Я сейчас немного позанимаюсь историей. Историей как наукой. Хотя и ни разу я не историк. Но все же.
Речь пойдет о блокаде Ленинграда.
В мое время при преподавании этого эпизода войны нам говорили о массовом героизме, о "городе Ленина" и так далее. И здесь я вижу большое-большое западло, которое официальная номенклатурно-идеологическая система насрала в голову гражданам своей страны. Подтверждением того, что это было именно заподло, стала перестроечная и постперестроечная дискуссия, а нужны ли были все эти жертвы? Не проще ли было сдать город? Действительно, официальное позиционирование Ленинграда, как "города Ленина", города революции сакрализировало его в советской идеологической системе. Одной из причин, и даже главной причиной, которую всегда нам указывали как источник героической обороны, указывалось именно вот это вот, особое значение Ленинграда для каждого советского человека. Когда рухнула номенклатурно-советская идеологическая система, и история начала подвергаться переоценке, чудовищные страдания, выпавшие на долю ленинградцев, стали казаться бессмысленными. Зряшными. Напрасными.
Массовая гибель ленинградцев является одной из причин, по которым Сталина считают кровавым бесчувственным тираном, Жданова сволочью, Жукова мясником и так далее.
Я тоже так считал - врать не буду. Мне пришлось перечитать множество книг, из коих особенно упомяну Резуна-Суворова, еще какие-то немецкие мемуары, Лиддел-Гарта - то есть отнюдь не коммунистические источники, чтобы иметь возможность сказать вам то, что я сейчас скажу.
Нам сегодня очень трудно понять, с наших сегодняшних позиций, зачем все эти люди страдали и умирали. Мы воспринимаем это как результат идеологического диктата, глупости и так далее, и мы не можем примириться с таким количеством таких трагических жертв. Это причина того, что мы не можем воспринимать Ленинград тем, чем он был на самом деле. Мы воспринимаем Ленинград либо как беду, либо как преступление, ибо идеологическое значение для нас ныне пусто и бессмысленно, как и идеология, его породившая, а другого объяснения мы не имеем, не завезли.
Сейчас мы это поправим.
Сразу отсылаю вас к Виктору Суворову. Там буквально в Ледоколе начинается, где Суворов писал про ленд-лиз. И в других книгах присутствует, короче - если порыться у Суворова, можно найти точно. Если вы хотите искать у Суворова, и вам недоступны другие источники. Это не важно, что вы читаете, важно как вы читаете - читайте то, что вам удобнее. Что именно вам вычитывать?
Во время войны захваченные немецкие танки везли на полигон и использовали для испытаний орудий. Обстреливали пушками советскими, чтобы выдавать рекомендации в фронтовые части. И вот к концу войны наши специалисты начали отмечать сильное снижение качества брони немецких танков. Тот же момент отражен и в мемуарах немецких военачальников, можете порыться у них. Танки к концу войны немцы совершенствовали, делали все лучше и лучше, а броня у них становилась все хуже и хуже. То, что мог держать Тигр первых выпусков, разбивало Тигр последних выпусков.
Почему?
Дело в том, что броневая сталь - она необычная. Она легированная, то есть - специальная. И еще и специальным образом закаленная. Но прежде всего - у нее специальный состав, в который входят легирующие присадки. Если в сталь не добавить легирующие присадки - она теряет прочность. У нас вроде танк, но он уже пробивается всем вообще. Танки, которые встретили союзники в Нормандии - танки последних выпусков. С очень хреновой броней. Потому что Гитлеру очень сильно не хватало легирующих добавок.
СССР тоже не хватало легирующих добавок. Еще в довоенное врмя он закупал часть из них за границей. А когда во время войны развернулось действительно массовое производство техники, расход легирующих добавок стал стремительно расти. Легирования требуют не только танки. Бронебойные снаряды тоже требуют легированного сердечника, подкалиберные, легирующие добавки требуются для того, чтобы сделать оружейные стволы и детали авиационных двигателей. Медь нужна для электромоторов, радиотехники, деталей карбюраторов, много для чего. Всего этого не хватало еще и до войны, а во время войны потребность во всем этом увеличилась в разы.
Откуда у СССР появились легирующие добавки тогда, когда они были особенно нужны?
Ленд-лиз. Огромные поставки. И легирующих добавок, и цветных металлов. Самое ценное, что везли конвои - это не слабые (других не было) британские и американские танки - это слитки марганца, хрома, никеля, меди, алюминия. Потому что эти металлы, будучи добавлены в сталь, превращали ее в броню, превращали ее в сердечники снарядов, делали простое железо настоящим оружием.
На протяжении всей войны броня советских танков непрерывно совершенствовалась, и качество ее постоянно улучшалось.
Основной поток ленд-лиза шел через Северный путь, через Атлантику, Северное море в Мурманск. Мурманск - единственный незамерзающий порт СССР с развитой транспортной инфраструктурой, способный принимать в той конфигурации театров военных действий ленд-лизовские конвои. Практически все легирующие добавки, без которых танки и пушки не могли бы пробивать врага, и были бы уязвимыми сами - прибывали через Мурманск и по одной-единственной железной дороге уходили вглубь страны.
Перережь эту дорогу - и страна не сможет воевать. Захвати Мурманск - и страна умрет в самой страшной войне на уничтожение.
Ребят, вы ставочку понимаете в этом раскладе?
Ключом к продвижению немецких войск в сторону Мурманска был Ленинград.
Да, была еще героическая оборона Северного фронта, был подвиг моряков-североморцев. Единственный участок западной границы СССР, который так и не смогли перешагнуть захватчики, был именно там - на севере. Но если бы фашисты взяли Ленинград - они бы перерезали единственную линию поставок стратегически важных и абсолютно незаменимых материалов. И тогда танки вместо броневой стали клепали бы из железа, и снаряды не могли бы пробивать немецкую броню.
Когда в Сталинграде наступление немецких войск завязло и остановилось, и Ставка начала концентрацию свежих частей для наступления, в этих частях были новые танки. И новые снаряды. И снаряды были с правильными бронебойными сердечниками, а танки были из брони, а не из говна и палок. И это стало возможным, потому что немцы не прорвались к Мурманску.
Потому что на пути у немцев стоял блокадный Ленинград.
Потеря Сталинграда означала потерю нефти, и это было бы фатальным. Потеря Ленинграда означала бы неминуемую потерю Сталинграда, потому что воевать было бы тупо нечем.
Меч Сталинграда ковался блокадниками Ленинграда.
Достаточно поднять цифры ленд-лиза, посмотреть, через какой порт они прошли, цифры потребности промышленности, чтобы стало ясно, что Ленинград - это северный Сталинград. Но это больше, чем Сталинград. Потому что Сталинграда могло и не быть, а вот Ленинград подвергся бы удару в любом случае. Сталинградская битва длилась 200 дней. Блокада Ленинграда - 872 дня. Потеря Сталинграда с большой долей вероятности означала бы поражение в войне, но потеря Ленинграда означала бы неминуемый крах везде, на всех фронтах.
Вот когда мы посмотрим на ситуацию вокруг Ленинграда с точки зрения логистики и стратегической ситуации, то поймем, на какой тонкой ниточке висела судьба страны, и ниточка эта - воля к сопротивлению ленинградцев.
Да, жертвы были страшные. Но у войны своя логика, и логика эта циничная и жестокая. И Сталину пришлось жертвовать всем, что он мог кинуть на чашу весов в Ленинграде - в том числе судьбами работников заводов и другими гражданскими. Это действительно страшный выбор, но после Треблинки и Освенцима мы знаем, что выбор этот был единственно верным. Просто о таких выборах публично не говорят.
Судьба всей войны зависела от стойкости и самопожертвования этих людей.
Вот при таком взгляде, который не мог быть озвучен при коммунистах, и который не мог бы быть популярным позже, и вряд ли будет безоговорочно принят сейчас, без проверки историками точно - вот при таком взгляде все становится на свои места.
Все остается страшным, но становится очевидным и оправданным.
Это людоедская логика войны.
Меч Сталинграда ковался блокадниками Ленинграда.
Точка.
Journal information