Два пассажирских поезда странно столкнулись в Австрии
Два пассажирских поезда столкнулись в австрийской коммуне Никласдорф (федеральная земля Штирия). Об этом сообщает в понедельник, 12 февраля, Steiermark-News.
По информации издания, в результате ЧП погиб по меньшей мере один человек. Еще 22, в том числе трое детей, получили травмы. Всех их доставили в больницы.
Как отмечается, по непонятным причинам произошло боковое столкновение ехавших по соседним путям поездов, один из них сошел с рельсов. Детали инцидента выясняются.
В полиции сообщили, что один из поездов был международным (EuroCity) и следовал из австрийского города Грац в германский Саарбрюккен, второй — местный пригородный. В настоящее время на месте ЧП работают спасатели, движение по линии приостановлено.
Ну вот почему сразу странно? Ничего не странно столкнулись, а вполне нормально столкнулись... Физику в школе учить надо потому что.
Вот смотрите.
Условия задачи - два поезда идут друг другу навстречу (судя по фото, они шли встречно). С хорошей скоростью (Европа, культура, сервис, быстрые поездатые поезда). Что происходит?
При движении перед локомотивами обоих поездатых поездов образуется обрасть уплотненного воздуха. Воздух обтекает локомотив сева, справа и сверху. Но поскольку форма локомотива - то преимущественно слева и справа. Значит, в носовой части локомотива слева и справа от поезда образуется зона повышенного давления, понятно?
Пока поезда идут в одиночестве, зоны давления взаимно уравновешиваются, но стоит поездам сойтись на встречных курсах, как значение давления в зоне, находящейся между ними - сложится, суммируется. В результате оба локомотива качнет в сторону друг от друга, компрене?
А теперь мы вспоминаем, что железнодорожные вагоны на тележках стоят не жестко, там есть люфт и скорее всего, даже амортизация. То есть, каждая тележка подвижного состава - это подвижный элемент на упругой подвеске. То есть - маятник.
После столкновения фронтов давления по длине поезда начинает идти волна раскачивания. В случае, если по механическим параметрам скорость передачи волны поперечного раскачивания совпадает со скоростью встречного поезда, генерируемый им фронт давления подпитывает волну, вызывая резонанс. А после прохождения волны вагон, представляющий груз на упругой подвеске, как маятник - стремится назад. То есть - вагоны встречных поездов пытаются соприкоснуться, понимаете?
А еще тут действует эффект кнута, то есть при движении волны по упругой среде ограниченных размеров и массы энергия концентрируется в оставшейся части среды. Например, кнут щелкает кончиком...
Не знаю, стоит ли учитывать закон Бернулли, но мне кажется, что картинка для численного моделирования вполне ясная. Тонкость - в частоте автоколебаний конкретных вагонов конкретных поездов, относительной скорости, плотности воздуха, чтобы все совпало и суммировалось.
И да, хочется отметить два фактора, сопутствующих катастрофе. Первый - европейская колея узкая, что одначает, что сопротивление динамическим поперечным колебаниям вагона она оказывает хуже. И второй - по мере увеличения скоростей подвижного состава (скоростные пассажирские поезда) на них ставят все более и более мягкую подвеску. А мягкая подвеска - шире амплитуда раскачки...
Итого, первичный импульс раскачки от сложения давлений при встрече локомотивов, постоянная подпитка энергии пущенной вдоль состава волны, мягкая подвеска и узкая колея...
Journal information