bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Синемафилическое...

Сегодня мы поговорим об "Altered Carbon" (в русском переводе "Видоизмененный углерод").



Сразу, чтобы не отвлекаться. Режиссерская работа, операторская, картинки, планы, декорации, подбор звука - всё прекрасно. Если вы любите не думать во время просмотра - у вас вопросов не возникнет, вам понравится. Если вы любите думать при просмотре - читайте дальше.

Оригинального произведения не читал. Осуждать не буду, тем более, что экранизации обычно хуже и беднее текста, а как оно мне посмотрелось - будет ясно. Забегая вперед - посмотрелось ОК. Произведение относится к жанру "киберпанк" ("Матрица", "Джонни-мнемоник", "Особое мнение" и т.д.). Традиционно, со времен Гибсона, киберпанк как жанр логично связан с антиутопией. Мрачное будущее, более-менее жестокие абсолютно бездушные машины (исключение - "Искусственный интеллект"), гавно-стрельба-погони. Даже в тех случаях, когда киберпанк несет на себе положительное эмоциональное содержание, как в цикле о роботах Айзека Азимова, он сопровождается обязательно чем-то чудовищным (вся серия "Фонд").

Тенденция, однако...



Почему так? Если все авторы в той или иной степени упарываются в негатив, описывая техногенную среду обитания человека - тому должна быть естественная причина. И она есть. Понимаете, ребята, дело в том, что компьютеры не умеют лгать.

Обычный средний человек лжет. Не 100% времени, но довольно часто. Делается это для психологического комфорта. Если обстановка не располагает к нормальному психологическому самоощущению, человек адаптируется к ней с помощью компромисса. И в качестве компромисса выступает ложь. Случилась неудача - "так я же этого и хотел", где-то прощелкал - "они виноваты" или "времени не было", и так далее. Естественно, реальные обстоятельства от этого никуда не пропадают, но занятие фальшивой позиции позволяет не считать себя ответственным за возникающее из-за собственных ошибок чувство дискомфорта. Значительная часть процесса человеческой коммуникации построена на таких вот компромиссах с совестью. Продавщица, которая улыбается вам потому, что иначе ее уволят, но при этом в душе вас ненавидит, политик, который говорит то, что вы хотели бы от него услышать, а не что он думает... В психологии известен эффект Аша. В большинстве своем люди готовы занимать неправильную позицию, даже осознавая ее неправильность, только чтобы не испытывать себя отщепенцами. Этот эффект обуславливает социальную конформность и организует социальные группы, но он же и девальвирует групповые ценности, ибо любая консенсуальная (а значит групповая) ценность становится таковой в силу эффекта Аша. Вовсе не значит, что такая ценность фальшива сама по себе, но она приобретает черты вторичности, фальсификата, становясь предметом группового консенсуса, ибо ее бытие не определяется более ее природой, а всего лишь готовностью людей разделять ее во имя душевного комфорта.

А компьютеры врать не умеют, понимаете?

Источник эмоционального отграничения человека от машины как раз и заключается в неспособности машины к лжи во имя конформизма, и потому - что во времена луддитов, что сегодня, со всеми нашими гаджетами-хуяджетами - все равно машинное окружение является источником стресса для среднего человека. Даже если одним из групповых консенсусов является позитивное отношение к технологиям, оно приобретает извращенные формы, как например, в среде поклонников продукции Эппл, кои скорее есть секта, нежели технически образованные и увлеченные компьютерами энтузиасты...

Неспособность компьютера на конформизм создает отчуждение человека от техногенного окружения, каковое окружение в обязательном порядке является фундаментальным атрибутом киберпанка, и потому в киберпанке люди всегда испытывают жесточайший стресс либо расчеловечиваются в той или иной мере. Настоятельно рекомендую к просмотру "Искусственный интеллект" - это замечательный фильм специально об этом.



Вот так и получается, что киберпанк утопией быть не может в принципе, хоть в кино и литературе, хоть в реальности.



Если же мы представим себе на минуточку машину, которая умеет лгать - то нас накроет такой чудовищной жутью, что пережить это будет крайне проблематично...

Проблема лжи и правды в отношениях между человеком и машиной рассматривалась в фильме "Приключения Электроника". И несмотря на то, что это наивный детский фильм - там есть несколько существенных вопросов, например деградация живого двойника главного героя в обстановке, когда ему не требуется соблюдать социальный консенсус, и ложь становится для него естественным и неоспоримым (легитимным) способом достижения душевного комфорта...



Завершая наш спонтанный краткий курс в этику отношений человек-машина, следует сказать вот что. Комфортное состояние в актах коммуникации человека и машины человек достигает только тогда, когда человек относится к технике, пусть даже и "одушевленной" интеллектом, как хозяин или рабовладелец. Я году в 2004-м, работая в редакции газеты, сказал об этом, и на меня посмотрели как на нечто ненормальное. Но давайте посмотрим, к чему пришли фантасты, исследовавшие эту тему задолго до нас. Вот у Азимова были сформированы три закона робототехники - только чтобы снять психологический страх перед мыслящей машиной. И что? Внимательно перечитайте его рассказы - отношение людей к роботу везде - либо как к слуге, либо как к рабу, либо как к зверушке. Посмотрите "Гостью из будущего". Коммунистическое будущее, максимально анимированный механизм - робот Вертер - воспринимается персоналом как слуга. Даже несмотря на толерантные моменты (замечания, которые Вертер делает персоналу), как только заканчивается функционнальная часть обязанностей - всё, моментально происходит отчуждение. Актеры, игравшие роли, в которых они должны гармонично относиться к Вертеру, не смогли преодолеть этот психологический момент, он прорисовался, проявился, даже несмотря на запредельное очеловечивание Вертера...

Между прочим, за сценку "мальчик, ты романтик?" нужно было давать Оскара - такая это художественная находка.

В франшизе "Чужой" мы видим абсолютно то же самое - либо страх, либо отчуждение. Самый любопытный эксперимент поставил Артур Кларк в своих "Космических одиссеях".



В первой "одиссее" ИИ убивает людей, во второй к нему отправляется доктор Чандра, создатель. Кибернетик, влюбленный в свое детище и занимавшийся его созданием и обучением, не испытывавший предрассудков - становится объектом отчуждения со стороны остального экипажа.

Ой, ну вот не буду я сейчас педалировать максиму "никогда мы не будем братьями", просто приведу пример из самой светлой, наверное, страницы отечественной околокибернетической фантастики - братьев Стругацких. Вот какими словами они описывают искусственный интеллект: Полсотни лет назад в Массачусетсе запустили самое сложное кибернетическое устройство, когда-либо существовавшее. С каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью и все такое... И проработала эта машина ровно четыре минуты. Ее выключили, зацементировали все входы и выходы, отвели от нее энергию, заминировали и обнесли колючей проволокой. Самой настоящей ржавой колючей проволокой - хотите верьте, хотите нет. [...] Она начала вести себя, [...] ее едва успели выключить[...], это было страшно. ...Как это, кстати, и случилось с Массачусетской машиной, когда на глазах у ошеломленных исследователей зародилась и стала набирать силу новая нечеловеческая цивилизация Земли.

Заметим, это светлое коммунистическое будущее, где тотальная роботизация производства, сознательные люди без предрассудков и бодрое, жизнеутверждающее мировоззрение...

При этом в тех местах, где роботы встречаются в качестве фигурантов повествования - робот Драмба из "Парня из преисподней", кибер у музея Внеземных культур" - мы имеем классическую систему отношений хозяин-вещь и господин-раб. И только Гаг из "Парня", чужой и потерянный в этом мире, находит в Драмбе какое-то отношение, ощущая сродство с ним на почве отчуждения от землян...



Давайте вернемся к "Углероду". Это киберпанк. Это утопизм. Главный герой - он живой человек.



На заглавной картинке данного поста другой герой "Углерода". Не-человек. И вот мир сериала таков, что герой-человек к персонажу-нечеловеку испытывает меньшее отчуждение, чем к некоторым другим персонажам.

Которые люди...

Что нужно сделать с человеком, как его нужно изуродовать, чтобы отчуждение между людьми превысило отчуждение между человеком и машиной? Мы ведь знаем, что в силу естественного механизма социальной конформности, который строится на эффекте Аша, люди не могут испытывать к машине того, что они испытывают друг к другу. И вот здесь мы с вами, наконец, прикасаемся к содержательной части произведения, к художественной идее, к фантастической гипотезе.

Мы заканчиваем говорить о технических аспектах и психологических предпосылках, и попадаем в суть, в художественную часть, в то, что зависит не от качества рендеринга, а от замысла художника, мы попадаем в мир искусства...

