bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

"Чужая Земля" - что хорошо и что плохо



Эх, писать рецензии на книги - дело не благодарное... На фильмы рецензии писать проще. Сценарист пишет сценарий, вызывая острую идиосинкразию у автора книги. Потом режиссер снимает-снимает, сценарист нихрена не понимает, только подозревает что-то стремное, и лишь после того, как закончен монтаж, и можно лицезреть результат - хренеет с увиденного и пьет горькую. Режиссер гордо - "я так вижу!". Фильм выходит, моментально пиратится, я его качаю, смотрю (хорошо, если без перемоток), и изредка рецензирую. И тут уже настает время хренеть режиссера, сценарист при этом мстительно скалится, но не сильно - вдруг еще что экранизировать придется. И я так тоже гордо - "а я так вижу то, что ты так видишь!".

Туше.

С книгами сложнее. Текст первичен, автор ревнив - можно и огрести ненароком. То ли дело критиковать вторую производную, возможно, испорченную экранкой - тут ответственность размазывается на всех, и в конечном счете, учитывая гонорары и обилие "прямо смотрящей", а то и никак не смотрящей, а просто аплодирующей и примазывающейся публики - можно и увернуться от гнева создателя шедевра.

С книгами, повторяем, так не получается.

Но попробуем. Начнем с предупреждения. Дальше будут спойлеры, причем спойлеры смысловые, потому чтение книги и формирование собственного мнения о ней обязательно! Книгу можно приобрести тут (я тут купил), она недорогая и вполне и полностью читабельная в качестве развлечения, как минимум (это я уже спойлерю сам себя).

Предупреждаю - мой взгляд на вещи часто ломает кайф и отвращает, и к тому же я не претендую на абсолютную истину - ребята, не поленитесь, купите и прочитайте ДО - я от вас никуда не убегу.



Допустим, вы прочитали, получили свое впечатление и хотите ознакомиться с моим. И начнем мы с мнения одного из моих читателей - "тупое книшко про превозмогание и пафос автор финальным "героизмом" всю книгу обосрал" и далее по тексту...

Позвольте не согласиться, милейший.

Начнем с качества текста. Язык простой, плавный. С минимальным содержанием специфической (фантастической) терминологии. Оно конечно, фанталогизмы как бы добавляют антуража, но - делают текст менее читаемым. Кроме того, фанталогизмы ориентируют читателя на антураж, в то время как простой язык, современный - он ориентирует читателя на человека, героя. То есть, уже исходя из языка книги, книга эта - о людях и отношениях. Более того, простота языка даже навела меня на идею, что мы имеем книгу для подростков, то есть - фантастику для детей и юношества. Данный жанр, к сожалению, в наше время в загоне - и с какой ностельгией мы вспоминаем сейчас Кира Булычева! Я даже порадовался было, но...

Дело в том, что в тексте есть рассуждения о вождях, о героизме, об империи, причем трактовка героизма и вождизма - она, как бы, сильно отличается от общепринятой в нашем обществе. Не совпадает со стереотипами СССР, или - современного западного мира. Вообще. Ни в каком месте. Книги для детей и юношества, обязанные иметь мораль в той или иной форме, не могут иметь такой морали. Не наша это мораль. Не человеческая.

Потому нужно сразу понять - несмотря на простоту и легкость языка, это книга не детская.

По жанру книга является фантастическим произведением. А отличие фантастики от обычной литературы, даже когда фантастика о людях, и язык прост и понятен, заключается в том, что мир, в котором происходит действие - он не наш. Он может быть неуловимо, практически неотличимо похож - но он уже не наш. В этом мире есть нечто, чего у нас нет, и нечто это - заключается в фантастической гипотезе. И именно в контексте фантастической гипотезы, а вовсе не в наших с вами обычных категориях, должно оцениваться все то, что написано в тексте. Голливудщина, в которой какую неведомую хрень не введи, все равно все останется таким, как мы привыкли - не проканает. Не фантастика это потому что. Если в выдуманном мире выдуманная херня не влияет на отношения - значит, этот мир плохо выдуман, понимаете?

Фантастический мир. ООН, государства, наш обычный в настоящем бедлам, то есть борьба демократии с Мордором. Космос осваивается индивидуально каждой страной. Звездолеты и прочая требуха. Космический спецназ. БТРы по-прежнему производятся в Кургане, автоматы и пистолеты в наличии. Разведки и контрразведки. В общем, все то же самое, но на следующем уровне. И тут мы находим цивилизацию, находящуюся на уровне развития примерно бронзового века по технологиям, при этом имеющую родоплеменную организацию с элементами государственности. Не надо далеко ходить - Древний Египет полностью укладывается в данную модель. На ранних стадиях своего существования. Достоверно.

Фантастическая гипотеза - ллюди имеют родовую (возможно, генетическую) память. То есть - знания накапливаются из поколение в поколение в рамках семейной линии. Как мутации. Только мутации индивидуальны, а знания - они общие. Естественно, происходит ветвление памяти, но при этом - в связи с общим контекстом общения - это самое ветвление синхронизируется. Ну, если вы вдвоем будете варить суп - у вас же будут пересекающиеся воспоминания, верно? Да, не совпадающие - но об одном и том же. Это - фантастическая гипотеза произведения.

Давайте посмотрим, как автор ее обыграл.

Первое. Письменность. Письменность есть, но она не получила широкого распространения. Это естественно. Если ты получаешь память предков, то тебе уже не нужно тратить годы на учебу в школе. Вопрос, как твоя психика справится с этой памятью, но если эволюция тебя к этому приспособила - ты будешь использовать некоторые вещи бессознательно и спонтанно, а некоторые будут всплывать у тебя в голове вполне обыденным для тебя образом. То есть - письменность как инструмент накопления и передачи знаний как бы и не нужна уже, либо - ее влияние на культуру общества значительно меньше. Основное образование человек получает, вспоминая. В книге данный аспект фигурирует.

Второе. Контакт, его формы и задачи. Люди присылают дипмиссию, с охраной, связью, учеными и прочим. Вождь присылает своих детей. Не старейшин, не шаманов, не мудрецов, не воинов - детей. Читатели, знакомые с описаниями контактов в фантастике, сразу же видят чудовищное несоответствие. Контакт - это ответственная процедура, какие тут нахрен дети???

Это если мы читаем эту книгу, как любую другую фантастику.

Однако давайте рассмотрим контакт с династией Ун с точки зрения фантастической гипотезы. С точки зрения наличия родовой памяти. Ребят, детишки детишками, но за вот этими вот маленькими аборигенами - память, возможно, тысячелетий. Ну столетий так точно... Непосредственность, живость, цельность восприятия, чудовищная психическая активность, характерная для детского возраста - это с точки зрения контакта невероятно эффективный механизм для сбора информации. Ты один раз ткнул фак - и вот уже все аборигены бегают и пальцы друг другу показывают... И вот все вот это - оно соединяется с памятью веков, с жизненным опытом, который, может и не персональный - но на оценку происходящего влияет. Более того. Дети - они еще и не вызывают опасений. При детях нормальные люди раскрываются, ведь разве может ребенок быть квалифицированным шпионом? Ребята, эти дети - могут, потому что они такие, и в тексте у коллеги главного героя крыша едет именно на этой почве. То есть именно дети династии Ун, со своей родовой памятью, являются лучшими контактерами, которые, как лакмус, и проявят пришельцев, и максимально полно их прочувствуют, поймут, оценят, и при этом подвергнутся минимальной опасности, с одной стороны - и сформируют максимально позитивное отношение к себе, с другой.

Ребята, Олег Игоревич Дивов не просто сделал фантастическую гипотезу. Он еще, в процедуре контакта, извлек для нас крайне нетривиальный, но абсолютно верно следующий из фантастической гипотезы вывод, и тщательно его описал, в деталях, подробно. И то, что в тексте фигурируют детишки, и что книга при этом выглядит детской, и по языку простая - уже сейчас, когда мы рассмотрели этот момент, кажется обманкой, фатаморганой, за которой скрывается совершенно иное содержание, описание абсолютно иного мира, с другими структурами отношений и восприятия, иными ценностями и логикой.

Олег Игоревич Дивов двумя штрихами, точнее двумя героями, Унгелен и Унгали, совершил невозможное - он нам показал действительно нечеловеческий мир, понимаете?



А подавляющее число читателей так нихрена и не поняло...

Вот потому он пишет книги, а мы их читаем - в меру своих возможностей.

Следующий момент - матримониальный. Пререкрестные браки и полигамия. Невиданная распущенность нравов, с нашей точки зрения. Давайте оценим с точки зрения фантастической гипотезы. Ребята, родовая память испытывает ветвления, понимаете? Потому перекрестные браки - это способ объединения родовой памяти, сохранения ее целостности. И в тексте есть подсказка - вождь (Тунгус) непрерывно говорит - "забыли". Повторяет это рефреном. Породнение - это способ ВСПОМНИТЬ в грядущих поколениях, понимаете? Это культурный элемент, имеющий функциональную нагрузку. Это обусловлено фантастической гипотезой, это неслучайно.

Чудовищная обучаемость. Все, кто контактировал с землянами, с чудовищной скоростью впитывают знания. И вот уже Тунгус смакует слово "им-пе-ри-я". Почему? Здесь я сделаю закладку на будущее - мы поговорим об имперстве в другой раз - и продолжу о Тунгусе. Ребята, родоплеменное общество в человеческой истории переходит в царства, царства переходят в империи. Так было у нас. То есть - с точки зрения формирования общественных отношений это естественный путь, в общем понятный аборигенам. С другой стороны, родоплеменные общества, царства и империи объединены одним общим качеством - наследованием властных полномочий. Если мы посмотрим на фантастическую гипотезу, на родовую память, то поймем - родовая преемственность есть накопление управленческих навыков.

С точки зрения Тунгуса именно империя является оптимальной структурой, потому что именно в ней наблюдается наилучшая реализация родовой памяти в интересах общества.

Демократия, выборность и прочее, что предлагали аборигенам "ушлые европейцы", аборигенам не могла помочь уже потому, что не соблюдалось накопление знаний. Демократия - это способ забыть в рамках общества, с точки зрения аборигенов, понимаете? Вот есть две формы управленческих структур. Одна позволяет накапливать и улучшать, другая - приводит к потере квалификации, отчего общество страдает и деградирует. Предложенная контактерами из ООН система интеграции в человечества убийствена для аборигенов, имперская же модель - благотворна и ложится на местную специфику, как родная.

Это не Дивов певец имперства - это следует из фантастической гипотезы, понимаете?

Я вспоминаю Булгакова, "Мастер и Маргарита". Когда Воланд встречается с Маргаритой. Помните, про кровь? "Как причудливо тасуется колода! Кровь!". Для нас с вами это просто оборот речи, для аборигенов - реальность повседневности. И это автор подметил.

Ай да Дивов, ай да сукин сын!

Именно сюда же относится и концепция, что "вождем нужно родиться", "героем надо родиться". Это не вопрос сословного снобизма - это вопрос квалификации, понимаете? Для аборигенов это - вопрос квалификации, социального навыка, эффективности общественной деятельности. Это функционально. Мораль про вождей и героев - это не авторские заморочки, это нечеловеческая (в нашем с вами понимании) суть совершенно чуждого, по большому счету, нам мира.

Суть, которая прячется за невероятно обаятельными и дружелюбными лицами аборигенов...

Язык жестов (сцена с Унгали и отставленной ногой), статусные заморочки - все отсюда. Отсутствие преступности - тоже. Если вашего предка когда-то наказали за преступление, и у вас генетическая память - это все равно что вы сами отсидели, понимаете? Миролюбие, честность и стремление к справедливости - тоже происходит отсюда. Каждое поколение вбирает в себя лучшее, стараясь минимизировать худшее - это грандиозная фабрика селекции характеров, ценностей, идей, принципов...

Планы Тунгуса по интеграции в РФ. С этой точки зрения - эти планы захватнические, как нам может представиться. Однако здесь нужно сказать то, что это не захват в истинном значении слова. Это слияние. Это объединение. Это ВСПОМИНАНИЕ. И крайне показательно, что именно русские, которые в раздробленном виде не смогли создать себе полноценную демократию даже в этом мире, которые все так же, спустя столетия, "не пришей к одному месту один предмет туалета" человеческой цивилизации - у них есть шанс ВСПОМНИТЬ. Тунгус не собирается себе все присвоить. Он меняется. Он меняет историю РФ на уникальный механизм оптимизации и развития общественных процессов, управленческих, социальных. Когда-то колонисты выменивали у индейцев золото на бисер. Тунгус не покупает бисера. Он даже не меняет ничего.

Он предлагает объединить золото и золото. И шагать вместе между звезд до самого края Вселенной...

И да - в книге русские этого еще не поняли, не оценили, а оценили - охренели бы, наверное. Но тот факт что Запад со своим индивидуализмом и демократией, не смог бы впитать это и переварить, а наоборот, деградировал бы народ Ун - точно. Ох уж эти русские - всегда они куда-то влезут, и везде они все делают через не пойми какое место - и везде, даже в космосе, они на хорошем счету. Иногда - на лучшем.

Рассматривая книгу "Чужая Земля" с точки зрения фантастической гипотезы, мы видим за внешне обманчивой оболочкой простого текста весьма сложную и нетривиальную разработку фантастической гипотезы. Качественную. Цельную. Многофакторную. С обилием указаний и подсказок. Внутренне цельную и обусловленную. И тем более нетривиальную, что автор не про "любовь-морковь" пишет, а про совершенно чуждую современному человеку структуру - от биологического уровня и до понятийного включительно.

И ему удается сделать все качественно, не соврав ни единой буквой.

Ребята, пристрелите меня, но это - работа Мастера. Вот здесь вот я (три главы аж на тот момент прочитал) написал про плотность текста. Теперь, когда я вам показал то, что увидел, вы, наверное, согласитесь со мной - плотность текста чудовищная.

И да.

Есть ли у книги мораль?

Мораль у книги есть.

Мораль книги в том, что вы можете не обладать генетической памятью, нести в себе мудрость столетий, вы можете находиться в весьма сложных и неоднозначных отношениях с окружающими. НО. Стремление к правде и справедливости, дружелюбие и желание понимания, бескорыстие и самопожертвование - они универсальны. Даже при встрече с династией Ун, такой человеческой с первого взгляда, и такой нечеловеческой (в нашем нынешнем понимании) при детальном рассмотрении.

Это универсальные критерии.

Везде.

Всегда.

Спасибо автору, что написал об этом сложную, интересную для осмысления и такую простую для чтения книгу!

ЗЫ. И да, ответ на вопрос "что плохо". Не все способны прочитать, но это уже - не вина автора...
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят
Subscribe

  • Просьба

    Напомните мне, пожалуйста, откомментировать вот этот тред. Через несколько дней. Хорошо? Будем учить уму-разуму. :)

  • Синемафилическое

    Посмотрел я это чудо. Естественно - пиратка, но качество ничего... Качеств о в смысле картинки и звука. И шо я вам хочу сказать? ASULUM. Чистой…

  • Синемафилическое

    Собственно говоря, это трейлер. Того, что я только что посмотрел. Что могу сказать по поводу того, что я только что посмотрел? В трейлер вошли…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments