платами и переохлажденным кислородом, и все это в сопровождении явно-очевидных понтов для лохов...

Когда я прочитал, что вчера в 6 часов родстер пересек орбиту Марса - я смеяться к тому моменту уже не мог, иначе меня бы тупо разорвало, Маск великолепно заменяет собой ту самую калю никотина...

Я бы сказал, что Маск даже круче Ковтуна, если вы понимаете, об чем я...

Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • Дорогие женщины!

    Стремясь успеть вовремя, рискую навлечь ваш гнев преждевременным поздравлением, но все же. Поздравляю вас с праздником, желаю вам больше мудрости и…

  • О жидких бабушках и твердых патриотах

    Собственно говоря, комментировать тут особенно нечего, кроме вот этого вот тезиса о глупости. О запредельной глупости заказчиков, которые…

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Дорогие женщины!

    Стремясь успеть вовремя, рискую навлечь ваш гнев преждевременным поздравлением, но все же. Поздравляю вас с праздником, желаю вам больше мудрости и…

  • О жидких бабушках и твердых патриотах

    Собственно говоря, комментировать тут особенно нечего, кроме вот этого вот тезиса о глупости. О запредельной глупости заказчиков, которые…

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…