Все очень просто. Жили-были люди, потихонечку путешествовали в космосе, пока не наткнулись на какой-то инопланетный материал. Обладающий уникальными свойствами. И на базе этого уникального материала, плюс технологии клонирования, создали технологию бессмертия. Личность хранится в кристалле, который через устройство считывания втыкается в мозг. Разработчица технологии - Куэллкрист Фалконер - вообще говоря, предполагала это дело для дальних космических перелетов, чтобы не тушки возить, которые суть скоропортящееся мясо, а наборы кристаллов и оборудования. Записались - вылетели - прилетели - клонировались из базы данных - воткнули кристаллы - телемаркет. Однако побочным эффектом технологии явилась возможность вечного возрождения, когда после смерти личность переносится в новое тело.

Если ради одного представления о вечной жизни души в загробном мире люди шли на крест, то что сделает человек ради реальной возможности самореплицироваться в будущем?



Вы уже поняли, что начались спойлеры (в общем, рецензия - это спойлер смысла по определению). Потому настоятельно рекомендую, если вы не смотрели - прекратить чтение и посмотреть. Самостоятельное восприятие и мышление доставляет намного большее удовольствие, чем ознакомление с чужим мнением, не лишайте себя такой возможности.

Вот прямо сейчас прекратили чтение - и отправились смотреть. Дочитаете потом.

А если вы уже посмотрели - продолжаем.

Что есть носитель души, носитель self, что есть носитель нашей самости? Носителем нашей самости является тело, которое нежное, мягкое, ранимое, болеет, стареет и умирает. Человек живет в ожидании смерти, смерть преследует каждого человека, и вот это ощущение преследования смертью - оно пронизывает всю нашу культуру. Все мировые религии построены вокруг смерти, вокруг идеи вечности, по сравнению с которой мы - ничтожество. Именно осознание ничтожности человека перед лицом вечности и бесконечности создает величие религии, особенную глубину и остроту переживания религиозного опыта, именно это щемящее чувство конца заставляет человека - в желании вырваться, избавиться от него - совершать величайшие подвиги духа, совершать открытия, создавать произведения искусства, идти вперед, до предела и за пределы возможного.

Преодоление ограничений. Преодоление очень компактного, очень плоского, очень ограниченного мирка, за границами которого - необозримое и невероятное. Смерть есть источник духа человеческого, пока мы живы, и смерть есть наша путеводная звезда. Memento mori - говорили древние, а они знали толк в подобных вещах. Пока ты жив, осознание собственной смертности - это именно то, что делает тебя человеком, понимаете?

Человек, лишенный ощущения смертности, превращается в животное.

Именно смертность делает нас людьми.



Теперь мы возвращаемся в мир Altered carbon. Человек стал бессмертным. Но что является носителем человеческого бессмертия? Носителем человеческого self, бессмертной души, сущности теперь становится не смертное тело - а информационный кристалл, "флешка", и куча серверов с оборудованием для репликации, каналов передачи данных, цифровой индустрии и энергетики... Ну, как физический объект, конечно, конкретная "флешка" тоже не вечна - но она не смертна.

Если ощущение собственной смертности, собственного ничтожества побуждает человека к преодолению себя. к высотам духа, к свершениям - что произойдет с человеком, если это побуждение у него отнять?

(На этом месте должна была быть картинка "черной пятницы", но из соображений сочувствия к тем, кого это травмирует - я ее не стал помещать).

Человек, лишенный высокого побуждения, становится животным. Но на самом деле все еще хуже. Потому что животное - оно лишено self, оно лишено самоосознавания как уникальная персональность. Животное в своем животном состоянии - очень гармонично, естественно и даже красиво, на самом-то деле.



Животное не занято сопоставлением себя с мирозданием, и потому само по себе не вызывает никаких отрицательных эмоций. Оно гармонично. В отличие от человека, который стал животным.

Так что, люди в мире Altered Carbon превратились в животных? С определенной точки зрения можно сказать и так. Но это будет расхожий стереотип, основанный на системе коллективных консенсуальных представлений. Это будет штамп. Это будет кич. Ибо на самом деле мир Altered Carbon чудовищнее, чем мы даже можем себе представить...

Если вам кажется, что оскотинивание человека (каковое встречается нам в жизни довольно часто) есть самое страшное, что можно с человеком сделать - вы глубоко ошибаетесь...

И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,

И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья;

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям
Среди огня, в надежде приобщиться
Когда-нибудь к блаженным племенам.


Почему у человека появляется духовный порыв, возникающий из ощущения смертности и конечности? Потому что носитель его души - тело человеческое - смертен. Именно смерть тела порождает дух, превращая человеческое существо в человека. Носитель личности в мире Altered Carbon смертным не является.

С точки зрения психологической, с позиций самоидентификации, с позиций self, бессмертные - они не люди, у них разрушен один из фундаментальнейших психологических механизмов, создающих личность человеческую. Смерть более не одухотворяет их жизнь.

Если ты уже не смертен, если твоя идентичность более не зависит от биологического объекта, именуемого телом человеческим, но информационное наполнение, именуемое личностью и записанное на "флешку", оперирует человеческим опытом - кто ты? Ты - машина, которая воображает себя человеком.

Безумный кибер.

Давайте посмотрим, чем занимается высший свет, элита человечества в Altered Carbon. Для чего эти люди используют дар бессмертия. Они возрождаются, чтобы путешествовать к границам Вселенной, открывать новые миры, изучать тайны мироздания, создавать бессмертные произведения? Нет. Они по договоренности ( за возрождение и плату) убивают, они насилуют, режут. Лоренс Бэнкрофт, живущий столетия, не только занимается всем этим - он еще и спускается к безнадежно больным, зараженным чумой, снисходит к ним наподобие бога, чтобы подвергнуться заражению и умереть мучительной смертью. Почему?

Насилие, убийства, собственная смерть являются для этих людей развлечением, но ни одно из развлечений не становится таковым, если не удовлетворяет какой-либо потребности, какого-нибудь глубинного побуждения. Присутствие смерти, общение со смертью для "вечных" - это крайней важности необходимость, настолько крайняя, что они согласны идти даже на переживание собственной смерти. Им не хватает смерти, понимаете? Они не могут без смерти.

Люди, достигшие высот могущества через бессмертие, задыхаются от недостатка смерти.

Но и это еще не все. Если бы им была нужна смерть, ради бога - самоубился с концами, и всех проблем. Нет, это люди, которые живут вечно. То есть, желание продолжать свое существование - оно в них присутствует, они не суицидальные психопаты. Они могли бы путешествовать к границам мироздания, открывать тайны мира. Вместо этого они насыщают свою жизнь смертью.

Они насыщают свою жизнь смертью, но не отдаются ей до конца.

Это как секс в презервативе, с той только разницей, что презерватив можно снять, а потом опять надеть, а однажды отдавшись смерти - более жить не будешь. Возможность возрождения после смерти девальвировало для этих людей само понятие умирания, понятие окончательной смерти, но в то же время - оно не избавило их от страха смерти.

Человек испытывает три вида страхов. Страх бесконечного, страх конечного и страх самого себя (это суровая мистика, просто поверьте мне на слово). Страх смерти - это страх конечного. Страх того, что вот точка - и это край. Это совершенно конкретный страх, очень простой, очень структурно примитивный. Конкретный. Объективный. Можно сказать - рациональный. Если этот страх девальвируется, мы просто лишаемся одного страха, и все. Но если страх девальвировался, как знаковое явление, как конкретика конечного переживания, но при этом никуда не исчез, не пропал на уровне психологического процесса?

Чтобы жить вечно, и не терять при возрождении значительных промежутков прожитой жизни, эти люди постоянно "бэкапятся", то есть делают кальку личности. Они вынуждены жить в специально построенных жилищах либо в непосредственной близости от них, охранять эти жилища от возможности разрушения, а свои "бэкапы" - от стирания. Страх физической смерти для них - благодаря возможности возродиться - исчез, но смерть все равно преследует их. Источником угрозы для этих людей становится сама жизнь, понимаете?

Смерть из конечной категории, из структурно простого ограниченного переживания превращается для них в перманентный постоянный непрекращающийся кошмар, и чем дольше живут "вечные", тем дольше длится это наказание ужасом.

Если вы отвлечетесь при просмотре от сюжета, и взглянете на Бэнкрофта глазами психолога-диагноста, вы увидите следы этого ужаса на его лице, на его поведении, на отношениях с окружающими... Этот человек думал, что покупает себе вечность - а обрел вечный ужас, вечную жуть, вечный кошмар.

Помните, как про ад говорят - стон и скрежет зубовный, и это длится вечно? Так вот, "вечные" мира Altered Carbon создали для себя самую настоящую преисподнюю. Вечный ужас. Сперва десятилетия, потом - столетия, потом - тысячелетия. Непрекращающегося кошмара.

Я в свое время был знаком с психотерапевтом, который в числе прочего обожал работать с фобиями. Фобия, то есть неконтролируемый страх - это достаточно тяжелое состояние. Ну типа как вас испугали, и вы на секунду, значит, "очканули", только оно длится продолжительное время, по поводу или без повода. Мой знакомый врач фобии убирал с легкостью, хобби у него такое было. С тех пор у меня при слове "фобия" возникает улыбка, и я немного не адекватен среднесоциальной норме в этом плане. Но примерно представляю, что это такое - фобия. Так вот, "вечные" в Altered Carbon - они не фобиями страдают, фобии можно убрать, понимаете? Они страдают жизнью. Они избавились от естественной смерти, но она все равно их настигла и заставляет испытывать мучения. Каждую минуту. Каждый час. Каждый день и каждую ночь. Много-много тысяч лет. И от этого уже не вылечиться - сама жизнь для них есть ужас, есть умирание, и они умирают, умирают, и никак умереть не могут. Потому что вечные.

Знаете, если есть что-либо, что можно представить себе как жизнь в аду, как ад - так это жизнь Бэнкрофта в сериале "Видоизмененный углерод".

Сам Люцифер не был бы в состоянии придумать более коварного плана, чем эти чертовы флешки...

До сих пор фильмом, ассоциировавшимся у меня с переживанием ада, был "Горизонт событий", и я вам могу рекомендовать его посмотреть (смотреть строго на эмоциях!), чтобы получить, примерно, представление о том, что я говорю. Но по сравнению с Altered Carbon это - просто как первая лекция в институте, ни к чему не обязывающая совершенно, и читаемая, на самом деле, абсолютно ни о чем - просто чтобы дети расслабились и перестали пугаться.

Вместо вечной жизни "вечные" получили вечно длящуюся смерть, вместо конечного страха - бесконечный, и это неустранимо, это будет продолжаться, пока они будут продолжать свои возрождения...



Иногда ад выглядит респектабельно.

Сериал можно смотреть для развлечения, как антуражный боевик в стиле "киберпанк", но по факту он таковым не является. И это подтверждается тем, что в сюжет вплетены христиане, смертные, "сектанты", которые добровольно отказываются от "флешки". Кристин Ортега, хоть и обладает "флешкой", но происходит из такой семьи, и человеческое начало в ней живо - она человек. Такеши Ковач, получивший "флешку" в силу обстоятельств, государственный преступник, осужденный на стирание ("истинную смерть"), и возродившийся лишь благодаря прихоти Бэнкрофта - он человек. Он человек потому, что смерть для него все же абсолютна, и более того - она преследует его по пятам не в виде экзистенциального ужаса, но в виде конкретном, конечном, окончательном.



Эти люди, по крайней мере на момент действия сериала, живы. В отличие от Бэнкрофта и компании. Почему же в картине отчуждение между ними и ИИ Эдгаром Аланом По исчезающе мало, ведь он всего лишь компьютерная программа?



Ребята, Эдгар Алан По, Искусственный Интеллект, является одной из центральных фигур в сюжете вообще, и единственной центральной фигурой в экзистенции произведения. Он изначально не человек.

Но по степени своей человечности он едва ли не первое место занимает.

Чтобы понять эту аллюзию, нам нужно понимать, кто был реальный Эдгар Алан По.



Оригинальный Эдгар По был писатель, мистик, одержимый ощущением смерти (тут мистики, вообще говоря - впереди планеты всей). Помните сериал "Ворон"? Откуда взялся гештальт? Ворон является символом смерти, данный тотем весьма популярен у мистиков, в частности перу По принадлежит стихотворение "Ворон". Если вы спросите меня, какова центральная характеристика личности американского писателя Эдгара Алана По - я вам отвечу так. Одержимость смертью.

ИИ Эдгар Алан По в сериале одержим смертью, и идет на смерть, как идет человек. Именно идея конечности бытия делает его человечным в его проявлениях при жизни, и делает человечным его образ в его смерти.

Смерть не есть противник духа, но его союзник, важно, как распорядиться этим даром.

Наличие фигуры ИИ По в фильме окончательно свидетельствует об абсолютной осознанности как самого образа, так и философской подоплеки. А присутствие христиан только подчеркивает эту смысловую линию. Человек, утерявший смерть, оказывается в аду, и только смерть делает человека человеком. Даже если ты - всего лишь искусственный интеллект.

Не ищите богатств на земле, ищите на небе.

Memento mori.

Аминь...
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят, Се ля ви...
Subscribe

  • Ковидное

    Первое. У меня умер товарищ. Не так чтобы близкий друг - были знакомы, иногда вместе на праздниках пересекались. Был врачом, последние годы вроде…

  • Однако...

    Фраза "опустить Россию до уровня Украины" в устах украинского политического обозревателя дорогого стоит. Выходит, мы, украинцы, уже…

  • А суть?

    Есть хороший анекдот. Времена Российской империи, казачья сотня идет по пустыне, выполняя высочайшее повеление... Останавливаются на привал.…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments