bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Немного о многоразовой космонавтике - 4

Предыдущие части: 1, 2, 3.



Вчерась я передохнул маленько, с вашего позволения. Теперь будем продолжать...

В прошлой части мы посмотрели на Драгон, Орион и Федерацию, оценили их конструкцию и параметры, и увидели, что это немного разные корабли. Драгон прекрасен для полетов на околоземные станции, Орион - для регулярных полетов на орбиту (куда он, прямо скажем - тяжеловат) подходит, но скорее его ниша - регулярные полеты к Луне. Федерация же представляется неким универсалом, способным в пределах околоземных орбит ходить в дальние автономные миссии и быть основой для проведения работ в открытом космосе, начиная с низких орбит, и заканчивая орбитой Луны и дальше, возможно до крайней точки Лагранжа, в то же время сохраняя нормальные параметры для работы на МКС. Какой вывод можно здесь сделать?

Эти три кораблика превосходно дополняют друг друга.

Да-да, именно так - дополняют. Обладая дублирующимися качествами на низких орбитах, они взаимозаменяемы, что позволяет - в случае происшествий в космосе - одним кораблем спасать экипаж другого, при совместимости стыковойчных узлов совместно эксплуатировать одни и те же орбитальные комплексы, и в то же время - за счет своих сильных сторон предпочтительным образом выполнять отдельные миссии.

С другой стороны, я писал, что с единственным существующим в реале кораблем - Драгоном не все так просто, и сейчас мы этим займемся. Но прежде (ох уж эти мне оголтелые сектанты имени Святого Маска!) я отвечу, чем Драгон лучше остальных кораблей. А у него есть некое уникальное качество, которым он лучше. Ребята, он существует и летает - и одно это делает его лучшим, несмотря на вопросы к остальным параметрам.

Итак, все реверансы сделаны, пора за дело.

"Партия и Ленин — близнецы-братья кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин подразумеваем — партия, мы говорим партия, подразумеваем — Ленин." - писал поэт Владимир Маяковский. В данном конкретном случае мы не можем рассматривать Драгон без еще одного героя - ракеты Фалкон-9. Ибо с одной стороны, корабль без носителя - бесполезная дорогущая ерундень, а с другой - будучи двумя частями одного и того же проекта, Драгон и Фалкон неразрывно связаны, и судьбы их переплетены в единое целое...



Ми-ми-ми...

Существует легенда, что Фалкон-9 - первая коммерческая многоразовая ракета-носитель, а Драгон - первый коммерческий многоразовый космический корабль. Я сегодня внимательно знакомился со статистикой запусков, и могу вам кое-что сказать эдакое...

Ребята, легенды потому и легенды, что реальности немного не соответствуют.

Давайте начнем с аналогии. Есть такая порода людей - автолюбители. Это - люди, эксплуатирующие индивидуальный, купленный за свои, автотранспорт. В личных целях. Таких людей много, статистика огромная, и есть некий набор общепринятых мнений, который мы и привлечем в данном случае. Автомобиль индивидуального пользования - просто шикарный пример многоразовой транспортной системы, ибо в нем отражаются все проблемы, которые могут иметь место и в космосе. И даже метеоритная атака, в виде вылетевшей из-под колеса гальки в лобовуху - присутствует.

На территории бывшего великого и могучего есть сугубые поклонники автоимпорта, есть эксплуатанты отечественного, и есть поимевшие опыт и там, и сям. И вот какие выводы, в виде народной мудрости, явились средством накопления опыта данными категориями. Первый - отечественный автомобиль хуже импортного - постоянно что-то надо менять или ремонтировать. Второй - отечественный автомобиль хуже, потому как шумен салоном, богат сквозняками и беден печкой. Третий - лучшие машины японские, но если начинают сыпаться - то сыпется все сразу. Ребята, если вы не поняли - речь идет о ресурсе.

