bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Немного о механизмах психологической защиты



Надыбал тут веселое видео с курсов для водителей. Когда-то думал пересдавать на права (кои получил еще в школе скорее потому чтобы не ухудшать статистику, чем по умению ездить на чем-то кроме велосипеда), и сам проходил через нечто подобное. Преподаватель реально неплох, но вот вопрос - почему он так неплох?

Причина первая. Аудитория - сборная солянка. Неподготовленные (в целом) дауны, умеренно разбавленные заумными эрудитами, способными оживить процесс неожиданным фейерверком. Соответственно, как во всякой сложной системе - общий уровень определяется самым слабым звеном. Именно поэтому, кстати, после школы идет институт, после института аспирантура, после аспирантуры какая-то практика, и только потом (уже имея защиту, либо активно находясь в процессе подготовки) вы встречаете научного руководителя. И остаетесь с ним один-на один, без поддержки группы, коллег, друзей и прочих. И смотрит на вас убеленный старец со следами превалирования интеллекта над бренным телом, и говорит - "ну что, дурачок, а теперь давай поговорим по-серьезному"... Вот это вот разделение на школу, институт, аспирантуру, защиту, работу и собственно приглашение в серьезную науку - оно неслучайно. Это система отсеивания, понимаете? На каждой стадии отсеиваются негодные. Потому что система работает настолько, насколько работает самое слабое звено, и слабое звено - это вы.

Задача системы высшего образования - не научить вас, а отсеять в процессе обучения самых негодных на каждом из уровней.

Потому что убеленных старцев на всех не хватает.

При таком взгляде на систему высшего образования становится понятно, откуда появляется столько дебилов с высшим образованием. Сперва началось с покупных экзаменов, с дипломов по блату и просто - "этот мальчик должен получить красный диплом". А оно тупое. Оно дегенеративное. Оно неспособно. Исходя из одной из перечисленных мотиваций это чудо попадает на следующую ступеньку, и либо решает вопросы аналогично, либо - поскольку система нивелируется по слабому звену - гробит работу всей группы. Когда в СССР вдруг выходцы из солнечных республик начали получать красные дипломы чуть не поголовно, а затем заполонили столичные ВУЗы - общественность вздрогнула, но, не сориентировавшись вовремя, решила - профессора научат, трудовой коллектив дотянет...

Вы думаете откуда 1991 год корнями?

Вообще, пока существует практика "отфутболить на самый верх" - система обречена. Вся система, в целом. Достаточно одного процента дураков, чтобы общие стандарты работы резко снизились. Потому что один процент дураков - это много, это статистически значимая величина. Один процент дураков - это значит, что везде, в каждой технологической цепочке у вас по дураку (редко встречаются производства с более чем сотней технологических цепочек, верно?), и значит - каждая из цепочек под дурака подстраивается. В СССР все заканчивалось партийной работой, но сейчас времена другие, и ЦК уже далеко не тот, согласитесь. Да и просто так лапшу на уши вешать уже не получается, медиаэффект конкретно роляет, так что - куда девать дурака?

Ну это мы отвлеклись.

Первое, что можно заметить в приведенном видео. Преподаватель построил свою лекцию из расчета на идиотов. Он использует простой язык, образный, обильно разбавленный шуточками и прибауточками. Чтобы идиоту было интересно. Он особенно ярко обыгрывает ключевые моменты - этим жгутом работать нельзя, аптечка не может стоить столько, она должна работать столько, активированный уголь процесс не останавливает и так далее. Он не надеется, что поймут. Он надеется, что в соответствующей ситуации всплывет нужный образ. И чтобы он всплыл, образ должен быть ярким. Не обязательно понятным - но ярким. Самым ярким. Чтобы вспомнился именно он, а не какая-нибудь хрень из доктора Хауса. Именно потому он работает как стендапер, а не как профессор. Он не лекцию читает - он дает номер.

Потому что лекцию идиот не поймет, а номер он запомнит.

Вы думаете, этот жгут реально в аптечке такой был? Нет, ребята - этот жгут такой, чтобы запомнили, понимаете?

Дальше - юмор. Смех на самом деле - это одна из защитных реакций психики. В стрессовой ситуации смех способен "разрядить обстановку", то есть - снизить нервное напряжение. Психологическая защита. Плюс при смехе происходит выделение эндорфина - то есть улучшается самочувствие. Потому юмористическая подача сложного для большинства материала происходит легко, без отвлечения. Опять же - по реакции, по тому, насколько уместно человек смеется и как он это делает, лектор может определить включенность. Кто слушал, кто нет. Естественно, рассчитывать на глубокое понимание нельзя, но мы уже видим, что преподаватель работает от гештальта, и для него включенность и переживание важнее глубины понимания материала.

Дальше. Почему "галопом по европам". Потому что только так можно удержать яркость. А яркость дает впечатывание, импринтинг. А импринтинг когда-нибудь (тьфу-тьфу) сработает. Если темп замедлить, начнется выгорание эмоций, потеряется интерес, внимание отвлечется, восприятие будет неполным. Не будет импринтинга, и если упаси господи - так будет жопа.

Наконец, нужно понимать, что никто из присутствующих на лекции не станет специалистом по оказанию первой помощи. Хотя бы на уровне санитара. Для этого надо достаточно подробно изучить довольно скучные и объемные разделы. Кровеносную систему человека (чтобы наложить жгут правильно с первой попытки), гигиену и санитарию (чтобы знать, как и чем обеззаразить, куда пальцы совать не след, а где наоборот, надо сразу промыть-продезинфицировать), фармакологию (чтобы нужные таблетки принять), строение скелета (наложение шины на перелом, определение возможности перемещения пациента с травмой позвоночника) и так далее. Они как были - так и останутся идиотами, но в кризисной ситуации у них будет пара-тройка образов, и что-то, что они смогут сделать - они сделают. И слава богу.

Потому что никто не ждет от идиотов большего.

Наконец, сам лектор. Стопудово, ему не интересно каждый вечер много дней подряд валять ваньку с дебилами. И потому он вот так вот - быстро, ярко, с хиханьками - проводит это время. Ибо иначе совсем жопа получится...

Вот так один из компенсаторных механизмов психики - смех - позволяет решать сразу кучу задач в ситуации, когда конечный результат, в общем, не требует сложных и глубоких познаний. Главное, чтобы анальгин с активированным углем не перепутали.
Tags: Круть несусветная, Офигеть!, Се ля ви..., Тонкое жизненное, Чотаржу
Subscribe

  • Утренняя Марьяночка...

    Тем, кто отошел после вчерашнего, может показаться непонятным, а чего тут такого... Давайте вспомним, как Марьяна нападала на Сырского. Дескать,…

  • На ночь глядя...

    Хотел откомментить, но замотался. А тут еще видео вышло симпатишное - кроме шуток, посмотрел с удовольствием, особенно порадовало описание…

  • О диссоциации личности

    .

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 8
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment