bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Большие подлости малой воды

Проснулся ни свет и заря. Будем заниматься делом - описывать, что произошло с "Алексеем Бариновым"...



В красках, лицах и эпиктетах.

Прежде всего вот видео, на котором видны конструктивные особенности катеров данного типа (пруф на Вики). Особое внимание прошу уделить органам рулевого управления и движителю.



Далее. Вот еще раз видео. Меня ломает делать скриншоты и мазюкать в фотошопе, я буду описывать словами - а вы мотайте и приглядывайтесь. Пару картинок я нарисую от руки. Ну одну так точно. Извините за отсутствие художественных способностей...



Начнем с теории. Морская волна есть поперечная волна, в которой частицы воды совершают циклические движения.



Из-за этого на волне происходит ряд эффектов, связанных с управляемостью судна и тягой винтов (водометов, колес и т.д.). Вращение воды происходит так, что в приповерхностном слое движение направлено по ходу волны. Я когда купаюсь в море, использую этот эффект для безопасного плавания брассом.

Когда я плыву по волне, то есть волны догоняют меня, я толкаюсь ногами и выдыхаю, когда вершина воды меня вот-вот нагонит. Поскольку в это время вода меня догоняет, сила толчка максимальная, и я получаю максимальное ускорение, рыбкой проплываю дальше, и делаю гребок руками (чисто чтобы голову над водой удержать) и вдох уже в ложбине. Поскольку следующая волна догоняет меня, перед лицом всегда воздух, и так дышать безопасно, нужно только привыкнуть. Когда я плыву против волн, я делаю выдох и толчок ногами в ложбине. То есть - по вращению воды. Я опять получаю максимальный импульс, и быстренько взлетаю на волну. А уже на спуске с волны спокойно вдыхаю. Так я могу проплыть при минимальных усилиях довольно долго, нужно только не париться за скорость и следить за волнением. Ибо силы природы всегда помогают, если им не противодействовать...

Зачем я это описал?

Рассмотрим работу винта на волнении. Если судно идет по волне, то есть волна догоняет, то тогда максимальный упор получается на вершине волны, а минимальный упор (просадка по тяге) - в ложбине. А если судно идет против волны, то все наоборот - максимальный упор в ложбине, и минимальный - на вершине волны. Идите на море и ставьте эксперимент как я описал выше, вам даже катер не понадобится.

А что происходит с рулевым управлением?

Эффективность управляющей силы пера руля зависит от скорости обтекания. То есть - на волнении управляемость находится в противофазе с тягой, развиваемой движителем судна. Максимальный упор - минимальная скорость воды относительно корпуса - максимальная тяга - плохая управляемость. Минимальный упор - максимальная скорость воды относительно судна - минимальная тяга - наилучшая управляемость.

Именно потому управление кораблем на волнении есть особое искусство рулевого, и именно за это искусство мы моряков ценим, любим и все мечтаем (да не у всех получается).



Теперь сразу обращаем ваше внимание на первое видео, которое вы просмотрели, и обратили внимание на конструкцию рулевого управления. Мы видим, что у Серны два руля, левый и правый. Причем левый служит только для поворотов налево, а правый - только для поворотов направо. Потому что так придумали конструкторы, и так построили на верфи. Движитель у Серны водометный, причем с доступом воздуха к крыльчатке (вентилируемый). В водометных движителях управление курсом судна осуществляется не усилием, которое создает в потоке воды отклонение пера руля, а изменением вектора тяги с помощью вот таких вот рулей (створок). Потому кончики рулей, которые опущены ниже скегов, то есть в поток воды - они миллипиздрические, и на общую картину не влияют. Тем более - не влияют на малом ходу.

Но на самом деле у Серны с управлением еще бОльшие проблемы. Чтобы повернуть направо, надо отклонить правую створку (так называется управляющий орган водометного движителя). Чтобы сильнее повернуть направо, надо поддать газку правым винтом. Но при этом увеличившаяся тяга винта будет разворачивать Серну влево. Более того, если Серна входит в волну под углом, у нас получается косой уровень воды вдоль корпуса. С одного борта в носу и с другого борта в корме он будет высоким, а по противоположной диагонали - низким. Это значит, что в один винт поступит больше воздуха, и он просядет по тяге, а в другой меньше, и он наоборот - поднажмет. Если не трогать рули, и давать одинаковые обороты на винты, и ждать, что из этого выйдет - Серна рано или поздно развернется строго по волне сама по себе. Вот поставь ты ее против волны, дай одинаковые обороты и не трогай рули - и она сама развернется на 180 градусов.

Слова "низкая курсовая устойчивость" написаны именно про этот катер, и это хорошо для маневренности на скорости, но плохо для судовождения на волнении...

Волновая обстановка на параде была для малых судов аховая. На последней секунде видно, как монтыляет катера в ордере. Причем речь идет о разных катерах. Но ни один из них не обладает настолько низкой курсовой устойчивостью, как катера типа Серна...

Если внимательно приглядеться к видео парада выше, то на восьмой секунде видно, как Серна сама по себе (там видна левая створка руля, и она не отклонена) вдруг разворачивается влево - это, ребятки, проявление низкой курсовой устойчивости.



Теперь ннам надо понять, что происходит с судном при вхождении в волну. Когда корабль втыкается носом в волну, форштевень ее "разрезает", и с обоих сторон корпуса у нас возникает усилие, давление. В правую скулу и в левую скулу. Если корабль рубится носом прямо в волну, эти давления совпадают. Но если корабль вхедит в волну под углом - давление с той стороны, с которой больше воды - оно больше. Потому при вхождении в волну под углом корпус корабля разворачивает.

И чем выше волна - тем больше разворачивающее усилие.

Зафиксируем этот момент и пойдем дальше. Если присмотреться к видео парада, то можно увидеть, что парад идет против течения, а волны - лишь слегка отстают от парада. То есть - волны тоже идут против течения. Более того, в момент столкновения "Алексея Баринова" с опорой видно, что скорость катера и скорость волны совпадает, то есть фактически - катер как бы стоит в волне.

И если катер стоит в волне под углом, то сила, которая действует на одну скулу, и сила, которая действует на другую скулу - неуравновешены, и корпус катера испытывает сильный разворачивающий момент. Постоянно действующий определенное время. Именно потому катера на параде монтыляло, что скорость их движения незначительно отличалась от скорости волны, понимаете?

Если бы скорость движения ордера при параде была выше или ниже - катера вообще, и данная Серна в частности, не испытывали бы таких сильных курсовых возмущений, понимаете?

Мы еще не коснулись главной "вишенки на торте", а нам уже интересно, и парад заиграл новыми красками, согласитесь...



Теперь я пытаюсь изобразить из себя Пикассо и порадовать вас своим художественным даром. :)



Произведение дадаизма, кое вы можете лицезреть, обозначает ситуацию во время столкновения. Черные кляксы - это опоры моста. Красные стрелки - течение. Синие линии - волновой фронт. Зеленая фигня - "Алексей Баринов".

Поясняю.

Волны идут против течения. Скорость течения вычитается из скорости волн. Это означает, что длина волны уменьшается, а ее высота - увеличивается. Более того, там, где течение сильнее - у нас возникают водяные горбы, в смысле пиковые значения амплитуд, а где течение слабее - впадины, то есть наименьшие амплитуды. Быки (опоры) моста создают препятствие течению. Вода их обтекает, и скорость обтекания (если дно плоское, а поток ламинарнный) выше точно посредине между быками, и самая низкая - у опор. Однако, поскольку быки сужают сечение реки, скорость течения между ними больше, чем в среднем по течению, и следовательно, волны тормозятся сильнее и становятся выше.

Потому волна, подходя к быкам, выгибается краями вперед, и сперва проходит возле быков, а затем дотягивает центр, при этом высота по краям у быков меньше, чем пямо по центру.

Теперь внимательно-внимательно смотрим на видео столкновения, только глядим не на катер, а на волнение, и наблюдаем то, что нарисовано на рисунке. Если приглядеться - можно увидеть выгннутость волнового фронта, как показано на картинке.

Там, конечно, еще интерференция из-за отражений от стенок набережной, но если приглядеться - то можно увидеть.

Ребята, но и это еще не все. Мы говорим о поперечной волне, а не о хитро выебанном солитоне. Это значит, что если у нас в силу амплитуды по центру протоки возникает горб, то вода от него стекает и в стороны тоже. То есть, в приповерхностном слое воды образуется движение от центра протоки к ее краям, понимаете? И если наш катер входит  под мост не по центру, а чуть ближе к краю, то во-первых, из-за выгнутости волнового фронта он уже испытывает усилие, разворачивающее его к опоре, и во-вторых, вот это вот растекание еще и дает ему дополнительный пинок. А у нас катер с хреновой курсовой устойчивостью на малом ходу.

Как я писал в предыдущем посте, реки - они реально подлючие бывают.

Поставим себя на место капитана "Алексея Баринова". Вот он идет на малом ходу, его мотает со страшной силой. Вода вроде спокойная, да и какая это вода - это ж речка! А его мотает. И вот он подходит к мосту и видит картину маслом. В смысле - волновую картину. Это мы, крысы сухопутные - внимания не обращаем, а у моряка с этим все в порядке. Я когда-то парусным спортом занимался - вы себе не представляете, как много может сказать поверхность озера или реки наметанному глазу...

Короче, подходит он, и видит, что посередке волны какие-то нехорошие, а у него и так жара, влажность и уже всю душу вымотала эта канава непонятная под названием речка Нева...

Короче, обошли мы "комариную плешь" и поднялись на бугорочек. Бугорочек этот как кот нагадил, я его до сегодняшнего дня вообще не примечал. Да… Ну, зависли мы над бугорочком, до асфальта рукой подать, шагов двадцать. Место чистейшее, каждую травинку видно, каждую трещинку. Казалось бы, ну что? Кидай гайку, и с богом.
Не могу кинуть гайку.
Сам не понимаю, что со мной делается, но гайку кинуть никак не решусь.
— Ты что, — говорит Кирилл, — чего мы стоим?
— Подожди, — говорю. — Замолчи, ради бога.
Сейчас, думаю, кину гаечку, спокойненько пройдем, как по маслу проплывем, травинка не шелохнется, — полминуты, а там и асфальт… И тут вдруг потом меня как прошибет! Даже глаза залило, и уже знаю я, что гаечку туда кидать не буду. Влево пожалуйста, хоть две. И дорога туда длиннее, и камушки какие-то я там вижу не шибко приятные, но туда я гаечку кинуть берусь, а прямо ни за что. И кинул я гаечку влево. Кирилл ничего не сказал, повернул "галошу", подвел к гайке и только тогда на меня посмотрел. И вид у меня, должно быть, был очень нехорош, потому что он тут же отвел глаза.
— Ничего, — я ему говорю. — Кривой дорогой ближе. — И кинул последнюю гаечку на асфальт.


Он морской моряк. Его учат по морю ходить. А на море меньше волн - спокойней ехать. И он чисто рефлекторно решил взять чуть в сторонку, чтобы не таранить...



Ну он же не знал, что река его за шкирку - и об каменного быка приложит...

Если посмотреть на действия командира, то можно увидеть, что как только неизбежность столкновения стала очевидной, он принял единственно правильное решение. Он дал полный газ левым винтом. Тем самым он уменьшил разворачивающий момент, он доразвернул корабль и приложил его бортом. Скользяще. Только краску поцарапал. И продолжил парад.

Все было против него. Отсутствие навыков речного судоходства, плохая курсовая устойчивость судна, скорость хода, встречное течение с попутным волнением. Но - справился.

Я не знаю, как он ругался, история этого до нас не донесет уже, хотя казалось бы, но представить могу, тем более - никто не запрещает фантазировать. А вы можете, почитав этот пост, примерно представить себе, чем отличается речное судовождение от морского, какие иногда фортеля выделывает мелкая вода, и еще - как много можно вытащить из небольшого ролика. Если читать хорошие книги и знать физику в объеме хотя бы общего ознакомления...

Если б вы знали, как быстро киляется 470, если при уваливании с галфвинда до бакштага не успеть расстопорить стаксель...



:)

Tags: Се ля ви...
Subscribe

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…