bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

О патрициях и галлюцинациях 8

Часть 8. Так чьи это уши торчат?



Основные тезисы, которые мы преследуем в отношении церкви в рамках нашего исследования, достаточно просты. Первое - Католическая церковь стала наследницей Рима. Эта наследственность проявилась в плане культурном, научном, социальном, политическом. Второе - наследование Католической церковью Рима прямо противоречит учению Христа. Третье - Католическая церковь послужила передаточным звеном римской идентичности современной европейской цивилизации. Рассмотрев (достаточно конспективно) происходившие при этом процессы, мы выделим общее, установим "ограничения конструкции" (инженерный термин, означающий предельные режимы эксплуатации системы) и проблемные места.

Рассматривать историю церкви мы не будем, поскольку ее и до нас рассматривали, и после нас рассматривать будут. Но ссылочно мы некоторые моменты упомянем. Особенно вкусные...

Первая заповедь христианства, данная Моисею - "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим". Эта заповедь унаследована христианством еще со времен Ветхого завета, никогда Христом не оспаривалась и не отрицалась. Эта заповедь свято исполнялась первыми христианами. Столкнувшись с римской архетипикой, с римской идентичностью, в которой богом является сам Рим, она вступила с ним в конфликт. Римский император, римский сенатор, римский гражданин, римское общество были построены на совершенно другой основе. Освоив Италию, победив при этом своих соседей по полуострову и переняв для этого и в процессе этого греческо-минойскую культуру с развитой теологией и мифологией, римляне не могли не создать себе кумира. В греческой мифологии кумиры есть, это герои. Если на ранних этапах истории, согласно грекам, "рулили" боги - воевали друг с другом, с титанами, то на поздней - появились герои, боголюди по происхождению, а то и и просто люди, привлекаемые богами для своих разборок. Наемники. Эта структурная часть мифа (сейчас вы будете смеяться) дожила в видоизмененной форме до наших дней. Джефферсон в 1787 г. писал другу: «Дерево свободы должно время от времени освежаться кровью тиранов и патриотов». Эти слова повторил перед всем миром Джордж Буш накануне вторжения США в Ирак и Афганистан. Демократия - это такой эвфемизм, призванный указать, но при этом скрыть истинное значение священной коровы современной европейской цивилизации. Но это мы забегаем вперед.

По мере того, как власть в Римской империи становилась все слабее и хаотичнее, как разрушалась административная система, как империя распадалась, христианское учение все более и более усиливалось. И это не случайно. Всякая идентичность (русскую мы уже рассматривали) есть категория глубинная, эмоциональная. Свято место пусто не бывает, и на каждый вакуум обязательно найдется свой кусок заполняющего его материала. Так Крон создал мир из пустоты, так Иегова создал мир из пустоты, так вся современная математика проистекает из идеи пустого множества... В случае римлян таким заполнителем стало христианство, утешающее и укрепляющее человека перед лицом невзгод. Если отвлечься от лужей и их страданий и посмотреть на системную часть этого процесса, то мы увидим, что христианство сперва забрало у людей Рим, а потом дало им Христа или то, что оно под Христом понимало. Принцип такой же, как игра в царя горы, или как в фильме Горец - останется только один.

После такого замещения остается только прибрать к рукам "наследство", что и произошло... А дальше я вас отправляю к сборнику анекдотов из жизни сумасшедшего дома, то есть к книге Белдуэлла Ги "История церкви". И чтобы оценить прелесть этого поучительного чтения, а также в качестве следующего пункта нашего рассмотрения, приведу цитату оттуда (Глава 4 самое начало):

Император Запада Гонорий (395-423) после долгих переговоров о политических и финансовых условиях с готским вождем Аларихом, которого отцу Гонория Феодосию I удалось в свое время привлечь на службу Риму, в какой-то момент увлекся сомнительными интригами и нарушил данное слово. Большего и не требовалось, чтобы Аларих решил, как бы в назидание, взять Рим и отдать его на разграбление своим воинам. Произошло это 24 августа 410 года. Римский мир испытал потрясение, превосходящее все, когда-либо выпадавшие на его долю.

Все те, кто ощущали себя римлянами, были поражены и потрясены до глубины души. Христиане чувствовали при этом, что понесли наибольший урон, поскольку им представлялось, что их религия глубинными узами связана с блистательной латинской цивилизацией: разве не эта цивилизация позволила христианству открыть себя миру?

Наиболее сильно случившееся переживали провинциалы - в истории мы часто встречаем случаи этого вполне понятного и достойного уважения чувства привязанности к далекой родине. Св. Иероним (+420), к тому времени закончивший в своей вифлеемской келье толкование на книгу пророка Исаии, а ранее «цицеронианец», принявший крещение в Риме и ставший советником своего епископа Папы Дамаса I (366-384), верно оценил значение произошедшего: «Пал древний город, тот, что столько веков был властелином мира»{85}; «С гибелью Рима была обезглавлена Римская империя, или, скорее, вся вселенная»{86}. Удрученному, ошеломленному рассказами об учиненной в городе резне, которые несколько лет спустя (414-417) дошли до него вместе с толпами беженцев из Рима, св. Иерониму казалось, что «вселенная рухнула»{87}.

Испанец Орозий в своей истории «против язычников» прекрасно выразил чувства гражданина Империи. Для него быть римлянином означало наслаждаться «тем миром и тем спокойствием», о которых просит в своих молитвах Церковь. «Я римлянин среди римлян, христианин среди христиан, человек среди людей. Общность законов защищала меня: повсюду я был у себя дома». Но в то же время Орозий задается вопросом: не откроется ли через это крушение путь к евангельской истине и другим народам?{88}

Ребят, я эту книгу не писал, это не мои фантазии. Но посмотрите на выделения - и вам все станет ясно... Я вам объясню, почему падение "царства зверя" вызвало такой эффект среди христиан - сублиматор алертности заместили, много крови, пота и труда потратили - а наследство испарилось. Обидка...

Обратим внимание на слова Орозия. Для него "быть римлянином означало наслаждаться тем миром и тем спокойствием", иными словами, Рим сублимировал алертность (т.е. естественные страхи) сам по себе. Орозий писал - "я римлянин среди римлян, христианин из христиан". Мне кажется, что он был скорее еврей с Привоза. Знаете почему? Потому, что сублиматор может быть только один, нельзя быть немножко фашистом, а немножко человеколюбцем. Если твой бог - Христос, то ты должен радоваться и кричать "Алилуйа!", но почему же ты грустишь, друг мой?

Продолжим цитирование сборника анекдотов: Но лишь африканец, бербер Августин, епископ Иппонский, настолько глубоко проник в суть произошедшего, что смог подняться до теологического суждения. Любовь Августина к римской цивилизации была и чувственной, и духовной. То есть он римскую цивилизацию не просто ёб, но ёб в восхищении и благоговении, благо и название епископата соответствует... Благодаря своей «Исповеди» (397-401), он занял место в ряду виднейших латинских авторов своего времени. Августин, подобно язычнику Рутилию Нуматиану, мог бы воскликнуть: «Мать мира убита!». Естественно, однако, что он не делает из катастрофы тех выводов, к кторым пришли отнюдь не ставшие менее ревностными противники христианства. Те полагали, что Рим пал оттого, что отвернулся от своих древних богов. По словам самого Августина, «язычники упрекают нашего Христа в том, что он стал причиной гибели Рима, хранимого прежде богами из дерева и камня»{89}.

Ну вот смотрите. Бербер Августин, своременник (значит был в курсе), епископ (значит уже не дурак), сам говорит - боги из дерева и камня. Понятно - что про языческих богов, но речь не о том. Речь о том, что язычники, наверное, знали лучше. Если на тебя движется войско врага, то логично иметь бога приземленного, не дурака подраться, который даст тебе в руки дерево и камень. И с воплем "Алилуйа!" ты бросаешь камень во врага и пиздишь его палкой... Римляне-язычники этот город построили, они за него воевали, они его возвеличили. Римляне-христиане решили, что бог им этот город дал. За какие, интересно, заслуги?

Рассматривая противостояние Христа и Рима эсхатологически, мы можем прийти только к одному выводу. Рим-зверь, Рим-диавол (христианин только так и может его рассматривать) победил. Он победил, погибнув. Он победил, отдавшись в руки христиан. Он победил, подменив - уже у первых христиан - смирение "детей божьих" гордыней победителей. Начиная с этого момента действия римской церкви - это уже не действия последователей Христа, а действия неумелых администраторов, пытающихся удержать утекающие из рук остатки былого величия, никогда им не принадлежавшего... Не зря Орозий, давая характеристику самому себе, сперва характеризует себя как римлянин, а уже потом - как христианин... А как Августин пишет о Риме - "Мать Мира убита"... Уважаемый Августин, позволь поинтересоваться, а какому богу ты молишься?

Основа римской идентичности - идея Величия. Не конкретные люди защищают Рим - Рим защищаем Величием, а люди - императоры, военачальники, легионеры - лишь проводники этого Величия. Рим рухнул потому, что проводников римского величия не осталось, другое величие пришло ему на смену. И те "страдальцы за веру", которые наслаждались "тем миром и тем спокойствием" - проводниками римского Величия так и не стали, когда это было нужно. И вот когда приперло, даже самые святейшие из них начали называть себя сперва римлянами, а потом христианами. Поздно пить боржом, когда почки сели...

Пропустив пару абзацев, мы читаем:

В 476 году Одоакр, предводитель небольшого германского племени герулов, вовремя оказавшись в центре событий, сместил последнего императора-подростка, который, словно в насмешку, носил имя Ромула Августула, звучавшее отголоском былой славы Рима героев и языческих богов. Он был сослан в Кампанью с пенсионом в шесть тысяч золотых. Отобранные у Августула знаки императорского достоинства Одоакр отослал восточному императору Зенону (474-491). Он сделал так не в знак презрения к покоренному Риму, но, напротив, из глубокого почтения к нему - его жест показывал, как высоко ставили варвары Империю и идеал единства, который она собой воплощала. Варвары, таким образом, изъявляли намерение хранить верность этому идеалу{92}.

По прошествии немногим более двадцати лет король франков Хлодвиг I (481-511) своим обращением в христианство указал наилучший путь соединения того, что осталось от римского мира, с бьющей через край молодой силой варваров, тогда как вандалы по-прежнему соприкасались с Римом лишь как разрушители, а готы - в качестве завоевателей-еретиков.

Не слово Христово покорило Европу, а римское Величие. Не слово Христово репрезентовало церковь в Европе, а символ Величия. Не трудом и смирением покорил плотник из Назарета суровые сердца варваров, и вообще не он покорил - это Величие древней империи подчинило себе то, что не смогли подчинить легионы империи... Возвращаясь к пропущенным абзацам, мы читаем:

В ответ на это обвинение им был создан великий апологетический и историко-теологический труд «О Граде Божием», в котором показано, что, напротив, империя стала уязвимой именно потому, что жители ее не были христианами. Августин призывает к личному обращению. Христианство, по его мысли, дает надежду, которая превыше крушения цивилизаций. Он говорит в одной из проповедей об «опустошенном городе»: «Быть может, Рим умер лишь для того, чтобы не погибли римляне!».

И римляне действительно не погибли, если мы имеем в виду не жителей города, а носителей идентичности. А римская идентичность, как мы помним, абсолютно толерантно относилась к богам. Ей что Зевс, что Юпитер, что Христос - все пофигу. Древние боги мстительны, коварны и жестоки. И вот уже спустя какие-то пятьсот лет после смерти Христа мы видим, как прежнее Величие идет вперед - но уже с его именем на знаменах... Римляне как носители идентичности ухитрились украсть Христа, отдав империю, но получив весь мир. Римляне как христиане потеряли своего бога, начав служить чужому. Воровство богов - давний почетный магический бизнес...

Если мы будем рассматривать христианство как культурную традицию, то обнаружим массу парадоксов. Самый явный из них - это католическая архитектура. Нигде в Евангелиях Христос не завещал строить храмы каменные, высокие и огромные, да еще и с химерами. Наоборот, он говорил о простоте и искренности. Нигде Христос не призывал к войнам, наоборот - он призывал к труду и смирению. Мы видим Крестовые походы, Конкисту... Не нужно прельщаться на фразеологию. Человек, говорящий о боге (и тем более - от имени бога) вовсе не обязательно богом на то уполномочен. Есть прекрасный американский сериал "Я - это зло" о реальных преступниках. Во второй серии первого сезона в нем рассказано о маньяке, который открыл дома церковь, чтобы заманивать жертв и затем истязать у себя в подвале...

Читая далее главу 4 (а глав там много), мы видим:

В тот же период Теодорих Великий (+526) основал готское королевство в Италии (493), воссоздав в нем все римские административные структуры вплоть до сената. Царствование его было на удивление благополучно. Римляне жили бок о бок с варварами, а Теодорих умело балансировал между арианами и католиками. Некоторые из католиков прославили его царствование, например, Боэций (+524), последний философ античности. Кассиодор (+583), первый, если можно так выразиться, «гуманист», сумел в основанном им монастыре Вивариуме сохранить для нарождающегося средневековья сокровища античного знания, переписывая рукописи; он же спас от уничтожения и римскую ciuilitas - столь дорогую ему культуру жизни и поведения, характерную для римской цивилизации.

Что самое интересное, Теодорих - варвар, арианец. Действия его (и упоминание в истории христианства) говорят сами за себя. Католичество вступило в симбиоз с Римом, и этот дуализм (а говоря точнее - раздвоение сознания) смог даже варваров использовать в своих интересах.

Миф о современной Европе, как о просвещенной, мирной и благополучной стране, куда мы все стремимся, чтобы "жить как люди" - это просто миф. Величие европейской цивилизации, воспринимаемое нами как данность - это реальный бог Европы. Способность этой цивилизации ассимилировать и присвоить все абсолютно, что только может сделать ее еще величественнее - абсолютно. Я не буду спорить о боге истинном и боге ложном - это спор теософский, а не предмет небольшого экзерсиса в области социальной психологии идентичности. Нужно понять одно - Европа для нас терра инкогнита, мы ее не знаем.

Пока на этом и закончим.


Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

  • Отходя ко сну...

    Чтобы организм смог правильно усвоить шашлык, за раз можно съесть не более 200-300 граммов мяса. Безопасную для здоровья порцию шашлыка в беседе…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments