bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

О патрициях и галлюцинациях 2

Часть 2. О корнях европейской цивилизации.



Если хоть немного интересоваться культурой Европы в части ее истоков, то появляется только одно слово - греки. Зато его появляется сразу и много. Эпоха Возрождения, которую принято считать эрой освобождения европейской цивилизации от оков средневековья, эпохой взлета и великих свершений, связана прежде всего с возвратом к эллинским корням, тут и анатомизм в живописи и скульптуре, и облегченный (ионический) стиль в архитектуре, послуживший базой для барокко, и возвращение таких культурных элементов, как театр с обязательными классическими сюжетами. Кстати по поводу театра - практически все сюжеты, если откинуть временную и культурную специфику - чуть ли не прямые заимствования у Эсхилла :)

Да, так вот. Что за страна была такая - Греция, что за кусок земли такой, что из него выросли авианосцы, ядерные боеголовки и Интернет? Если задуматься об этом, и немножко покопаться в воспоминаниях из школьной программы, а также в разных умных книжках, то постепенно возникает любопытный вывод - Греция тут лишь повод, Греция просто оказалась в нужное время в нужном месте. И только.

Начнем с градостроительства. Город (урбан) не есть чисто греческий элемент культуры. Города были в Вавилоне, в Китае, в Центральной Америке - то есть повсюду в мире, причем без указаний на заимствование самой концепции города друг у друга. Были города больше и красивее Афин. Были города величественнее. Город сам по себе - как концентрат мощи государства, торговли и ремесел - вполне естественный логический шаг развития форм человеческих поселений. Представим себя удельным князем, главой племени (племенного союза) или лэндлордом. Как только товаропоток через нашу территорию достигает определенной величины, выражающейся в количестве "подорожных" прибылей - мы тут же начнем строить дороги, рынки, гостиницы, все это нужно будет охранять - значит будут строиться казармы, стены и так далее... Некоторые государства - например, Киевская Русь - существовали практически полностью за счет подорожных. Как только путь "из варяг в греки" потерял свое значение - так сразу Киевская Русь и пришла в упадок.

Отличие греческих городов от прочих заключается в нескольких ключевых позициях. Первое - единство стиля, хоть Афин, хоть Сиракуз, хоть Херсонеса. О чем это говорит? Это говорит о том, что строили их люди по одному образцу, из одного источника. И если в части Афин мы еще можем считать, что строили их местные - то Херсонес уже строили пришлые. Традиционно считается, и мы, в общем, с этим не спорим, что ничего удивительного тут нет. Как возник архитектурный стиль в Греции - так он и распространялся вместе с греческим влиянием на подконтрольные территории. Но мы позволим себе маленькую, конспирологическую почти, ремарку - а что, если и сами греки заимствовали этот стиль? Поясню, откуда появилась эта идея. Ранние греческие храмы и поздние греческие храмы очень, очень, очень похожи друг на друга. Гораздо больше, чем ранние христианские - на поздние христианские. Гораздо больше, чем католические - на православные. Современный католический собор отличается от Нотр-дам де Пари так же сильно, как Нотр-дам от собора Святого Петра. Да, архитектурные элементы похожи. Однако используемые технологические решения, материалы (в известной степени), способы постройки - все же разные. Так, как будто каждый строил по-своему (как оно, в сущности, и было). Но если мы посмотрим на известный храм в Афинах и известные развалины Херсонеса, то увидим, что и технология постройки, и материалы, и художественные элементы, и архитектура - одна и та же. Как будто греки повторяли одно и то же... И еще один интересный вопрос. Греки имели латеральную стратегию. Все их города вне собственно Греции - на побережье. Что им мешало двигаться вглубь территорий? В архитектуре греческих городов, в методах градостроительства отсутствует развитие. Отсутствует дискурс. Как будто не они - держатели этой франшизы...

Второе отличие греческих городов от других - каменная архитектура. Римляне в провинциях не гнушались домами из самана, кирпича, из бревен, греки строили из камня. И только когда можно было привезти / добыть на месте камень или кирпич - римляне строили из камня и кирпича. Общеизвестный пример строительства римлян - переправа через Рейн - крупнейший в древности мост, построенный исключительно из дерева, да еще и легионерами, то есть - военными, а не строителями. Те же римские дороги на территории Европы часто выполнялись настиланием бревен (как и в России полутысячей лет позже). Видно, что римляне (по крайней мере легионеры) приспосабливались в какой-то степени к окружающей обстановке - греки нет.

Третье отличие греческих строений - это их компактность. Если сравнить греческий город с римским, греческий дом с римским - видно, что даже там, где земли много, греки все равно продолжали строить компактно.

Давайте попробуем сопоставить эти характеристики и представим себе некий виртуальный прообраз, некий архетип греческого города, а также условия, в которых он мог возникнуть. Первое - острый дефицит земли. Остров. Второе - недостаток дерева и глины, зато огромное количество камня. Вулканический остров. Третье - высокий уровень культуры, ремесел и воинского искусства при в общем незначительном развитии земледелия (что впрочем и понятно) - те же мотыги, которым тыщи лет, отсутствие крупных сельских хозяйств. Колоссальные успехи в торговле и мореплавании при в общем, незначительных (хотя Александр в Индию и ходил, но вернулся-то ни с чем) на суше.

Сразу же, моментально, мы вспоминаем легенду об Атлантиде, а еще точнее - о Минойской культуре. И вот тут Остапа понесло в голове у нас происходит вспышка, и включается соображалка.

Средиземноморье, с его щедрым и мягким субтропическим климатом, не могло не привлечь к себе людей еще тогда, когда шкура заменяла дипломатический дресс-код, а дубина была оружием массового поражения. Практически все крупные поселения людей в этой части суши были расположены по берегам моря. Финикия, Фракия, Египет, Карфаген, Греция, шмеция и так далее - все они были расположены латерально. Стоимость строительства лодки для прибрежной торговли и стоимость строительства дороги - несопоставимы. Практически весь товарообмен идет по воде. И тут начинает играть роль фактор времени. Что лучше - плыть вдоль берега вокруг или плыть сразу через море? Конечно, лучше плыть напрямик. А напрямик у нас - вы уже догадались что...

Так или иначе, но острова центрального Средиземноморья не могли не стать естественными точками концентрации торгового трафика. А мы уже знаем - где торговля, там - город. Там ремесла и война. И даже сельское хозяйство уже не так важно - все что надо, можно купить у проезжих на собираемые с них же налоги...

Абсолютно естественно то, что такое образование на перекрестке всех дорог (вспоминается сразу фраза "все дороги ведут в Рим", и не случайно - мы это увидим со временем) не может не испытывать культурного влияния извне, более того - такое образование будет аккумулировать в себе все самое лучшее, все самое современное. Цитата:

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Самое интересное вот в чем. Еще в детстве была читана-перечитана книжка "Мифы и легенды Древней Греции", и помимо собственно мифов, там были и изображения - с сосудов, со стен строений и т.д. И вот эти вот фигурки - с поднятыми вверх руками - очень хорошо запомнились. При том, что относились они к подвигам Геракла...

Что у нас получается? А получается у нас то, что не только Греческая, но и Минойская культуры не были франшизами. Они выступали в качестве аккумулятора всего мирового тезауруса культуры, технологии, науки. Пока был жив Вавилон, пока был жив Карфаген, Фракия, Египет - все они со своими караванами приносили новое, современное. Небывалый взлет Древней Греции, до сих пор влияющий на современную цивилизацию, на самом деле был взлетом всего человечества, собранным в одном месте. То есть - нет в земле греческой ничего кроме того, что было привнесен туда купцами разными. Фраза "в Греции все есть" - это анекдот, каковой по неразумению считается истиной. Греки, с их Софоклом, Эврипидом, Платоном и Сократом - обычные люди, просто в силу определенных обстоятельств они питались сливками, в то время, пока остальные чернушку точили...

Что же произошло дальше? А дальше произошло извержение Санторина, цунами, погубившее прибрежные (портовые) города, и разъединившее культуры античности. Потому что строившаяся веками торговая инфраструктура погибла, и торговля пришла в упадок. А в состоянии упадка возрождать торговлю лучше по-старому - вдоль берега, от бухты к бухте, тем более, что уютной гавани посередине пути нет уже, а есть одни развалины...

Культурный обмен прекратился. Дальше Греция осталась сама по себе (по сравнению с тем, какой она была в эпоху Минойской цивилизации). И за неимением лучшего, принялась воспроизводить и "дотачивать" то, что было раньше, что осталось на столе от великолепия бывшего когда-то пира. Но если территориально, культурно и во всех остальных отношениях близкая к Миною Греция успела "нахватать в салфетку", то более далеким повезло меньше.

Теперь вы понимаете, почему когда-то великие греки на сегодняшний день выглядят всего лишь "европейскими детьми", милым, но недалеким народом? Потому что они всегда такие были, им просто с салфеткой повезло...

Дальнейшее развитие Греции связано с тем, что они стали воспроизводить Минойскую культуру как свою собственную. Хотя, учитывая близость Греции и Крита - неизвестно, где заканчивалась в то время одна, и начиналась другая. Существовало только одно фундаментальное отличие между Грецией и Критом - Крит был островом, а Греция - материковой державой, и это не могло не сказаться. В отличие от минойцев, греки не обладали монополией на мобильность, но действовали как минойцы, то есть в предположении, что они таковой монополией обладают. Это их и погубило в конце концов...

Культура, политика и ремесла необходимы для торговца, и только для торговца. Потому, что ему нужно разбираться в товаре, ему нужно иметь лучший товар за лучшую цену, ему нужно договариваться... Попытка строить торговую цивилизацию на континенте не могла не привести к появлению автономных образований - городов-государств, не могла не привести к демократии как к форме правления. На более поздних этапах греческой истории, когда (в силу реальностей континентального существования) в Греции произошла централизация правления с неминуемым отпадом периферии (тех же Сиракуз) и т.д. - греки пытались построить что-то более адекватное, но уже не успели. Поздно боржом пить, когда почки сели...

Исходная отправная точка греческой цивилизации - торговля, главная цель - контроль над коммуникациями. Любыми средствами. Нам остается вспомнить "правь, Британия, морями" - чтобы уже увидеть (в первом приближении, конечно), как строится современная европейская идентичность...

Вещь, которую не понимаем мы, потому что мы все же не законченные европейцы, и которую не понимают европейцы (которые законченные) в силу "в своем глазу бревна" - это то, что европейская цивилизация не есть единственная или лучшая. В исходной, правильной, естественной своей форме европейская цивилизация есть мост между другими. Тот факт, что сейчас все сильно по-другому, говорит о патологии. В принципе, уже сказанного достаточно, чтобы считать тему закрытой. Но мы продолжим. Мы ведь хотим получить удовольствие от плюшек, верно?

Тут важно понять одну очень тонкую, очень любопытную и очень важную вещь. Человек - существо социальное, и даже в ином окружении он пытается воспроизводить присущие ему культурные стереотипы. Вспомните Робинзона. Человек построил на острове маленькую Британию. Из того, что было. Да, Кент у него не получился, но все же - если бы их выжило десять, они бы и церковь построили, и тюрьму на том острове. Потому что человек так устроен... После гибели Минойской цивилизации Греция оказалась в роли вот такого вот Робинзона. Она начала воспроизводить культурную среду. Однако условия были другими. Греки - первые из европейцев, которые начали играть в цивилизацию.

Я вам настоятельнейшим образом рекомендую книгу Йохана Хейзинги "Хомо люденс". Это - книга об игре в культуре и об игре в культуру. Там есть весьма веселые (особенно в наших тутошних условиях) вещи об игровом характере юриспруденции (вижу вашу улыбку), об агоне как форме игры, и о божественном серьезе игры. Если говорить в терминологии Хейзинги, то существование государства, существование цивилизации есть агон, то есть состязание, обладающее абсолютной цененостью. Для греков воспроизводство знакомой им культуры в новых условиях стало агоном, и как агон только и может быть рассмотрено. Агон есть трансценденция. Вот человека уже и режут, и скоро уже совсем зарежут - а он все равно твердит "и все-таки земля вертится". Это - агон. Слово "агон" само по себе порождает термин "агония", то есть течение агона, его развитие. И если рассматривать жизнь человеческую как агон, то не только предсмертных хрип, а и вся она - агония. Как говорила Раневская, "прыжок из пизды в могилу".

Греческая цивилизация считается исключительной по уровню своей культуры, по уровню общественной мысли, по уровню науки и технологии. И это естественно, поскольку, переняв у Минойской цивилизации структуру и систему ценностей торгового островного государства, греки вынуждены были утверждать сверхценность культуры. Пока их соседи тихо резали друг друга, сохраняя адекватность, греки "закусили удила", и в общем, понятно почему. В Минойский период, пока процветала торговля, пока "взрослые дяди" обеспечивали в той или иной степени нормальную обстановку, а производство культурных ценностей было оправдано, ибо был налажен сбыт, заботиться об устранении соседей было излишним и даже вредным. Как минимум потому, что в рамках сложившихся отношений обычно били скопом одного (вспомните "Одиссею"). Но когда система отношений рухнула - культура как товар утратила свое значение в той мере, какое имела раньше. Стали нужны рабы, золото, пища... То, что мы называем Древней Грецией - это агон, агон сверхценности того, что было обесценено Санторином против низменных, но от того не менее реальных ценностей текущего момента. С точки зрения культурной Древняя Греция - это страна-абстракция, борющаяся с реальностью. Постепенно реальность стала побеждать, постепенно начали поить ядом философов, и оказалось, что кроме абстракции (еще и не своей) у Греции ничего нет...

Факт психологического отрыва Греции от реальности можно проследить вот по таким признакам. Первый - уровень развития абстрактного мышления. Филосовия, театр, религия. Каждое из этих действ, если вы почитаете Хейзинги - это божественная игра. Это отрыв от реальности и попытка встать наравне с богом (или богами, если их несколько). Она подчиняется тем же правилам, что и любой агон, и в первую очередь - намерением идти до конца. Логика, как квинтэссенция абстрактного мышления, не знает жалости и компромиссов. Искусство стремится к абсолютному совершенству. Это - греческое того периода. В конце концов, давайте вспомним про Олимпийские Игры. Ну не смешно ли полагать, что на время игр прекращаются войны? Смешно, особенно после 8-8-8. Но ведь это работало какое-то время! Греки - первые маркетологи (в современном понимании) мира. Получив в наследство от минойцев огромный, собранный со всего мира культурный тезаурус, они доступными им методами пытались создать для него рынок сбыта, когда старые рынки рухнули. Первый в истории конкретный рынок для абстракций. Это ли не признак неадекватности (с точки зрения реальности) сейчас и прозорливости (с точки зрения всего хода мировой истории) в перспективе?

Всякий концепт обладает символикой. Вот например, я создаю новую компанию, которая будет делать лучшее в мире фиг-знает-что. Что я придумываю первым делом? Символ. Логотип, слоган. Вот пример из дня сегодняшнего (почти): Проект Windows 3 был поручен менеджеру Рассу Вернеру (Russ Werner) самим Гейтсом. “Сделайте это великим!” “Что может сделать это великим?”, — вопрошал Вернер свою команду. Еще ничего нет, еще нет этого фиг-знает-что, еще нет рынка, на котором это надо продавать - а уже "Сделайте это великим". Это греческая школа. А какой символ был у греческого концепта?

Символ греческого концепта, греческой культуры - это город. Урбан. Стоп! - скажете вы. Мы ведь говорили, что города были и до греков, и греческие - ничего особенного из себя не представляли. И будете правы. Отчасти. Потому, что мы говорили о городах, как формах поселений, а не о символах. Греческий город - он особенный. Он каменный. Он компактный. Он не менялся многие-многие века и одинаковый везде... Греческий город есть символ. Греческий город - символ золотого века Минойской культуры, символ процветания и могущества. Поскольку Минойская цивилизация была торговой, он легкий и воздушный, даже легкомысленный. Он светлый. Он кажется нам нереальным...

Греческие города потому все такие однообразные, что сам город как таковой был для греков тотемом. И в каждом городе - агора, театр, и куча храмов. И процветание.

Без мысли о сакральности античной греческой архитектуры не удается объяснить столь слабого ее развития на протяжении веков. Только сакральное, только символ - может оставаться неизменным. Меняется утилитарное. Строя города, греки расширяли свою цивилизацию, как отражение Минойской. Минойская культура была островной, там были города и порты, но не было дорог - греки селились вдоль берегов. Только и всего.

Глядя на карту греческих поселений, мы видим отражение Минойской цивилизации, как каждая реальность является отражением Эмбера в произведениях Роберта Желязны. В принципе, можно было бы говорить и о заимствовании (помните наши разговоры о симулякрах), если бы не несколько "но". Первое "но" - греки не украли свою культуру у минойцев, а длительное время сосуществовали на роли младших братьев в одной культурной традиции. Второе - греки не сохранили все вообще без изменения, а развивали - все, кроме некоторого количества сакральных символов. Наконец третье - греки не похоронили свою культуру, взяв другую, а продолжали жить привычным образом, пытаясь переделать окружающий мир под свои потребности.

А вот когда мы дойдем до римлян, мы увидим воров...

До новых встреч!


Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Синемафилическое

    Посмотрел " Только не они". Объективно - ничем не хуже "Отряда самоубийц" или какого-нибудь "Человека-унитаза"... Уровень…

  • Опять двадцать пять...

    Вот только вот тут вот у нас была такая дискуссия. Мысль о влиянии белка на тробмозы я подумал самостоятельно, и она мне понравилась. Следует…

  • Немного бреда на ночь глядя

    Оксфордский университет опубликовал исследование, согласно которому опасность возникновения тромбоза воротной вены от вакцин Pfizer и Moderna в…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments