Ранее не публиковавшийся в широкой печати проект американской подводной лодки позволяет раскрыть будущее направление развития Военно-морских сил США, полагает Popular Mechanics. На снимки субмарины впервые обратил внимание аналитический ресурс Covert Shores.
Раз обратили внимание - нужно внимательнее отнестись. Зря, что ли, люди старались?
Американский журнал отмечает, что субмарина Sub 2000 представляет собой «радикальный разрыв с предыдущими американскими проектами подводных лодок», поскольку является двухкорпусной, имеет небольшие размеры и получила «плоский» дизайн.
Вообще говоря, никаких радикальных разрывов я не вижу. Компоновочное решение изменилось, да - но ничего радикального нет. Полуторакорпусные субмарины строились США во время ВМВ и после, однокорпусная архитектура была использована только для АПЛ второго поколения. Исключительно исходя из минимального времени погружения, максимального гидродинамического совершенства и упрощения технологии производства.
Издание отмечает, что Sub 2000 проектировалась как типичная ударная подлодка, однако допускает использование и в разведывательных миссиях. В частности, конфигурация субмарины позволяет, располагаясь у морского дна вблизи побережья противника, размещать внешние приемные устройства или перехватывать электромагнитные передачи.
Атомные лодки не могут ложиться на грунт. Просто в силу того, что им необходима циркуляция теплоносителя, и забор частиц грунта вместе с придонной водой забьет конденсатор установки и приведет его в негодность.
Также Sub 2000 получила пару подводных беспилотников, что позволяет предположить, что перспективная субмарина предназначалась для замены подводной лодки второго поколения USS Parche.
Да, тут уже у людей крыша поехала, надо сказать...
Ладно. Давайте посмотрим на фотку и почешем репу немного.
Исходя из сравнения габаритов ракет и торпед с габаритами лодки, она имеет один прочный корпус, причем одноэтажный (одна палуба), максимум - полутораэтажный (палуба с подвалом). Вооружение, включая торпедное, размещается вне прочного корпуса лодки, ракеты как в проекте 949, а вот с торпедами интереснее.
Расположение торпед в прочном корпусе требует много места, нужен как минимум один отсек с вынесенными из него трубами ТА. Вместе с тем, еще во времена ВМВ проектировались лодки с внешним расположением торпедного вооружения. В них торпеды находились в морской воде все время пребывания на подводной лодке.
Расположение торпедных аппаратов не в носу корпуса, а в его середине довольно давно используется в лодках США:
В силу принятой в США однокорпусной компоновки у нас получается тот же торпедный отсек, но установленный в середине лодки, за ГАС и ЦП.
Рассматривая фотографию модели, мы можем видеть, что ее длина недостаточна для расположения торпедного отсека. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что торпеды располагаются вне прочного корпуса. Поскольку в зависимости от глубины погружения давление меняется, мы можем говорить либо об ограничениях глубин лодки, либо об использовании специальных глубоководных торпед, рассчитанных на длительное (неделями и месяцами) пребывание в морской воде под давлением. На фотографии макета мы видим реализацию торпедного аппарата в виде выдвижного клина. Ну просто этот клин не может быть стационарным, так как создает шум и сопротивление на ходу. Подводя итог, мы можем сделать вывод о компоновке торпедного отсека лодки.
1. Торпеды размещаются внутри легкого корпуса лодки, в затопляемом пространстве.
2. Торпедный аппарат имеет два положения - "стрельба" и "зарядка-поход".
3. Торпедное оборудование представляет из себя необслуживаемый в походе автомат заряжания.
4. Торпеды являются необслуживаемыми в походе, постоянного пребывания в воде и на глубине.
Очевидно, что при такой концепции, когда все работы по обслуживанию торпедного аппарата и торпед происходят в базе, а все операции автоматизированы, торпедный рассчет состоит из одного-двух офицеров.
Ракетное оружие размещается вне прочного корпуса в вертикальных (наклонных) пусковых контейнерах. Ракеты, контейнеры являются необслуживаемыми в походе, рассчет состоит из одного-двух офицеров.
Учитывая компактность размерений лодки, а также значительный объем легкого корпуса, можно предположить, что в забортном пространстве также располагается аккумуляторная батарея. Скорее всего используются маслозаполненные гидрокомпенсированные контейнеры, либо - гидрокомпенсация дистиллированной водой, как на батискафах Триест и Архимед. Также в забортном пространстве находится система воздуха высокого давления, топливные баки (об этом отдельно). Иными словами, можно предполагать, что лодка сделана по принципу необслуживания экипажем систем в походе.
В истории СССР была такая ложка - это класс "Лира", или "Альфа" по-западному.
Теперь по силовой установке.
Атомный реактор занимает место. На АПЛ Лира для экономии места был использован один реактор вместо двух, и использовался теплоноситель на базе жидкого металла (натрия). Иначе просто трудно отобрать тепло от активной зоны в ограниченном пространстве - не хватает места для теплообмена. Таким образом, здесь мы имеем не более одного реактора, либо на ЖМТ, либо очень малой мощности, что, учитывая уровень автоматизации, кажется крайне маловероятным даже с учетом технологий энергосбережения. Таким образом, наиболее вероятным источником энергии является воздухонезависимая установка, скорее всего, на базе топливных элементов. Что автоматически предполагает топливные баки и аккумуляторную батарею.
Возможно, топливо и окислитель для топливных элементов являются высокотемпературного хранения каталитического разложения.
Кроме того, тепло от реактора должно отводиться и после его остановки - там остаточное разложение изотопов идет. Потому циркуляция теплоносителя на АПЛ является необходимой в походе даже после остановки реактора - без АКБ никуда. Можно предположить схему, в которой в походе системы корабля выключены, и включаются только когда нужны. В общем, это и так в значительной степени используется. В этом случае возможно использование компактного реактора малой мощность и АКБ. При этом реактор работает постоянно, обеспечивая ход и зарядку АКБ, а боевая работа, а также полный ход и интенсивное маневрирование задействует накопленную в аккумуляторах энергию.
Предполагая реактор малой мощности, а также возможную посадку на грунт, следует рассматривать нестандартную схему охлаждения реактора. Теоретически, при нахождении на грунте, когда нельзя осуществлять циркуляцию конденсатора забортной водой из-за опасности забития его частицами грунта, возможен останов реактора и питание исключительно из АКБ "в режиме экономии". В данном случае для охлаждения реактора может использоваться накопленный в балластных цистернах объем воды с теплоотдачей через легкий корпус лодки в окружающую воду.
Существует еще один вариант, в котором на АПЛ устанавливаются трубы, как у парохода. На ходу трубы убраны, при нахождении на грунте они выдвинуты. Будучи в отдалении от грунта, трубы обеспечивают чистоту воды от частиц грунта. Кроме того, циркуляция по трубам не приводит к образованию взвеси и не демаскирует лодку.
В принципе данный проект представляется достаточно интересным, и вот почему:
1. Высокая автоматизация.
2. Концепция необслуживаемой в походе лодки.
3. Затопляемое оборудование - ГАС, ТА, АКБ, ракетные установки.
4. Возможно - нестандартная схема питания реактора (если лодка атомная) забортной водой при положении на грунте.
Новыми для флота США являются неатомная (скорее всего) энергетическая установка, двухкорпусная компоновка, затопляемое размещение оборудования.
Вызывает отдельный вопрос с запасом плавучести. Традиционно западные лодки работают с малым запасом плавучести, что дает высокую скорость погружения-всплытия, снижают потребность в воздухе высокого давления, делают лодку компактней. В советских лодках используется высокий запас плавучести, что дает известный запас для аварийного всплытия. Впрочем, шпигатная конструкция балластных цистерн не дала реализовать это преимущество в истории с "Комсомольцем"... Неясно пока что, как будет решен с запасом плавучести на данной лодке, пожуем-увидим.
Вот сколько можно увидеть, посмотрев на одну фотографию модельки.
Journal information