Каждый элемент каждой системы имеет ресурс. Система до тех пор сохраняет свои эксплуатационные качества, пока ресурс компонент достаточен, и не выводит систему за пределы эксплуатационных требований. Чем дольше мы используем систему - тем острее перед нами стоят вопросы ресурса.

Вы купили новую машину. Запорожец. Ушастый.



Всем хороша машинка. Новенькая. Блестит. Дырчит. Едет. Лямпочками моргает. Не дымит. Не машина - мечта! Правда, удачная покупка? Вы ездите неделю. Все замечательно. Ездите вторую. Все завидуют. А вот на третью неделю вы начинаете замечать, что дырчит немного по-другому, и заводиться стала не с пол-оборота... Разрегулировался карбюратор. В момент покупки карбюратор (спасибо заводским специалистам) был отрегулирован идеально. Но со временем - растрясло. Насос подвыработался. Фильтры подзабились. Смесь пошла обедненная. А потом - сцепление начало плохо хватать. А потом - уплотнители на дверях "сели"...

Реальная оценка ресурса возможна только в длительной эксплуатации, понимаете? Одна поездка в автосалоне ничего о том, как себя поведет машина в длительной эксплуатации, не скажет. Потому что в салоне машина с полным ресурсом у нас, отполированная и настроенная. И только когда ресурс начинает вырабатываться - только тогда мы можем оценить, так ли машина хороша, так ли она дешева в эксплуатации, так ли ремонтопригодна. Ни одна проверка нового автомобиля не скажет вам, как он будет эксплуатироваться в реальности.

Когда мы говорим о многоразовости, мы должны понимать, что речь идет не просто о том, что "корабль офигиптительный", а о том, что в предполагаемом числе полетов мы имеем по основным компонентам системы достаточный ресурс ("корабль еще не закончился").

Одна из причин надежности корабля Союз. Он каждый раз новый. Может, он и Запорожец ушастый - но блестит, дырчит, едет, лямпочками моргает и не дымит. Новый потому что. Пусть и Запорожец - но на одну поездку хватит. С комфортом. Надежно. Многоразовый корабль - это как Запорожец к концу второго года эксплуатации, понимаете? Первый полет никого не интересует, потому что реальная, интегральная оценка качеств многоразового корабля - она собирается статистикой повторных полетов, то есть в тех условиях, когда ресурс вырабатывается. Когда карбюратор разрегулировался, сквозняк в дверь, форточка поломалась, поворотники отказали, сцепление не хватает, резина лысая, аккумулятор сел, кресло продавилось, и свечи, сука, искру не дают...



Одноразовый корабль оценивается по качеству изготовления, многоразовый - по результатам эксплуатационного износа. У одноразового и многоразового кораблей различные критерии оценки эксплуатационных качеств, понимаете?

Легенда говорит, что корабль Драгон - многоразовый. Лезем в статистику запусков. Считаем только те, в которых запускался корабль Драгон. И видим следующую картину. Только 13-й (!!!!!!) запуск Драгона был повторным. То есть было 13 (!!!!!) капсул, в 9-м полете одна погибла, и только потом была запущена одна из капсул, которая один раз уже побывала в космосе... Если вы на хрен с ним, 14 полетов, делаете 13 капсул - ребята, каким образом это коррелирует с поннятием "многоразовый корабль"?

Драгоны летали повторно только два раза - в 35-м и 45-м запуске Фалкона, оба раза это были разные капсулы, и было полтора десятка капсул, которые летали в космос лишь однажды.



Ребята, это не многоразовый корабль, это - крайне редко и эпизодически повторно используемый корабль пока что, а многоразовым он станет, когда при очередном запуске вы будете кричать "БОЯНЪ!!!!!!".

Давайте посмотрим на статистику запусков кораблей по программе Спейс Шаттл. В зачет идут только космические полеты. Колумбия - 28 раз. Челленджер - 10. Дискавери - 39. Атлантис - 33. Индевор - 25. Как говорится - почувствуйте разницу...

Дорогие апологеты секты имени святого Маска! Когда вы говорите, что пророк Илон совершил революцию в космонавтике, создав коммерческую многоразовую систему, вы должны посмотреть на статистику запусков челноков, чтобы понять, что такое действительно многоразовая система, что такое работа на износ, что такое проверка ресурса, надежности, эксплуатационных качеств. Тот факт, что одна капсула Драгон повторно слетала в космос (из четырнадцати!), а потом еще одна - не говорит о настоящей многоразовой работе, это пока что просто повторное использование. Чтобы показать заявленные Маском великолепные показатели (а он заявил просто уникальные возможности), должны быть капсулы, которые побывают в космосе хотя бы раз по пять-шесть. Только к этому моменту мы увидим, тянет ли конструкция такую нагрузку, такой режим, может ли реально соответствовать понятию "многоразовый корабль",.

Я не вижу у Маска революции, я вижу революцию в программе Спейс Шаттл, а вот Маск пока очень осторожно пытается подобраться к третьему пуску...

Еще раз. Многоразовость - это ресурс, и на этапе опытной эксплуатации как раз и надо гнать конструкцию на ресурс, чтобы вылезли все проблемы. А я пока что ресурсной эксплуатации не наблюдаю в принципе. Более того, Драгон пока не планируется в пилотируемую версию, в пилотируемую планируется Драгон-2...



...который еще не летал, но уже строится, и это странно.

Ребята, вы проектируете многоразовую систему, так? У вас есть один летающий корабль, дешевый, в количестве экземпляров. Вот что бы вы сделали? Я бы начал гнать полеты на ресурс, чтобы все хреновые места конструкции повылезли, чтобы к моменту проектирования второго корабля знать много больше, чем при постройке первого. Драгон-2 уже презентован, построен, он уже проходит испытания, а ресурсных испытаний первого Драгона и в проекте не видно...

Вот я и говорю - Драгон есть лучший многоразовый корабль, потому что летает, но вот многоразовость его пока что какая-то странная, с запашком, с душком, с непоняткой...

Можно предположить, что со временем ресурсная компонента испытаний наберется. Однако, поскольку грузовая версия Драгона может летать только на один объект в космосе - на МКС, и учитывая абсолютно ненапряженный график грузовых полетов, ждать какой-нибудь внятной статистики придется лет пять. Если же учесть, что в планах США коммерциализация МКС, то есть фактически уход со станции, и отдача того, что останется, в частные руки - возможно, Драгон ждет весьма незавидная судьба...

Теперь мы плавно переходим к ракете-носителю Фалкон-9. Повторяем вопрос. Сколько раз в конфигурации Фалкон-9 использовалась ступень, уже побывавшая в реальном полете? Та самая, которую Маск красиво сажает перед объективами? Намекаю на число запусков Фалкона - 48. Готовы? Три раза. И ни одна из трех повторно использованных ступеней не летала до того более одного раза.

Число успешных посадок - 21, и практически все эти ступени, один раз отлетавшие - они лежат без дела...

Я слышу, я чувствую, я прямо ощущаю со стороны адептов секты имени Святого Маска возражение. Дескать, ничего, вот когда нступит жара, настанет сезон и язь пойдет на нерест - все эти ступени в работу и пойдут!

Хренушки...

Потому что на самом деле под названием Фалкон-9 скрываются несколько ракет, точнее, ступени развития одного и того же проекта. Финальная стадия - Falcon FT Block 5 - это уже окончательная ракета, но она отличается от остальных типов по конструкции, по программному обеспечению, по предстартовым процедурам, по возможностям... Короче. Если бы Block 3 или Block 4 полностью удовлетворяли бы Маска - он бы на них и остановился...

Ну и что, скажут мне адепты с горящими глазами, ничто не мешает использовать их все равно!

Не мешает. Только одна хрень, ребята. Дело в том, что для продолжения шоу "Драгон-2 - самый многоразовый корабль во Вселенной" Маску требуется сертификат на пилотируемые запуски. Для этого ему нужно провести семь безаварийных запусков ракеты Block 5. Вот как вы думаете, он будет рисковать сертификацией? То есть - у него появится еще 7 уже летавших Block 5, с которыми на практике гораздо меньше геморроя, чем с предыдущими версиями... А дальше у нас возникает вообще интересный вопрос, ребята.

Дело в том, что сертификационные правила не писались для многоразовых носителей. Логично предположить, что в случае многоразовго носителя было бы правильным потребовать для сетрификации повторного использования носителей. В идеале - провести семь запусков одной и той же ракеты. Это означает, что старые ступени более ранних версий могут быть разве что проданы за деньги под запуски вне сертификационной программы. Недавно Маска попросили сбросить цену на уже летавшие ступени, но он отказался.

Не о ранних ли версиях Фалькона шла речь, как вы думаете?

Возникает вопрос. Если старые версии в обозримом будущем использовать не получится, да и смысла особенного нет, почему Маск их не попилит нахрен? Если мы вновь обратимся к статистике запусков Фалькон-9, то увидим, уже и в поздние времена, некоторые запуски, при которых возвращение не планируется изначально. Параметры нагрузки и параметры целевой орбиты таковы, что возвращение ступени технически невозможно, понимаете? Вот на такие запуски, думается мне, и будут пущены ступени старых версий. И почему-то мне кажется, что реальная цена этих запусков, учитывая запланированную потерю дорогого носителя, будет несколько выше обычной. И клиент заплатит. Потому что иначе ему свою нагрузку не вывести, понимаете? И думается мне, что Маск выкатит клиенту стоимость новой ступени Block 5, конвертировав таким образом летавшую ступень старой версии в новенькую ступень последнего образца.

Вы платите за новую ракету, вам подсовывают старую - это называется бизнес...

Последний вопрос касается Фалкон Хеви. В запуске участвовали две повторные ступени, и одна старая ступень, в космос вообще не летавшая ни разу. Соответственно, Block 4 - две штуки и Block 3 - одна. Учитывая затратность запуска (коммерческой нагрузки не было) - как раз и были взяты старые ракеты старых версий из закромов. Block 3 - центральный - благополучно не смог приземлиться. В дальнейшем будут использоваться только блоки типа Block 5. Оно и понятно - сертификация...

Таким образом, несмотря на действительно красивые видео посадок ступеней на платформы, сопровождающие каждый запуск ракеты Фалькон, пока что максимальное количество запусков одной ступени не превышает двух, как и в случае корабля Драгон. То есть об определенной повторной используемости речь идти может, конечно.

Но вот с многоразовостью - особенно в сравнении со статистикой Спейс Шаттл - я бы все же не торопился...
Tags: Автостоп и дальнобой в космосе
Subscribe

  • Надеюсь, крайнее "ха-ха" на сегодня...

    В свое время был такой прекрасный (по тем временам, и абсолютно прекрасный по нынешним) комедийный фильм "Робин Гуд: мужчины в трико".…

  • Со скучным выражением лица...

    Я когда-нибудь не сдержусь, и начну хуярить первым что попадет под руку, всех этих конченных дегенератов в погонах, которые мне тут глазки…

  • Разница в парадигме

    К следующему году Covid можно будет лечить как грипп, а осенняя бустерная вакцинация в этом году для людей старше 50 может стать началом…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Надеюсь, крайнее "ха-ха" на сегодня...

    В свое время был такой прекрасный (по тем временам, и абсолютно прекрасный по нынешним) комедийный фильм "Робин Гуд: мужчины в трико".…

  • Со скучным выражением лица...

    Я когда-нибудь не сдержусь, и начну хуярить первым что попадет под руку, всех этих конченных дегенератов в погонах, которые мне тут глазки…

  • Разница в парадигме

    К следующему году Covid можно будет лечить как грипп, а осенняя бустерная вакцинация в этом году для людей старше 50 может стать началом…