Тема навеяна вот этим постом.
Чтобы постичь, так сказать, суть (не, шо в песок, то понятно), нужно сделать маленькое вступление. И начнем мы с алкоголя.
В отличие от табакокурения, алкоголь - древнейший из спутников человека. До изобретения хлорирования воды алкогольсодержащие напитки были единственным способом обеззараживания воды. Ну потому что если выбор между диареей, а то и холерой, или легким оптимистическим мировосприятием - очевидно, что люди выберут мировосприятие. Ну логично же. И так как на протяжении столетий добавление в воду алкоголя было спутником каждого европейца, потребление алкоголя вошло в культуру Европы.
Некоторые особенно продвинутые дебилы любят указывать, что спиртное следует разводить. Дескать, вот древние греки - они пили правильно, сухое вино разбавляли водой. На что мы ответим, что говно это полное, и абсолютное.
Во-первых, сухое вино - оно не потому у древних греков в чести было, что они типа эстеты, а по совсем другой причине. Содержание алкоголя в браге определяется содержанием сахаров. А из сахаросодержащих культур в античности, кроме фруктов-яблочек, да винограда со всякими персиками, ничего и не было. Нельзя из натуральных продуктов, не добавив сахара, получить брагу с хоть сколько нибудь приличным градусом. В принципе нельзя. А сахара в античности взять было негде...
Была бы у древних греков водка - фигачили бы все водку, как миленькие...
Во-вторых, добавление древними греками вина в воду - это не от хорошей жизни. Это обеззараживание воды, а вовсе не употребление вина с особой культурностью. С особой культурностью греки употребляли вино в честь Диониса - бога виноделия. И вот что-то там, в этих культурных обрядах, водой вино никто не разбавлял. Древнегреческие пифии, обретавшиеся в окрестностях храма Аполлона - те вообще на наркоте сидели. Непрерывно. Опять же - Вакх. Упоротая публика в состоянии алкогольного или наркотического опьянения была каждодневным элементом древнегреческой повседневности, а вот особые какие-то моральные нормы в качестве общепринятого социального консенсуса - не были, так как пили все и всё.
Ребята, миленькие, уж нажраться-то греки были великие мастера. Вот средств у них для этого, возможностей технических, было недостаточно, да... Потому что сухарем пока догонишься - от изжоги помереть можно, такие дела...
Теперь про табакокурение. Это не европейская традиция. Воскуривание трав являлось элементом сакральных действий во всех культурах. Травки-муравки всякие курили все кому не лень. Профессионально - шаманы всякие, колдуны да знахари. Китайские ароматические смеси, ладан в церкви - все оттуда пошло. Короче - упороться дымом наши предки тоже были отнюдь не дураки, а большие мастера и любители. Традиция сжигания жертвенных подношений - будь то травки или животные (а то и люди) - это из языческих еще времен. Эти смешные мелкие людишки бога накуривали, представляете?
Теперь именно за табак.
Табак не был изначально европейским растением. И потому, в отличие от всяких травок, иногда не совсем безобидных, он не являлся предметом культа, не входил в культурный контекст европейского человека. Петру приходилось заставлять своих дворян курить табак, "как в Европе". Они не хотели, они сопротивлялись, но вы же понимаете... Употребление табака в отличие от употребления других курительных смесей, не являлось в той Европе и в той России консенсуальным.
Я слышал, что где-то в Средней Азии курят кизяки. Такой культурный элемент. Ну если учесть, что при приготовлении табачного листа он ферментируется, а кизяк - это ферментированная желудочными соками жвачных животных травянистая масса - в общем, получаем эквивалент. Так вот, с точки зрения европейцев, когда Колумб привез ЭТО, это - то есть табак - был чем-то навроде кизяка. Для просвещенных европейцев.
И вот теперь мы приходим к важному, к пониманию отличия табака от других курительных составов. В отличие от старинных курительных смесей, интегрированных в культуру, и обладавших совершенно определенным культурным значением, табак был абсолютно светским, понимаете? За табаком в Европе никогда не стояло ничего, кроме желания, моды и демонстрации социального статуса. То есть, если какой-нибудь травный состав можно и уместно было курить определенным образом, и это регламентировалось, например воскурение ладана в доме было возможно только в лампадке перед иконой, то табак можно было как угодно и где угодно... Между прочим, именно светскость табака послужила причиной того, что он стал считаться признаком прогресса, продвинутости, передовых взглядов - а частности, в России в петровские времена. На определенном этапе истории. Настолько, что курительные комнаты стали неотъемлемой частью любой дворянской усадьбы и любого светского салона.
Еще раз. Табак - штука светская. И потому его употребление не является регламентированным культурными традициями. Все, что свзано с табаком - десакрализовано в европейской культуре, является предметом моды, личного желания и так далее. Стереотипы касательно табакокурения, внедряемые в массовое сознание - это конструкт. И в значительной части этот конструкт создается табачными компаниями, между прочим, которые на маргинализации табакокурения зарабатывают больше, чем могли бы иным образом.
Понимаете, ребята, запретный плод сладок. Хочется попробовать, а попробовав, хочется продолжать. Кампания по борьбе с курением, систематически проводимая в прессе, превращает табачные изделия в запретный плод, а их употребление - в некое сакрализованное действо. Включается вот это вот "моя прелесть", понимаете? Если человек может курить свободно и открыто, и ему никто не мешает - у него нет психологической привязки. Ему можно сделать замечание о неуместности курения здесь и сейчас - и он потушит сигарету. Человек рационален, а курение десакрализовано. А вот если, чтобы выкурить сигарету, человек вынужден нарушать социальные табу - вот тогда уже простым замечанием не отделаешься, человек уже пошел на маргинальное действие, и его уже не остановить...
Чтобы бороться с табакокурением, достаточно продавать табачные изделия по справке от пульманолога. Дешево продавать, за копейки - но после флюорографии, спирометрии и беговой дорожки с обязательной проверкой на туберкулез. Прошел все анализы - можешь курить, потому как обследовался и предупрежден о последствиях, не побывал в поликлинике - извини, запрещено, справку давай...
Вот это, я думаю, будет гораздо эффективнее снижать продажи табачных кампаний. А надпись "курение-яд" на кадой пачке - она имеет притягательный эффект на самом деле. Она работает как реклама. Чем страшнее надпись вы на пачку прилепите - тем лучше будет продаваться именно эта пачка.
И еще. Здоровье курильщика - его личное глубоко персональное дело. Только при таком подходе не будет включаться масса психологических штучек, сакрализующих, пусть и неосознанно, процесс курения для конкретного человека.
Теперь за "борьбу за здоровый образ жизни" в "толерантном" обществе. Бля. Такой неврастении, как вызывает борьба с курением, по моему, не вызывает даже уличная преступность...
Ребята, именно борьба с курением позволила табачным компаниям поднять цены на табачные изделия, и тем самым - при сохранении объемов производства - увеличить прибыли. Вводится высокий акциз - табачные компании увеличивают стоимость изделий, причем от процентного увеличения стоимости их выручка растет, а не снижается - без необходимости дополнительно инвестировать в расширение производства или необходимости нанимать новых раотников. Это же праздник. а не бизнес! Более того, непрерывное упоминание курения в социальной рекламе его сакрализирует и маргинализирует, что превращает курильщика-индивидуала, одиночку, в представителя социальной референтной группы, превращая рутинную вещь в общественную активность, в общественную позицию, в кредо и принцип. А ведь согласитесь - существует разница между общественной позицией и желанием покурить сигаретку вот сейчас, потому что с кофе это приятно делать...
Давайте посмотрим на самые лучшие общественные курилки - японские:
Вот я, с одной стороны - вижу рекламу. Красивые помещения, понимаете? Так и хочется заглянуть... А с другой стороны - это отделение от социума, определенная изоляция. Хочется человеку на секундочку расслабиться, отвлечься от проблем - вот жеж оно, "борьба с курением", заманивает...
Почему в наших курилках срач и бардак? Извините, не находится фото объекта в процессе эксплуатации - и вы понимаете, почему. Кто не был, тот будет, кто был - не забудет, так сказать... Потому что курение маргинализировано. Асоциально. Объявлено антиобщественным. Потому даже в местах, для этого специально отведенных, курильщик чувствует себя отщепенцем, совершает с психологической точки зрения антиобщественный поступок, и ведет себя соответственно. Подобная ситуация ведет к тому, что у него снижается самооценка, и вследствие этого ему уже сложнее бросить курить.
Опять же - курилка как вид социальной сегрегации является примером самого настоящего насилия. Какая разница между "только для белых - только для черных" и "для курящих - для некурящих"? Нет никакой, и даже при приеме на работу порой это сильно роляет.
С точки зрения оздоровления общественного отношения, а также сбережения нервов курильщиков и окружающих, необходимо демаргинализировать курение с одной стороны, и создать условия, в которых курильщики будут доставлять меньше неудобств окружающим.
Бороться не с курильщиками, а с неприятными сторонами курения, понимаете?
Предлагаемая идея как раз и направлена на снижение неприятных аспектов курения без неприятных последствий для курильщиков.
(Извините, навеяло персонажем "Курильщик" из Секретных материалов, а потом Остапа понесло).
Вы заходили в закрытые курилки? На производстве, например? Да, там есть вытяжка. Но это же газовая камера, товарищи! Почему? Потому что бычки (бычки, а не сигареты) выделяют в воздух особое амбре, совершенно уникального свойства. Данное амбре поступает в воздух в объеме всей курилки. Вот есть у нас 16 метров кубических курилки - и везде это амбре. И человек приходит переключиться, расслабиться на минутку - а там такое... Курильщик на улице прекрасно расслабляется, курильщик в курилке - не расслабляется, и ему хочется курить еще.
Уменьшить перекуры можно, создав для курильщиков более комфортные условия!
Как это сделать?
Смотрите. Наивысшая концентрация канцерогенов - она в дыму сигаретном и возле пепельныцы. А в общем объеме курилки она усредняется. Потому мы делаем вот что.
1. Мы делаем локальные вытяжки. Если курилка стоячая - на уровне лица, если сидячая - на столиках. Курильщик, выдыхая дым, выпускает его в направлении вытяжки, и вытяжка его всасывает. В концентрированном виде, не дожидаясь распространения по всему объему помещения.
2. Пепельницы мы располагаем непосредственно возле вытяжки. Амбре от бычков не уходит в общий объем курилки, а сразу попадает в вытяжную вентиляцию.
Воздух в курилке становится чище, и люди полноценно курят, улучшая свое самочувствие, а не подвергаясь пыткам табакорасистов...
Для кафе и ресторанов я представляю это так. Сооружение в форме гриба по центру стола. В ножке воздуховод, магистраль под полом, все дела. "Шляпка" гриба - общая вытяжка, она же может быть оформлена источниками света, короче - шарман-интим. На столешнице вокруг ножки гриба установлено еще одно приемное отверстие вытяжки. Выпуская дым, можно подуть его прямо в вытяжку. Под этим отверстием место для пепельницы. Неприятные запахи уходят. При таком варианте в одном зале может быть оборудовано много мест для курящих, и при этом некурящие будут испытывать минимум неудобств.
Суть заключается в том, что помимо общей вытяжки мы делаем еще и локальные, куда можно будет отправить "выхлоп", и которые будут отбирать запах от окурков. Тем самым мы повышаем ( с минимумом затрат) комфорт для курильщиков, для окружающих, обеспечиваем лучший психологический климат, и самое главное - мы десакрализируем табакокурение. Оно из асоциального действа, наполненного комплексом интенсивных эмоциональных переживаний, превращается в утилитарную операцию, сопряженную с некоторым дискомфортом. И потому, при возможности, ее нужно избегать, так сказать...
Это тот случай, когда мягкость и вежливость в отношении курильщика оборачивается гораздо большим комфортом для окружающих, формируя дружелюбную обстановку.
Вот так...
Journal information